Мастер-класс по поддержке детской инициативы и самостоятельности
методическая разработка
Реализуя в образовательном процессе требования ФГОС ДО в части индивидуализации образования, признания ребенка субъектом образовательных отношений, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, мы поставили перед собой задачу определить для себя и освоить приемы и способы инициирования, направления и поддержки детской инициативы и самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mastmaksimova_t.a._er-klass_na_fgos_do_dokument_microsoft_office_word.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Максимова Т.А.
Мой Новый год?
Цель:
Представление приемов обнаружения и поддержки детской инициативы и самостоятельности.
Задачи:
Представить и обосновать приемы, направленные на инициирование детской активности и поддержку детской инициативы и самостоятельности, сформировать проектные группы, организовать в них работу.
Оборудование:
Нитки, кухонные лопатки деревянные, прищепки, кусочки ткани, мочалка, пластилин, бусины, перчатки, фломастеры, мозаика детская, картон, ножницы, мишура, булавки безопасные, шпажки деревянные, резинки для волос, зубочистки.
Проектор.
Актуализация.
Реализуя в образовательном процессе требования ФГОС ДО в части индивидуализации образования, признания ребенка субъектом образовательных отношений, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, мы поставили перед собой задачу определить для себя и освоить приемы и способы инициирования, направления и поддержки детской инициативы и самостоятельности. Принципиальными позициями в этом направлении для нас стало следующее.
Чтобы «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной и познавательно-творческой активности детей, учитывающие следующие факторы:
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной и творческой деятельности детей;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
- родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.
При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:
• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Однако полноценной развивающей среды и условий, о которых мы говорили выше, недостаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной творческой деятельности.
Сегодня я попытаюсь представить вам некоторые приемы, направленные на инициирование и поддержку детской инициативы и самостоятельности
Включение аудитории в деятельность.
Приемы | Содержание деятельности | Деятельность воспитателя |
Прием «Ассоциации» (Ассоциации со словом Зима) (Объединение и работа подгруппами Договор в тройках) | Организация внимания, обозначение и актуализация темы, Настрой на совместную деятельность, формирование умения договариваться | Организует внимание, направляет внимание, инициирует правила, создает условия для их соблюдения |
Прием «Три вопроса» (Что знаем о праздновании Нового года?; Что хотим узнать о праздновании НГ?; Как будем узнавать?) (введение ограничений – говорим по одному, по очереди, не повторяемся, не критикуем представления других…) (При необходимости - приемы привлечения внимания) | Определение зоны актуального и ближайшего развития, постановка вопросов, определение и принятие задач дальнейшей деятельности,
| Создает проблемную ситуацию. Фиксирует вопросы. Инициирует активность воспитанников. Вводит и удерживает ограничения. |
Выбор проектного хода – прием «Паутинка» (Солнышко) (предоставление права выбора вида деятельности, места деятельности, материалов..) (пояснение особенностей предстоящей формы деятельности – презентация) (ограничение – не повторяться в выборе) | Определение формата проектных ходов и проекта в целом – осуществляется выбор содержания проектной деятельности через выбор вида деятельности (продуктивной, речевой, музыкальной, двигательной, игровой – театрализация) | Обращает внимание на содержание предметной среды. Предлагает выбрать вид деятельности . Фиксирует выбор групп в виде схемы. Выясняет особенности презентации как формы представления проектного продукта. |
Реализация проектных действий (введение ограничений – временные рамки практической деятельности) | Практическая деятельность по созданию проектного продукта. | Оказывает практическую помощь при необходимости. Обращает внимание на введенные ограничения. |
Презентация («назови число» -определение порядка выступлений. Распределение «амплуа» ) | Представление своего проектного продукта, отношение к продукту других участников общей деятельности. | Организует восприятие проектного продукта всеми участниками и отношение к нему. |
5 этап Рефлексия с аудиторией Игра: Волшебная палочка | Высказывают свое отношение к состоявшейся деятельности | Организует рефлексию |
Итоги и выводы:
Таким образом, я попыталась организовать ситуации, в которых коллеги смогли испытать на себе приемы, направленные на инициирование и поддержку детской инициативы и самостоятельности Я уверена, что присутствующая аудитория смогла увидеть и осознать, что метод проектов актуален и очень эффективен, используя этот метод, можно применять приемы других технологий (социо-игровой), что он даёт ребёнку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, обеспечивает детскую субъектность и поддерживает инициативу и самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность
Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность...
Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Цель: повышение компетенций педагогов при оказании недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с технологией «Детский сове...
Мастер-класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в общении детей 6-5 лет"
Мастер – класс «Поддержка инициативы и самостоятельности в общении детей 5-6 лет через слушание-восприятие музыки».(Перед входом на мастер-класс раздать 3 вида фишек разного цвета. Д...
Мастер-класс для педагогов «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей
Мастер-класс для педагогов«Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей...
Мастер - класс для родителей: "Поддержка детской инициативы раннего возраста"
Инициатива понимается психологами как проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами. Без способности проявлять инициативу не может ...
мастер класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества"
мастер класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества"...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...