АООП
рабочая программа

Туманова Виктория Викторовна

Адапционная основная образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop.docx69.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок»

РАССМОТРЕНО

Психолого-медико-педагогическим

консилиумом МАДОУ №15

«____»_________________20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МАДОУ №15 __________________Н.В.Глушкова

Приказ от «____»_______________20___ г. №____

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

____________(__________________)

«_____»________________20___ г.

Адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ

________________________, 25.10.2012г.

Комбинированная группа старшего дошкольного возраста №11

Разработана:  _________, учитель-логопед

_________, педагог-психолог

____________, музыкальный руководитель

____________________, инструктор ФИЗО

_________________________, воспитатель

В.В Туманова, воспитатель

              Ведущий специалист:  ____________, учитель-логопед

Период реализации: октябрь 2017– май  2018 г.

Содержание

I.  Целевой раздел

  1. Пояснительнаязаписка

1.1. Общие  сведения о ребенке

1.2. Заключение ПМПК

1.3. Психолого-педагогическая характеристика ребенка

1.4. Цели, задачи адаптированной образовательной программы

  1. Планируемые результаты освоения Программы

II. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность

  1. Коррекционная деятельность
  1. Воспитательная деятельность
  1. Взаимодействие с родителями

III. Организационный раздел

3.1. Режимдня

3.2. Расписание занятий со специалистами

3.3. Учебный план

3.4. Материально- техническое обеспечение Программы

3.5.Обеспеченность методическими материалами и средствами  обучения

3.6. Кадровое обеспечение

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.
  1. Общие сведения о ребенке.

_____________, 25.10.2012г.р. посещает детский сад с 2,5 лет. Семья полная, _________ - единственный ребенок. В квартире имеется детская комната. Семья проявляет заинтересованность в развитии ребенка, характер взаимоотношений – сотрудничество.  

  1. Заключение ПМК

Решением городской ПМПК от 30.12.2015 года ________ подтвержден статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья и требуется  организация воспитания и обучения по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Психолого-педагогическаяхарактеристика ребенка.

Контакт устанавливает легко, но старается навязывать свои правила. В группе общается  со всеми детьми. Просьбы взрослых выполняет  охотно.

Познавательный интерес – не  всегда устойчивый, отвлекается. Не выдерживает длительных интеллектуальных нагрузок, при утомлении  требуется смена вида деятельности.  В продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка) не всегда старательна. Любит рисовать цветными карандашами на свободную тему. Помощь принимает,  сама  обращается за помощью взрослого.

Крупная моторика развита на среднем уровне, походка стала более уверенная,  меньше испытывает  затруднений при выполнении  физических упражнений.  Научилась  ловить мяч и  прыгать  вперед с места на двух ногах и на месте на одной ноге.  При выполнении упражнений на координацию еще испытывает затруднения.

Мелкая моторика развита недостаточно, но наблюдается динамика при выполнении пальчиковых игр. Ведущая рука правая. Захват карандаша неправильный, нажим  неравномерный, линии недостаточно ровные. Испытывает затруднения при работе с ножницами.

Интеллектуальные умения  на среднем уровне. Знает названия геометрических фигур и цветов спектра. Владеет механическим счетом в пределах  10. Требуется помощь при конструировании.  Затрудняется строить постройки по образцу более чем из 4 деталей. Помощь принимает. Справляется с заданиями на сравнение количества предметов в пределах 10. Справляется с  заданиями на  классификацию и  обобщение по знакомым лексическим темам.

В развитие речи наблюдается динамика. Но понятность речи снижена. Нарушено произношение нескольких групп звуков. Слоговая структура слов сформирована недостаточно. В самостоятельной речи активно пользуется простыми  распространенными предложениями с простыми предлогами, иногда использует сложные предложения.  При пересказе требуется постоянная помощь в виде наводящих вопросов. Понимание речи на достаточном уровне.  Значительно пополнился активный словарный запас.

Любит слушать сказки, играть в настольные игры, слушать музыку,  наряжаться, включается в сюжетно-ролевые игры. Правила в играх не всегда  соблюдает. В играх навязывает детям свои правила и требует их выполнения. На отказ проявляет негативизм и выражает обиду плачем и агрессией. На музыкальных занятиях проявляет активность, но при выполнении  вокальных  и хореографических  упражнений испытывает затруднения. Стихи заучивает, но выразительно рассказать не может.

Работоспособность нестабильная, наблюдаются признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные – 10-15 минут. Часто отвлекается на посторонние раздражители.

Саморегуляция  на среднем уровне,  стала соблюдать нормы поведения в группе.  Может одеваться сама,  требуется незначительная  помощь взрослого. Поручения взрослых выполняет охотно.

Навыки конструктивного взаимодействия сформированы достаточно. В последнее время наблюдается улучшение в установлении дружеских контактов с детьми. Стойких дружеских контактов нет.  

Особенности группы: В группе 24 человека. Дети принимают _______ в игру.  Отношение к детскому саду у ребенка  положительное.

  1. Цели, задачи адаптированной образовательной программы.

Цель:

Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка.

Задачи:

  1. Развивать  крупную и мелкую  моторику.
  2. Проводить коррекцию компонентов речевой системы (звукопроизносительной стороны, фонематического слуха, грамматического строя, связной речи).
  3. Развивать   познавательные  умения и навыки  (в области  ознакомления с окружающим) и познавательные процессы (все виды памяти, восприятие, внимание, мышление).
  4.  Формировать эмоционально-волевую сферу.
  5. Корректировать поведение в социуме.

Срок реализации программы: 8 месяцев. Пересмотр программы – май 2018 года.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная деятельность.

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Игры и упражнения

Физическое воспитание:

и мелкая моторика.

 Закреплять умение бегать легко ритмично, сохраняя направление и темп;

  Закреплять умение бросать предметы  и попадать в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 3м.

 Закреплять умение перестраиваться в колонны по двое, по трое выполнять  повороты направо налево, кругом;

 Закреплять умение прыгать в длину с места на расстояние не менее 70см.

 Закреплять умение выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

 Закреплять умение лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой;

Пальчиковые упражнения на развитие подвижности, скорости, ловкости.

Формирование навыка правильно держать карандаш и ложку.

 Работа с карандашом (раскрашивание, рисование, штриховка).

Развитие навыка работы с  пластилином и ножницами (создание композиций из мелких деталей).

Умеет бегать легко и ритмично, сохраняя направление и темп

Умеет бросать предметы и попадать ими в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 3м.

Умеет перестраиваться в колонны по два, по три, выполняет повороты налево, направо, кругом.

Умеет прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.

Умеет выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие

Умеет лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой.

Может  правильно взять в руку карандаш для рисования и ложку во время еды.

Правильно выполняет  знакомые пальчиковые упражнения на двух  руках.

При штриховке, обводке и раскрашивании старается не выходить за контур предмета.

Может скатать  из пластилина шар и колбаску мелкого размера и создать целостную композицию.

Выполняет ровный прямой разрез и вырезает детали крупного размера ножницами

Пальчиковые игры

Л. Ивановой «Стихи с движениями»;

Рисование и  штриховка с помощью трафаретов: «Геометрические фигуры», «Транспорт», «Насекомые» и др.

Лепка с использованием формочек и набора для лепки.

Вырезание по контуру и из геометрических фигур

Художественно- эстетическое развитие

Уметь верно передавать общее настроение песни при пении.

Работать над дикцией.

Развитие музыкального ритма, музыкального слуха.

Развитие творческих способностей  в театрализованной деятельности.

Различает звучание муз.инструментов, различает высокие и низкие звуки (в пределах октавы).

Начинает петь сразу после муз.вступления.

Играет на металлофоне на одном звуке.

Поет без напряжения, плавно, произносит отчетливо слова, поет в сопровождении музыкального инструмента и фонограммы.

Ритмично двигается в соответствии с различным характером и динамикой музыки.

Выполняет танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием и боковой галоп.

 Правильно воспроизводит музыкальный  ритм трехчастной формы.

Чисто интонирует мелодию в песне.

Передает одушевленные и неодушевленные образы  персонажей в театрализованной деятельности.

Активно участвует на праздниках в индивидуальных сценках и танцах.

М/д игры: «Угадай на чем играю», «Узнай песню по ритму», «Поздоровайся песенкой», «Угадай песню по мелодии»

Игры на металлофоне: «Небо синее», «Андрей-воробей».

Распевки: «В лесу», «Птица и птенчики», «Эхо».

Игра м/д «Громче-тише», «Узнай по голосу», «Трубы и барабан».

Упражнения на развитие танцевальных ритмических движений.

Игры на ложках и кубиках «Повтори», «Угадай-ка», «Музыкальное лото».

М/д игра на различение тембра звуков «Узнай по голосу».

М/д игра на развитие ритма «Игра с бубном».

Игры-перевоплощения под музыку «Изобрази шум леса», «Превратись в снежинку», «Море и ручеек», «Быстрый-медленный».

Социально-коммуникативное развитие:

-взаимоотно-шение со сверстниками и взрослыми;

-учебное поведение;

-игровая деятельность;

Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут (3 раза в день).

Воспитывать эмпатию и сопереживание

посредством  сказкотерапии и моделирование воспитывающих ситуаций в свободной деятельности.

Учить проявлять гибкость в общении со сверстниками, учитывать их интересы.

Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт.

Сопереживает героям сказок и сверстникам.

Конструктивно взаимодействует в сюжетно-ролевых играх с детьми.

Стихи с движениями, пересказ сказок с заместителями на фланелеграфе.

Игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали -покажем», «Море волнуется раз…», «Театр», «Определи настроение»,  подвижные с водящим: «Гуси - гуси», «Краски», «Колечко» и др.

Речевое развитие

Расширение словаря глаголов, прилагательных и наречий по лексическим темам.

Закрепление правильного произношения на речевом материале отрабатываемых  звуков.

Закрепление грамматических категорий (использование простых и сложных предлогов и падежных окончаний существительных и прилагательных  в ед. и мн. числе по падежам, согласование прилагательного с существительным по родам в играх.

Развитие связной речи.

Может самостоятельно подобрать прилагательные  при описании предмета (не менее 5-6 слов).

Правильно использует  в речи простые предлоги (НА, В, ИЗ, С, ЗА, ПОД, К, У, ОТ, ПЕРЕД) и использует сложные с помощью взрослого.

Правильно согласует существительные и прилагательные в падежах в ед. и мн.числах.  

Может составить короткий рассказ (7-8 предложений) с опорой на вопросы воспитателя или   схему. Правильно согласует прилагательные и сущ-е в сред.р

Правильно использует в самостоятельной речи  отрабатываемые звуки.

Пересказывает небольшие рассказы близко к содержанию.

Составляет самостоятельно связный рассказ по серии картин.

Составляет описательный рассказ с опорой на схему.

Речевые игры на обогащение словаря:

«Опиши предмет», «Чей хвост? Чье ухо?», «Чьи лапы?», «Назови листок», «Из чего предмет?»

«Чей дом?», «Скажи наоборот», «Найди и подбери родное слово», «Скажи как» и др.

Речевые игры на развитие грамматического строя речи: «Чей?Чья?Чьи?», «Назови ласково», «чего не хватает?»,

 «Сосчитай до 5», «Один-много», «Жадина», «Договори словечко», «Найди и исправь ошибку», «Где предмет?», «Подбери предлог» и др.

Игры и упражнения по отработке звукопроизносительных навыков:

 «Барабанщик», «Болтушка», «Фокусник», «Заведи мотор», «Маляр», «Качели», «Вкусное варенье», «Индюк», «Договори словечко», «Назови картинку», «Повтори за мной», «Цепочки слогов», «Улитки на звуки Р, Рь», «Кто быстрей?», «Придумай и назови предложение по картинке», «Разложи картинки по домикам», проговаривание скороговорок со звуками Р, Рь.

Упражнения и игры на звуковой анализ и синтез слов:

«Раздели слово на слоги», «Найди гласные звуки в слове», «Назови гласные буквы в слове», «Подбери картинку к схеме», «Сосчитай звуки в слове», «Где звук, а где буква?», «Узнай слово по звукам», «Карточки на дифференциацию шипящих-свистящих и сонорных звуков», «Узнай и назови букву». Упражнения на развитие связной речи:

Пересказ текстов по опорным вопросам,  по плану, по схемам; составление описательных рассказов по схеме; составление рассказов по сюжетным картинкам.

Познавательное развитие

Формирование пространственных представлений (право-лево, вверху - внизу).

Конструирование  по образцу, усвоение схематичного изображения деталей.

Установление взаимно однозначных соответствий с помощью модели количественных отношений.

Ориентируется в понятиях лево-право, вверху-внизу  в пространстве и на листе бумаги.

Конструирует по образцу из 10 деталей.

Сравнивает количество предметов при помощи модели в пределах 10.

Соотносит простые детали с их схематическим изображением.

Имеет представления о сезонных изменениях в природе.

Пазлы, конструкторы: «Город», «Самоделкин металлический»;

«Танграмм», игры со счетами: «Всем ли зайцам хватит моркови?», «Каких платьев больше получится?» и др.

Игры с карточками цифр: «Покажи сколько», «Покажи соседа», «Разложи по порядку», «Послушай, сосчитай и покажи» и др.

Упражнения в тетради в крупную клетку «Найди середину листа», «В правом верхнем углу нарисуй квадрат» и т.п.

Упражнения на усвоение схематичного изображения деталей «Чья  тень?», «Что бывает такой формы?», составление фронтальных схем .

Игры на формирование представлений о явлениях природы и временных признаков: «Покажи на часах когда мы это делаем», игры «Времена года», «Календарь природы», «Волшебница природа», «Части суток», «Обитатели леса»,

«Кто где живет?», «Атлас мира».

Основные методы

  • Использование методов моторной коррекции
  • Сравнение речевых и неречевых звуков
  • Привлечение всех анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный)
  • Автоматизация речевых навыков через многократное повторение
  • Стимулирование речевой активности
  • Использование методов моделирования
  • Работа по схеме и образцу
  • Использование метода «От простого к сложному»

Формы коррекционной деятельности с детьми по реализации программы

Компоненты развития речи

Образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Формы организации образовательного процесса

Воспитание звуковой культуры речи

Словарная работа

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

- Составление предложений по «живой модели» (рассказ по картине – пейзажу)

- Рассказ по плану

- Сюжетный рассказ

- Рассказ из личного опыта

- Составление графической схемы предложений

- Поисковая деятельность в области грамматики

- Обрядовые праздники

- Обрядовые песни

- Праздники русской культуры

- Проектная деятельность с детьми

- Театрализованные постановки

- Создание книги «Мои рассказы»

- Самостоятельное сочинение

- Конкурсы чтецов

Групповые;

 Подгрупповые;

Индивидуальные.

2.2. Коррекционная деятельность.

Сопровождение узких специалистов:

  • Логопеда (в ДОУ)
  • Психолога (в ДОУ)
  • Музыкального руководителя
  • Инструктора по ФИЗО

Сопровождение логопеда и психолога  осуществляется в индивидуальной и подгрупповой форме. Музыкальный руководитель  и инструктор по ФИЗО осуществляют индивидуальный подход в процессе НОД.

Задачи узких специалистов и  распределение полномочий

Специалист

Задача

Игры и упражнения

Логопед

Коррекция речевых нарушений:

  • развитие подвижности арт. аппарата;
  • развитие силы и направленности воздушной струи;
  • дифференциация шипящих и свистящих звуков;
  • постановка и автоматизация сонорных звуков Р, Л.
  • расширение активного и пассивного словаря по лексическим темам;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • обучение элементарному  звуко-буквенному анализу слов.

Совместная работа с воспитателями и родителями по закреплению сформированных навыков.

Арт. упражнения для языка: «Барабанщик», «Болтушка», «Фокусник», «Заведи мотор», «Маляр», «Качели», «Вкусное варенье», «Индюк».

Звуковые дорожки «Самолет и облака», «Щенок», «Тихо!», «Щенок и косточка», «Фокусник и звезды».

Речевые игры на коррекцию звукопроизношения: «Повтори за мной», «Назови картинку», «Улитка», «Кто быстрей?», «Придумай предложение по картинке».

Проговаривание скороговорок со звуками Р, Рь, Л, Ль.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Поймай слог», «Подбери картинки», «Четвертый лишний», «Придумай слово с заданным звуком», «Разложи картинки по домикам звуков Р, Л», проговаривание цепочек слогов с оппозиционными звуками, проговаривание слов с оппозиционными звуками, «Подбери слова в рифму».

Расширение и активизация словаря по темам «Овощи. Фрукты», «Грибы и ягоды», «Домашние животные и их детеныши», «Осень. Поздняя осень. Осенние месяцы», «Наша Родина – Россия!», «Обувь и одежда», «Мебель», «Посуда», «Зима. Зимующие птицы. Зимние месяцы», «Домашние животные зимой», «Дикие животные зимой», «Новый год», «Транспорт. Профессии на транспорте», «Орудия труда. Инструменты», «Животные жарких стран», «Комнатные растения», «Животный мир морей и океанов», «ранняя весна. Весенние месяцы. Мамин праздник», «Растения и животные весной», «Школьные принадлежности», «Космос. Покорители космоса», «Первые весенние цветы».

Игры на развитие словаря: «Скажи наоборот», «Назови листочек», «Из чего сделан предмет?», «Найди и подбери родное слово», «Чей дом?», «Скажи как?».

Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи: «Чей?Чья?Чьи?», «Назови ласково», «чего не хватает?», «Составь предложение по картинкам» (предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, ЧЕРЕЗ, ОКОЛО, МЕЖДУ), «Жадина», «Один-много», «Сосчитай до 5», «Договори словечко», «Найди и исправь ошибку», «Где предмет?», «Откуда возьмем предмет?», «Подбери предлог», «придумай предложение по схеме», работа с графическими схемами предлогов.

Упражнения на развитие связной речи: пересказ по плану, пересказ с опорой на схему, составление описательного рассказа по схеме, составление рассказа по серии картин, составление рассказа по сюжетной картинке.

Игры на обучение элементарному звуковому анализу и синтезу: «Где живет звук?», «Раздели слово на слоги», «карточки на дифференциацию звуков в словах», «Подбери картинку к схеме», «Сосчитай звуки в слове», «Узнай слово по звукам».

Упражнения и игры по обучению элементам грамоты: «Найди и обведи гласные буквы», «Где звук, а где буква?» «Составь и прочитай слог», печатание букв А,О,У,Ы,И,Р,Л в воздухе, на доске , на листе бумаги в клетку.

Психолог

Коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер

Развитие зрительного рассматривания, зрительного анализа и синтеза.

Развивать психические процессы (память, мышление, внимание, восприятие)

Развитие умений определять, характеризовать и сопоставлять свойства и признаки знакомых объектов, как на основе непосредственного восприятия, так и с использованием готовых моделей.

Развитие умений выделять существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений.

Формировать  умения подчинять свои действия правилам

Формировать  умения действовать по правилам в играх и общении, избирательно и устойчиво взаимодействовать с детьми,  сотрудничать на занятиях

Способствовать развитию эмоционально-личностных проявлений.

Развивать эмоциональную отзывчивость и умение подчинять свои действия правилам.

Развивать элементы произвольности.

Совместная работа с воспитателями и родителями по закреплению и развитию психических процессов.

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

- «Найди отличия»,

 - «Назови фигуру»,

- «Геометрическое лото»,

- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

- «Закрась фигуры»,

- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

“Кричалки—шепталки—молчалки” (Шевцова И.В.), “Разговор с руками” (Шевцова И.В.), “Зеваки”, “Расставь посты”, “Слушай команду”, «Слушай и исполняй», «Кулак, ребро, ладонь»

Музыкотерапия

Игры на снятие мышечного напряжения: “Ласковые лапки”, “Передай мяч”, “Слушай хлопки”, “Давайте поздороваемся”

 «Собираемся в поход», «Найди пару», «Собираем головоломки», «Менялки», «Сиамские близнецы».

«Три характера», «Что будет, если…», «Смелый заяц», «Часовой», «Капитан», «Добрый мальчик», Страна «хорошо», сказка «Хочу быть счастливым», «Волшебный сундучок», «Скульптура»,

«Горелки», «Дракон», «Слепой танец», «Водопад».

Музыкальный руководитель

  • Развитие музыкального ритма
  • Развитие восприятия музыки и музыкального слуха.

Совместная работа с воспитателями и родителями по закреплению сформированных навыков.

М/д игры: «Угадай на чем играю», «Узнай песню по ритму», «Поздоровайся песенкой», «Угадай песню по мелодии»

Игры на металлофоне: «Небо синее», «Андрей-воробей».

Распевки: «В лесу», «Птица и птенчики», «Эхо».

Игра м/д «Громче-тише», «Узнай по голосу», «Трубы и барабан».

Упражнения на развитие танцевальных ритмических движений.

Игры на ложках и кубиках «Повтори», «Угадай-ка», «Музыкальное лото».

М/д игра на различение тембра звуков «Узнай по голосу».

М/д игра на развитие ритма «Игра с бубном».

Игры-перевоплощения под музыку «Изобрази шум леса», «Превратись в снежинку», «Море и ручеек», «Быстрый-медленный».

инструктор по физической культуре

  • Развитие умение бегать легко ритмично, сохраняя направление и темп.
  • Развитие умение бросать предметы  и попадать в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 3м.
  • Развитие умение перестраиваться в колонны по двое, по трое трое, умение выполнять повороты направо налево, кругом.
  • Развитие умение прыгать в длину с места на расстояние не менее 70см.
  • Развитие умение выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  • Развитие умения лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой.

Физкультурные занятия разной направленности:

• обучающие, развивающие занятия

• сюжетные (разные виды физических движений, хорошо знакомые детям, объединяются одним сюжетом);

• комплексные, интегрированные занятия

• игровые

• занятия с эмоциональным погружением;

• занятия педагогического наблюдения

Физкулътурно-оздоровительная работа в течение дня:

• утренняя гимнастика;

• физкультминутки, или физкультурные паузы

• подвижные игры в зале и на свежем воздухе.

  Активный отдых (физкультурные праздники).

Самостоятельная двигательная деятельность.

 Мини-беседы с детьми (о строении организма, о закаливании и т.д.).

Способы организации детей:

• фронтальный способ – выполнение заданий одновременно всеми детьми;

• групповой способ – распределение детей на подгруппы;

• поточный способ – когда дети выполняют упражнение друг за другом;

• индивидуальный способ (доучивание, корректирование, выполнение более сложного задания отдельными детьми).

Средства

• общеразвивающие физические упражнения без предметов;

• общеразвивающие физические упражнения с использованием разных предметов

• физические упражнения, выполняемые с использованием разных снарядов и исходных положений

• основные виды движений

• развивающие подвижные игры с использованием разных видов физических упражнений

• элементы хореографии и танцевальные движения;

• элементы самомассажа

Межведомственное взаимодействие в сопровождении ребенка с ОВЗ

Невролог

Наблюдение 1 раз в год.

Определение образовательного маршрута

ПМПК (май 2018г.)

Дефектолог

ЦДиК г. Канска

Система мониторинга:

Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком, проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов.

Ребенок, поступающий в ДОУ, проходит диагностику, на основе которой с учетом рекомендаций ПМПК проектируется АОП. Промежуточный мониторинг проводится через 3 месяца. На основании полученных данных воспитателями и специалистами в рамках ПМПк проводится корректировка АОП,  происходит оптимизация процесса. Итоговый мониторинг осуществляется в мае, на его основе делается вывод о реализации АОП, ставятся новые задачи.  

Специалист

Диагностический инструментарий

Педагог - психолог

Диагностика социально - нравственного развития детей (мл. - ср. гр). Афонькина Ю. А. Комплексная оценка развития ребенка. Программа «Успех». Вторая младшая группа. Волгоград: Учитель, 2012.

Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Вторая младшая группа / авт.-сост. Ю. А. Афонькина. Волгоград: Учитель, 2011.

Данилина Т. А., Зедгенид- зе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2006

Музыкальный руководитель

Тарасова  К.В.Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед

Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Инструктор по физической культуре

Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть! Методическое пособие.

Воспитатель

Педагогическая диагностика по программе «Развитие».  Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст.

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста. О.С.Ушакова

Диагностика проводится через:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Анализ продуктов деятельности
  • Анализ карт развития
  • Использование специализированных диагностических комплексов
  • Деятельностные пробы
  • Элементы портфолио
  • Анализ видеоматериалов

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт развития.  Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.  Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.

Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.

  1. Воспитательная деятельность:

Специалист

Задачи

Воспитатель

-формировать у детей адекватных способов  общения с ребенка с ОВЗ;

-формировать умение видеть ситуации, где ребенку с ОВЗ нужна помощь и оказывать ее;

-объяснять детям тех или иных особенностей поведения ребенка и причин их вызывающих.

Педагог-психолог

  • обучать положительному взаимоотношению и принятию других
  • создавать благоприятной атмосферы и максимального взаимодействия в группе

Музыкальный руководитель

  • становление эстетического отношения к окружающему миру
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Инструктор по физической культуре

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение физического и психического благополучия

Учитель-логопед

  • формировать оптимистическое отношение детей к окружающему
  • развивать интеллектуально-волевые качества

2.4. Взаимодействие  с родителями

Целевая группа

Задача

Форма

Работа с родителями ребенка с ОВЗ

Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях

Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ

Индивидуальное консультирование

Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях

Работа с родителями группы, где обучается ребенок с ОВЗ

Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения  в отношении ребенка с ОВЗ

Групповое и индивидуальное консультирование

Развитие инклюзивной культуры родителей в целом осуществляется следующим образом:

  • личный пример педагогов и всей команды ДОУ в выстраивании равных, принимающих отношений с  детей с ОВЗ
  • трансляция родителям идеи, что от инклюзия нужна каждому ребенку без исключения: дети становятся милосерднее, учатся видеть, когда кому-то нужна помощь и оказывать ее, они начинают мыслить, не разделяя «на таких и сяких»
  • Дети учат родителей: дети рассказывают дома о том, как здорово они играли с детьми с ОВЗ в детском саду, что также формирует адекватное отношение родителей, происходит развенчивание мифов
  • Активное и равное  участие детей с ОВЗ в жизни ДОУ дает возможность для родителей получить инклюзивный опыт и сформировать адекватное отношение к детям с ОВЗ
  • Обучение родителей и детей способам эффективной коммуникации с тем, кто чем-то отличается, обучение умению видеть, когда нужна помощь, и оказывать ее.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Режим посещения–каждый день, группа полного дня.

Примерный распорядок дня

  • Встреча детьми ребенка
  • Разминка
  • Завтрак
  • Логопедическое подгрупповое занятие
  • Продуктивная деятельность
  • Второй завтрак
  • Музыкальное занятие (выполнение комплекса индивидуальных упражнений 10-15 мин. в процессе группового занятия)
  • Прогулка
  • Обед
  • Сон
  • Непосредственно образовательная деятельность по программе
  • Уплотненный полдник
  • Самостоятельная игровая деятельность
  • Уход домой

3.2. Расписание занятий со специалистами.

Специалист

Занятия

Логопед

Среда 9.30 - 9.50 (индивидуальное)

Пятница 9.20 - 9.40 (индивидуальное)

Психолог

Понедельник 9.55- 10.20 (индивидуальное)

Четверг 9.55- 10.20 (подгрупповое)

Музыкальный руководитель

Вторник 15.40-16.05 (групповое)

Четверг  15.40-16.05 (групповое)

Инструктор по ФИЗО

Понедельник  15.50 – 16.15 (групповое)

Среда 15.15 – 15.40 (групповое)

3.3. Учебный план.

Раздел

Кол-во занятий

Ответственный

Познавательное развитие

РЭМП

1

Воспитатели

Подготовка к обучению грамоте

1

Воспитатели

Речевое развитие

Развитие речи

2

Воспитатели

Физическое развитие

Физкультура

3

Инструктор по физической культуре

Художественно-эстетическое

Развитие музыкальности

2

Музыкальный руководитель

Изо-деятельность (рисование,лепка/аппликация)

2

Воспитатели

Вариативная часть

Индивидуальная работа

Коррекционные занятия по развитию речи

2

Учитель-логопед

Коррекционные занятия с педагогом психологом

2

Педагог- психолог

всего

15

Условия в реализации инклюзивного образования на групповых занятиях:

-адаптация содержания по  типу упрощения

-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале

-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка

-при  проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка

-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка с ОВЗ

-повторение материала

-частая смена видов деятельности

-стиль обучения - полисенсорный

Предъявление инструкций –четко, кратко, с визуальной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта.

3.4. Материально-техническое обеспечение программы.

Региональная субвенция на образовательную деятельность детей с ОВЗ согласно приложения 2-3 закона «Об Образовании» Красноярского края.

В группе имеется детская мебель, соответствующая росту ребенка, музыкальный центр, телевизор, оборудовано место для выполнения логопедических упражнений (стол, стул, зеркало, полки для методических и наглядных пособий).

3.5. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.

Дляправильной организации самостоятельной деятельности создаетсяразвивающая среда, которая предполагает наличие:

- игровых зон;

- зон уединения;

- современных игрушек;

- развивающих игр;

- дидактического и демонстрационного материала;

- материала для продуктивной деятельности;

- атрибуты для творческой деятельности;

- уголка природы  и экспериментирования;

- логопедического уголка;

- спортивного инвентаря и оборудования.

Все групповое пространство разделено на центры, доступные ребёнку.

группы, на которую нацелена данная среда.

Параметр

Исполнение

Ресурс для исполнения

Ответственный

Организация пространства

Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям

Не требуется

Обеспечение помещений сада специализированным оборудованием и приспособлениями

Наличие визуального расписания,  наглядного материала, дидактических игр, рабочих тетрадей, логопедического инструментария.

Оборудованное место для работы логопеда,психолога, наличиестола и стула для индивидуальной работы с ребенком.

Детский сад

Воспитатель, логопед, психолог,

заведующий

Построение комфортной среды: место в группе, организация места для занятий.

Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Достаточный уровень освещения.  

Специалисты, воспитатель

Изменение в помещении

Оборудование места в  комнате, где ребенок может отдыхать.

Детский сад

воспитатель

Материалы для развития общей моторики

Мячи разного размера, дорожки, гимнастическая стенка

Детский сад.

Воспитатель, инструктор ФИЗО

Оборудование  развития музыкально-ритмических способностей

Шумовые инструменты, бубны, барабаны, металлофон, ксилофон, маракасы, трещотки, флейта.

Детский сад

Организация оптимального временного режима

Время пребывания –группа полного дня.

Дозированное сочетание групповых, подгрупповых и  индивидуальных форм.

Детский сад

Воспитатель, специалистыДОУ

3.6. Кадровое обеспечение.

Специалист

Должность

категория

Учитель-логопед

высшая

Педагог-психолог

первая

Музыкальный руководитель

Соответствие занимаемой должности

Воспитатель

первая

Воспитатель

Молодой специалист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы 5группы разработана на основе АООП ДОУ ЦРР№23 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Рабочая программа разработана для реализации системы педагогической деятельности коррекционной группе детей 6-7 лет. Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процес...

Программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" - 3 класс (обучение на дому АООП с УО (интеллектуальными нарушениями))

Организация и проведение уроков по предмету "Развитие речи и окружающий мир" исходит из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения....

Требования к структуре (АООП ДО) для обучающихся с ОВЗ. Компоненты разделов АООП ДО

Требования к структуре (АООП  ДО) для обучающихся с ОВЗ.Компоненты разделов АООП ДО            Целевой1.      Поясн...

АООП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП ДО для обучающихся с ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год разработана в соответствии с Федерально...

АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023/2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания).

АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г.Ростова-на-Дону разработана в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания....