Пути реализации экологического воспитания АООП ДО слабовидящих детей и АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием, формируемой участниками образовательных отношений
материал

Соловьева Эльвира Маратовна

Доклад к педсовету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_s.e.m.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пути реализации экологического воспитания

АООП ДО слабовидящих детей и

АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием,

формируемой участниками образовательных отношений

«Мир окружающий ребенка – это прежде

всего мир природы, с безграничным богатством 

 явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.А. Сухомлинский. 

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Дети с нарушением зрения могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным.  Из-за нарушения зрения дети с глазной патологией плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства.

Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.

Дошкольное детство – ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.

Цель:

Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки  предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы  воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.

Педагог должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Пути реализации экологического воспитания:

1. Рабочая программа АООП ДО слабовидящих детей и  АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием

2.  Парциальная программа «Юный эколог».

Одной из первых в 90-х гг. появилась программа «Юный эколог», созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор - С. Н. Николаева), которая делает акцент в экологическом воспитании дошкольников на их ознакомлении с живыми организмами и природными системами (сообществами). Доказывает, что на основе представлений о взаимосвязях в природе, специфики живого у детей закладываются правильные формы отношения к природе: интерес к её познанию, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

Основные направления в работе:

  1. создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
  2. повышение экологической грамотности педагогов;
  3. обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента; внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
  4. экологическое просвещение родителей

Методы и приёмы работы с детьми

В педагогическом процессе используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Практические методы

Несложные опыты и экспериментирование. Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в дошкольных группах используются несложные опыты. Опыт- это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

Ознакомление детей с природой в играх

Дидактические игры-игры с правилами, имеющие готовое содержание.

Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры– это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных  явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»).

Проектный метод

Задачи по развитию экологической культуры могут реализоваться с помощью таких форм и методов как:

-экологические викторины;

-экологические акции, особенно совместно с родителями;

-составление экологических карт и планов экологических троп;

-экологические выставки и экспозиции;

-посещение выставок (домашних животных, выставки цветов);

-участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.

Словесные методы

1.Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода  –создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы.

2.Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.

3.Беседа как метод ознакомления детей с природой

В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т. д.

Наглядные методы

1.Наблюдение это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний –установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

2. Использование иллюстративно-наглядного материала  в работе с детьми

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, слайды , модели, кино-и видео фильмы.

3.Экскурсии. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на прогулках, организует разнообразные игры с природным материалом -песком, глиной, льдом, листьями и т. д. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

Формы организации детской деятельности

  • экологическое занятие как специально организованная форма обучения
  • совместная деятельность педагога и детей
  • самостоятельная деятельность детей

Формы работы с родителями

Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

-Календарь интересных дат

-Совместные досуги, праздники, викторины и т. д.

-Участие в выставках, смотрах-конкурсах.

-Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

-Выпуск газет,  плакатов, папок-передвижек.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство.

Результаты работы: -создание эколого-развивающей среды в ДОО;  -подбором  методического материала экологической направленности;  -методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательной работы ;  -видеопрезентации к занятиям; -взаимосвязью с родителями и педагогами. 

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

-Основы экологической культуры.

-Некоторые особенности природы своего края.

-Основные признаки времен года.

-Значение природы для человека.

-Группы растений и животных.

-Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

-Правила поведения в природе.

-Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Заключение

Таким образом, главное в экологическом воспитании в ДОО:

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанного

правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, большую значение в экологическом воспитании детей имеет личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 168 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль, 2002.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская  коррекционная школа для слабовидящих обучающихся

Доклад

 на педагогический совет

на тему: Пути реализации экологического воспитания

АООП ДО слабовидящих детей и

АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием,

формируемой участниками образовательных отношений

   

                                                                         Составила: воспитатель    

                                                                  старшей      группы

                                                                                 Соловьева Э.М.

                                                                     

                                                                               

2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений"

Впервые в истории нашей культуры наше государство обратило внимание на самоценность дошкольного образования.  Новый стандарт гарантирует качественное дошкольное образование....

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений

В данное время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в ...

Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Проект  "Истоки", направлен на  ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....

«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений».

Наиболее актуальным  на сегодняшний день является принцип  содействия и сотрудничества  детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений....

Методическая разработка "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отношений"

Презентация  для воспитателей дошкольных учреждений "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отн...