Пути реализации экологического воспитания АООП ДО слабовидящих детей и АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием, формируемой участниками образовательных отношений
материал
Предварительный просмотр:
Пути реализации экологического воспитания
АООП ДО слабовидящих детей и
АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием,
формируемой участниками образовательных отношений
«Мир окружающий ребенка – это прежде
всего мир природы, с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.А. Сухомлинский.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Дети с нарушением зрения могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным. Из-за нарушения зрения дети с глазной патологией плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства.
Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.
Дошкольное детство – ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.
Цель:
Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.
Педагог должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Пути реализации экологического воспитания:
1. Рабочая программа АООП ДО слабовидящих детей и АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием
2. Парциальная программа «Юный эколог».
Одной из первых в 90-х гг. появилась программа «Юный эколог», созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор - С. Н. Николаева), которая делает акцент в экологическом воспитании дошкольников на их ознакомлении с живыми организмами и природными системами (сообществами). Доказывает, что на основе представлений о взаимосвязях в природе, специфики живого у детей закладываются правильные формы отношения к природе: интерес к её познанию, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
Основные направления в работе:
- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
- повышение экологической грамотности педагогов;
- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента; внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
- экологическое просвещение родителей
Методы и приёмы работы с детьми
В педагогическом процессе используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Практические методы
Несложные опыты и экспериментирование. Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в дошкольных группах используются несложные опыты. Опыт- это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
Ознакомление детей с природой в играх
Дидактические игры-игры с правилами, имеющие готовое содержание.
Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры– это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»).
Проектный метод
Задачи по развитию экологической культуры могут реализоваться с помощью таких форм и методов как:
-экологические викторины;
-экологические акции, особенно совместно с родителями;
-составление экологических карт и планов экологических троп;
-экологические выставки и экспозиции;
-посещение выставок (домашних животных, выставки цветов);
-участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов.
Словесные методы
1.Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода –создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы.
2.Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.
3.Беседа как метод ознакомления детей с природой
В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.
Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.
Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач.
Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т. д.
Наглядные методы
1.Наблюдение это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний –установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
2. Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми
Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, слайды , модели, кино-и видео фильмы.
3.Экскурсии. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на прогулках, организует разнообразные игры с природным материалом -песком, глиной, льдом, листьями и т. д. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.
Формы организации детской деятельности
- экологическое занятие как специально организованная форма обучения
- совместная деятельность педагога и детей
- самостоятельная деятельность детей
Формы работы с родителями
Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.
Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:
-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
-Календарь интересных дат
-Совместные досуги, праздники, викторины и т. д.
-Участие в выставках, смотрах-конкурсах.
-Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
-Выпуск газет, плакатов, папок-передвижек.
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство.
Результаты работы: -создание эколого-развивающей среды в ДОО; -подбором методического материала экологической направленности; -методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательной работы ; -видеопрезентации к занятиям; -взаимосвязью с родителями и педагогами.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
-Основы экологической культуры.
-Некоторые особенности природы своего края.
-Основные признаки времен года.
-Значение природы для человека.
-Группы растений и животных.
-Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
-Правила поведения в природе.
-Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Заключение
Таким образом, главное в экологическом воспитании в ДОО:
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанного
правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, большую значение в экологическом воспитании детей имеет личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
Литература:
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 168 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль, 2002.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся
Доклад
на педагогический совет
на тему: Пути реализации экологического воспитания
АООП ДО слабовидящих детей и
АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием,
формируемой участниками образовательных отношений
Составила: воспитатель
старшей группы
Соловьева Э.М.
2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений для детей старшей возрастной группы.
проект для старших дошкольников...
Эссе на тему: "Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений"
Впервые в истории нашей культуры наше государство обратило внимание на самоценность дошкольного образования. Новый стандарт гарантирует качественное дошкольное образование....
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений
В данное время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в ...
Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Проект "Истоки", направлен на ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....
«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений».
Наиболее актуальным на сегодняшний день является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений....
Методическая разработка "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отношений"
Презентация для воспитателей дошкольных учреждений "Формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста путем создания специальных условий всеми участниками образовательных отн...