Программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" - 3 класс (обучение на дому АООП с УО (интеллектуальными нарушениями))
методическая разработка по развитию речи по теме

Белова Ирина Васильевна


Организация и проведение уроков по предмету "Развитие речи и окружающий мир" исходит из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razv._rechi.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа №7 Красносельского района

Санкт – Петербурга.

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № __

от «__» _______ 20___г.

Рук. МО

_______ Н.Ю. Божедомова

Принято

На заседании

Педагогического совета

Протокол №____

Зам. директора по КР

_______ Н.А. Калмыкова

 Утверждаю

Директор школы

 _________ Н. А.Бражникова

Приказ №______

От «___»_________20___г.

Рабочая программа

учебного предмета

 «Развитие речи и окружающий мир»

для учащегося 3- Д класса

Ивченко Ильи

(обучение на дому АООП с УО (интеллектуальными нарушениями))

на 2016/ 2017 учебный год

                                                

Составитель:

Белова Ирина Васильевна, учитель

                

        

                                                

        

г. Санкт-Петербург

2016год

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы

Титульный лист

1

Оглавление

2

Пояснительная записка

3

Планируемые предметные результаты освоения конкретного ученого предмета  

4

Учебно–тематический план с содержанием учебного предмета

5

Календарно-тематическое планирование

6

Лист корректировки

11

Пояснительная записка

Рабочая программа поучебному предмету «Развитие речии окружающий мир» для индивидуального обучения учащегося 3-В класса Ивченко Ильиявляется приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе   для учащихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП с УО).

Программа составлена на основе авторской «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, рекомендованной к использованию в образовательных учреждениях региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2011.

Согласно учебному плану уроки проводятся 2 часа в неделю, количество часов за год – 68 часов. Продолжительность одного урока 35 – 40 минут.

Цель:

  • Создать условия для пробуждения речевой активности учащегося

Задачи:

  • Создать условия для развития интереса к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;
  • Создать условия для формирования первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении;
  • Создать условия для обеспечения необходимой мотивации речи посредством создания ситуаций общения;

Организация и проведение уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир»  исходит из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимся Ивченко Ильёй строиться так, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).

Формы работы на уроке: игровая, предметно-практическая, трудовая и элементарная учебная деятельность.

На уроках происходит формирование представлений учащихся о себе, об окружающей предметной и социальной действительности.

Темы уроков-занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим природным и социальным миром учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» и в реализации задач коррекционно-развивающей области.

Выбор тем, видов деятельности, методов и приемов, используемых на уроках, обусловлен психофизическими особенностями учащегося Ивченко Ильи.  

Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета  

К концу учебного года у учащегося могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • Ориентироваться дома.
  • Показывать и по возможности называть части тела; показывать части тела и лица на большой дидактической кукле и на себе.
  • Принимать участие в играх с сюжетными игрушками.
  • Находить нужную игрушку на картинках.
  • Собирать, разбирать сборно-разборные игрушки самостоятельно или при помощи педагога.

Учебно–тематический план с содержанием учебного предмета

№ п/п

Тема

Кол - во часов

Основное содержание

программы по теме

    Формы

организации урока

1

Развитие общих речевых навыков

3

Упражнения на развитие правильного дыхания, на восприятие речи и развитие речевой моторики.

индивидуальная

2

Это – я

7

Игры и этюды с картинками, упражнения с зеркалом.

индивидуальная

3

Мои игрушки

6

Игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, ролевые игры.

индивидуальная

4

Моя семья

6

Рассматривание фотографий и картинок, ролевые игры, беседы о семье.

индивидуальная

5

Мой дом

7

Игры и игровые упражнения, рассматривание картинок.

индивидуальная

6

Мир людей

7

Ролевые игры, обучающие игры, разыгрывание ситуаций.

индивидуальная

7

Природные материалы - 5.

5

Упражнения с песком и крупами.

индивидуальная

8

Мир животных - 6.

6

Чтение литературных произведений, работа с пиктограммами, рассматривание фотографий.

индивидуальная

9

Мир растений - 6.

6

Наблюдения, игровые ситуации, отобразительные игры и этюды, наблюдения и элементарные беседы, рассматривание иллюстраций, знакомство с пиктограммами.

индивидуальная

10

Приборы - 5.

5

Наблюдения, отобразительные игры.

индивидуальная

11

Явления природы - 5.

5

Наблюдения за явлениями природы, практическое экспериментирование.

индивидуальная

12

Мир цвета и музыки - 5.

5

Игры и игровые упражнения, музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками.

индивидуальная

Итого

68


Развитие речи – 2 урока 2часа

Календарно – тематическое планирование

урока

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Планируемые календарные сроки

Фактические календарные сроки

Контроль

Упражнения на развитие правильного дыхания, формирование осанки.

1

06.09

06.09

Тематический

Упражнения, развивающие восприятие речи.

1

07.09

07.09

Текущий

Упражнения на развитие речевой моторики учащихся: орального и артикуляторного праксиса.

1

13.09

13.09

Текущий

Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки.

1

14.09

14.09

Тематический

Закрепление в речи названий основных эмоциональных состояний.

1

20.09

20.09

Текущий

Мой внешний вид.

1

21.09

21.09

Текущий

Игры с сюжетными игрушками.

1

27.09

27.09

Тематический

Игры-имитации «Дочки - матери».

1

28.09

28.09

Текущий

Игры-имитации «Автобус», «Улица».

1

04.10

04.10

Текущий

Рассматривание фотографий и соотнесение их с картинками и пиктограммами.

1

05.10

05.10

Тематический

Беседы о семье.

1

11.10

11.10

Текущий

Доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.

1

12.10

12.10

Текущий

Знакомство с основными предметами быта и убранства дома.

1

18.10

Тематический

Знакомство с основами безопасного поведения в доме.

1

19.10

Тематический

Рассматривание картинок, поведение  в подъезде, в лифте, на игровой площадке.

1

25.10

Текущий

Знакомство с профессией врача.

1

26.10

Текущий

Предметные, ролевые игры, в которых учащаяся знакомится с профессией шофера

1

09.11

Текущий

Игра «Ситуация».

1

15.11

Текущий

Упражнения с песком: рисование линий и геометрических фигур, следы ладоней.

1

16.11

Тематический

Называние, показ изображений и способы их выполнения.

1

22.11

Текущий

Чтение литературных произведений о животных, птицах.

1

23.11

Тематический

Рассматривание фотографий, картинок о животных и птицах.

1

29.11

Текущий

Работа со знакомыми пиктограммами.

1

30.11

Текущий

Наблюдения за растениями.

1

06.12

Текущий

Беседа о труде взрослых в природе.

1

07.12

Тематический

Рассматривание иллюстраций, на которых изображены растения.

1

13.12

Текущий

Наблюдения за работой бытовых технических приборов.

1

14.12

Тематический

Игры с использованием игровых аналогов технических приборов.

1

20.12

Текущий

Наблюдения за явлениями природы.

1

21.12

Текущий

Рассматривание земли.

1

27.12

Текущий

Игры и игровые упражнения, на узнавание разных звуков.

1

28.12

Тематический

Знакомство  с самодельными музыкальными инструментами

1

17.01

Тематический

Закрепление в речи названий основных эмоциональных состояний.

1

18.01

Тематический

Стихи о личной гигиене, о предметах гигиены.

1

24.01

Текущий

Игры-драматизации по содержанию стихов с использованием предметов личной гигиены.

1

25.01

Текущий

Игровые упражнения по лексическим темам: «Одежда» и «Посуда».

1

31.01

Текущий

Игры с сюжетными игрушками.

1

01.02

Текущий

Игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц).

1

07.02

Текущий

Игры с сюжетом из нескольких действий: «Я- водитель», «Я - врач».

1

08.02

Текущий

Чтение литературных произведении о семье, о детях в семье.

1

14.02

Тематический

Беседы по их содержанию с использованием игрушек, картинок и пиктограмм.

15.02

Текущий

Игры «Дочки-матери», «Семья», «Семья идет в магазин».

1

21.02

Текущий

Знакомство с основами безопасного поведения в доме.

1

22.02

Тематический

 Чтение рассказов о поведении детей и взрослых в подъезде, в лифте.

1

28.02

Текущий

Чтение рассказов о поведении детей и взрослых на игровой площадке.

1

01.03

Текущий

Беседы по ситуациям, отображенным на картинках.

1

07.03

Текущий

«Азбука дорожного движения».

1

08.03

Тематический

Игра «Ситуация».

1

14.03

Текущий

Игровые сюжеты о безопасности в доме, в природе и на улице: «Не играем с огнем».

1

15.03

Тематический

Игровые сюжеты о безопасности  на улице: «Красный, зеленый свет», «Машины на дороге», «Найдем пешеходный переход и перейдем улицу».

1

21.03

Текущий

Представления о сыпучих материалах: воде, песке.

1

22.03

Тематический

Экспериментирование, свойства воды.

1

04.04

Текущий

Игра «Найди игрушки в песке».

1

05.04

Текущий

Знакомство с дикими животными

1

11.04

Тематический

Работа с пиктограммами

1

12.04

Текущий

Знакомство с пиктограммами: «свинья», «коза», «корона», «петух», «лиса», «заяц», «волк»

1

18.04

Тематический

Упражнения на воспитание умения аккуратно и безопасно взаимодействовать с растениями.

1

19.04

Текущий

Наблюдения и беседа о труде взрослых в природе.

1

25.04

Текущий

Знакомство с пиктограммами: «дерево», «елка», «цветок».

1

26.04

Тематический

Наблюдения за работой бытовых технических приборов.

1

02.05

Текущий

Техника безопасности при использовании бытовых технических приборов.

1

03.05

Тематический

Игры-беседы по телефону, игры с телефонами «Радио-няня».

1

9.05

Текущий

Наблюдения за явлениями природы.

1

10.05

Текущий

Экспериментирование с землей.

1

16.05

Текущий

Игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками.

1

17.05

Текущий

Упражнения на узнавание разнообразных звуков.

1

23.05

Текущий

Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками.

1

24.05

Текущий

Называние музыкальных инструментов, используя пиктограммы.

1

30.05

Текущий


Лист корректировки

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточнос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПОРТФОЛИО В КОРРЕКЦИИ ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями и тяжёлыми нарушениями речи у детей требует новых подходов и технологий.Информационно-коммуникативные технологии позволили нам вызвать интерес у детей, ...

Планирование образовательной деятельности по реализации АООП детей с тяжелыми нарушениями речи в разновозрастной группе (от 5-ти до 7 (8)-ми лет) компенсирующей направленности

Планирование образовательной деятельности по реализации АООП детей с тяжелыми нарушениями речи в разновозрастной группе (от 5-ти до 7 (8)-ми лет) компенсирующей направленности...

Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)

В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (далее - Программа) МБОУ «Прогимназия «Эврика» (далее ...

«Мониторинг уровня сформированности математических представлений у обучающихся 3 года обучения с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР» АООП вариант II

Мониторинг реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждо...