Программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" - 3 класс (обучение на дому АООП с УО (интеллектуальными нарушениями))
методическая разработка по развитию речи по теме
Организация и проведение уроков по предмету "Развитие речи и окружающий мир" исходит из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razv._rechi.docx | 42.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа №7 Красносельского района
Санкт – Петербурга.
Рассмотрено на заседании МО Протокол № __ от «__» _______ 20___г. Рук. МО _______ Н.Ю. Божедомова | Принято На заседании Педагогического совета Протокол №____ Зам. директора по КР _______ Н.А. Калмыкова | Утверждаю Директор школы _________ Н. А.Бражникова Приказ №______ От «___»_________20___г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Развитие речи и окружающий мир»
для учащегося 3- Д класса
Ивченко Ильи
(обучение на дому АООП с УО (интеллектуальными нарушениями))
на 2016/ 2017 учебный год
Составитель:
Белова Ирина Васильевна, учитель
г. Санкт-Петербург
2016год
Содержание рабочей программы
Оглавление | Страницы |
Титульный лист | 1 |
Оглавление | 2 |
Пояснительная записка | 3 |
Планируемые предметные результаты освоения конкретного ученого предмета | 4 |
Учебно–тематический план с содержанием учебного предмета | 5 |
Календарно-тематическое планирование | 6 |
Лист корректировки | 11 |
Пояснительная записка
Рабочая программа поучебному предмету «Развитие речии окружающий мир» для индивидуального обучения учащегося 3-В класса Ивченко Ильиявляется приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП с УО).
Программа составлена на основе авторской «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, рекомендованной к использованию в образовательных учреждениях региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2011.
Согласно учебному плану уроки проводятся 2 часа в неделю, количество часов за год – 68 часов. Продолжительность одного урока 35 – 40 минут.
Цель:
- Создать условия для пробуждения речевой активности учащегося
Задачи:
- Создать условия для развития интереса к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;
- Создать условия для формирования первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении;
- Создать условия для обеспечения необходимой мотивации речи посредством создания ситуаций общения;
Организация и проведение уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» исходит из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимся Ивченко Ильёй строиться так, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).
Формы работы на уроке: игровая, предметно-практическая, трудовая и элементарная учебная деятельность.
На уроках происходит формирование представлений учащихся о себе, об окружающей предметной и социальной действительности.
Темы уроков-занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим природным и социальным миром учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» и в реализации задач коррекционно-развивающей области.
Выбор тем, видов деятельности, методов и приемов, используемых на уроках, обусловлен психофизическими особенностями учащегося Ивченко Ильи.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
К концу учебного года у учащегося могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:
- Ориентироваться дома.
- Показывать и по возможности называть части тела; показывать части тела и лица на большой дидактической кукле и на себе.
- Принимать участие в играх с сюжетными игрушками.
- Находить нужную игрушку на картинках.
- Собирать, разбирать сборно-разборные игрушки самостоятельно или при помощи педагога.
Учебно–тематический план с содержанием учебного предмета
№ п/п | Тема | Кол - во часов | Основное содержание программы по теме | Формы организации урока |
1 | Развитие общих речевых навыков | 3 | Упражнения на развитие правильного дыхания, на восприятие речи и развитие речевой моторики. | индивидуальная |
2 | Это – я | 7 | Игры и этюды с картинками, упражнения с зеркалом. | индивидуальная |
3 | Мои игрушки | 6 | Игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, ролевые игры. | индивидуальная |
4 | Моя семья | 6 | Рассматривание фотографий и картинок, ролевые игры, беседы о семье. | индивидуальная |
5 | Мой дом | 7 | Игры и игровые упражнения, рассматривание картинок. | индивидуальная |
6 | Мир людей | 7 | Ролевые игры, обучающие игры, разыгрывание ситуаций. | индивидуальная |
7 | Природные материалы - 5. | 5 | Упражнения с песком и крупами. | индивидуальная |
8 | Мир животных - 6. | 6 | Чтение литературных произведений, работа с пиктограммами, рассматривание фотографий. | индивидуальная |
9 | Мир растений - 6. | 6 | Наблюдения, игровые ситуации, отобразительные игры и этюды, наблюдения и элементарные беседы, рассматривание иллюстраций, знакомство с пиктограммами. | индивидуальная |
10 | Приборы - 5. | 5 | Наблюдения, отобразительные игры. | индивидуальная |
11 | Явления природы - 5. | 5 | Наблюдения за явлениями природы, практическое экспериментирование. | индивидуальная |
12 | Мир цвета и музыки - 5. | 5 | Игры и игровые упражнения, музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками. | индивидуальная |
Итого | 68 |
Развитие речи – 2 урока 2часа
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Планируемые календарные сроки | Фактические календарные сроки | Контроль |
Упражнения на развитие правильного дыхания, формирование осанки. | 1 | 06.09 | 06.09 | Тематический | |
Упражнения, развивающие восприятие речи. | 1 | 07.09 | 07.09 | Текущий | |
Упражнения на развитие речевой моторики учащихся: орального и артикуляторного праксиса. | 1 | 13.09 | 13.09 | Текущий | |
Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки. | 1 | 14.09 | 14.09 | Тематический | |
Закрепление в речи названий основных эмоциональных состояний. | 1 | 20.09 | 20.09 | Текущий | |
Мой внешний вид. | 1 | 21.09 | 21.09 | Текущий | |
Игры с сюжетными игрушками. | 1 | 27.09 | 27.09 | Тематический | |
Игры-имитации «Дочки - матери». | 1 | 28.09 | 28.09 | Текущий | |
Игры-имитации «Автобус», «Улица». | 1 | 04.10 | 04.10 | Текущий | |
Рассматривание фотографий и соотнесение их с картинками и пиктограммами. | 1 | 05.10 | 05.10 | Тематический | |
Беседы о семье. | 1 | 11.10 | 11.10 | Текущий | |
Доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. | 1 | 12.10 | 12.10 | Текущий | |
Знакомство с основными предметами быта и убранства дома. | 1 | 18.10 | Тематический | ||
Знакомство с основами безопасного поведения в доме. | 1 | 19.10 | Тематический | ||
Рассматривание картинок, поведение в подъезде, в лифте, на игровой площадке. | 1 | 25.10 | Текущий | ||
Знакомство с профессией врача. | 1 | 26.10 | Текущий | ||
Предметные, ролевые игры, в которых учащаяся знакомится с профессией шофера | 1 | 09.11 | Текущий | ||
Игра «Ситуация». | 1 | 15.11 | Текущий | ||
Упражнения с песком: рисование линий и геометрических фигур, следы ладоней. | 1 | 16.11 | Тематический | ||
Называние, показ изображений и способы их выполнения. | 1 | 22.11 | Текущий | ||
Чтение литературных произведений о животных, птицах. | 1 | 23.11 | Тематический | ||
Рассматривание фотографий, картинок о животных и птицах. | 1 | 29.11 | Текущий | ||
Работа со знакомыми пиктограммами. | 1 | 30.11 | Текущий | ||
Наблюдения за растениями. | 1 | 06.12 | Текущий | ||
Беседа о труде взрослых в природе. | 1 | 07.12 | Тематический | ||
Рассматривание иллюстраций, на которых изображены растения. | 1 | 13.12 | Текущий | ||
Наблюдения за работой бытовых технических приборов. | 1 | 14.12 | Тематический | ||
Игры с использованием игровых аналогов технических приборов. | 1 | 20.12 | Текущий | ||
Наблюдения за явлениями природы. | 1 | 21.12 | Текущий | ||
Рассматривание земли. | 1 | 27.12 | Текущий | ||
Игры и игровые упражнения, на узнавание разных звуков. | 1 | 28.12 | Тематический | ||
Знакомство с самодельными музыкальными инструментами | 1 | 17.01 | Тематический | ||
Закрепление в речи названий основных эмоциональных состояний. | 1 | 18.01 | Тематический | ||
Стихи о личной гигиене, о предметах гигиены. | 1 | 24.01 | Текущий | ||
Игры-драматизации по содержанию стихов с использованием предметов личной гигиены. | 1 | 25.01 | Текущий | ||
Игровые упражнения по лексическим темам: «Одежда» и «Посуда». | 1 | 31.01 | Текущий | ||
Игры с сюжетными игрушками. | 1 | 01.02 | Текущий | ||
Игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц). | 1 | 07.02 | Текущий | ||
Игры с сюжетом из нескольких действий: «Я- водитель», «Я - врач». | 1 | 08.02 | Текущий | ||
Чтение литературных произведении о семье, о детях в семье. | 1 | 14.02 | Тематический | ||
Беседы по их содержанию с использованием игрушек, картинок и пиктограмм. | 15.02 | Текущий | |||
Игры «Дочки-матери», «Семья», «Семья идет в магазин». | 1 | 21.02 | Текущий | ||
Знакомство с основами безопасного поведения в доме. | 1 | 22.02 | Тематический | ||
Чтение рассказов о поведении детей и взрослых в подъезде, в лифте. | 1 | 28.02 | Текущий | ||
Чтение рассказов о поведении детей и взрослых на игровой площадке. | 1 | 01.03 | Текущий | ||
Беседы по ситуациям, отображенным на картинках. | 1 | 07.03 | Текущий | ||
«Азбука дорожного движения». | 1 | 08.03 | Тематический | ||
Игра «Ситуация». | 1 | 14.03 | Текущий | ||
Игровые сюжеты о безопасности в доме, в природе и на улице: «Не играем с огнем». | 1 | 15.03 | Тематический | ||
Игровые сюжеты о безопасности на улице: «Красный, зеленый свет», «Машины на дороге», «Найдем пешеходный переход и перейдем улицу». | 1 | 21.03 | Текущий | ||
Представления о сыпучих материалах: воде, песке. | 1 | 22.03 | Тематический | ||
Экспериментирование, свойства воды. | 1 | 04.04 | Текущий | ||
Игра «Найди игрушки в песке». | 1 | 05.04 | Текущий | ||
Знакомство с дикими животными | 1 | 11.04 | Тематический | ||
Работа с пиктограммами | 1 | 12.04 | Текущий | ||
Знакомство с пиктограммами: «свинья», «коза», «корона», «петух», «лиса», «заяц», «волк» | 1 | 18.04 | Тематический | ||
Упражнения на воспитание умения аккуратно и безопасно взаимодействовать с растениями. | 1 | 19.04 | Текущий | ||
Наблюдения и беседа о труде взрослых в природе. | 1 | 25.04 | Текущий | ||
Знакомство с пиктограммами: «дерево», «елка», «цветок». | 1 | 26.04 | Тематический | ||
Наблюдения за работой бытовых технических приборов. | 1 | 02.05 | Текущий | ||
Техника безопасности при использовании бытовых технических приборов. | 1 | 03.05 | Тематический | ||
Игры-беседы по телефону, игры с телефонами «Радио-няня». | 1 | 9.05 | Текущий | ||
Наблюдения за явлениями природы. | 1 | 10.05 | Текущий | ||
Экспериментирование с землей. | 1 | 16.05 | Текущий | ||
Игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. | 1 | 17.05 | Текущий | ||
Упражнения на узнавание разнообразных звуков. | 1 | 23.05 | Текущий | ||
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками. | 1 | 24.05 | Текущий | ||
Называние музыкальных инструментов, используя пиктограммы. | 1 | 30.05 | Текущий |
Лист корректировки
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточнос...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПОРТФОЛИО В КОРРЕКЦИИ ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями и тяжёлыми нарушениями речи у детей требует новых подходов и технологий.Информационно-коммуникативные технологии позволили нам вызвать интерес у детей, ...
Планирование образовательной деятельности по реализации АООП детей с тяжелыми нарушениями речи в разновозрастной группе (от 5-ти до 7 (8)-ми лет) компенсирующей направленности
Планирование образовательной деятельности по реализации АООП детей с тяжелыми нарушениями речи в разновозрастной группе (от 5-ти до 7 (8)-ми лет) компенсирующей направленности...
Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)
В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...
Семинар "Система коррекционно-развивающей работы с детьми с легкой умственной отсталостью в рамках реализации АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Выступление на семинаре....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями (далее - Программа) МБОУ «Прогимназия «Эврика» (далее ...
«Мониторинг уровня сформированности математических представлений у обучающихся 3 года обучения с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР» АООП вариант II
Мониторинг реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждо...