Перспективный план "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В плане расскрывается поэтапное обучение детей дошкольного возраста обучению игре на детских музыкальных инструментах начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной группой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 39»
662153, г. Ачинск, квартал 7 «б», строение 12,
тел.: 8 (39151) 7-94-02 E-mail: mdou-ds39@bk.ru
Перспективный план
«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Проект обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Срок проекта – 4 года года.
Исполнитель:
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39»
Рябоконь Елена Вилоровна
г. Ачинск
2019-2020 г
Пояснительная записка
«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Программа обучения.
Срок обучения-4 года.
Виды деятельности: индивидуально-подгрупповая работа, ансамбль (детский оркестр).
Задачи. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах.
Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, развивается способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывается устойчивый интерес к музыке, совершенствуются навыки игры на различных детских музыкальных инструментах, развиваются мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, творческая активность. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, чувство товарищества, взаимопомощь.
Курс обучения рассчитан на 4 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов .
1-й год обучения (младшая группа)
На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка,
колокольчики), воспроизводят метр музыкального произведения без соблюдения ритма. Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).
2-й год обучения (средняя группа)
На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник). Усложняются приемы игры на них. Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений.
З-й год обучения (старшая группа).
На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.
4-й год обучения На четвертом году обучения усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»).
Цели: формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих
способностей.
Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развить у детей интерес к игре в ансамбле; развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.
Занятия.
Т.к. играть вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний. Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных для исполнения сольных партий. Выявить интересы и склонности детей,
закрепить навыки и умения. Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.
1. Словесный(рассказ, объяснение) .
2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .
3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) .
4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) .
5.Самостоятельная музыкальная деятельность(игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)
6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
1-й год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»
МЛАДШАЯ ГРУППА
Основные навыки игры | Используемые инструменты | Репертуар | Период про хождения | Кол-во занятий |
1. Знакомство с приемами игры Погремушка, бубен: встряхивание, игра погремушкой по ладошке. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять ладошкой, кулачком. . | Погремушка Бубен | 1. «Ах какая наша погремушка» муз. М. Качурбиной | Сентябрь- | 4 |
2. «Ах вы, сени», р.н.м. | октябрь | 4 | ||
3. «Как у наших у ворот», р.н.м. | ||||
1. «Во саду ли, в огороде», р.н.м. 2. «Ах вы, сени», р.н.м. 3. Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко в бубен бей» Е. Е.Тиличеевой | Ноябрь | 5 | ||
2.Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры: встряхивание, касание по ладошке удар палочкой. Учить правильно держать колокольчик: вертикально, не зажимать кисть, свободно потряхивать и ставить на ладошку. | Колокольчики (валдайские, маленькие, средние) | 1. музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Е.Тиличеевой 2. «Игра с колокольчиками» Римского-Корсакова 3. Как под горкой» «Как у наших у ворот р.н.м | Декабрь | 2 |
3.Закрепление навыков игры на бубне, погремушке, колокольчиках. | Бубны, колокольчики погремушки | 1. Белорусский народный танец «Янка» Кабалевский Д. «Вроде марша» Кабалевский Д. «Маленький марш» | Декабрь | 2 |
4.Повторение всех приемов игры на погремушках, бубнах, колокольчиках. Закрепление полученных навыков. | Погремушки, бубны, колокольчики, | Повторение репертуара сентябрь - декабрь,январь | Январь Февраль | 6 |
5.Знакомство с игрой на металлофоне. Учить постукивать по ладошке и, по столу, по корпусу металлофона, | Металлофон,
| 1. «Птичка и птенчики» 2. «Часики» 3Упражнение с молоточками без музыки | Апрель-май | 8 |
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
2-й год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду».
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Основные навыки игры в ансамбле | Используемые инструменты | Репертуар | Период про хождения | Кол-во занятий |
1.Обучение приемам игры на металлофоне: удар по одной пластиночке, glissando на пластиночках. Добиваться отскакивания молоточка от пластиночки, стремиться к красивому звуку. | Металлофон |
2.«Дождик» 3.«Ладушки» 4.«Андрей-воробей» 5.«Сорока-сорока» | сентябрь | 4 |
2.Знакомство с игрой на треугольнике. Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь. | Барабан | 1. Песня «Барабан» (подыгрывать) 2. «Веселая песенка» Ивкодимова З. Упражнение «Барабанщики» Красева 4. «Марш» Парлова | октябрь | 4 |
3.Повторение всех приемов игры на погремушках, бубнах, колокольчиках с добавлением треугольника. Закрепление полученных навыков. | Погремушки, бубны, колокольчики, | 1.Белорусский народный танец «Янка» 2.Кабалевский Д. «Вроде марша» 3.Кабалевский Д. «Маленький марш» 4.Кабалевский Д. «Хороводная 5.Красев М. «Мишка с куклой» | Ноябрь -декабрь | 8 |
4.Закрепление навыков игры на металлофоне, бубне, погремушке, колокольчиках, треугольнике | Погремушки, бубны, колокольчики, треугольник, металлофон | 1.«Ладушки» 2.«Андрей-воробей» 3.«Сорока-сорока» 4.Кабалевский Д. «Хороводная 5.Красев М. «Мишка с куклой» | январь | 3 |
5.Знакомство с игрой на деревянных ложках. Показ приемов игры на ложках. Учить детей правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки». | Ложки | 1. «Ладушки», р.н.м. 2. «Лошадка» Потоловского З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой 4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко; | февраль | 4 |
6.Закрепление умений игры на деревянных ложках,бубне, погремушке, колокольчиках, треугольнике | Ложки, погремушки, бубны, колокольчики, треугольник, | 1.Кабалевский Д. «Хороводная 2.Красев М. «Мишка с куклой» З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой 4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко; | Март | 4 |
7.Повторение всех приемов игры на погремушках, бубнах, колокольчиках с добавлением треугольника и металлофонов Закрепление полученных навыков. | Погремушки, бубны, колокольчики, | 1.Белорусский народный танец «Янка» 2.Кабалевский Д. «Вроде марша» 3.Моцарт В. «Азбука» (с использованием металлофона) | Апель-май | 8 |
З-й год обучения
СТАРШАЯ ГРУППА
№ | Основные навыки игры в ансамбле | Инструменты | Репертуар | Период про хождения | Кол-во занятий |
1 | Исполнение детьми и взрослыми в ансамбле, оркестре | Погремушки, бубны, колокольчики, треугольник, металлофон | 1.Детская песенка «Козлик» 2.Майкапар А. «Капельки» 3.Русская народная закличка «Солнышко-колоколнышко» 4.Русская народная прибаутка «Чепуха» 5.Шостакович Д. «Вальс шутка» (использование грецких орешек) | Сентябрь-октябрь | 6 |
2 | Разучивание нового приема игры на бубне: удар подушечками пальцев, кулачком Повторение выученных приемов. | Бубен | 1. «Пойду ль я» р.н.м. 2. «Ах вы, сени» р.н.м. | ноябрь | 2 |
4 | Исполнение произведений различными приемами игры на шумовых инструментах. Добиваться ритмического ансамбля. | Погремушки, бубны, колокольчики, треугольник, маракас, колокольчики на палочке | 1.Красев М. «Барабанщик» 2.Русская народная песня «Как у наших у ворот» 3.Русский народный танец «Яблочко» 4.Стрибогг И. «Вальс петушков» 5.Финская детская песенка «Мори – Мокки» | Декабрь-январь | 6 |
5 | Работа над ритмическим ансамблем, одновременным вступлением, окончанием. | Металлофоны. ксилофоны | 1.Русская народная песня «Калинка» 2.Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» | февраль | 4 |
6 | Работа над приемом игры glissando (металлофоны) | Металлофоны. ксилофоны | 1.Шостакович Д. «Вальс шутка» 2. Л.Бетховен Турецкий марш | Март-апрель | 8 |
7 | Повторение всех приемов игры на металлофонах, ксилофонах погремушках, бубнах, колокольчиках с добавлением треугольника и металлофонов Закрепление полученных навыков. | Погремушки, бубны, колокольчики, металлофоны. ксилофоны, | 1.Белорусский народный танец «Янка» 2.Кабалевский Д. «Вроде марша» 3.Моцарт В. «Азбука» (с использованием металлофона) | май | 4 |
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
4-й год обучения
Тема: «Детский оркестр».
№ П.П. | Основные навыки игры в ансамбле | Инструменты | Репертуар | Период прохождения | Кол-во занятий |
1 | Работать над правильным извлечением звука из металлофона: удар-отскок, glissando - не зажимая руку. | Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики | 1. «Во саду ли, в огороде» 2.«Дроздок» 3.«Как пошли наши подружки» 4.«Полянка» 5.«Скок, скок» 6«Ходит Ваня» | Сентябрь | 3 |
3 | Отрабатывать поступенное движение вверх-вниз; правильно держать молоточек, добиваться ритмичного ансамбля, выстукивать ритмический рисунок, | Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики | 1. «Во саду ли, в огороде» 2.«Дроздок» 3.«Как пошли наши подружки» 4.«Полянка» 5.«Скок, скок» 6«Ходит Ваня» | Октябрь | 4 |
4 | Поэтапное разучивание нового музыкального произведения; работать над ритмом, динамикой, разучивать темы каждого инструмента | Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики |
2. Л.Бетховен «Турецкий марш» 3. С.Рахманинов «Итальянская полька» | Ноябрь -декабрь | 7 |
5 | Продолжение отрабатывать оркестровое исполнение. Начинать и заканчивать точно после музыкального вступления и окончания | Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики |
2. Самборито 3. С.Рахманинов «Итальянская полька» | Январь-февраль | 6 |
6 | Отрабатывать чистоту исполнения каждого инструмента, каждой партии, работать над ритмом и динамикой. | Металлофон, ксилофон, металлофоны колокольчики |
2. Самборито 3. С.Рахманинов «Итальянская полька» | Март -апрель | |
7. | Включение в оркестрс ударно-шумовые инструменты: трещотки, бубенцы, маракасы, кастаньеты. Учить вслушиваться в музыку, поочередно вступать и заканчивать игру, следить за динамическим и ритмическим ансамблем. | Инструменты шумового оркестра |
2. Самборито 3. С.Рахманинов «Итальянская полька» 4.Вальс «Осенний сон» 5. Л.Бетховен «Турецкий марш» |
Литература.
1. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)
4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)
5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)
6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
| ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175562-1357816864.jpg)
Перспективное планирование по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
В данном материале представлен перспективный план по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах во всех возрастных группах...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/17/picture-443186-1408287708.jpg)
"Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий"
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальн...
Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.
Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/04/picture-418364-1543903166.jpg)
Перспективное планирование по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
В данном материале представлен перспективный план по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах во всех возрастных группах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840280-1477922001.jpg)
Программа дополнительного образования По музыкальному развитию (обучение детей игре на детских музыкальных инструментах) «Гусельки» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Примерная программа по музыкальному развитию....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/17/picture-1448499-1673978983.jpg)
Перспективный план "Обучение игре на детских музыкальных инструментах на музыкальных занятиях"
Цель. Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инстументах....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/05/picture-1053956-1536126603.jpg)
Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"
Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....