Перспективный план "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рябоконь Елена Вилоровна

В плане расскрывается поэтапное обучение детей дошкольного возраста обучению игре на детских музыкальных инструментах начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной группой

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 39»

662153, г. Ачинск, квартал 7 «б», строение 12,

тел.: 8 (39151) 7-94-02  E-mail: mdou-ds39@bk.ru

Перспективный план

«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Проект обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Срок проекта – 4 года года.

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39»

Рябоконь Елена Вилоровна

г. Ачинск

2019-2020 г

Пояснительная записка

«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»  

Программа обучения.

Срок обучения-4 года.

Виды деятельности: индивидуально-подгрупповая работа, ансамбль (детский  оркестр).

Задачи. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах.
Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, развивается способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывается устойчивый интерес к музыке, совершенствуются навыки игры на различных детских музыкальных инструментах, развиваются мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, творческая активность. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, чувство товарищества, взаимопомощь.

Курс обучения рассчитан на 4 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов .

1-й год обучения (младшая группа)

На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка,
колокольчики), воспроизводят метр музыкального произведения без соблюдения ритма. Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).

2-й год обучения (средняя группа)

На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник). Усложняются приемы игры на них. Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений.

З-й год обучения (старшая группа). 

На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.

4-й год обучения На четвертом году обучения усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»).

Цели: формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих
способностей.

Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развить у детей интерес к игре в ансамбле; развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.

Занятия.

Т.к. играть вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний.  Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных для исполнения сольных партий. Выявить интересы и склонности детей,
закрепить навыки и умения. Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.

1. Словесный(рассказ, объяснение) .

2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .

3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) .

4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) .

5.Самостоятельная музыкальная деятельность(игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)

6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.

ДЕТСКИЕ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ.

1-й  год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»

МЛАДШАЯ ГРУППА

Основные навыки игры

Используемые

инструменты

Репертуар

Период

про хождения

Кол-во

занятий

1. Знакомство с приемами игры  

Погремушка, бубен:

встряхивание,

игра погремушкой по ладошке.

Учить правильно держать бубен в левой

руке - ударять ладошкой, кулачком.

.

Погремушка

Бубен

1. «Ах какая наша погремушка» муз. М. Качурбиной

Сентябрь-

4

2. «Ах вы, сени», р.н.м.

октябрь

4

3. «Как у наших у ворот», р.н.м.

1. «Во саду ли, в огороде», р.н.м.

2. «Ах вы, сени», р.н.м.

3. Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко в бубен бей» Е. Е.Тиличеевой

Ноябрь

5

2.Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры: встряхивание, касание по ладошке

удар палочкой.

Учить правильно держать колокольчик:

вертикально, не зажимать кисть, свободно

потряхивать и ставить на ладошку.

Колокольчики

(валдайские,

маленькие,

средние)

1. музыкально-дидактическая игра

«Тихие и громкие звоночки»

Е.Тиличеевой  

2. «Игра с колокольчиками»

Римского-Корсакова

3. Как под горкой»

«Как у наших у ворот

р.н.м

Декабрь

2

3.Закрепление навыков игры на бубне, погремушке, колокольчиках.

Бубны, колокольчики погремушки

1. Белорусский народный танец «Янка»

Кабалевский Д. «Вроде марша»

Кабалевский Д. «Маленький марш»

Декабрь

2

4.Повторение всех приемов игры на

погремушках, бубнах, колокольчиках. Закрепление полученных навыков.

Погремушки,

бубны,

колокольчики,

Повторение репертуара сентябрь -

декабрь,январь

Январь Февраль

6

5.Знакомство с игрой на металлофоне. Учить

постукивать по ладошке и, по

столу, по корпусу металлофона,

Металлофон,

 

1. «Птичка и птенчики»

2. «Часики»

 3Упражнение с молоточками без

музыки

Апрель-май

8

ДЕТСКИЕ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ.

2-й  год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду».

СРЕДНЯЯ  ГРУППА

Основные навыки игры в ансамбле

Используемые

инструменты

Репертуар

Период

про хождения

Кол-во

занятий

1.Обучение приемам игры на металлофоне:

удар по одной пластиночке, glissando на

пластиночках. Добиваться отскакивания

молоточка от пластиночки, стремиться к

красивому звуку.

Металлофон

  1. Петушок»

2.«Дождик»

3.«Ладушки»

4.«Андрей-воробей»

5.«Сорока-сорока»

сентябрь

4

2.Знакомство с игрой на треугольнике. Показ

приемов игры: одновременные удары одной и

двумя палочками, поочередные удары правой и

левой рукой, барабанная дробь.

Барабан

1. Песня «Барабан» (подыгрывать)

2. «Веселая песенка» Ивкодимова

З. Упражнение «Барабанщики»

Красева

4. «Марш» Парлова

октябрь

4

3.Повторение всех приемов игры на

погремушках, бубнах, колокольчиках с добавлением треугольника. Закрепление полученных навыков.

Погремушки,

бубны,

колокольчики,

1.Белорусский народный танец «Янка»

2.Кабалевский Д. «Вроде марша»

3.Кабалевский Д. «Маленький марш»

4.Кабалевский Д. «Хороводная

5.Красев М. «Мишка с куклой»

Ноябрь -декабрь

8

4.Закрепление навыков игры на металлофоне, бубне, погремушке, колокольчиках, треугольнике

Погремушки,

бубны,

колокольчики, треугольник, металлофон

1.«Ладушки»

2.«Андрей-воробей»

3.«Сорока-сорока»

4.Кабалевский Д. «Хороводная

5.Красев М. «Мишка с куклой»

январь

3

5.Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Показ приемов игры на ложках. Учить детей

правильно держать ложки в руках, ритмично

ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки».

Ложки

1. «Ладушки», р.н.м.

2. «Лошадка» Потоловского

З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой  

4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко;

февраль

4

6.Закрепление умений игры на деревянных ложках,бубне, погремушке, колокольчиках, треугольнике

Ложки, погремушки,

бубны,

колокольчики, треугольник,

1.Кабалевский Д. «Хороводная

2.Красев М. «Мишка с куклой»

З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой  

4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко;

Март

4

7.Повторение всех приемов игры на

погремушках, бубнах, колокольчиках с добавлением треугольника и металлофонов Закрепление полученных навыков.

Погремушки,

бубны,

колокольчики,

1.Белорусский народный танец «Янка»

2.Кабалевский Д. «Вроде марша»

3.Моцарт В. «Азбука» (с использованием металлофона)

Апель-май

8

З-й год обучения 

СТАРШАЯ ГРУППА

Основные навыки игры в ансамбле

Инструменты

Репертуар

Период

про хождения

Кол-во

занятий

1

Исполнение детьми и взрослыми в ансамбле, оркестре

Погремушки,

бубны,

колокольчики, треугольник, металлофон

1.Детская песенка «Козлик»

2.Майкапар А. «Капельки»

3.Русская народная закличка «Солнышко-колоколнышко»

4.Русская народная прибаутка «Чепуха»

5.Шостакович Д. «Вальс шутка» (использование грецких орешек)

Сентябрь-октябрь

6

2

Разучивание нового приема игры на бубне:

удар подушечками пальцев, кулачком Повторение выученных приемов.

Бубен

1. «Пойду ль я» р.н.м.

2. «Ах вы, сени» р.н.м.

ноябрь

2

4

Исполнение произведений различными приемами игры на шумовых инструментах.

Добиваться ритмического ансамбля.

Погремушки,

бубны,

колокольчики, треугольник, маракас, колокольчики на палочке

1.Красев М. «Барабанщик»

2.Русская народная песня «Как у наших у ворот»

3.Русский народный танец «Яблочко»

4.Стрибогг И. «Вальс петушков»

5.Финская детская песенка «Мори – Мокки»

Декабрь-январь

6

5

Работа над ритмическим ансамблем, одновременным вступлением, окончанием.

Металлофоны. ксилофоны

1.Русская народная песня «Калинка»

2.Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

февраль

4

6

Работа над приемом игры glissando (металлофоны)

Металлофоны. ксилофоны

1.Шостакович Д. «Вальс шутка»

2. Л.Бетховен Турецкий марш

Март-апрель

8

7

Повторение всех приемов игры на металлофонах, ксилофонах

погремушках, бубнах, колокольчиках с добавлением треугольника и металлофонов Закрепление полученных навыков.

Погремушки,

бубны,

колокольчики, металлофоны. ксилофоны,

1.Белорусский народный танец «Янка»

2.Кабалевский Д. «Вроде марша»

3.Моцарт В. «Азбука» (с использованием металлофона)

май

4

ДЕТСКИЕ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ.

4-й  год обучения
Тема: «Детский оркестр».

П.П.

Основные навыки игры в ансамбле

Инструменты

Репертуар

Период

прохождения

Кол-во

занятий

1

Работать над правильным извлечением звука из металлофона: удар-отскок, glissando -  не зажимая руку.

Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики

1. «Во саду ли, в огороде»

  2.«Дроздок»

  3.«Как пошли наши подружки»

  4.«Полянка»

   5.«Скок, скок»

   6«Ходит Ваня»

Сентябрь

3

3

Отрабатывать поступенное движение вверх-вниз; правильно держать молоточек, добиваться ритмичного ансамбля, выстукивать ритмический рисунок,

Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики

 1. «Во саду ли, в огороде»

  2.«Дроздок»

  3.«Как пошли наши подружки»

  4.«Полянка»

   5.«Скок, скок»

   6«Ходит Ваня»

Октябрь

4

4

Поэтапное разучивание нового музыкального произведения; работать над ритмом, динамикой, разучивать темы каждого инструмента

Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики

  1. Вальс «Осенний сон»

2. Л.Бетховен «Турецкий марш»

      3. С.Рахманинов «Итальянская полька»

Ноябрь -декабрь

7

5

Продолжение отрабатывать оркестровое исполнение. Начинать и заканчивать точно после музыкального вступления и окончания

Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики

  1. И.Штраус Полька «Трик-трак»

2. Самборито

      3. С.Рахманинов «Итальянская полька»

Январь-февраль

6

6

Отрабатывать чистоту исполнения каждого инструмента, каждой партии, работать над ритмом и динамикой.

Металлофон, ксилофон, металлофоны колокольчики

  1. И.Штраус Полька «Трик-трак»

2. Самборито

      3. С.Рахманинов «Итальянская полька»

Март -апрель

7.

Включение в оркестрс ударно-шумовые инструменты: трещотки, бубенцы, маракасы, кастаньеты. Учить вслушиваться в музыку, поочередно вступать и заканчивать игру, следить за динамическим и ритмическим ансамблем.

Инструменты шумового оркестра

  1. И.Штраус Полька «Трик-трак»

2. Самборито

      3. С.Рахманинов «Итальянская полька»

4.Вальс «Осенний сон»

5. Л.Бетховен «Турецкий марш»

Литература.

1. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах

В данном материале представлен перспективный план по обучению детей игре на детских музыкальных  инструментах во всех возрастных группах...

"Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий"

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальн...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»

В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

Перспективный план "Обучение игре на детских музыкальных инструментах на музыкальных занятиях"

Цель. Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инстументах....

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....