Перспективный план "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В плане расскрывается поэтапное обучение детей дошкольного возраста обучению игре на детских музыкальных инструментах начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной группой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_obuchenie_detey_igre_na_detskih_muzykalnyh_instrumentah.docx | 38.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 39»
662153, г. Ачинск, квартал 7 «б», строение 12,
тел.: 8 (39151) 7-94-02 E-mail: mdou-ds39@bk.ru
Перспективный план
«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Проект обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Срок проекта – 4 года года.
Исполнитель:
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39»
Рябоконь Елена Вилоровна
г. Ачинск
2019-2020 г
Пояснительная записка
«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Программа обучения.
Срок обучения-4 года.
Виды деятельности: индивидуально-подгрупповая работа, ансамбль (детский оркестр).
Задачи. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах.
Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, развивается способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывается устойчивый интерес к музыке, совершенствуются навыки игры на различных детских музыкальных инструментах, развиваются мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, творческая активность. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, чувство товарищества, взаимопомощь.
Курс обучения рассчитан на 4 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов .
1-й год обучения (младшая группа)
На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка,
колокольчики), воспроизводят метр музыкального произведения без соблюдения ритма. Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).
2-й год обучения (средняя группа)
На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник). Усложняются приемы игры на них. Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений.
З-й год обучения (старшая группа).
На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.
4-й год обучения На четвертом году обучения усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»).
Цели: формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих
способностей.
Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развить у детей интерес к игре в ансамбле; развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.
Занятия.
Т.к. играть вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний. Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных для исполнения сольных партий. Выявить интересы и склонности детей,
закрепить навыки и умения. Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.
1. Словесный(рассказ, объяснение) .
2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .
3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) .
4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) .
5.Самостоятельная музыкальная деятельность(игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)
6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
1-й год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»
МЛАДШАЯ ГРУППА
Основные навыки игры | Используемые инструменты | Репертуар | Период про хождения | Кол-во занятий |
1. Знакомство с приемами игры Погремушка, бубен: встряхивание, игра погремушкой по ладошке. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять ладошкой, кулачком. . | Погремушка Бубен | 1. «Ах какая наша погремушка» муз. М. Качурбиной | Сентябрь- | 4 |
2. «Ах вы, сени», р.н.м. | октябрь | 4 | ||
3. «Как у наших у ворот», р.н.м. | ||||
1. «Во саду ли, в огороде», р.н.м. 2. «Ах вы, сени», р.н.м. 3. Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко в бубен бей» Е. Е.Тиличеевой | Ноябрь | 5 | ||
2.Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры: встряхивание, касание по ладошке удар палочкой. Учить правильно держать колокольчик: вертикально, не зажимать кисть, свободно потряхивать и ставить на ладошку. | Колокольчики (валдайские, маленькие, средние) | 1. музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Е.Тиличеевой 2. «Игра с колокольчиками» Римского-Корсакова 3. Как под горкой» «Как у наших у ворот р.н.м | Декабрь | 2 |
3.Закрепление навыков игры на бубне, погремушке, колокольчиках. | Бубны, колокольчики погремушки | 1. Белорусский народный танец «Янка» Кабалевский Д. «Вроде марша» Кабалевский Д. «Маленький марш» | Декабрь | 2 |
4.Повторение всех приемов игры на погремушках, бубнах, колокольчиках. Закрепление полученных навыков. | Погремушки, бубны, колокольчики, | Повторение репертуара сентябрь - декабрь,январь | Январь Февраль | 6 |
5.Знакомство с игрой на металлофоне. Учить постукивать по ладошке и, по столу, по корпусу металлофона, | Металлофон,
| 1. «Птичка и птенчики» 2. «Часики» 3Упражнение с молоточками без музыки | Апрель-май | 8 |
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
2-й год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду».
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Основные навыки игры в ансамбле | Используемые инструменты | Репертуар | Период про хождения | Кол-во занятий |
1.Обучение приемам игры на металлофоне: удар по одной пластиночке, glissando на пластиночках. Добиваться отскакивания молоточка от пластиночки, стремиться к красивому звуку. | Металлофон |
2.«Дождик» 3.«Ладушки» 4.«Андрей-воробей» 5.«Сорока-сорока» | сентябрь | 4 |
2.Знакомство с игрой на треугольнике. Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь. | Барабан | 1. Песня «Барабан» (подыгрывать) 2. «Веселая песенка» Ивкодимова З. Упражнение «Барабанщики» Красева 4. «Марш» Парлова | октябрь | 4 |
3.Повторение всех приемов игры на погремушках, бубнах, колокольчиках с добавлением треугольника. Закрепление полученных навыков. | Погремушки, бубны, колокольчики, | 1.Белорусский народный танец «Янка» 2.Кабалевский Д. «Вроде марша» 3.Кабалевский Д. «Маленький марш» 4.Кабалевский Д. «Хороводная 5.Красев М. «Мишка с куклой» | Ноябрь -декабрь | 8 |
4.Закрепление навыков игры на металлофоне, бубне, погремушке, колокольчиках, треугольнике | Погремушки, бубны, колокольчики, треугольник, металлофон | 1.«Ладушки» 2.«Андрей-воробей» 3.«Сорока-сорока» 4.Кабалевский Д. «Хороводная 5.Красев М. «Мишка с куклой» | январь | 3 |
5.Знакомство с игрой на деревянных ложках. Показ приемов игры на ложках. Учить детей правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки». | Ложки | 1. «Ладушки», р.н.м. 2. «Лошадка» Потоловского З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой 4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко; | февраль | 4 |
6.Закрепление умений игры на деревянных ложках,бубне, погремушке, колокольчиках, треугольнике | Ложки, погремушки, бубны, колокольчики, треугольник, | 1.Кабалевский Д. «Хороводная 2.Красев М. «Мишка с куклой» З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой 4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко; | Март | 4 |
7.Повторение всех приемов игры на погремушках, бубнах, колокольчиках с добавлением треугольника и металлофонов Закрепление полученных навыков. | Погремушки, бубны, колокольчики, | 1.Белорусский народный танец «Янка» 2.Кабалевский Д. «Вроде марша» 3.Моцарт В. «Азбука» (с использованием металлофона) | Апель-май | 8 |
З-й год обучения
СТАРШАЯ ГРУППА
№ | Основные навыки игры в ансамбле | Инструменты | Репертуар | Период про хождения | Кол-во занятий |
1 | Исполнение детьми и взрослыми в ансамбле, оркестре | Погремушки, бубны, колокольчики, треугольник, металлофон | 1.Детская песенка «Козлик» 2.Майкапар А. «Капельки» 3.Русская народная закличка «Солнышко-колоколнышко» 4.Русская народная прибаутка «Чепуха» 5.Шостакович Д. «Вальс шутка» (использование грецких орешек) | Сентябрь-октябрь | 6 |
2 | Разучивание нового приема игры на бубне: удар подушечками пальцев, кулачком Повторение выученных приемов. | Бубен | 1. «Пойду ль я» р.н.м. 2. «Ах вы, сени» р.н.м. | ноябрь | 2 |
4 | Исполнение произведений различными приемами игры на шумовых инструментах. Добиваться ритмического ансамбля. | Погремушки, бубны, колокольчики, треугольник, маракас, колокольчики на палочке | 1.Красев М. «Барабанщик» 2.Русская народная песня «Как у наших у ворот» 3.Русский народный танец «Яблочко» 4.Стрибогг И. «Вальс петушков» 5.Финская детская песенка «Мори – Мокки» | Декабрь-январь | 6 |
5 | Работа над ритмическим ансамблем, одновременным вступлением, окончанием. | Металлофоны. ксилофоны | 1.Русская народная песня «Калинка» 2.Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» | февраль | 4 |
6 | Работа над приемом игры glissando (металлофоны) | Металлофоны. ксилофоны | 1.Шостакович Д. «Вальс шутка» 2. Л.Бетховен Турецкий марш | Март-апрель | 8 |
7 | Повторение всех приемов игры на металлофонах, ксилофонах погремушках, бубнах, колокольчиках с добавлением треугольника и металлофонов Закрепление полученных навыков. | Погремушки, бубны, колокольчики, металлофоны. ксилофоны, | 1.Белорусский народный танец «Янка» 2.Кабалевский Д. «Вроде марша» 3.Моцарт В. «Азбука» (с использованием металлофона) | май | 4 |
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
4-й год обучения
Тема: «Детский оркестр».
№ П.П. | Основные навыки игры в ансамбле | Инструменты | Репертуар | Период прохождения | Кол-во занятий |
1 | Работать над правильным извлечением звука из металлофона: удар-отскок, glissando - не зажимая руку. | Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики | 1. «Во саду ли, в огороде» 2.«Дроздок» 3.«Как пошли наши подружки» 4.«Полянка» 5.«Скок, скок» 6«Ходит Ваня» | Сентябрь | 3 |
3 | Отрабатывать поступенное движение вверх-вниз; правильно держать молоточек, добиваться ритмичного ансамбля, выстукивать ритмический рисунок, | Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики | 1. «Во саду ли, в огороде» 2.«Дроздок» 3.«Как пошли наши подружки» 4.«Полянка» 5.«Скок, скок» 6«Ходит Ваня» | Октябрь | 4 |
4 | Поэтапное разучивание нового музыкального произведения; работать над ритмом, динамикой, разучивать темы каждого инструмента | Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики |
2. Л.Бетховен «Турецкий марш» 3. С.Рахманинов «Итальянская полька» | Ноябрь -декабрь | 7 |
5 | Продолжение отрабатывать оркестровое исполнение. Начинать и заканчивать точно после музыкального вступления и окончания | Металлофон, ксилофон, металлофоны колоколчики |
2. Самборито 3. С.Рахманинов «Итальянская полька» | Январь-февраль | 6 |
6 | Отрабатывать чистоту исполнения каждого инструмента, каждой партии, работать над ритмом и динамикой. | Металлофон, ксилофон, металлофоны колокольчики |
2. Самборито 3. С.Рахманинов «Итальянская полька» | Март -апрель | |
7. | Включение в оркестрс ударно-шумовые инструменты: трещотки, бубенцы, маракасы, кастаньеты. Учить вслушиваться в музыку, поочередно вступать и заканчивать игру, следить за динамическим и ритмическим ансамблем. | Инструменты шумового оркестра |
2. Самборито 3. С.Рахманинов «Итальянская полька» 4.Вальс «Осенний сон» 5. Л.Бетховен «Турецкий марш» |
Литература.
1. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)
4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)
5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)
6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
| ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
В данном материале представлен перспективный план по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах во всех возрастных группах...
"Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий"
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальн...
Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.
Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...
Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»
В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....
Программа дополнительного образования По музыкальному развитию (обучение детей игре на детских музыкальных инструментах) «Гусельки» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Примерная программа по музыкальному развитию....
Перспективный план "Обучение игре на детских музыкальных инструментах на музыкальных занятиях"
Цель. Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инстументах....
Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"
Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....