Конспект образовательного события с элементами экспериментальной деятельности. Средняя группа «Воздух-невидимка»
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: Создание социальной ситуации для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnogo_sobytiya_s_elementami_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 681.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательного события с элементами экспериментальной деятельности.
Средняя группа
«Воздух-невидимка»
Цель: Создание социальной ситуации для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.
Задачи: Создание условий для расширения кругозора детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты;
Создание условий для развития наблюдательности, любознательности, мышления, памяти, речи, познавательной активности;
Создание условий для воспитания позитивного отношения к окружающему миру, интереса к познавательной деятельности, самостоятельности.
Оборудование: фартуки, стаканчики с водой, трубочки по количеству детей, горох, салфетки, воздушные шары, весы (плечики) карточки, обозначающие свойства воздуха, мыльные пузыри.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко.
Пальчиковая игра «Здравствуй солнце золотое»
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй маленький дубок,
Здравствуй вольный ветерок
Мы живем в одном краю,
Всех я Вас приветствую!
-Ребята, посмотрите, что изменилось в нашей группе? (дети рассматривают обстановку в группе дают ответы) .
- Да, кто-то здесь передвинул мебель, интересного вот только для чего. Нам предстоит это выяснить.- Знаете, я кажется, догадалась, кто устроил для нас этот сюрприз, это Совушка – Умная головушка. Ребята, а где Совушка?
Воспитатель: (звонит телефон) Минуточку, ребята! Алло, здравствуйте! Кто это? Шапокляк? А где же он? Похитила? Ну-ка, возвращайте нам её обратно! Только когда выполним все задания? Ну, хорошо, договорились!
Ребята, старуха Шапокляк похитила нашу Совушку - умную головушку и посадила ее в коробку. Она сказала, что спасти мы ее можем, если выполним все её задания. Вы хотите помочь Совушке?
-ответы детей
В: - Давайте подойдем к столу и узнаем, какое задание нам предстоит выполнить.
В: (загадку читаю)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! воздух
В: - Правильно, а давайте вспомним, что мы знаем о воздухе: «Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) А кому еще нужен воздух?
Ответы детей: рыбки, животные и пр.
-А как можно назвать, одним словом?
Ответы детей: (всему живому)
-А, какой он, воздух?
-прозрачный, бесцветный, невидимый, чтобы его увидеть его надо поймать.
В: А как мы это делали?
Дети: Мы взяли пакет, поймали в пакет воздух, закрутили его! Пакет был полон воздуха, похож на подушку. Воздух занял свое место в мешке. Потом мы проткнули пакет и выпустим воздух из пакета.
Воспитатель: Какой вывод мы делали?
Дети: Воздух прозрачный бесцветный, невидимый, а чтобы его увидеть, нужно его поймать
Ставим карточку «Воздух прозрачный бесцветный, невидимый»
Физминутка
1 2 3 4 5
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
В: - Как вы думаете, ребята, имеет воздух запах? Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Ответы детей
В: - Вывод: «Воздух не имеет запаха»
Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»
В: - Проходите на стульчики, нас ожидает следующее задание
2 задание «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: (беру в руки воздушные шары.)
-Что у меня в руках? Почему они так называются?
Ответы детей
-Молодцы!
-Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.
(показываю) .
-С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло?
Ответы детей
В: - Правильно, молодцы. Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх.
Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха
«Воздух имеет вес».
В:- ребята, мы с вами знаем игру «Пузырь», давайте поиграем.
Раздувайся пузырь.
Раздувайся большой
Да не лопайся
Он летел, летел, летел
И за веточку задел
Лопнул пузырь
«Ш – ш – ш»
В: - У нас есть ещё задание от Шапокляк. Вы готовы его выполнить? Проходите за столы.
Задание 3. Есть ли внутри нас воздух?.
В: Давайте это проверим.
Опыт: Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
В: - Ребята, подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки
В: - Пузырьки, поднимающиеся наверх, и есть воздух, Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку.
Воспитатель: Вывод: значит, воздух есть внутри нас.
Воспитатель: А давайте усложним задание, опустим в наши стаканы горох и посмотрим как пляшут горошины, а потом, скажем, может ли воздух двигать предметы в воде.
Вывод: Воздух может двигать предметы в воде.
Ставим следующую карточку «Воздух может двигать предметы»
В: Молодцы ребята. Подойдите ко мне.
В: - Что нового мы сегодня узнали о воздухе?
- Воздух имеет вес
- Воздух не имеет запаха
- Воздух есть внутри людей;
-Воздух может двигать предметы
-Что без воздуха не возможна жизнь
В: - (стук в дверь, вношу коробку с совой, читаю письмо от Шапокляк и угощаю ребят).
Тема: «Вода и её свойства»
Цель: Создание социальной ситуации для формирования знаний детей о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, способствовать формированию проведения простейших лабораторных опытов.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды: без запаха, без цвета, прозрачная, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
2. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды для всего живого.
Дидактическая игра «Кому нужна вода»
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»
Проведение занятий – экспериментирование с водой.
Работа с алгоритмами, схемами способов исследования
Чтение художественной литературы о воде.
Материалы и оборудование:
Карточки с изображением свойств воды (запах, вкус, цвет, жидкость.)
Одноразовые стаканы с водой и, соком, пустые стаканы, чайные ложки. (по количеству детей).Слайды «Кому нужна вода», аудиозапись звука воды.
Ход ЗАНЯТИЯ
В: Вот и наступило утро радостной встречи! Доброе утро, ребята! Посмотрите сколько сегодня гостей! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями
Д: Здравствуйте!
В: А теперь все повернитесь ко мне, у нас сегодня круг радости с секретом. (на полу заранее разложены разноцветные кружочки) –Возьмите каждый свой кружок, переверните его и вы увидите этот секрет. Он заключается в том, что, как вам нужно поприветствовать друг друга. У кого нарисована улыбка – улыбнётся друзьям, у кого ладошка – пожмет руку, у кого нарисовано сердечко – обнимет друга, а у кого солнышко – скажет доброе слово или пожелание.
В: (дети садятся) А теперь начинается наше занятие. Дети, вы должны отгадать загадку и если вы правильно отгадаете загадку, то мы услышим, чью то песенку.
Она и в озере, она и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это?
Д: Вода
Включаю аудио запись «Ручеёк»
- Ребята, слышите? На что похожи эти звуки? (Это звуки воды)
- Да, правильно это журчит ручеёк.
Сегодня будем говорить на занятие о воде?
Раздаётся стук в дверь, заходит Незнайка
В: Ребята, кто-то к нам пришёл? Кто ты?
Н: Здравствуйте ребята! Я Незнайка, принес в качестве подарка детям снег.
В: А что нам с ним делать?
Н: Кушать, он вкусный как мороженое
В: Ребята, а снег можно кушать?
Дети: Снег нельзя кушать, он холодный. Снег впитывает в себя очень много пыли. грязи и есть его нельзя, так как эта грязь попадает в рот и можно отравиться. От холодного снега может заболеть горло.
В: Правильно, он грязный, холодный. Заболит живот и горло. Снег кушать нельзя.
Незнайка поставь свое ведро со снегом в тёплое место. А потом посмотрим, что произойдёт со снегом. (убираю ведёрко на стол) Незнайка, а ты знаешь, что такое вода?
Н: Нет.
В: Ну тогда усаживайся поудобнее, ребята тебе расскажут. Хоть они ещё не много знают о воде, но вместе мы всё выясним.
В: Где в природе можно встретить воду?
Дети: В ручейке, в реке, в роднике, в море.
Как можно назвать воду в море-морская, в реке-речная, в роднике- родниковая в болоте-болотная.
Нам расскажет стихотворение… Читает. стихотворение Н. Рыжовой
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде
В лужи, в море, в океане
И в водоворотном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом выползает
На плите у нас кипит
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить.
В: Кому и зачем нужна вода?
Для чего нужна вода человеку, как мы её используем?
Дети: Умываться, пить, купаться, готовить обеды, стирать, мыть пол, закаляться.
(На доске или на экране выставляем картинки «Кому нужна вода» «Как человек использует воду»)
В: Кто ещё не может жить без воды?
Дети: Рыбам нужна вода, они в ней живут. Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают. Животным и птицам нужна вода чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки, т. д).
В:Ребята, а что было бы, если бы не было воды? Что бы произошло, как вы думаете? (разные ответы детей, выставляю вспомогательные картинки)
Воспитатель. Правильно. Без воды человек жить не может: он её пьёт, готовит пищу, умывается, стирает и убирает своё жильё
В:Да, ребята, правильно без воды всё живое на земле погибнет. Вода --- это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться, стирать и убирать своё жильё.… Ни одно живое существо не может жить без воды.
В:Ребята, как вы думаете, что же может делать вода?
Дети: бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать.
А ещё, ребята, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.
Незнайка:
Ой, я тоже очень хочу узнать какими же свойствами обладает вода.
В: Для этого я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория (рассуждения детей) .
Дети: Да! Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и определять её свойства. Посмотрите, наша лаборатория к работе готова, занимайте свои рабочие места. (дети рассаживаются за столы)
Но прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь ими сейчас придётся поработать.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
Дети экспериментируют под руководством воспитателя
ОПЫТ №1. «Вода жидкая, может течь». Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой –пустой. Предлагаю аккуратно перелить воду с одного стаканчика в другой. Почему вода льётся? Ответить, почему вода льётся? Она жидкая. Предположительные ответы детей: потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др.
Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь --- её называют жидкостью. (выставляю картинку с первым свойством воды)
В: Вывод: вода – это жидкость.
ОПЫТ №2. «У воды нет запаха»
Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды?
- Чтобы ответить на этот вопрос, проведём второй опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)
- А как вы догадались? (пахнет апельсинами)
- А теперь возьмите стакан с водой.
- Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха)
- Так есть ли запах у воды? (Нет)
(На доску вешаю картинку с изображением этого свойства воды, дети по картинке делают вывод)
Вывод: У воды нет запаха!
ОПЫТ №3 «У воды нет вкуса»
- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)
- А конфета? (Сладкая)
- Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!
- Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок.
- Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина)
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.
- Какая она на вкус? Может быть сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)
-так есть ли вкус у воды? (Нет)
(На доске картинка с изображением этого свойства воды. Дети делают вывод)
Вывод: У воды нет вкуса!
ОПЫТ №4. «Вода прозрачная»
А какого цвета ваш сок? (Оранжевый)
- А можно сказать про воду какого она цвета? (Нет)
- А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)
Предлагаю поиграть в прятки. У вас есть чайные ложки. Спрячьте ложку в стакане с соком. Получилось спрятать? (Да)
- А другую ложку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!
(На доске - картинка с изображением этого свойства воды)
Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная.
В: А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхивая воду, произношу волшебные слова. Что случилось с водой? (Ответы детей.) Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.)
Показываю этот фокус еще два раза. Вода во второй бутылке становится красной, в третьей – синей.
В: Интересно, ребята, но почему вода в бутылках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий? (Ответы детей.) А теперь я открою вам тайну.
Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее.
Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.
Физ минутка «Капля»
Раз, два, три, четыре, пять
Любят капельки играть
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик
Раз - туда, два - сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки к верху все подняли
Раз- два, раз- два
Заниматься нам пора
Незнайка: А где же моё ведёрко, которое я принёс?
(Дети идут за воспитателем и Незнайкой к столу, где стоит ведро)
В: Вот посмотри, Незнайка, что произошло со снегом. Ребята, куда же подевался снег?
Д: Снег растаял.
В: И во что он превратился?
Д: Он превратился в воду.
В: Ребята, посмотрите какая получилась из снега вода?
Д: Вода получилась грязная.
В: Да, правильно, вода получилась грязная, а что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Д: Воду надо очистить, профильтровать.
ОПЫТ № 5 «Фильтрование воды»
Существуют разные способы очистки воды. Мы с вами сейчас будем очищать воду с помощью ваты и бинта. В воронку кладём вату, бинт и через этот фильтр будем проливать грязную воду. Какая получилась у нас вода? Чистая. ВЫВОД: Грязную воду можно очистить с помощью фильтра, который можно сделать самим.
В: Незнайка, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода. Ребята,а вы запомнили эти свойства? Давайте их вспомним:
Вода --- жидкая,
Вода --- не имеет запаха
Вода --- не имеет вкуса
Вода --- прозрачная
Воду можно очистить.
Незнайка: Спасибо, ребята теперь я всё знаю о воде!
Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда вымыл руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь? Вон сколько воды!
Воспитатель: Воды много, но для умывания и приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывая кран. А чтобы ты, Незнайка, не забыл об этом, вот тебе памятка-напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран».
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать. До свидания! (Незнайка уходит)
Рефлексия.
В: И так наша лаборатория закрывается. Вы ребята, молодцы, сегодня вы много узнали о воде, о её свойствах. А что понравилось больше всего?? Что нового узнали? Вам было интересно, весело или грустно? Наше занятие окончено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка».
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Развивающая: развив...
Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»
Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»...
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.Обра...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области Познавательное развитие в средней группе «Воздух - невидимка»
Интегрированная ННОД по обогащению знаний детей о воздухе...
Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»
Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Живет Воздух - невидимка»
Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами.Задачи:Образовательные: Формировать представления детей о воздухе. Определить совместно с детьми опытно - экспериментальным путе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Воздух-невидимка". Образовательная область "Познание".
Занятие с детьми средней группы по изучению свойств воздуха путем исследовательской деятельности....