Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Воздух-невидимка". Образовательная область "Познание".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Занятие с детьми средней группы по изучению свойств воздуха путем исследовательской  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ №3 им.Д.Ф.Лавриненко», дошкольное отделение (ул.Ленина, 36)

г. Протвино Московской области

Занятие по ознакомлению с окружающим

в средней группе.

Тема: «Воздух-невидимка».

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Кудрявцева Анна Александровна

2023г.

Познание в средней группе.

Тема: «Воздух-невидимка».

Цель: развитие исследовательских способностей ребенка.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомить детей с понятием «воздух»;
  2. Расширять знания детей о значении воздуха для всего живого;
  3. Знакомить детей со свойствами воздуха.
  4. Формировать умение делать выводы и обобщения в процессе экспериментальной деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность, логическое мышление, речь.
  2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

1.Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.

2. Воспитывать интерес к экспериментированию,

Оборудование:

  • Полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка;
  • Мяч хорошо надутый и спущенный;
  • Таз с водой;
  • Бумажный кораблик;
  • Коктейльные трубочки на каждого ребенка;
  • Стаканы с водой на каждого ребенка;
  • Веера из бумаги (по одному на стол);
  • Воздушные шары на каждого ребенка.

Предварительная работа: наблюдение за ветром, игры с мыльными пузырями.

Ход:

Вводная часть.

Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования, опыты – так же, как это делают взрослые учёные. Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями.

- А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.

- Правильно, это воздух.

Предлагаю ученому совету изучить воздух. Узнать, что такое воздух? Нужен ли он нам?

Изучать свойства воздуха нам помогут опыты и эксперименты. Для этого пройдем в лабораторию.

Основная часть.

- Давайте задуем свечу.

- Что помогло задуть свечу? (Поток воздуха, которым мы дули). Но мы его не увидели.

- А если мы не можем видеть воздух, значит он какой? (Воздух невидимый)

Можно ли воздух потрогать, поймать, обнаружить?

-Как можно обнаружить воздух?

Опыт 1. «Обнаружение воздуха».

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные трубочки. Возьмите трубочки для коктейля и стаканы с водой, выдохните воздух через трубочку.

- Что появилось в стакане? (Появились пузырьки - это воздух. Мы его увидели.)

- А откуда взялся этот воздух (сначала мы вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит, в человеке есть воздух. Мы им дышим.

Значит, воздух невидим, но его можно обнаружить.

- А можно ли воздух поймать и подержать в руках?

Опыт 2. «Поймай воздух».

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
(Он пуст, ничего)

Давайте теперь махнем пакетом.

- Что произошло с пакетом? (он раздулся). Почему? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

- А если мы развяжем его? Что произойдет? (Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.)

- Подумайте, на что похоже надувание пакета? (на надувание воздушных шаров.) Когда мы держим шар - мы держим воздух.

Значит, воздух можно поймать и подержать в руках. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Дыхательная гимнастика. Попробуйте надуть воздушный шар.

- Почему шар надулся? (внутри воздух). Воздух плотный, он наполнил весь шар. Проверим это свойство на себе.

Игра «Воздушные шары».

Представьте себе, что вы воздушные шары. Сейчас я вас буду надувать, а вы постепенно раздуваться. По команде: «Лопнули», вы опускаетесь на коврик.

Ну что ж испытание провели. Переходим к следующему опыту.

- Скажите, а можно воздух почувствовать? (да, когда дует ветер). Ветер – это движение воздуха. Возьмите веера и помашите ими. Что вы чувствуете? (ветер). Он может быть сильным и слабым.

Попробуем с помощью силы ветра привести в движение лодочку.

Опыт «Ветер дует – лодочка плывет».

В таз с водой дети опускают кораблик.

Сделайте большой вдох и подуйте на лодочку.

- Что происходит с лодочкой? Почему она плывет? Так и настоящие лодки могут плыть благодаря ветру.

Значит, ветер толкает лодку.

Опыт «Мяч прыгает высоко, если в нем много воздуха».

Ученый совет, вспомните, в какой игрушке много воздуха? Эта игрушка может прыгать, катиться, она круглая. Что это? (мяч)

- Давайте проверим, почему один мяч прыгает высоко, а другой – нет. Почему? (в мяче маленькая дырочка, воздух выходит из мяча, и мяч уже не может так высоко прыгать).

Попробуйте постучать разными мячами об пол.

- Какой мяч прыгает лучше?

Значит, лучше прыгает тот мяч, в котором много воздуха.

- Как вы думаете, воздух легче воды или тяжелее? Проверим.

Опыт 3. « Легкий или тяжелый».

Давайте попробуем утопить в воде мяч, наполненный воздухом.

- Что происходит? Почему он не тонет? (потому что он легкий. Внутри воздух).

Значит, воздух, какой? (воздух легкий. Легче воды).

- Положите ладошку себе на грудь, глубоко вдохните и выдохните. Чувствуете, как поднимается при вдохе и опускается при выдохе грудная клетка. Что это? (это входит и выходит воздух, которым мы дышим).

Действительно, воздух очень важен для людей, без воздуха человеку будет невозможно прожить и минуту. Проверим?

Предлагаю вам ладошками зажать рот и нос, и посмотрим, сколько мы можем не дышать. Правда, невозможно?

- Скажите, ученый совет, для чего нужен воздух? (для того чтобы мы могли дышать). Только ли человеку нужен воздух? Кому еще нужен воздух? (животным, растениям).

Рефлексия.

Уважаемые ученые, вспомним, что мы сегодня изучали?

- Какие свойства воздуха мы узнали? (он невидим, но его можно поймать, обнаружить. Его можно почувствовать.).

- Что для вас было сложным?

А сейчас я предлагаю вам порисовать необычным способом – воздухом.

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны.

- Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда ваши рисунки -кляксы высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков.




Список использованной литературы.

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательная деятельность дошкольников». Для работы с детьми 4-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.-2-е изд., испр.-М.: ТЦ Сфера, 2013.
  3. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод.пособие.- М.:ТЦ Сфера, 128 с.
  4. Л.А.Королева Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС», #1089;.
  5. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду.-Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе" Березка" . Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.

Конспект занятия по ознакомлениюс окружающим в средней группе" Березка".Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.20012 год.Тема: " Весенние секреты".Программное содержание:1 Продолжать расширять пред...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Как птицы весну встречают"(образовательная область "Познание")

Итоговое занятие посвящено систематизации знаний у детей о перелетных птицах...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Зимующие птицы"

Данный материал позволит закрепить и  уточнить представления детей в средней группе о зимующих птицах...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Экологическая тропа"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Экологическая тропа" Программные задачи: Закреплять знания детей о лекарственных растениях.Учить распознавать и называть лека...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Транспорт" (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающимТема: «Транспорт» Цель: дать  понятие о видах наземного транспорта.Задачи: познакомить с видами наземного транспорта: пассажирский, грузовой, спе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «В гостях у Курочки Рябы»

Задачи:познакомить детей с новым животным – кроликом, дать первоначальные представления об его внешнем виде,  образе жизни и приносимой им пользе; закрепить представление об уже известных детям д...