Семинар-практикум для педагогов «Планета Гендер»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов «Планета Гендер»
Цель
Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию дошкольников.
Задачи
- Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
- Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах.
Оборудование
Костюмы инопланетян, опознавательные знаки для двух подгрупп воспитателей (бантики и кепочки), мультимедийная доска для презентаций, музыкальное сопровождение (космическая музыка), материалы для проведения мастер-класса: белая и цветная бумага, клей, ножницы, торфяные горшочки, тесьма.
Ход семинара
I. Организационный момент.
В зале звучит космическая музыка. Влетают два инопланетянина в «Летающей тарелке».
1 инопланетянин: Здравствуйте, Земляне! Мы жители планеты «Гендер». Наша цивилизация терпит бедствие! Помогите!
Ведущий: А что случилось с вашей планетой?
2 инопланетянин: Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений. Между мужчиной и женщиной происходит «смазывание» ролей. Женщины стали жестче, а мужчины женоподобны.
1 инопланетянин: В борьбе за лидерство женщины берутся за традиционно мужские профессии, не желая довольствоваться женскими профессиями. А мужчины превращаются в потребителей и не торопятся помочь женщине выполнить домашнюю работу, спокойно ожидают ужина у семейного очага. Быт и воспитание детей остаются исключительно задачей женщины.
Ведущая: А что у вас происходит с детьми?
2 инопланетянин: Девочки стали грубыми и агрессивными, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение. Мальчики, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически.
1 инопланетянин: Отсутствие социальной модели порождает странную манеру общения мальчиков с девочками. В ходе детских игр поведенческие модели не соответствуют полу игроков. Полоролевая социализация детей на нашей планете находится на низком уровне.
Ведущий: Почему же вы, дорогие гендеряне, довели свою цивилизацию до такогоплачевного состояния?
2 инопланетянин: У нас нет достаточной информированности по этим вопросам. Родители на нашей планете в большинстве своем копируют модель, по которой воспитывались они сами, крайне слабо учитывая пол ребенка.
1 инопланетянин: Да что скрывать, мы и сами уже точно не знаем, кто мы: мальчик или девочка!
Ведущий: Мы предлагаем вам остаться и посмотреть, как мы строим образовательный процесс по гендерному воспитанию дошкольников.
II. Основная часть.
1. Доклад «Биологический и социальный пол – гендер».
Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство.
Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведём себя в социуме. Мы по-разному ведём себя в одной и той же ситуации, по – разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание – источник конфликта.
Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.
В начальных классах всех мальчиков ругают за неаккуратность письма и плохой почерк. Когда наши дети начали читать, у них стали проверять технику чтения. И опять мальчики не укладывались в норму. Снова на собраниях отчитывали родителей мальчиков, что не уделяем им внимания. Интересно, кто ввёл нормы на технику чтения в школах, одинаковую для мальчиков и девочек? Ясно одно, что этим людям не известно, что у представительниц женского пола речь развита почти в 3 раза больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина – 7. Девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них мелкая моторика руки развита лучше, чем у мальчиков.
Итак, с чего же мы начнём? Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект приложения своих педагогических воздействий.
2. Презентации:
1. «Гендерный подход в воспитании дошкольников»
2. «Диагностика полоролевого развития детей»
3. «Откуда я взялся? Неудобные детские вопросы»
1 инопланетянин: Мы увидели, что вы знаете, как воспитывают мальчиков и девочек, чтобы из них выросли настоящие мужчины, и какие условия создать девочкам, чтобы них выросли настоящие женщины
2 инопланетянин: Но без вашей помощи нам все- же не обойтись. Предлагаем вам отправиться на планету Гендер и вместе разрешить спорные педагогические ситуации. Мы отправляемся!
Звучит космическая музыка, на экране появляется изображение космоса.
1 инопланетянин: Вот мы и на планете Гендер! Зайдем в наш детский сад…
3. Сценки
Сценка.
Ситуация №1:
Мальчик внимательно изучает девочку и задает вопрос:
- Он у тебя оторвался?
-Нет, не оторвался.
-Тебе делали операцию?
- Нет, у меня вообще не было…
-Интересное у тебя устройство…
Тут входит воспитатель. (На лице смятение).
Вопросы: (задает ведущий)
1. Как должен повести себя воспитатель в данной ситуации?
2. В чем различие понятий: половое и гендерное воспитание?
Работа в подгруппах.
Сценка.
Ситуация №2: А вот ситуация в семье.
Мать:
-Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец: А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопросы подгруппам:
1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?
2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?
Сценка.
Ситуация №3: Мать с ребенком встречаются с воспитателем.
-Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
-Нет, я их сейчас расстреляю!!!!
Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?
-А просто так, потому что я– разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
-А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
-А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопросы:
1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?
2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?
1 инопланетянин: Спасибо, Земляне, за исчерпывающие ответы на наши вопросы.
2 инопланетянин: И все- таки, мне не совсем понятно - в чем отличие игровых особенностей мальчиков и девочек?
Ведущая: Предлагаю группам рассказать о руководстве игровой деятельностью девочек и мальчиков.
4. Презентация «Игровые особенности мальчиков и девочек».
2 инопланетянин: Нам пора прощаться. На прощание мы споем вам песню! (Прилож. 1)
Ведущая: Когда приходит пора праздников, перед воспитателями всегда встает вопрос: какие оригинальные подарки подарить мамам и папам?
В художественно- творческой деятельности мы также осуществляем дифференцированный подход по половому признаку. Мы предлагаем вашему вниманию
5. Мастер-класс: «Мастера и мастерицы».
Практическая часть. Подгруппа девочек изготовляет игрушки для девочек, подгруппа мальчиков изготовляет игрушки для и мальчиков.
Приложение 1.
Песня «Гендер – что это такое?» (Слова В. Н. Ахметовой) на мотив песни «В каждом маленьком ребёнке…»
1.Гендер – что это такое?
Кто бы мне ответить смог?
Может, это мандарины?
Или чей-нибудь зверек?
2.И зачем нам нужен гендер?
Чтобы разводить цветочки?
Рассадить их по горшочкам
Или посадить в чулок?
3.Гендер – это мама с папой,
Это милые детишки,
Это платья и штанишки,
Гендер – это наша жизнь!
4.Это сила, это храбрость,
Это нежность и отважность.
Удивительная дружба
Очень разных двух миров.
5.Гендерное воспитанье
Важно для образованья.
Важно, чтобы быть счастливым.
Гендер – это наша жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Сценарий для Семинара-Практикума " Космическое путешествие на планету Радости"
Сценарий может подойти для обобщнение и показа любого материала. И любой материал можно сюда подтянуть по смыслу.Попробуйте))...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...