Познавательно - речевой проект "Мир загадки"
проект (старшая, подготовительная группа)
Познавательно - речевой проект "Мир загадки" поможет в создании условий для развития психических процессов (память, логика, мышление, творческое воображение), коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством составления загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта
В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребёнка. Они побуждают ребёнка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребёнка, сосредоточить его на определённом деле и способствуют развитию психических процессов ( память, внимание, мышление, творческое воображение). В частности в процессе составление загадок появляется возможность развития психических процессов детей. Это подтверждает актуальность проекта. Загадка продолжает изучаться как активный прём умственного развития, речевого творчества детей дошкольного возраста. Загадка знакомит ребят с радостью мышления, направляет внимание на предметы и явления, и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, является очередной ступенькой в развитии мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. В результате полученных знаний, требующего точного ответа. загадка начинает восприниматься не только как задачка. Ребёнок учится ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с лёгкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребёнка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».
Теоретическое обоснование проекта
В теории и практике дошкольного образования накоплен не малый опыт развития психических процессов (логики, памяти, мышления, творческого воображения) детей в разных видах художественной деятельности. В том числе в процессе разгадывания и составления загадок (Т.И. Алиева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, О.С. Ушакова и др.). Анализ теоретических исследований позволил выявить ряд противоречий между:
- имеющимися научными данными о важности дошкольного периода для развития психических процессов и недостаточности специальной работы по развитию психических процессов детей в дошкольном учреждении
- наличие интереса педагогов к развитию творческой деятельности детей и недооценкой такого вида деятельности дошкольников, как составление загадок.
На основании выделенных противоречий были обозначены проблемы:
- Недостаточная компетентность педагогов в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
- Увеличивается количество детей с нарушениями в речевом развитии.
Вид проекта: познавательно-речевой, долгосрочный.
Направление проекта: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Цель проекта: создание условий для развития психических процессов (память, логика, мышление, творческое воображение), коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством составления загадок.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей познавательный интерес к загадкам, умение разгадывать и составлять загадку по схемам.
2.Развивать у дошкольников познавательные психические процессы.
3.Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение слушать, воспринимать и выполнять инструкцию взрослого).
4.Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, обобщать и активизировать словарный запас.
5.Совершенствовать коммуникативные навыки, умение общаться в коллективе сверстников.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Сроки выполнения проекта: сентябрь-апрель.
Планируемый результат:
1.Дети проявляют интерес к составлению загадок.
2.Начинают формироваться предпосылки учебной деятельности.
Продукты проекта:
Развитие у дошкольников умения анализировать полученную информацию, соотносить её с прогнозируемым продуктом деятельности, планировать свою деятельность, самостоятельно подбирать алгоритм реализации задач.
Создание методического материала «Загадки для детей».
Этапы проектной деятельности.
1.Этап Организационный (сентябрь) | -подбор загадок (творческое воображение, внимание) -ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта -подбор дидактического и методического оснащение проекта |
2.Этап Практический (ноябрь-февраль) | -цикл мероприятий и реализации проекта(4блока) -конкурсы, викторины, игры, тематические праздники по циклам загадок (предметы, животный и растительный мир, профессии, явления природы и т.д.) |
3.Этап Заключительный (март-апрель) | -отчёт о реализации проекта -сбор полученного материала по проекту -рефлексия создателей проекта |
План реализации проекта
1 Блок
Сентябрь-октябрь
Тема: История появления загадки. Знакомство с загадкой.
сентябрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Беседа «История появления загадки» Цель: познакомить детей с понятием «загадка» Рассказать историю загадки. | Беседа «Загадки и отгадки» Цель: правильное понимание загадки, её значения и способа построения, знакомство с языком загадки. | ||
Октябрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Развлечение «В гости к бабушке «Загадушке». Цель: формирование интереса к народному творчеству (загадкам) | «Овощные загадки» Цель: развивать умение понимать и разгадывать загадки. | Выставка «Рисунок» Цель: оценить степень развития воображения. | Игра «Поезд» Цель: учить детей соединять картинки по смыслу (например: кастрюля-тарелка-ложка) |
2 Блок
Ноябрь-декабрь
Тема: Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами)
ноябрь | |||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Выставка. Задание «Неполные фигурки» Цель: учить детей дорисовывать фигурки так, чтобы получилось осмысленное изображение, использовать фигуру в разных ракурсах. | Выставка. «Подарок-загадка для мамы» Цель: познакомить детей с составлением загадок с помощью аппликации. | Словесные игры «Рифмованные загадки» Цель: знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворением). | |||
декабрь | |||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Игра «Шляпа» Цель: научить детей перевоплощаться в сказочных героев. | Праздник. «Загадки – королевы» Цель: оценить умение детей образовывать и расширять метафоры. | Праздник «Сказочные загадки» Цель: развитие способности по отдельным штрихам определять целое, формирование умения задавать вопросы | «Весенний перезвон» Цель: развивать умения выделять признаки объекта. |
3 Блок
Январь-февраль
Тема: Развитие творческого воображения.
январь | |||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Выставка «Удивительный подводный мир морей и океанов» Цель: развитие воображения через изобразительную деятельность. Учить детей изо-бражать на листе бумаги то, что задумали. | Игра-драматизация «Чего на свете не бывает?» Цель: формировать у детей образное воображение (загадай и покажи) | Игра-драматизация «Мы инопланетяне» Цель: оценить умение детей «отстраняться» от знакомых вещей, описать их новые свойства | Словесная игра «Город» Цель: познакомить детей с понятием противоречия. | ||
февраль | |||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Игра-драматизация «Весёлый зоопарк» Цель: оценить умения выделять главные признаки объекта, владеть речью. | Выставка «Отгадай мою задумку» Цель: продолжать работу по формированию образного воображения. | Игра «Распутай путаницы» Цель: учить детей чувствовать рифмы. | Народная игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» Цель: формировать умения произвольно строить предложения разной структуры. |
4 Блок
Март-апрель.
Тема: Составление загадок.
март | ||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Выставка «Молчаливые загадки» Цель: познакомить детей с составлением загадок с помощью рисунка. | Развлечение «Вечер загадок». Цель: подводить к самостоятельному составлению загадок, учить планировать речевую деятельность, стимулировать творческую активность. | Словесная игра «Пропуск в страну сказок» Цель: научить детей составлять загадки по опорным схемам; закреплять умение аргументировано доказать отгадку. | Словесная игра «Город загадочных частей» Цель: продолжать знакомство с составлением загадок с использованием схем –опор. | |||
апрель | ||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Праздник «Ярмарка загадок» Цель: развивать способность кодировать основную идею известной детям сказки. | Развлечение «Сказочный КВН». Цель: развивать способность кодировать основную идею известных сказочных героев. | Игра «Ты - мне, я-тебе» Цель: развивать умение составлять загадки. | Игра «Загадай и отгадай» Цель: совершенствовать умение описывать предмет и называть отгадку. |
Вечер загадок и отгадок (на зимнюю тему).
Цель: закрепить знания детей о зимних явлениях природы; развивать любознательность, интерес к окружающему миру, развивать мышление, внимание. Речь детей. Ход: Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнёт перинки - Над миром пушинки! (Зима)
О зиме написано много стихов и сложено много песен. Не меньше придумано о зиме загадок. Давайте я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать.
1.Летит-молчит, лежит-молчит,
Когда умрёт, так заревёт.(Снег)
2.Когда всё укрыто седыми снегами, И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)
3.Гуляет в поле, да не конь, Летает по воле, а не птица. (Вьюга)
4.Хоть сама – и снег, и лёд, А уходит – слёзы льёт.(Зима).
Интересные загадки о зиме придуманы нашим народом. Но их у зимы столько, что загадала я вам не все. Поэтому теперь отгадайте загадки, которые придумала для вас наша любимая зимняя гостья – Снегурочка. (Лист с загадками можно достать из конверта, на котором написано: «Ребятам от Снегурочки»).
Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег)
Что вверх корнем растёт? (Сосулька)
Без рук, без ног по полю скачет, Под окном стучится и в избу просится. (Ветер)
Бежала- шумела, Заснула-заблестела. (Речка)
Белой стайкой мошкара Вьётся кружится с утра, Не пищат и не кусают, На ладони сразу тают. (Снежинки)
Скачет по лесу, то взад, то вперёд, Воет, гудит и деревья трясёт. (Вьюга)
-Молодцы, ребята загадки Снегурочки вы отгадали. А кто из вас назовёт зимние меяцы?
-А теперь такое задание - нарисовать отгадку.
Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка)
Игра «Где снежинки?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля… Во время движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило, Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать?
Вновь выбираются нужные картинки, и объясняется выбор.
Поисковая игра «Следы на снегу»
В царстве зимы много интересного. Когда снег падает на землю, то он чистый и ровный. А потом животные, человек начинают передвигаться по снегу и оставляют свои следы. Предлагает детям определить, кто оставил следы на снегу. (Детям предлагаются карточки с нарисованными на них следами животных, птиц и человека).
Развлечение для детей и родителей «Ярмарка загадок»
Предыдущая работа: составление с детьми описательных загадок о предметах быта, старины. Действующие лица: Скоморох - воспитатель, музыкальный работник, дети, родители. Родители и дети входят в избу. Их встречает Скоморох. Скоморох: Подходите ближе, подходите! И глаза свои протрите! Народ собирается, наша ярмарка открывается! Выбирайте-ка, ребятки, не баранки, а загадки! Не стесняйтесь, выбирайте, загадки взрослым загадайте! Ребёнок (берёт с лотка скомороха карточку с цифрой №1, переворачивает, нам ней рисунок - деревянные ложки) загадывает загадку про ложки: «Они сделаны из дерева, в старину ими кушали. А сейчас на них играют музыку. Они красивые, разрисованные» Родители: Это деревянные ложки! Скоморох: Отгадали! Конечно, это ложки! Поиграйте нам немножко! В исполнении детей и взрослых оркестр исполняет русскую народную мелодию «Ах, вы сени…». Скоморох: Молодцы! Как у вас весело! Отгадайте вторую загадку. Ребёнок (берёт картинку №2 и загадывает): Это было в каждой избе. Она каменная или кирпичная. Есть труба. Это нужно для разных дел: готовить еду, спать на ней, чтобы в доме было тепло. Родители: Это печь! Скоморох: В народе говорят, что без печи и изба - не изба. В каких сказках говорится про печь, которая разговаривает, ходит ездит. Родители: «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т. д. Скоморох: Хорошо, молодцы! Правильно отгадали! Следующая загадка! Ребёнок (берёт картинку №3 и загадывает): Это сделано из дерева, кривое, разукрашенное, его носят на плечах, есть крючки, чтобы висели вёдра. Родители: Это коромысло! Скоморох: Ай – да, наши родители, сюрприз увидеть не хотите ли?! Исполняется инсценированная русская народная песня «Пошла млада за водой». Скоморох: А вот ещё загадка! Не простая, трудная! Ребёнок (берёт картинку №4 и загадывает): Это обувь. Они сделаны из дерева. И привязывают к ногам, называют «липовые». Родители: Это лапти! Скоморох: Веселил нас много раз русский танец - перепляс! Выходи смелее, друг - плясуны, вступайте в круг! Исполняется танец под мелодию «Русский перепляс», приглашаются дети и родители. Скоморох: Ах, как весело плясали и немножечко устали. А сейчас вы посидите и на деток поглядите. Ребёнок (берёт картинку №5 и загадывает): Это сделано из дерева. Висит между полом и потолком. В неё кладут ребёнка. Ему там хорошо, тепло, уютно. Когда ребёнок плачет, его в ней качают. Родители: Это зыбка, люлька! Скоморох: Ну-ка, ушки на макушке, Тишина и там, и тут! Наши мамы своим деткам Колыбельную споют! Звучит колыбельная в исполнении мам. Скоморох: Хорошо так мамы пели, Дети спать не захотели? Дети: Нет! Скоморох: Вот последняя загадка! Какая будет здесь отгадка? Ребёнок (берёт картинку №6 и загадывает): Он большой, золотой, сделанный из железа. Его ставят на стол, когда хотят пить чай. У него есть труба, на которую надевают сапог. Вода бежит из краника. Родители: Самовар! Скоморох: Так чего же вы сидите? Самовар сюда несите! Подходите, не стесняйтесь! Вкусным чаем угощайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект «Мир загадки» (познавательно- речевой направленности)
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматическ...
конспект НОД. Тема: "Письмо-загадка от Незнайки". Образовательная область:Познавательно-речевое развитие.Подготовительная к школе группа.
Представленный материал направлен на формирование географических представлений и экологического сознания. В процессе данной непосредственной образовательной деятельности ставятся такие задачи как, зак...
Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени
Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели....
Конспект совместной познавательно – речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием мультимедийной презентации «Лисьи загадки».
Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности;Способствовать самостоятельному познанию экологической ниши обитания лисы путем целенаправлен...
Мультимедийная презентация к совместной познавательно – речевой деятельности с детьми Тема: «Лисьи загадки».
Данная презентация предназначена для путешествия детей с котом Всюдоходом. Проверки правильности выполнения и поощрения заданий....
Познавательно-речевое развитие в совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста "Загадки кота Мурлыки"
Данная деятельность способствует познавательному и речевому развитию детей раннего возраста, помогает обобщить знания детей о русских народных сказках....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в младшей группе по теме « Сундучок с загадками»
Задачи и цели:1 .Формировать умение быстро отгадывать загадки об овощах.2. Закрепить названия, цвет и размер овощей.3. Вспомнить с детьми знакомые названия предметов через активизацию словаря: матрёшк...