Познавательно - речевой проект "Мир загадки"
проект (старшая, подготовительная группа)

Голоскокова Наталья Алексеевна

Познавательно - речевой проект "Мир загадки" поможет в создании условий для развития психических процессов (память, логика, мышление, творческое воображение), коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством составления загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребёнка. Они побуждают ребёнка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребёнка, сосредоточить его на определённом деле и способствуют развитию психических процессов ( память, внимание, мышление, творческое воображение). В частности в процессе составление загадок появляется возможность развития психических процессов детей. Это подтверждает актуальность проекта. Загадка продолжает изучаться как активный прём умственного развития, речевого творчества детей дошкольного возраста. Загадка знакомит ребят с радостью мышления, направляет внимание на предметы и  явления, и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, является очередной ступенькой в развитии  мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. В результате полученных знаний, требующего точного ответа. загадка начинает восприниматься не только как задачка. Ребёнок учится ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с лёгкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребёнка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».

Теоретическое обоснование проекта

В теории и практике дошкольного образования накоплен не малый опыт развития  психических процессов (логики, памяти, мышления, творческого воображения) детей в разных видах художественной деятельности. В том числе в процессе разгадывания и составления загадок (Т.И. Алиева, Т.Г. Казакова,  Т.С. Комарова, О.С. Ушакова и др.). Анализ теоретических исследований позволил выявить ряд противоречий между:

- имеющимися научными данными о важности дошкольного периода для развития психических процессов и недостаточности специальной работы по развитию психических процессов детей в дошкольном учреждении

- наличие интереса педагогов к развитию творческой деятельности детей и недооценкой такого вида деятельности дошкольников, как составление загадок.

На основании выделенных противоречий были обозначены проблемы:

  1. Недостаточная компетентность педагогов в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
  2. Увеличивается количество детей с нарушениями в речевом развитии.

Вид проекта: познавательно-речевой, долгосрочный.

Направление проекта: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Цель проекта: создание условий для развития психических процессов (память, логика, мышление, творческое воображение), коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством составления загадок.

Задачи проекта: 

1.Формировать у детей познавательный интерес к загадкам, умение разгадывать и составлять загадку по схемам.

2.Развивать у дошкольников познавательные психические процессы.

3.Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение слушать, воспринимать и выполнять инструкцию взрослого).

4.Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, обобщать и активизировать словарный запас.

5.Совершенствовать коммуникативные навыки, умение общаться в коллективе сверстников.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Сроки выполнения проекта: сентябрь-апрель.

Планируемый результат:

1.Дети проявляют интерес к составлению загадок.

2.Начинают формироваться предпосылки учебной деятельности.

Продукты проекта:

Развитие у дошкольников умения анализировать полученную информацию, соотносить её с прогнозируемым продуктом деятельности, планировать свою деятельность, самостоятельно подбирать алгоритм реализации задач.

Создание методического материала «Загадки для детей».

Этапы проектной деятельности.

1.Этап

Организационный

(сентябрь)

-подбор загадок

(творческое воображение, внимание)

-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта

-подбор дидактического и методического оснащение проекта

2.Этап

Практический

(ноябрь-февраль)

-цикл мероприятий и реализации проекта(4блока)

-конкурсы, викторины, игры, тематические праздники по циклам загадок (предметы, животный и растительный мир, профессии, явления природы и т.д.)

3.Этап

Заключительный

(март-апрель)

-отчёт о реализации проекта

-сбор полученного материала по проекту

-рефлексия создателей проекта

План реализации проекта

1 Блок

Сентябрь-октябрь

Тема: История появления загадки. Знакомство с загадкой.

сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа «История появления загадки»

Цель: познакомить детей с понятием «загадка»

Рассказать историю загадки.

Беседа «Загадки и отгадки»

Цель: правильное понимание загадки, её значения  и способа построения, знакомство с языком загадки.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развлечение «В гости к бабушке «Загадушке».

Цель: формирование интереса к народному творчеству (загадкам)

«Овощные загадки»

Цель: развивать умение понимать и разгадывать загадки.

Выставка «Рисунок»

Цель: оценить степень развития воображения.

Игра «Поезд»

Цель: учить детей соединять картинки по смыслу (например: кастрюля-тарелка-ложка)

2 Блок

Ноябрь-декабрь

Тема: Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами)

ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Выставка. Задание «Неполные фигурки»

Цель: учить детей дорисовывать фигурки так, чтобы получилось осмысленное изображение, использовать фигуру в разных ракурсах.

Выставка.

«Подарок-загадка для мамы»

Цель: познакомить детей с составлением загадок с помощью аппликации.

Словесные игры «Рифмованные загадки»

Цель: знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворением).

декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Шляпа»

Цель: научить детей перевоплощаться в сказочных героев.

Праздник.

«Загадки – королевы»

Цель: оценить умение детей образовывать и расширять метафоры.

Праздник «Сказочные загадки»

Цель: развитие способности по отдельным штрихам определять целое, формирование умения задавать вопросы

«Весенний перезвон»

Цель: развивать умения выделять признаки объекта.

3 Блок

Январь-февраль

Тема: Развитие творческого воображения.

январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Выставка «Удивительный подводный мир морей и океанов»

Цель: развитие воображения через изобразительную деятельность. Учить детей изо-бражать на листе бумаги то, что задумали.

Игра-драматизация «Чего на свете не бывает?»

Цель: формировать у детей образное воображение (загадай и покажи)

Игра-драматизация

«Мы инопланетяне»

Цель: оценить умение детей «отстраняться» от знакомых вещей, описать их новые свойства

Словесная игра «Город»

Цель: познакомить детей с понятием противоречия.

февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра-драматизация «Весёлый зоопарк»

Цель: оценить умения выделять главные признаки объекта, владеть речью.

Выставка «Отгадай мою задумку»

Цель: продолжать работу по  формированию образного  воображения.

Игра «Распутай путаницы»

Цель: учить детей чувствовать рифмы.

Народная игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Цель: формировать умения произвольно строить предложения разной структуры.

4 Блок

Март-апрель.

Тема: Составление загадок.

март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Выставка «Молчаливые загадки»

Цель: познакомить детей с составлением загадок с помощью рисунка.

Развлечение «Вечер загадок».

Цель: подводить к самостоятельному составлению загадок, учить планировать речевую деятельность, стимулировать творческую активность.

Словесная игра «Пропуск  в страну сказок»

Цель: научить детей составлять загадки по опорным схемам; закреплять умение аргументировано доказать отгадку.

Словесная игра «Город загадочных частей»

Цель: продолжать знакомство с составлением загадок с использованием схем –опор.

апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Праздник «Ярмарка загадок»

Цель: развивать способность кодировать основную идею известной детям сказки.

Развлечение «Сказочный КВН».

Цель: развивать способность кодировать основную идею известных сказочных героев.

Игра «Ты - мне, я-тебе»

Цель: развивать умение составлять загадки.

Игра «Загадай и отгадай»

Цель: совершенствовать умение описывать предмет и называть отгадку.

Вечер загадок и отгадок  (на зимнюю тему).

Цель: закрепить знания детей о зимних явлениях природы; развивать любознательность, интерес к окружающему миру, развивать мышление, внимание. Речь детей.                                                                          Ход:                                                                                                                                                                                     Кто, угадай-ка,                                                                                                                                                                     Седая хозяйка?                                                                                                                                                                             Тряхнёт перинки -                                                                                                                                                                  Над миром пушинки! (Зима)

О зиме написано много стихов и сложено много песен. Не меньше придумано о зиме загадок. Давайте я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать.

1.Летит-молчит, лежит-молчит,
Когда умрёт, так заревёт.(Снег)

2.Когда всё укрыто седыми снегами,                                                                                                                                                                   И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)

3.Гуляет в поле, да не конь,                                                                                                                                             Летает по воле, а не птица. (Вьюга)

4.Хоть сама – и снег, и лёд,                                                                                                                                                                                          А уходит – слёзы льёт.(Зима).

Интересные загадки о зиме придуманы нашим народом. Но их у зимы столько, что загадала я вам не все. Поэтому теперь отгадайте загадки,  которые придумала для вас наша любимая зимняя гостья – Снегурочка.  (Лист с загадками можно достать из конверта, на котором написано:  «Ребятам от Снегурочки»).

Он слетает белой стаей                                                                                                                                                             И сверкает на лету.                                                                                                                                                              Он звездой прохладной тает                                                                                                                                                    На ладони и во рту.  (Снег)

Что вверх корнем растёт?    (Сосулька)

Без рук, без ног по полю скачет,                                                                                                                                                                                                                              Под окном стучится и в избу просится.  (Ветер)

Бежала- шумела,                                                                                                                                                                 Заснула-заблестела.  (Речка)

Белой стайкой мошкара                                                                                                                                                Вьётся кружится с утра,                                                                                                                                                     Не пищат и не кусают,                                                                                                                                                      На ладони сразу тают.  (Снежинки)

Скачет по лесу, то взад, то вперёд,                                                                                                                                 Воет, гудит и деревья трясёт.  (Вьюга)

-Молодцы, ребята загадки Снегурочки вы отгадали. А кто из вас назовёт зимние меяцы?

-А теперь такое задание - нарисовать отгадку.

Покружилась звёздочка                                                                                                                                                                 В воздухе немножко,                                                                                                                                                     Села и растаяла                                                                                                                                                                          На моей ладошке.  (Снежинка)

Игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На  карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля…                                              Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило,                                                                                                                                                Солнце ярче засветило.                                                                                                                                                         Стало жарче припекать,                                                                                                                                                  Где снежинку нам искать?

С последним словом  все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец пришла зима:                                                                                                                                                     Стужа, вьюга, холода.                                                                                                                                                      Выходите погулять.                                                                                                                                                                        Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки, и объясняется выбор.

Поисковая игра «Следы на снегу»

В царстве зимы много интересного. Когда снег падает на землю, то он чистый и ровный. А потом животные, человек начинают передвигаться по снегу и оставляют свои следы. Предлагает детям определить,  кто оставил следы на снегу. (Детям предлагаются карточки с нарисованными на них следами животных, птиц и человека).

Развлечение для детей и родителей «Ярмарка загадок»

Предыдущая работа: составление с детьми описательных загадок о предметах быта, старины.            Действующие лица: Скоморох - воспитатель, музыкальный работник, дети, родители.                                   Родители и дети входят в избу. Их встречает Скоморох.                                                                                           Скоморох:                                                                                                                                                                           Подходите ближе, подходите! И глаза свои протрите!                                                                                                Народ собирается, наша ярмарка открывается!                                                                                                            Выбирайте-ка, ребятки, не баранки, а загадки!                                                                                                             Не стесняйтесь, выбирайте, загадки взрослым загадайте!                                                                                                  Ребёнок (берёт с лотка скомороха карточку с цифрой №1, переворачивает, нам ней рисунок - деревянные ложки) загадывает загадку про ложки: «Они сделаны из дерева, в старину ими кушали. А сейчас на них играют музыку. Они красивые, разрисованные»                                                                                    Родители: Это деревянные ложки!                                                                                                                                             Скоморох: Отгадали! Конечно,  это ложки! Поиграйте нам немножко!                                                                                      В исполнении детей и взрослых оркестр исполняет русскую народную мелодию «Ах, вы сени…».                    Скоморох: Молодцы! Как у вас весело! Отгадайте вторую загадку.                                                                         Ребёнок  (берёт  картинку №2  и загадывает): Это было в каждой избе. Она каменная или кирпичная. Есть труба. Это нужно для разных дел: готовить еду, спать на ней, чтобы в доме было тепло.  Родители: Это печь! Скоморох: В народе говорят, что без печи и изба - не изба. В каких сказках говорится про печь, которая разговаривает, ходит ездит. Родители: «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т. д.                                                                                                                                                    Скоморох: Хорошо, молодцы! Правильно отгадали! Следующая загадка!                                                                    Ребёнок (берёт  картинку №3 и загадывает): Это сделано из дерева, кривое, разукрашенное, его носят на плечах, есть крючки, чтобы висели вёдра.                                                                                           Родители: Это коромысло! Скоморох: Ай – да,  наши  родители, сюрприз увидеть не хотите ли?!          Исполняется инсценированная русская народная песня «Пошла млада за водой».                                              Скоморох: А вот ещё загадка! Не простая, трудная!                                                                                     Ребёнок (берёт  картинку №4  и загадывает): Это обувь. Они сделаны из дерева. И привязывают к ногам, называют «липовые».                                                                                                                                 Родители: Это лапти!                                                                                                                                             Скоморох: Веселил нас много раз русский танец - перепляс! Выходи смелее,  друг -  плясуны,  вступайте в круг!                                                                                                                                                       Исполняется танец  под мелодию «Русский перепляс», приглашаются дети и родители.                         Скоморох: Ах, как весело плясали и немножечко устали. А сейчас вы посидите и на деток поглядите.                                                                                                                                                                         Ребёнок (берёт  картинку №5  и загадывает): Это сделано из дерева.  Висит между полом и потолком. В неё кладут ребёнка. Ему там хорошо, тепло, уютно. Когда ребёнок плачет, его в ней качают. Родители: Это зыбка, люлька!                                                                                                                                                Скоморох:                                                                                                                                                                          Ну-ка, ушки на макушке,                                                                                                                              Тишина и там, и тут!                                                                                                                                             Наши мамы своим деткам                                                                                                                                                    Колыбельную споют!                                                                                                                                      Звучит колыбельная в исполнении мам.                                                                                                       Скоморох:                                                                                                                                                                            Хорошо так мамы пели,                                                                                                                                                    Дети спать не захотели?                                                                                                                                  Дети: Нет!                                                                                                                                                        Скоморох:                                                                                                                                                                          Вот последняя загадка!                                                                                                                                    Какая будет здесь отгадка?                                                                                                                                 Ребёнок (берёт  картинку №6  и загадывает):                                                                                                                         Он большой, золотой,  сделанный из железа. Его ставят на стол, когда хотят пить чай. У него есть труба, на которую надевают сапог. Вода бежит из краника.                                                                                                            Родители: Самовар!                                                                                                                                    Скоморох:                                                                                                                                                                      Так чего же вы сидите?                                                                                                                                     Самовар сюда несите!                                                                                                                                           Подходите, не стесняйтесь!                                                                                                                           Вкусным чаем угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект «Мир загадки» (познавательно- речевой направленности)

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматическ...

конспект НОД. Тема: "Письмо-загадка от Незнайки". Образовательная область:Познавательно-речевое развитие.Подготовительная к школе группа.

Представленный материал направлен на формирование географических представлений и экологического сознания. В процессе данной непосредственной образовательной деятельности ставятся такие задачи как, зак...

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени

Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели....

Конспект совместной познавательно – речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием мультимедийной презентации «Лисьи загадки».

Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности;Способствовать самостоятельному познанию экологической ниши обитания лисы путем целенаправлен...

Мультимедийная презентация к совместной познавательно – речевой деятельности с детьми Тема: «Лисьи загадки».

Данная презентация предназначена для путешествия детей  с котом Всюдоходом. Проверки правильности выполнения и поощрения заданий....

Познавательно-речевое развитие в совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста "Загадки кота Мурлыки"

Данная деятельность способствует познавательному и речевому развитию детей раннего возраста, помогает обобщить знания детей о русских народных сказках....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в младшей группе по теме « Сундучок с загадками»

Задачи и цели:1 .Формировать умение быстро отгадывать загадки об овощах.2. Закрепить названия, цвет и размер овощей.3. Вспомнить с детьми знакомые названия предметов через активизацию словаря: матрёшк...