конспект НОД. Тема: "Письмо-загадка от Незнайки". Образовательная область:Познавательно-речевое развитие.Подготовительная к школе группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Представленный материал направлен на формирование географических представлений и экологического сознания. В процессе данной непосредственной образовательной деятельности ставятся такие задачи как, закрепление знаний о материках,расширение представлений о тёплых климатических зонах, закрепление знаний о животных, обитающих там.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_klimaticheskie_zony.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема: «Письмо-загадка от Незнайки»
Образовательная область:
«Познавательно-речевое развитие»
Выполнила:
Воспитатель МКДОУ
«Детский сад № 115»
Абрамова Анна Владимировна
Дзержинск 2013г.
Цель:
Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать географические представления, экологическое сознание.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о материках: их названии, расположении на карте.
- Расширять представления о тёплых климатических зонах.
- Закреплять знания о животных, живущих в тёплых климатических зонах.
- Формировать представления о взаимосвязи растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга.
Развивающие:
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
- Развивать умение делать элементарные выводы, связно излагать свои мысли.
- Развивать мышление и творческое воображение в процессе опытнической деятельности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные навыки, формировать навык самоконтроля.
Методические приёмы:
Игровой момент, вопросы, обращение к опыту детей, использование технических средств (проигрыватель CD) ,помощь, поощрение, работа с картами, показ способов действия, экспериментирование, динамическая пауза.
Предварительная работа:
-Знакомство с картами, глобусом;
- рассматривание иллюстраций и чтение глав детской энциклопедии;
-беседы: «Как разные животные приспособились к жизни в пустыне», «Почему в джунглях много растений», «Почему у жирафа длинная шея»;
дидактические игры: «Разбитая картина», «Весёлая география», «Травоядные хищники»;
-работа над созданием макетов: «Пустыня», «Саванна», альбома «Животные жарких стран»;
-эксперименты: «Бережливые растения», «Почему в пустыне бывают росы?».
Материалы:
Демонстрационный: письмо от Незнайки, географическая карта, графические модели-материки, материал для опыта.
Раздаточный: графические модели-материки, разрезные картинки с изображением животных тёплых климатических зон (пазлы), карточки с изображением животных, разделённые на 2 части (А4), фартуки, ёмкости с песком, водой, глиной, воронки.
Индивидуальная работа:
Помощь детям при выкладывании карт.
Дифференцированный подход:
Дети среднего и высокого уровня развития | Дети низкого уровня развития |
Отвечают на более сложные вопросы; Выкладывают материки на карте по памяти; Д/и «Собери из частей целое» - собирают картинку из 8, 10 частей. В игре «Найди пару», рассказывают о том, как животное приспособилось к жизни в джунглях. | Раскладывают материки на карты с заранее нанесённым контуром; Д/и «Собери из частей целое» - собирают картинку из 6 частей; В игре «Найди пару» называют животное. |
Список литературы:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой.
- «Ознакомление дошкольников с неживой природой». С. Н. Николаева.
- «Методика экологического воспитания в детском саду». С. Н. Николаева
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой.
- «Энциклопедия для дошкольников». О. А. Скоролупова.
Ход НОД
Слова и действия воспитателя | Слова и действия детей |
В: Ребята, слышите, кто-то стучит в дверь (в это время слыщится стук в дверь) -Заходите! (в группу входит «почтальон» с письмом) П: Извините, вам письмо. В: Письмо? (берет в руки и показывает его детям) - Интересно, от кого же оно? Ребята как вы думаете? - Посмотрим, надо прочитать, что написано на конверте: Г. Дзержинск Д/с № 115 Детям подготовительной группы от Незнайки - Интересно, что же пишет нам Незнайка? - Ребята, вы хотите узнать? - Тогда садитесь за столы, а я пока распечатаю конверт. Все готовы? Тогда слушайте. «Здравствуйте, ребята! Я недавно узнал, что в вашей группе проводился конкурс на лучший рассказ «Как я провел лето». И мне тоже захотелось рассказать вам о том, где я был. Я долго думал, что написать и решил послать вам рассказ-загадку. Вот что у меня получилось: Летом я много путешествовал и побывал во всех частях света, но особенно мне понравилось, то место, где обитают слоны. Это очень добродушные животные. Очень интересно было пробираться по густому непроходимому лесу, где я чуть не заблудился, наблюдая за обезьянками. Во время путешествия я повидал много интересного и узнал много нового о природе. Но однажды я чуть не погиб от жажды. Если вы были внимательны, то наверное, уже догадались, где я был. Жду ответа. Ващ друг Незнайка.» В: Ребята, вы догадались, о каких местах написал в письме Незнайка? Катя, как ты думаешь? А ты Алеша? - Ребята, вы хотите разгадать письмо-загадку?
В: Ну что ж ,мы знаем, что Незнайка путешествовал по всему миру и чтобы определить это место, я думаю, нам понадобится карта. Ребята, вы согласны. - Давайте вспомним, что такое карта мира и что на ней изображено. - Правильно. А сколько материков на нашей планете? - (обращает внимание на ватман тонированный голубым цветом) - Ребята, посмотрите, у нас уже есть большая карта с мировым океаном, осталось нанести на карту материки (берет модель Евразия) Как вы думаете, какой это метрик? - Верно. Где мы расположим Евразию на карте? Иди, Дима, закрепи материк на карте. . - А что мы знает об этом материке? - Хорошо. У вас на столах тоже есть карты, я предлагаю вам сегодня поработать с ними в парах и расположить на своих маленьких картах материк Евразию. А теперь вспомните как называется этот материк.(показываю модель Австралии) - Иди, Лиза , закрепи на карте. Ребята, а вы на своих картах. - Где же расположен материк Австралия? Верно, ближе к южному полюсу. У всех так? - Как называется следующий материк и где он расположен? (Показ модели Африка.) -Расположите его на своих картах. -Верно, на карте уже три материка. А как называется четвертый материк? (Показ Северной Америки) - Лиза, выставляй на карту Северную Америку. ( а вы у себя,ребята) Молодцы! Северная Америка находится ближе к Северному полюсу. - Как называется следующий материк (показ Южной Америки) Верно. Южная Америка. Если С.Америка расположена ближе к Северному полюсу, То Южная Америка ближе… - И последний материк.( показ Антарктиды) Ребята, как он называется? Лиза, где ты его расположишь ? -А вы ребята , расположите его у себя на картах . Вот наши карты готовы, все материки на своих местах. Давайте все вместе еще раз назовем их (воспитатель показывает – дети хором называют). В: Ребята, а как вы думаете, почему материки на карте разного цвета? Что это значит? - Ребята, с какими теплыми климатическими зонами мы уже знакомы, назовите их. - Верно, вы назвали теплые климатические зоны - А теперь нам пора вернуться к письму Незнайки, к его трем подсказкам. - Итак, Незнайка был в тех местах, где обитают слоны. Как вы думаете, в какой климатической зоне обитают слоны? - Каким цветом выделена эта зона на карте? - Ребята, почему слон живет именно в этой климатической зоне? - Верно. А теперь давайте посмотрим на карту и определим где обитают слоны. -Мы знаем что слоны бывают двух видов .Каких? -На каком материке обитают африканские слоны? А индийские? Значит мы убираем лишние материки Миша, какие материки ты убрал, а какие остались ? - Молодцы! - Ребята, я предлагаю вам отправиться ненадолго в саванну. Выходите из-за столов, вставайте свободно. (звучит музыка) Физкультминутка. Садитесь на места, пожалуйста. - Какие еще животные приспособились к условиям саванны, узнаем, выполнив следующее задание. У вас на столах лежат конверты. В них разрезные картинки, вам необходимо из частей собрать целое изображение. - Итак, кого собрала Маша, А у Миши кто получился? - Настя, скажи, почему лев живет в саванне? - Вспомним теперь вторую подсказку, о чем еще говорилось в письме? - Итак, Незнайка чуть не заблудился в зарослях густого непроходимого леса. Ребята, как вы думаете, о каком лесе писал Незнайка? Почему он назвал его непроходимым? - Ребята, почему же в джунглях много растений? - В тропическом лесу много не только растений, он богат и животным миром. А вот какие животные там живут, мы узнаем, поиграв в игру «Найди пару» (восп. предлагает выйти детям из-за столов) - Напоминаю правила игры: Каждый из вас берет одну карточку и под музыку двигается по группе. Как только музыка останавливается, каждый должен найти свою половину. (игра повторяется 2 раза) - Какое животное у вас получилось? Как вы думаете, почему оно живет в джунглях? - (предлагает сесть за столы) Мы выяснили, что Незнайка был в Джунглях. Скажите, каким цветом обозначены джунгли на карте? -Давайте посмотрим, на каком из оставшихся материков есть Джунгли? - Ребята, если тропические леса находятся в Африке значит, убираем м. Евразию - Ребята у нас остался один материк – Африка, значит, Незнайка путешествовал по Африке? - Чтобы убедиться, что он действительно был там, у нас есть третья подсказка. Кто мне напомнит, о чем в ней говорится? - Ребята, когда так говорят? (Что значат эти слова?) - Ребята, а в какой климатической зоне мало воды? - А какие существуют почвы в пустыне? - Значит, Незнайка побывал еще и в пустыне. А каким цветом выделена пустыня на карте? - Ребята, как вы думаете, почему в пустыне мало воды? - Что происходит с влагой в пустыне? - Чтобы убедиться в этом мы проведем эксперимент. Для этого нам понадобится прозрачные емкости, 2 воронки, песок и глина, емкость с водой. Работать будем по 4 человека за столом: одна пара работает с песком, другая с глиной.. , Вам нужно будет договориться между собой: кто будет держать емкость с воронкой, кто насыпать песок ,наливать воду ,а глину, мы приготовили заранее ,она уже в воронках. А воду мы будем наливать в воронки одновременно. Надевайте фартуки, ,готовьте оборудование и проходите к столам. (восп. контролирует работу детей) Ребята, ,все подготовились? А теперь представим что в пустыне прошел дождь. - Ребята, что же произошло с водой? - Значит, в пустыне, где песчаная почва – вода уходит внутрь, а там где глина – задерживается. - Что же происходит с влагой в пустынях? (с глинистой почвой? С песчаной почвой ) - Правильно. Молодцы - Поэтому Незнайка не нашел в пустыне воду и чуть не погиб от жажды. - Ну что ж, мы с вами доказали, что Незнайка был в Африке. Прислав свое письмо, Незнайка хотел, чтобы мы не только отгадали его загадку, но и совершили небольшое путешествие по тем местам, где бродил он. И нам, думаю, это удалось. Мы побывали в Африке – и еще раз вспомнили о 3 климатических зонах. Вам понравилось путешествие ? | Дети вместе с воспитателем входят в группу. Дети здороваются. От Незнайки. Да Дети высказывают предположения -Да Да Карта – это планета земля, изображенная на рисунке. На карте мира есть океаны и материки. 6 материков Это материк называется Евразия Евразия расположена в верхней части карты ближе к Северному полюсу. Евразия это самый большой материк на планете, он состоит из двух частей. В Евразии расположена самая большая страна, в которой мы живем – Россия. Австралия Материк Австралия расположен под Евразией справа Третий материк – Африка, он расположен под материком Евразия, чуть слева Четвертый материк – Северная Америка, он расположен слева от Евразии. Ближе к Южному полюсу Антарктида. Разными цветами на карте обозначены климатические зоны Джунгли, саванны, пустыни В саваннах Светло-зеленым цветом саванна отмечена на карте Потому что в саванне теплый климат, много растительности. В жаркую погоду слон при помощи хобота устраивает себе душ Африканский и индийский В Африке В Евразии. Африка и Евразия. В Африке и Евразии (Индия) Дети выполняют движения под музыку Лев хищник и охотится на травоядных, а их в саванне много О тропическом лесе. О джунглях Потому что в лесу очень много растений В джунглях теплый и влажный климат Дети выходят из-за столов и берут карточки и обмениваются ими Темно-зеленым цветом Зона тропических лесов находится в Африке Да Незнайка написал, что чуть не погиб от жажды Так говорят, когда хотят пить, когда нет воды Мало воды в пустыне Песчаные и глинистые На карте пустыня отмечена желтым цветом Мало дождей, жарко – вода испаряется, Песок – вода быстро уходит вниз Дети выливают воду. Через песок вода быстро ушла вниз, а в воронке с глиной вода задержалась В пустынях с глинистой почвой она испаряется ,а в пустынях с песчаной почвой уходит вниз. Да ! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области познавательно-речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
Тема: «Осень прекрасная пора»....
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Комплексное занятие «Путешествие по воде и под водой» (образовательные области – познавательное, речевое развитие) подготовительная к школе группа
Цель: расширять представления детей об обитателях рек и морей, условиях их жизни.Задачи:- продолжать знакомство детей с миром водоемов;- прививать желание защищать живой мир природы;- формировать экол...
Комплексное занятие «Презентация кафе «Осеннее» (образовательные области – познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) подготовительная к школе группа
Цель: формирование познавательной активности и самостоятельности у детейЗадачи:- упражнять в порядковом счете, решать примеры;- продолжать развивать мышление, логику, сообразительность.- Закреплять ум...
Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «"Познавательно-речевое развитие"» с элементами «Игровой технологии».
Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «"Познавательно-речевое развитие"» с элементами «Игровой технологии».Воспитатели: Андре...
Краткосрочный творческий проект В подготовительной к школе группе «Дружная семейка» детского сада. Тема: «Огород на подоконнике». Выполнили: Воспитатели Пильникова Е.В Образовательная область«Познавательно речевое».
Краткосрочный творческий проектВ подготовительной к школе группе «Дружная семейка» детского сада. Тема: «Огород на подоконнике»....