Долгосрочный проект «Мир загадки» (познавательно- речевой направленности)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_zagadki.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Колобок" с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Утверждаю
Заведующая
МКДОУ детского сада «Колобок»
_________ З.Н. Савинова
Приказ № _____
от «___» ___________ 2012г.
Долгосрочный проект
«Мир загадки»
(познавательно- речевой направленности)
Срок реализации: 01.02. 2012-20.12.2012г
Автор – составитель:
Суходоева Н.М.- воспитатель
МКДОУ д/с «Колобок»
пгт Юрья 2012
Актуальность проекта
Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.
В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле и способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).В частности в процессе составления загадок появляется возможность развития психических процессов детей, это подтверждает актуальность проекта. Загадка продолжает изучаться как активный прием умственного развития, речевого творчества детей дошкольного возраста. Загадка знакомит ребят с радостью мышления , направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков , развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: « вопрос или задание, которое требует разгадки».
Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.
Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.
Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».
Теоретическое обоснование проекта
В теории и практике дошкольного образования накоплен не малый опыт развития психических процессов (логики, памяти, мышления, творческого воображения) детей в разных видах художественной деятельности, в том числе в процессе разгадывания и составления загадок ( Т.И.Алиева, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, О.С. Ушакова и др.) Анализ теоретических исследований позволил выявить ряд противоречий между:
- имеющимися научными данными о важности дошкольного периода для развития психических процессов и недостаточности специальной работы по развитию психических процессов детей в дошкольном учреждении
- наличие интереса педагогов к развитию творческой деятельности детей и недооценкой такого вида деятельности дошкольников, как составление загадок.
На основании выделенных противоречий были обозначены проблемы:
1.Недостаточная компетентность педагогов в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста .
2.Увеличивается количество детей с нарушениями в речевом развитии.
Руководитель проекта: старший воспитатель – Н.А. Лапухина
Соруководитель: воспитатель – Н.М. Суходоева
Участники проекта: дети – педагоги - родители.
Сроки выполнения проекта: 01.02.2012-20.12.2012г
Цель проекта: Способствовать развитию психических процессов ( память, логика, мышление, творческое воображение) у детей старшего дошкольного возраста, посредством составления загадок.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей познавательный интерес к загадкам.
2.Развивать у дошкольников познавательные психические процессы.
3.Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение слышать, воспринимать и выполнять инструкцию взрослого).
4.Учить разгадывать и составлять загадку по схемам.
Планируемый результат:
1.Дети проявляют интерес к составлению загадок.
2.Начинают формироваться предпосылки учебной деятельности.
Продукт проекта: Создан презентационный материал «Загадки для детей»
Ресурсное обеспечение проекта
-Информационный ресурс – интернет ресурс http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/v-gostyah-u-skazki.html
-Кадровый ресурс - ст. воспитатель- Лапухина Н. А; воспитатели группы- Суходоева Н.М, Чупракова Л.П; дети, родители.
Этапы проектной деятельности
1.Этап Организационный ( февраль-март) | -подбор загадок -первичная диагностика детей (память, творческое воображение, внимание) -ознакомление детей и родителей с целями е задачами проекта -подбор дидактического и методического оснащения проекта |
2.Этап Практический (апрель-сентябрь) | -цикл мероприятий и реализации проекта (4 блока) -конкурсы, викторины, игры… |
3.Этап Заключительный (октябрь-декабрь) | -итоговая диагностика познавательных процессов (сравнительный анализ) -отчет о реализации проекта -сбор полученного материалу по проекту -рефлексия создателей проекта |
План реализации проекта
1Блок
февраль 2012г
Тема: История появления загадки. Знакомство с загадкой.
январь |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Каникулярная неделя | Беседа. « История появления загадки» Цель: Познакомить детей с понятием « загадка» Рассказать историю загадки |
февраль |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Развлечение «В гости к бабушке- загадушке» Цель: Формирование интереса к народному творчеству (загадкам) | Беседа «Загадки и отгадки» Цель: Правильное понимание загадки, ее значения и способа построения; знакомство с языком загадки. | Выставка «Рисунок» Цель: Оценить степень развития воображения. | Игра «Поезд» Цель: Учить детей соединять картинки по смыслу ( например: кастрюля-тарелка-ложка) |
2 Блок
Март-май 2012г
Тема: Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворение)
март |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4.неделя |
Выставка. Задание «Неполные фигурки» Цель: Учить детей дорисовывать фигурки так, чтобы получилось осмысленное изображение, использовать фигуру в разных ракурсах | Выставка «Подарок-загадка для мамы» Цель: Познакомить детей с составлением загадок с помощью аппликации | Словесная игра «Рифмованные загадки» Цель: Знакомство с образными средствами в загадках ( рифмой, метафорами, олицетворением) |
апрель |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Игра «Шляпа» Цель: Научить детей перевоплощаться в сказочных героев» | Праздник. «Загадки-королевы» Цель: Оценить умение детей образовывать и расширять метафоры | Праздник «Сказочные загадки» (методика Т.А. Сидорчук) Цель: Развитие способности по отдельным штрихам определять целое, формирование умения задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решения |
май |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Словесная игра «Город противоречий» Цель: Познакомить детей с понятием противоречия |
3 Блок
Июнь - сентябрь2012г
Тема: Развитие творческого воображения.
Июнь-июль |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Выставка. «Удивительный подводный мир морей и океанов» Цель: Развивать воображение через изобразительную деятельность. Учить детей изображать на листе бумаги то, что задумали | Игра-драматизация. «Чего на свете не бывает» Цель: Формировать у детей образное воображение (загадай и покажи) |
август |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Игра-драматизация. «Мы инопланетяне» Цель: Оценить умение детей «отстраняться» от знакомых вещей, описать их новые свойства |
сентябрь |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Анкетирование «что вы понимаете под творческим воображением своего ребенка?» (анкета для родителей) | Игра-драмаизация. «Веселый зоопарк» Цель: Оценить умения выделять главные признаки объекта, владеть речью. |
4 Блок
Октябрь-декабрь2012г
Тема: Составление загадок. Контрольно- оценочная деятельность.
октябрь |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Выставка. «Молчаливые загадки» Цель: Познакомить детей с составлением загадок с помощью рисунка | Развлечение. «Вечер загадок» Цель: Формировать к самостоятельному составлению загадок, умение планировать речевую деятельность стимулировать творческую активность | Словесная игра. «Пропуск в страну сказок» Цель: Научить детей составлять загадки по опорным таблицам (схемам) АА Нестеренко; закреплять умение аргументировано доказать отгадку | Словесная игра. «Город загадочных частей» Цель: Продолжать знакомство с составлением загадок с использованием схем-опор |
ноябрь |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Праздник. «Сказкины загадки» (методика Т.А Сидорчук) Цель: Развивать способности кодировать основную идею известной детям сказки | Развлечение. «Сказочный КВН» (родии, дети) Цель: Развивать способность кодировать основную идею известных сказочных героев |
декабрь |
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Конкурс «Ты мне – я тебе» Цель: выявить умение составлять загадки |
Список литературы
- Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П.Аникин. - М.: Учпедгиз, 1957.
- Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю.Венгер - Дошкольное воспитание. -1982.- №11.
- Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение,1975.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. Спб: Союз, 1997.
- Дьяченко, О.М. Развитие творческого воображения в дошкольном
детстве / О. М. Дьяченко. - М.: Знание, 1990. - Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е. Е. . Кравцова.- М. : Флинта, пресс,2011.
- Кудрявцева,Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.
- Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. педагогич. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект кружка познавательно-речевой направленности "Сказка в гости к нам пришла" для детей 3-4 лет.
Проект кружка познавательно -речевой напрвленности по сказкам В.Сутеева, которые очень понятны и любимы детьми младшего дошкольного возраста. На ознакомление с одной сказкой отведено четыре занятия. 1...
Долгосрочный проект поисково-опытнической (познавательно-исследовательской) деятельности "Огород на окне"
Цель проекта:•Расширять представление детей об окружающем мире.•Развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.•Закреплять представление детей об ...
Проект познавательно - речевой направленности тема: «Ты - словечко, я - словечко
Актуальность риторики в дошкольном возрасте очевидна - приобщение к элементам и основам ораторского искусства имеет большое воспитательно- образовательное и развивающее значение. Ведь дошкольный возра...
Проект "Времена года" -это творческий долгосрочный проект, нацеленный на развитие: речевых, музыкальных,эстетичекихкачеств, а также на художественное творчество детей.
Проект "Времена года"...
Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»
АктуальностьВ настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использова...
Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»
В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффектив...
Долгосрочный проект в средней группе комбинированной направленности по теме: "Счастливы вместе"
Долгосрочный проект в средней группе комбинированной направленности по теме: "Счастливы вместе"...