МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
план-конспект занятия
В коррекционной работе можно выделить два этапа:
1.Подготовительный.
2. Коррекционный.
Подготовительный этап.
Цель этапа — подготовить ребенка к усвоению однокоренных слов на материале имен существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
В коррекционной работе можно выделить два этапа:
1.Подготовительный.
2. Коррекционный.
Подготовительный этап.
Цель этапа — подготовить ребенка к усвоению однокоренных слов на материале имен существительных.
На данном этапе нужно познакомить детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов. Научить образовывать родственные слова с помощью суффиксов "ик", "ищ". Осуществление этих задач можно показать на примере лексической темы в старшей группе «Домашние животные». (по методике Р.И.Лалаевой)
Методические приемы: Рассказывание сказки "Три брата", с использованием плоскостных изображений гномов.
Игровое упражнение "Большой-маленький", с использованием силуэтных картинок.
Ход: Предложить детям послушать сказку "Три брата":
Жили-были три брата: гном, гномик и гномище. Гномик был маленький и худенький, а Гномище - высокий и толстый. Каждый брат имел свое жилье. У Гнома был дом, у Гномика-домик, а у Гномище-домище. Как вы думаете, какой был домик? (маленький), а домище? (большой).
Обратить внимание детей на то, что у маленького Гномика была волшебная частица "ик", а у Гномище - частица "ищ". И всё, к чему они добавляли эти частички, превращалось с помощью "ик" в маленькие предметы, а с помощью "ищ» - в большие.
Рассмотреть картинки домашних животных и назвать их: кот-котик-котище; козёл-козлик-козлище. Детям предлагаются картинки с силуэтным изображением домашних животных и их частей с гномами. Если гномик маленький, то дети образуют слова с частицей "ик", а если гном большой-то с частицей "ищ".
Картинки-слова: кот, козёл, нос, глаз, ус…
Вывод: Гномы были братьями - они родственники? Вот и слова: гном-гномик-гномище, кот-котик-котище, нос-носик-носище… слова-родственники.
2.Далее учить образовывать родственные слова с помощью суффикса "ниц" в значении вместилища (посуда).
Методические приемы: дидактическая игра "Накроем стол для чаепития", игрушки - кукла, предметы посуды, продукты питания.
Ход: Логопед предлагает детям вместе составить рассказ про куклу Таню.
Кукла Таня ходила в магазин и купила…(хлеб, сахар, салфетки). Предметы называют сами дети. Решила Таня накрыть стол к чаепитию и позвать друзей. Стала кукла накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки в стаканчик, а сахар на блюдце.
- Ребята, Танюша не знает, что у каждой посуды своё предназначение и название:
Из тарелки едят…(суп, кашу),
из стакана пьют…(воду, чай, молоко…),
а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не испачкать скатерть.
А для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда:
для хлеба…(хлебница),
для салфеток…(салфетница),
для сахара…(сахарница).
Далее логопед предлагает детям ещё раз послушать эти слова. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс "ниц".
Вывод: Сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть частичка "ниц"
Словесная игра "Назови правильно".
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).
- Как называется посуда, в которую кладут конфеты? (конфетница).
- Как называется посуда, в которую кладут сухарики? (сухарница).
3. Продолжать знакомить детей с родственными словами, способствуя
уточнению значений слов.
Методические приёмы: использование моделей в рисунках, дидактическая игра "Прятки".
Ход: Детям показываются картинки, на которых изображены: лист, листик, листья, листопад, лиственный лес, лиственница. Указывая на картинку "лист", спрашиваем:
- что это? (лист);
- как мы назовем маленький лист? (листик);
- а если их много? (листья);
- как называется явление, когда с деревьев дружно падают листья? (листопад);
- если в лесу только лиственные деревья, то это какой лес? (лиственный);
- как называется дерево, которое сбрасывает свои хвоинки осенью, как все лиственные деревья? (лиственница).
Теперь посмотрите на другие картинки (дерево, лист, цветок, яблоко, гриб) и попробуйте догадаться, какое из этих слов спряталось во всех предыдущих словах: листик, листья, листопад, лиственный, лиственница? Слово - "лист".
Вывод: В звучании всех этих слов, есть слово "лист" и они одинаковы по смыслу. Это слова родственники.
Аналогично проводится работа со словом - "гриб".
- как мы назовём маленький гриб? (грибок).
- а если их много? (грибы)
- как называют человека, который собирает грибы? (грибник).
- как называют мелкий, летний дождь? (грибной).
и т.д.
При знакомстве детей с понятием «родственные слова часто малыши называют родственные слова от главного лишь при предъявлении им картинок или предметов. Они могут отыскать и выделить родственные слова, из предоставленного наглядного пособия «Дерево родственных слов», где от «корня» — главного слова — «растут» на ветках родственные слова (карточки в кармашках с написанными на них родственными словами — для подгруппы читающих детей, картинки – для нечитающих).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
Методические рекомендации для учителя-логопеда по проведению дидактических игр
Может быть полезно начинающим педагогам: логопедам, воспитателям....
Методические рекомендации для учителя-логопеда к проведению занятий по устранению нарушений слоговой структуры слова
Может быть полезно молодым специалистам,педагогам,студентам....
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.
Представлены: словарь дошкольников в соответствии с тематикой лексических тем, используемых в логопедических группах, сюжетные и дидактические игры, а также необходимая художественная литература для ч...
Методические рекомендации для учителей-логопедов "Коррекция звукопроизношения при дизартрии"
Условия,необходимые для эффективной коррекции звукопроизношения. Методика использования термоаппликаций. Особенности постановки звуков и их автоматизации при дизартрии....
"Методические рекомендации для учителей-логопедов « Планирование индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией»
Актуальность работы заключается в том ,что продолжающееся увеличение детей с нарушениями речи, требует систематизации используемых средств, методов и приемов по преодолению дизартрических расстройств ...
Методические рекомендации для учителей-логопедов "Автоматизация и дифференциация звуков с опорой на работу разных анализаторов дошкольника"
Описан опыт практической работы по автоматизации звуков у дошкольников с использованием игр, активизирующих зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Показана эффективность данного подхода дл...