МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
план-конспект занятия

Келепури Светлана Валерьевна

  В коррекционной работе можно выделить два этапа:

1.Подготовительный. 

2. Коррекционный.

Подготовительный этап.

Цель  этапа — подготовить ребенка к усвоению однокоренных слов на материале имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  В коррекционной работе можно выделить два этапа:

1.Подготовительный. 

2. Коррекционный.

Подготовительный этап.

Цель  этапа — подготовить ребенка к усвоению однокоренных слов на материале имен существительных.

На данном этапе нужно познакомить  детей с родственными словами, способствуя уточнению значений слов. Научить образовывать родственные слова с помощью суффиксов "ик",  "ищ".  Осуществление этих задач можно показать на примере лексической темы в старшей группе «Домашние животные». (по методике Р.И.Лалаевой)

Методические приемы: Рассказывание сказки "Три брата", с использованием плоскостных изображений гномов.

Игровое упражнение "Большой-маленький", с использованием силуэтных картинок.

Ход: Предложить детям послушать сказку "Три брата":

Жили-были три брата: гном, гномик и гномище. Гномик был маленький и худенький, а Гномище - высокий и толстый. Каждый брат имел свое жилье. У Гнома был дом, у Гномика-домик, а у Гномище-домище. Как вы думаете, какой был домик? (маленький), а домище? (большой).

          Обратить внимание детей на то, что у маленького Гномика была волшебная частица "ик", а у Гномище - частица "ищ". И всё, к чему они добавляли эти частички, превращалось с помощью "ик" в маленькие предметы, а с помощью "ищ» - в большие.

Рассмотреть картинки домашних животных и назвать их: кот-котик-котище; козёл-козлик-козлище. Детям предлагаются картинки с силуэтным изображением домашних животных и их частей с гномами. Если гномик маленький, то дети образуют слова с частицей "ик", а если гном большой-то с частицей "ищ".

Картинки-слова: кот, козёл, нос, глаз, ус…

Вывод: Гномы были братьями - они родственники? Вот и слова: гном-гномик-гномище, кот-котик-котище, нос-носик-носище… слова-родственники.

2.Далее учить образовывать родственные  слова с помощью суффикса "ниц" в значении вместилища (посуда).

Методические приемы: дидактическая игра "Накроем стол для чаепития", игрушки - кукла, предметы посуды, продукты питания.
Ход: Логопед предлагает детям вместе составить рассказ про куклу Таню.

Кукла Таня ходила в магазин и купила…(хлеб, сахар, салфетки). Предметы называют сами дети. Решила Таня накрыть стол к чаепитию и позвать друзей. Стала кукла накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки в стаканчик, а сахар на блюдце.

- Ребята, Танюша не знает, что у каждой посуды своё предназначение и название:

 Из тарелки едят…(суп, кашу),

из стакана пьют…(воду, чай, молоко…),

а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не испачкать скатерть.

А для хлеба, сахара и салфеток тоже есть специальная посуда:

для хлеба…(хлебница),

для салфеток…(салфетница),

для сахара…(сахарница).

Далее логопед предлагает детям ещё раз послушать эти слова. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс "ниц".

Вывод: Сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть частичка "ниц"

Словесная игра "Назови правильно".

- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).
- Как называется посуда, в которую кладут конфеты? (конфетница).
- Как называется посуда, в которую кладут сухарики? (сухарница).

3. Продолжать знакомить детей с родственными словами, способствуя

уточнению значений слов.

Методические приёмы: использование моделей в рисунках, дидактическая игра "Прятки".

Ход: Детям показываются картинки, на которых изображены: лист, листик, листья, листопад, лиственный лес, лиственница. Указывая на картинку "лист", спрашиваем:

- что это? (лист);

- как мы назовем маленький лист? (листик);

- а если их много? (листья);

- как называется явление, когда с деревьев дружно падают листья? (листопад);
- если в лесу только лиственные деревья, то это какой лес? (лиственный);
- как называется дерево, которое сбрасывает свои хвоинки осенью, как все лиственные деревья? (лиственница).

Теперь посмотрите на другие картинки (дерево, лист, цветок, яблоко, гриб) и попробуйте догадаться, какое из этих слов спряталось во всех предыдущих словах: листик, листья, листопад, лиственный, лиственница? Слово - "лист".

Вывод: В звучании всех этих слов, есть слово "лист" и они одинаковы по смыслу. Это слова родственники.

Аналогично проводится работа со словом - "гриб".

- как мы назовём маленький гриб? (грибок).

- а если их много? (грибы)

- как называют человека, который собирает грибы? (грибник).

- как называют мелкий, летний дождь? (грибной).

и т.д.

     При знакомстве детей с понятием «родственные слова часто малыши называют родственные слова от главного лишь при предъявлении им картинок или предметов. Они могут отыскать и выделить родственные слова,  из предоставленного  наглядного пособия «Дерево родственных слов», где от «корня» — главного слова — «растут» на ветках родственные слова (карточки в кармашках с написанными на них родственными словами — для подгруппы читающих детей, картинки – для нечитающих).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

Методические рекомендации для учителя-логопеда по проведению дидактических игр

Может быть полезно начинающим педагогам: логопедам, воспитателям....

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.

Представлены: словарь дошкольников в соответствии с тематикой лексических тем, используемых в логопедических группах, сюжетные и дидактические игры, а также необходимая художественная литература для ч...

Методические рекомендации для учителей-логопедов "Коррекция звукопроизношения при дизартрии"

Условия,необходимые для эффективной коррекции звукопроизношения. Методика использования термоаппликаций. Особенности постановки звуков и их автоматизации при дизартрии....

"Методические рекомендации для учителей-логопедов « Планирование индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией»

Актуальность работы заключается в том ,что продолжающееся увеличение детей с нарушениями речи, требует систематизации используемых средств, методов и приемов по преодолению дизартрических расстройств ...

Методические рекомендации для учителей-логопедов "Автоматизация и дифференциация звуков с опорой на работу разных анализаторов дошкольника"

Описан опыт практической работы по автоматизации звуков у дошкольников с использованием игр, активизирующих зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Показана эффективность данного подхода дл...