Методические рекомендации для учителей-логопедов "Автоматизация и дифференциация звуков с опорой на работу разных анализаторов дошкольника"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Описан опыт практической работы по автоматизации звуков у дошкольников с использованием игр, активизирующих зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Показана эффективность данного подхода для коррекционной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова –на-Дону «Детский сад № 243»
Методические рекомендации для учителей-логопедов
Автоматизация и дифференциация звуков с опорой на работу разных анализаторов дошкольника.
Подготовила учитель-логопед
высшей квалификационной категории МБДОУ № 243
Тарасова О.О.
г. Ростов-на-Дону
2024г
Опираясь на результаты многолетней работы с детьми дошкольного возраста, отмечаю, что они постоянно все предметы, карточки, пособия трогают, вертят в руках, мнут и т.п. Ребенок познает мир и ему необходимы эти действия. Ученые описывают в своих исследованиях, что чем больше анализаторов участвуют в восприятии окружающей действительности, тем быстрее и лучше усваивается информация мозгом человека.
Работа по автоматизации звуков речи у дошкольников монотонна и порой вызывает усталость. Если словесную игру дополнить движениями рук, то у воспитанников появляется дополнительный стимул. Не только повторить за взрослым слоги, слова и словосочетания, но при этом выполнить определенные действия. Одновременно работают слуховой анализатор - ребенок слышит образец, зрительный анализатор - ребенок видит картинку и называет ее, а также двигательный анализатор – малыш выполняет определенные движения пальцами, руками, которые «зашифрованы» символами. В результате информация лучше усваивается, и процесс коррекции речи идет намного быстрее.
В одних заданиях под картинками использую символы, обозначающие определенные движения, в других заданиях малышу требуется обозначить цветными фишками наличие заданных звуков в слове. Рисование стрелочек вниз и одновременное называние слога со звуком [С] позволяет ребенку усвоить, что при произношении этого звука язык располагается внизу, за нижними зубами. Рисование стрелочек вверх и одновременное проговаривание слога со звуком [Ш] – соответственно запомнить, что при произношении этого звука, язык располагается вверху, за верхними зубами.
Эффективны и задания, в которых под картинками расположены стрелки вправо, влево и двойная стрелка. Называя слова, малыш делает легкий хлопок по столу в нужную сторону или двумя руками одновременно. При этом ребенок запоминает понятия «право» и «лево». Если использовать резиновые ладошки с мягкими шипами для правой и левой руки соответственно, то происходит и массаж рук.
Можно предложить назвать картинки с заданным звуком и обвести их определенным цветом. Ребятам нравится называть картинки в определенном порядке. Например, божья коровка проползла сначала по тюльпану, затем по розе, ромашке и васильку. Требуется запомнить последовательность и назвать картинки, изображенные на этих цветах. Детям старшей группы можно предложить подсказку в виде последовательности цветов.
Таким образом, комплексное воздействие на зрительный, слуховой, двигательный, тактильный анализаторы воспитанников в работе над автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков речи позволяют сократить время усвоения дидактического материала и повысить эффективность данного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по теме: «Дифференциация звуков [З-С] «Моя семья » (старшая группа)
Для повышения эффективности коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы привлекаем родителей к активному сотрудничеству,предлагая закрепить...
Электронная методическая разработка на тему "Автоматизация и дифференциация звуков "Р"-"РЬ" в речи дошкольника"
Практический материал для логопедов дошкольных учреждений...
Методическая разработка. Картотека речевого материала по дифференциации звуков.
Речевой материал по дифференциации звуков разработан для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющих общее недоразвитие речи, а также для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и для ...
Методическая разработка по теме: "Автоматизация и дифференциация звуков Л-ЛЬ в словах и предложениях"
Конспект занятия учителя-логопеда с детьми поготовительной группы. Тема: Автоматизация и дифференциация звуков Л-ЛЬ в словах и предложениях....
Методическая разработка по логопедии по теме: "Дифференциация звуков Ш и С".
Игровые логопедические задания,которые помогут детям научиться различать и правильно произносить звуки Ш и С....
Конспект ООД по дифференциации звуков [З-Ж] в словах разной слоговой структуры, у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда по дифференциации звуков [З-Ж] в словах разной слоговой структуры, у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста...
Конспект ООД по дифференциации звуков [К-Г] в словах разной слоговой структуры, у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Конспект ООД по дифференциации звуков [К-Г] в словах разной слоговой структуры, у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста...