Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
методическая разработка
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kineziologicheskih_uprazhneniy_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель-логопед Красильникова Ю.С.
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
В настоящее время профессия логопеда становится очень востребованной. Практика показывает, что все больше детей имеют речевые нарушения, причем комбинированные с другими дефектами. Этот факт заставляет искать новые пути коррекционного воздействия, изучать и внедрять новые методы, что позволяет быть в постоянном творческом поиске.
Изучив ряд научной литературы и интернет ресурсы, я открыла для себя такой метод коррекционного воздействия, как кинезиологические упражнения. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги Пол и Гейл Деннисон.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Данные упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и развивать и исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.
Из большого числа кинезиологических упражнений, в своей работе я использую следующие:
1. Двигательные упражнения. Позволяют развивать мелкую моторику. Чем больше в занятиях задействуют мелкие мышцы тела, тем лучше включаются в работу нервные пути между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие. К тому же сочетание этих упражнений с автоматизацией какого-либо звука показывает хорошие результаты.
- Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося какой-либо звук, слог или слово. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая, например, звук Л (или любой другой звук). Сначала можно проговаривать изолированный звук, потом открытые и закрытые слоги и целые слова. Даже можно подключать проговаривание целых предложений с заданным звуком.
- Упражнение «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром и прямая ладонь. Это упражнение подойдет как для автоматизации, так и для дифференциации звуков. Для автоматизации звуков можно проговаривать заданный речевой материал, выполняя упражнение сначала правой, потом левой рукой, а потом двумя руками одновременно. При дифференциации звуков, выполняя упражнение правой рукой проговариваем, например, звук [Р], а левой рукой звук [Л]. Также для каждой руки можно определить слова с дифференцируемыми звуками.
- Зеркальное рисование – это рисование одновременно обеими руками зеркально-симметричных рисунков или букв. Рисовать можно на бумаге, песке или манке. В подготовительной группе рисовать можно букву и одновременно проговаривать заданный звук. В старшей группе дети рисуют несложные узоры и также проговаривают звуки, слоги, слова. Здесь удачно можно сочетать автоматизацию звука с отработкой мелодико-интонационной стороны речи. Например, ребенок рисует одновременно двумя руками длинную линию и громко говорит звук, потом – короткую линию и тихо произносит звук и т.д. Или ребенок начинает рисовать одной рукой прямую или волнистую линию в нижнем углу и ведет ее в верхний противоположный угол. Соответственно, в нижнем углу ребенок произносит звук тихо и постепенно увеличивает силу голос, вместе с движением руки.
2. Кинезиологические упражнения для развития дыхания
Данные упражнения помогают подготовить правильное речевое дыхание для дальнейшей постановки звуков, улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- "Задуть свечу". Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.
- "Качание головой". Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.
- "Дыхание носом". Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.
- "Пловец". Дети стоя делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и приседают. В таком положении они мысленно считают до 5, затем встают и выпускают воздух. Упражнение напоминает действия ныряющего пловца.
3. Кинезиологические упражнения для телесной релаксации.
В своей практике это упражнение я успешно сочетаю с коррекцией нарушений фонематического восприятия. Например, упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» я дополнила задачей – дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. Дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, услышав мягкий согласный звук – расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки.
Данное упражнение можно применять, решая задачи:
- дифференциация гласных и согласных звуков;
- дифференциация звонких и глухих согласных звуков;
- дифференциация твёрдых и мягких слогов;
- дифференциация звуков (с-ш, з-ж, л-р, п-б, т-д и т.д).
Исходя из моего опыта работы, могу однозначно сказать, что кинезиологические упражнения способствуют более быстрой автоматизации звуков в речь, улучшают процессы памяти и мышления, совершенствуют графические навыки и зрительно-моторную координацию. Дети становятся более активны, инициативны, способны к принятию самостоятельных решений. При наименьших затратах достигается динамика в развитии интеллектуальных способностей через движение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становитс...
Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .
Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО ....
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Сценарий индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука " С"...
«Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР.»
quot;Кинезиология" – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и...
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...
"Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя – логопеда"
Актуальность кинезиологических упражнений обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей через метод межполушарного взаимодействия....
«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда»
Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать пр...