Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми имеющих нарушения речи
консультация по психологии

Тюлепаева Эльзана Ранисовна

Нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком.

Нейроигры — это специальные задания с элементами обучения и развлечения, направленные на стимуляцию умственной активности и развитие нейронных связей, отвечающих за речь, логику, мышление и память.

ВИДЫ НЕЙРОИГР КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_neyropsihologicheskih_uprazhneniy_.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Чесменский детский сад «Солнышко»

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми имеющих нарушения речи»

Выполнила: учитель – логопед

высшей квалификационной

 категории

Тюлепаева Эльзана Ранисовна

 

с. Чесма

В современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы. Нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого- коррекционной работы. На что направлены нейропсихологические упражнения:

-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

-активизация речи;

-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Нейроигры — это специальные задания с элементами обучения и развлечения, направленные на стимуляцию умственной активности и развитие нейронных связей, отвечающих за речь, логику, мышление и память.

ВИДЫ НЕЙРОИГР КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ:

Нейрогимнастика. Комплекс упражнений, которые задействуют всё тело. Например: встать, прижать ухо к плечу, другой рукой нарисовать в воздухе круг, потом поменять руку и повторить. 

Кинезиологические упражнения и пальчиковая гимнастика. Игры для рук и пальцев способствуют активизации мозга. Например, игра «Кулак-ладонь»: обе руки на столе, одна сжата в кулак. Нужно одновременно менять положение рук, сначала медленно, увеличивая постепенно темп.  Кинезиологические упражнения.

На логопедических занятиях в детском саду мы регулярно выполняем кинезиологические упражнения. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т.д.).

Игры с мячом и су-джок. Игры с мячом требуют физической и умственной деятельности одновременно. Например, перекидывание друг другу мяча, попадание в кольцо или футбол. Су-Джок — терапия, в которой используется набор массажных мячей и металлических колец. Их можно просто катать между ладонями или по телу. 

Нейротренажёры. Нередко для занятий требуются различные приспособления, которые помогают улучшить результат и заинтересовать ребёнка. Например, нейротренажёр «Восьмёрка» повышает концентрацию внимания, развивает панорамное зрение, что улучшает восприятие пространства. 

 Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия Двуручное рисование;

Межполушарная доска.

Межполушарная доска это развивающая игрушка для тренировки обоих полушарий головного мозга. В результате прохождения лабиринта одновременно разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

«Зеркальное рисование»

- Рисование на песке. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза  и руки. Когда деятельность обои

полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Балансир

Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача ребенка – удержаться на доске. Следует придерживать его за руку, помогая ему сохранять устойчивость. Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут самостоятельно заниматься с балансиром+автоматизировать звуки и т.д. Такая игра направлена на концентрацию и удерживание равновесия.

Развитие мелкой моторики.

Развитию мелкой моторики рук способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения.

Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.Что делать:

  • пускать мыльные пузыри;
  • дуть через соломинку;
  • дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;
  • задувать свечки;
  • сдувать ватку со стола;
  • дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи.  Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старае...

Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Теоретические аспекты и варианты практического применения камешков Марблс на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с ТНР....

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда»

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии.  Для того, чтобы глубже понимать пр...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка• Упражнять в ориентировке на плоскости листа• Упражнять в согласовании прилагательных и числитель...

"Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи"

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Но когда речь идет о детях с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), тут без специально организова...