"Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя – логопеда"
методическая разработка по логопедии

Кравченко Светлана Ивановна

Актуальность кинезиологических упражнений  обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей через метод межполушарного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя – логопеда»

Цель: раскрыть суть здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» и ее роли в развитии речи у  дошкольников.

Актуальность использования метода кинезиологии в работе с детьми с ТНР.

Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха по новым дошкольным стандартам. В условиях модернизации дошкольного образования воспитание творческих и интеллектуальных способностей становится одним из главных направлений в работе с детьми. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие интеллекта дошкольников методами кинезиологии».

3 Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Это наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека. Наука о движении с греческого «Природная мудрость тела». Она существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

4 Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных способностей через метод межполушарного взаимодействия. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей искомых психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

5 Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

6 Межполушарное взаимодействие, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

№7 Данная кинезиологическая методика позволяет выявить скрытые способности ребенка старшего дошкольного возраста и расширить границы возможностей его мозга. Занятия с использование кинезиологических упражнений устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

А ведь как интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Такие стимулы заинтересуют детей, и они с радостью воспримут новшества в обучении и применении этих кинезиологических упражнений. Кроме того, дети, выполняя, упражнения должны знать, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать. Да и игровой момент развития интеллекта даст больше пользы, чем привычные методы обучения, тем или иным навыкам и умениям. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Да и готовность ребенка к школе – это сложный компонент определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.

Использование данного метода не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда основная часть тела ребенка, они рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении. Как показывает практика, большое количество детей, поступающих в школу, имеют нарушения в развитии мелкой и крупной моторики. Специалисты (Е.И.Аркин, Н.А.Берштейн, Д.Б.Эльконин) утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей. А современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье.

Особенности развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Чем выше у ребенка способность к обобщению, тем быстрее он приобретает возможность мыслить абстрактно. А переход к абстрактному мышлению обозначает совершенно новый, качественно более высокий уровень развития интеллекта ребенка, характеризующийся, как правило, высоким показателем речевой активности, используемой в качестве инструмента получения и передачи информации, знанием и применением логических приемов, способностью ребенка формировать суждения и некоторые умозаключения.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи ребенок будет и инициативным и самостоятельным. Это позволит ему легче адаптироваться в социальной жизни.

К интеллектуальным чувствам относятся: любопытство, любознательность и удивление. И поэтому если взрослые будут стараться добиваться от детей только усвоения знаний, умений и навыков, а не учитывать, какие чувства вызывает то или иное задание, то вся работа эта будет впустую. Вот тогда мы и наблюдаем недоразвитие психических параметров, что в дальнейшем сказывается на общем развитии ребенка

В развитии интеллекта общими причинами недоразвития являются: инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствие целенаправленных действий, снижения интереса к окружающему; низкий уровень ориентировочной деятельности, недоразвитие моторики. С этим связано ограничение практического чувственного опыта; недостаточная деятельность, несовершенствование взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта; позднее и нарушение речи (бедность словаря, трудности в формировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи.

Основные логические приемы (классификация, обобщение, сериация, аналогии, систематизации) можно сформировать и отработать в тренинге при помощи кинезиологических упражнений. Для ее удачной реализации необходимо всего лишь увлечь ребенка применением кинезиологических упражнений, разыгрывая сказочные и бытовые ситуации, а затем, постепенно усложняя правила игры, вводить реализацию логических задач как поставленную необходимость

Обучение детей целесообразно организовать в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение с взрослым. Создать условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

Необходимо учитывать особенность периода от 5-7 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. У ребенка формируются такие качества и свойства психики, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

О причинах, порождающих отставание в развитии.

Многие серьезные проблемы в обучении и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария нашего мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям. У большинства людей ведущим является левое полушарие. Левое полушарие « отвечает» за движение правой половины тела: правой руки, ноги, правого глаза; и наоборот, правое полушарие приводит в действие левую половину. Нервные волокна к частям тела и органам чувств идут, скрещиваясь, от противоположного полушария.

Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое « своей» половиной тела, но и выполняют разные функции. №12 Условно левое полушарие можно обозначить как аналитическое («стараюсь», «хочу»), а правое – как рефлекторное («могу»).

Между двумя полушариями существует анатомическая связь - большая спайка головного мозга, по-другому называется «мозолистое тело» Однако для слаженной совместной работы обоих полушарий ее недостаточно, требуется их функциональная связь.

Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним « сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученных опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Важно, что именно способность выразить нечто вовне дает нам сигнал, что мы поняли это «нечто» и готовы к дальнейшему шагу в познании. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания.

Отсутствие этой слаженности - основная причина трудностей в учебе, в том числе и развитии интеллекта. Вот поэтому интегрировать два полушария в единое целое, соединить их усилия – это путь устранения трудностей в познании ребенка, а так же в различных видах деятельности. Каждый ребенок рожден на свет наделенным мощным инстинктом познания. Поэтому так важно помочь детям, имеющим некоторые проблемы в развитии, своевременной помощью.

При наблюдении за малышами видно, что те, кто мало ползал в раннем детстве, потом имеют нарушения в работе полушарий, и это в дальнейшем сказывается на процессе обучения и восприятия информации. Ведь ребенок, демонстрируя преобладание левого полушария, теряет энергию, необходимую для познания.

Деятельность полушарий является совместной. При этом правое полушарие получает возможность воздействовать на одноименную половину тела, передавая сигналы через левое полушарие. Мозолистое тело становится связью, мостом между полушария.

Активность одного из полушарий « выключает», блокирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует. Нарушается и взаимодействие мозг - тело. Вот тогда и происходят препятствия в нормальном развитии всех аспектов личности. Когда наблюдаешь за детьми, то у некоторых видишь по их действиям, что взаимодействия между полушариями почти или совершенно отсутствует. Они демонстрируют слабую мускульную реакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, и это сказывается в познавательной деятельности.

Поэтому для таких детей целесообразно систематически использовать упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Для того, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология. Этим она и привлекательна.

Кинезиологические методы:

1.Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

2.Дыхательные упражнения.№15

Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

3.Глазодвигательные упражнения. №16

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

4.Телесные упражнения. №17

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

5.Тренировка артикуляционных и тонких движений пальцев. №18

Стимулирует общее развитие речи. (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

6.Массаж. №19

Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

7.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения

Демонстрация картотеки кинезиологических упражнений.

Практическая часть

Развитие соматогностических функций (восприятие тела); растяжки.

Цель: нормализация тонуса мышц.

«Дерево». На корточках спрятать голову в колени и обхватить их руками (семена). Медленно подниматься на ноги, распрямляя туловище. Поднять руки, напрячь тело и вытянуть его вверх. «Подул ветер»: раскачивать тело.

«Яйцо». Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

Массажи

Цель: улучшение функции рецепторов, проводящих путей, укрепление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами, повышение регулирующей роли ЦНС.

Массаж ушных раковин. Помассировать мочки ушей, всю ушную раковину, растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

«Пунктиры». Подушечки 4-х пальцев правой рук установить у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на сантиметр вперед, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. Тоже проделать с левой руки.

«Пила». Кисть и предплечье левой руки на столе. Ребром ладони правой рук»и сымитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони. Проделать тоже для другой руки.

Формирование пространственных представлений

Цель:развивать пространственную функцию: лево – право, верх – низ, перед - зад

«Моя рука, твоя рука». Дети определяются в пары и, сидя лицом к др. к др. определяют сначала у себя, затем у товарища левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.

«Пространство тела соседа». Прикоснуться левой рукой к правому уху соседа слева, затем правой рукой к левой коленке соседа справа и т.д.

«Пространство за спиной». Выполни действия за своей спиной: завяжи шнурки, застегни пуговицы, узнай предмет на ощупь, слепи из пластилина.

Развитие артикуляционных движений и мелкой моторики

Цель : стимулировать работу базального ганглия лимбической системы.

Движения языком вправо-влево, вверх-вниз.

«Волна». Сначала правой рукой, затем левой двигать волнообразно каждый пальчик.

Выгибание языка, свертывание в трубочку.

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний… Упр. выполняется сначала каждой рукой отдельно.

Вращай карандаш правой руки (между большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем). Выполни в обратную сторону. Тоже левой рукой.

Развитие зрительного восприятия

Цель:расширить пространство зрительного восприятия, повысить энергетику мозга, активизировать процесс обучения, профилактика миопии.

Следи за игрушкой, не поворачивая шеи. Предметы перемещает, ребенок с усложнением: открыть рот; слегка прикусить язык.

Не поворачивая головы, пытаемся посмотреть за плечо сначала правое, затем левое.

Глаза вправо – глубокий вдох – пауза (задержка дыхания и движения глаз- 2 сек.) – глаза в И.П. – Пассивный выдох – пауза. Глаза влево – вдох – пауза- Глаза в И.П. – выдох – пауза.

Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Развитие межполушарного взаимодействия

Цель: развитие мозолистого тела, повышение стрессоустойчивости, синхронизация работы полушарий, улучшение мыслительной деятельности, способствовать улучшению памяти и внимания, облегчение процесса чтения и письма. 

 «Оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции /можно подключить проговаривание слогов с заданным звуком, счет от 1 – 10 и обратно, называть дни недели, времена года…/.

«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая – на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положения рук.

"Кулак - ребро – ладонь. Последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу; пальцы в замок. Выверните рук к себе. Двигайте пальцем, который назовет педагог. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук».

«Зеркальное рисовании». На чистом листе бумаги рисуем обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы…

«Перекрестное марширование». Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Прыжки». На месте, одновременно двигая руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь; Ноги врозь – руки вместе; Ноги вместе – руки вместе; Ноги врозь – руки врозь.

«Прыжки». Ноги вправо-руки влево; Ноги влево- руки вправо; Ноги вправо-руки вправо; Ноги влево-руки влево.

Дыхательные упражнения

Цель: улучшить ритмы, повысить энергетическое обеспечение деятельности мозга, профилактика соматических заболеваний, снятие стрессов.

Дышим носом”

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

«Ритмичное дыхание»: вдох в два раза короче выдоха.

«Дыхательные упражнения по схемам»: вдох носом – выдох носом; вдох ртом – выдох носом; вдох ртом – выдох ртом; вдох носом – выдох ртом.

Развитие тонального звукоразличения (шумовое восприятие)

Цель:воспринимать, дифференцировать, называть услышанные шумы.

«Послушай тишину». Закрой глаза и послушай звуки на улице, за окном, в комнате, свое дыхание, биение сердца.

Узнавание музыкальных инструментов. «На чем играл…».

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становитс...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда   ДОО ....

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

Сценарий индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука " С"...

«Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР.»

quot;Кинезиология" – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда»

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии.  Для того, чтобы глубже понимать пр...