Проект «Как увидеть время?»
проект (подготовительная группа)

Авдюкова Татьяна Олеговна

Проект «Как увидеть время?»

 

https://www.youtube.com/watch?v=mN0Oap6CwTE

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineynyy_kalendar.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Как увидеть время?»

На основе методики «Линейный календарь»

программы «ПРОдетей» Е. Бодрова и Е. Юдина

https://www.youtube.com/watch?v=mN0Oap6CwTE 

ПРОБЛЕМА

С проблемой осознания времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно, глядя на часы или календарь.  Во времени живёт и ребенок и, взрослея, он приходит к пониманию времени как бы естественным путем, но предлагая современному ребенку те или иные культурные нормы общества, предусматривается, и развитие у детей ориентировки во времени и пространстве. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Представление детей, данной возрастной группы, о времени ограничивалось пониманием: сегодня, завтра, вчера, причем вчера и завтра путали, а чаще всего дети отмечали эти дни фразой «когда я поспал, ночью» или «когда я посплю, ночью». Конечно, знакомясь с сезонными изменениями в природе дети имели представления о четырех временах года, но как ответить ребенку на вопрос «Когда будет зима?» если он не имеет представления о протяженности недели, месяца. Эти понятия как неделя, месяц, год не воспринимались детьми. Неделя и месяц для детей были одинаково долгими.

С учетом абстрактности понятия времени, как «показать» детям время, его длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений?

         Изучив методику Е.Г. Юдиной «Линейный календарь», возникла идея проекта с детьми подготовительной к школе группы «Как увидеть время?».

Изначально идея запуска проекта с использованием методики «Линейный календарь»  была направлена на решение моих педагогических задач, но по ходу реализации проекта, образовательное поле стало расширяться под действием проявления детской инициативы.

На начало запуска проекта, были выдвинуты следующие задачи: способствовать формированию элементарных представлений о времени: его периодичности, необратимости; развитию умения понимать и применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год. Способствовать формированию представлений о последовательности дней, неделей, месяцев.

СОДЕРЖАНИЕ

Проект рассчитан до выпуска детей в школу. По замыслу, реализация проекта предполагалась в течении года с ежедневной совместно со взрослым и самостоятельной детской деятельностью. Стартовал проект в сентябре 2019 г.

Календарь первого месяца был изготовлен без участия детей и был представлен им уже в готовом виде с подробными разъяснениями значений граф: первая - обозначение рабочих и выходных дней. В процессе использования календаря было введено понятие праздничные дни и их обозначения. Вторая графа-число месяца. Третья графа–событие дня (что интересного произошло за день, что запомнилось). Заполнение третье графы предусматривалось на следующий день с обсуждением в утреннем круге, что позволило закрепить понятие «вчера» на основе пережитых событий, выделение главного, значимого для всех детей. Так же, с учетом возраста детей, события зарисовывали дети самостоятельно, обговаривая их условные обозначения в утреннем круге.

Уже к середине сентября дети предложили добавить графу «Наблюдение за погодой», так как графа «События и погода» в одну ячейку «не помещались». При этом «Календарь погоды» у них не пользовался особой популярностью, а чаще всего дети о нем совсем забывали. В «Линейном календаре» погода и наблюдения за явлениями в природе отмечались детьми каждый день и с внесением изменений по их инициативе, с предварительным обсуждением в утреннем круге.

С учетом методики будничные дни в календаре отмечались с помощью распечатанных изображений символа группы «Фиксики», а выходные-изображением «домика». При составлении календаря на второй месяц помимо ввода дополнительной графы «Погода», дети предложили дни недели отмечать разными цветами, где повтор цвета соответствовал бы определенному дню недели. Ребята общим Советом распределили дни недели по цветам. При совместном изготовлении календаря, в процессе работы, было внесено еще одно предложение от Яны, обозначить день недели не только соответствующим цветом, но и определенным героем. Так, понедельник был отмечен Папусом, вторник–Ноликом, среда–Вертой и т.д.

В декабре месяце, при изготовлении календаря, была внесена некоторая провокация с моей стороны: обнаружилось отсутствие картинок для обозначения выходных и будничных дней. Следуя своему замыслу, я предположила, что дети захотят нарисовать картинки сами. Но, так как большинство детей в группе имеют навыки чтения, то Ульяна предложила подписать под цветными обозначениями дней недели их названия. Надпись выполнили дети печатными буквами.

Одним из предпосылок появления новой графы в календаре стал соревновательный момент между детьми, чей столик будет самым аккуратным и соблюдающим правила при приеме пищи. Моим предложением детям стало, отмечать отличившийся столик атрибутом «звездочка», на которое дети практически единогласно согласились и предложили заносить результат в календарь, а в конце месяца производить подсчет звездочек. Так же, с учетом участия детей в конкурсах различного уровня и их победами, детьми было предложено внести еще одну графу для отметок их достижений. 

На данном этапе реализации проекта, наш календарь стал «летописью группы», в которой отображаются все значимые события жизни детского сообщества.

РЕФЛЕКСИЯ

К середине второго месяца совместной работы над календарем, у большинства детей группы в ходе педагогического наблюдения, стало проявляться понимание недели и месяца. Подтверждением тому послужили высказывания детей:

•        «Это было в другом месяце! Который уже прошел!» - на примере взаимодействия с конкретным ребенком, опираясь на его личную ситуацию, разъяснила значение слов «прошедший» и «следующий».

•        На произошедшее неприятное событие - карантин, дети отреагировали с удивившей меня изобретательностью: «Татьяна Олеговна, сколько дней будет карантин?» «21 день» «А сколько это?»: и благодаря совместным стараниям Ксюши и Сергея, возле чисел появилась буква «К» на протяжении 21 дня. В последующие же дни, дети проявляли инициативные действия в подсчете дней, оставшихся до конца карантина, пока однажды не прозвучала фраза: «Карантин закончится через две недели!». «Ульяна, а как ты узнала, что осталось 2 недели?» - спросила я. «Сегодня четверг до следующего четверга - это неделя, и еще неделя до следующего четверга, а в пятницу карантина уже нет» - ответила Уля.

•        Дети с интересом рассказывали в кругу, по каким-либо причинам, отсутствовавшим ранее детям, те события, которые происходили за это время, опираясь на зарисовки в календаре. Отсчитывали сколько дней прошло с того или иного события, сколько осталось.

•        Прошедшие месяцы прикреплялись на стену друг за другом без интервалов для последовательного понятия непрерывности времени.

В начале декабря подметила, как группа детей что-то старательно вырисовывает в календаре. Оказалось, они отмечают дни, когда будет день рождение Сережи и новогодний праздник в детском саду, для того, чтобы знать через сколько дней случится «важное». Это событие показало, что ознакомление с элементарным представлением о времени лучше начинать с того, что находит опору в личном опыте ребенка.  Тогда, проявление и его возрастных потребностей в общении со сверстниками приобретают навыки честного соревнования, ребенок принимает внутренние нормы и правила детского сообщества, находя свое значимое место в нем.

Календарь - «Летопись группы» помогает ребенку «увидеть» время через важные для него события.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

При запуске проекта использование методики «Линейный календарь» предполагало, только лишь как средство для формирования у детей элементарного представления о времени: его периодичности, необратимости, но в ходе реализации проекта «Как увидеть время?» нам открылись новые возможности для поддержки и дальнейшего развития детской инициативы и самостоятельности воспитанников через их сотрудничество и  взаимодействие в детском сообществе, принятия и выполнение различных правил и культурных норм, умения выделять важное из окружающих событий, обобщать их, классифицировать и фиксировать полученные данные.

Приобретенные навыки позволят воспитанникам более успешно перейти на следующую ступень образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Все увидим, все узнаем о песке» в старшей группе для детей с ЗПР

Особенностью проекта «Все увидим, все узнаем о песке» является соблюдение комплексного подхода в работе с детьми с ЗПР, подразумевающего взаимодействие всех сторон педагогического процесса: вос...

Проект "Как увидеть чувства"

Презентация показывает о выражениях эмоционального состояния детей...

Проект "Как увидеть движение воды в растениях"

Формирование у старших дошкольников интереса к научно - исследовательской деятельности....

Проект «Как увидеть время» в подготовительной группе «Роза» 2017-2018 год.

Как научить детей определять который час и рассказать об истори и разнообразии  мира часов....

Исследовательско – творческий проект «Всё увидим, всё узнаем!»

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития воспитанников детского сада.  В проекте предмтавлены ...

Презентация к мини-проекту "Как увидеть время?"

Детско- родительский мини- проект....