Тьюториал «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического образования в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка
Формирование у педагогов профессиональных знаний в области экологического воспитания в условиях работы Центра экологического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorial_ekologiya.docx | 40.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюториал «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах экологического образования в условиях ФГОС ДО»
Кухальская Ольга Владимировна, старший воспитатель МАДОУ № 15 г. Томска,
высшая квалификационная категория.
Цель: Формирование у педагогов профессиональных знаний в области экологического воспитания в условиях работы Центра экологического образования.
Задачи:
- Погрузить педагогов в теоретические аспекты экологического образования в условиях ФГОС ДО;
- Способствовать формированию мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и установок;
- Развить умение работать в группе.
Вхождение в деятельность. Упражнение «Цветок».
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного взаимодействия.
На каждом цветке написано высказывание, которое нужно закончить:
Я горжусь…
Больше всего я хочу…
Человек, которым я восхищаюсь – это…
Больше всего я люблю…
Я мечтаю…
Я прошу…
Я хотела бы сделать…
Три места, где я жил
Три вещи, которые мне нравятся…
Три вещи, которые мне не нравятся…
Моё хобби…
Вы ещё не знаете обо мне, что я…
Выяснение опасений и ожиданий участников тьюториала. Метод «Фруктовый сад».
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Тьюторантам раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Тьютор предлагает педагогам попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от тьюториала и чего опасаются.
Ожиданий и опасений может быть несколько.
Свои ожидания тьюторантам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все участники прикрепят свои фрукты к деревьям, тьютор озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.
Включение в тему тьюториала. «Метод вопроса».
Вопрос к педагогам: Какие нормативно-правовые акты связаны с экологическим образованием в России? (Извлечение из Федерального Закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г., Концепция экологического образования и воспитания подрастающего поколения, Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г., Статья 29 «Конвенции о правах ребенка», в одном из пяти направлений развития и образования детей во ФГОС – познавательном развитии).
Делим участников на 5 групп способом «цветоделение».
Каждой группе раздается раздаточный материал: выдержки из документов. Необходимо найти пункт, относящийся к экологическому образованию.
1 группа работает с Федеральным Законом «Об охране окружающей среды»; 2 группа работает с Концепцией экологического образования и воспитания подрастающего поколения; 3 группа работает с Конституцией РФ; 4 группа работает с Конвенцией о правах ребёнка; 5 группа работает с ФГОС ДО. На слайде демонстрируются тезисы по документам, тьютор комментирует ответы, дополняет.
Комментарии к слайду:
I. В главе XIII «Основы формирования экологической культуры» несколько статей посвящены обсуждаемой проблеме. В частности, в статье 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» сказано следующее: в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
В статье 74. «Экологическое просвещение» сказано следующее:
В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
II. По проблемам экологического воспитания и их решению существует Постановление кабинета Министров Р.Ф. от 03.02.1997 г. № 137, которым утверждена программа мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания, утвержденной этим постановлением, разработана национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания.
III. На уровне Федерального законодательства проблема экологического образования и воспитания раскрывается в Конституции РФ в следующих статьях:
Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Комментарий к Ст. 58 КРФ
Разрушительная деятельность людей в природной среде совершенно обоснованно вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства - не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. Поэтому закрепленная в комментируемой статье юридическая обязанность одновременно предстает и как нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам государства.. Обязанность сохранять природу относится не только к гражданину, но и к юридическим лицам и общинам. Термин "сохранять" предполагает активные действия, направленные на сбережение человеческой среды обитания. Причем эти действия представлены в качестве двух разноплановых правовых обязанностей. Обязанность сохранять природу имеет на первый взгляд только нравственный аспект и не снабжена нормативной санкцией, поскольку трудно принудить к сохранению природы каждого, кому это прямо не предписано. И тем не менее право здесь присутствует. Это связано с тем, что Конституция - нормативный акт прямого действия, обязательный к применению непосредственно. Это означает, что конституционная норма, сформулированная как моральная установка, не только регулирует соответствующие отношения указанных в ней субъектов, но и является одновременно нормой для правоприменителя.
IV. Статья 29 «Конвенции о правах ребенка».
- подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
- воспитание уважения к окружающей природе.
V. В одном из пяти направлений развития и образования детей во ФГОС ДО – познавательном развитии – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Цель: актуализация имеющегося опыта и знаний в вопросах экологического воспитания.
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что педагоги знают об экологическом образовании.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос: «Что вам известно по теме экологического образования?» Это могут быть любые понятия, имена, ассоциации.
2. Сначала каждый педагог вспоминает и записывает в тетради все, что знает по данной проблеме (индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в группах. Педагоги делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, педагоги должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются модератором в "корзинке" идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно "сбрасывать" факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Работа с притчей «Как помочь природе». Техника «Двухчастный дневник».
Человек увидел, как зубастый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас беднягу. Потом он увидел, как этот прожорливый ягненок уничтожает прекрасную изумрудную траву. Он убил ненасытное животное и спас луговую красоту. Потом он узнал, что эти сорняки высасывают все соки из почвы и истощают ее. Он вырвал их с корнями и героически спас плодородную землю. Потом он увидел, что черная грязная земля уродует живописный пейзаж, и все заасфальтировал.
Затем осмотрелся по сторонам и подумал: что бы еще сделать полезного и доброго?
Мораль: Каждое звено природной цепи существует во взаимосвязи и гармонии. Наслаждайтесь ею и берегите то, что осталось…
Далее идёт работа по технике «Двухчастный дневник». Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении притчи обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике. Осмысление.
Рефлексия «Ключевое слово». Участникам тьюториала предлагается на листочках бумаги написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося семинара или результаты взаимодействия. После этого тьютор проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать педагогам. Данный метод можно реализовать и устно: каждый из участников по цепочке называет свое слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников
Раскрывается система работы по организации экологического воспитания дошкольников....
Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах организации образовательной деятельности
Данный материал разработан для педагов ДОУ с целью повышения компетент ности педагогов в вопросах организации образовательной деятельности. В статье рассказывается о педагогической технологии "Кл...
Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ
В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, виды педагогической компетентности, пошаговое методическое сопровождение, которое начинается с диагностики (представлена карта анализа за...
Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...
Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах нравственного воспитания
Реализация новой политики нашего государства в области образования немыслима без педагога, владеющего высоким профессионализмом. В современном мире, когда очень быстро меняются социально-экономические...
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»...
План самообразования на 2023-2024 учебный год «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах всестороннего развития дошкольников посредством проектной деятельности в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»
План самообразованияна 2023-2024 учебный год «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах всестороннего развития дошкольников посредством проектной деятельности в соотве...