Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда
у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_.docx | 102.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №18»
(МБДОУ «Д/с №18»)
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда
у детей дошкольного возраста»
Лысова Е.Н.
старший воспитатель
Образование: высшее
Педагогический стаж: 13лет
2023г.
«Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественного труда у детей дошкольного возраста»
«Истоки творческих способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки,
тем тоньше взаимодействие с орудием труда,
чем сложнее движение, необходимое для этого
взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие
руки с природой, с общественным трудом в духовную
жизнь ребенка. Другими словами: чем больше
мастерствав детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе средствами художественного труда, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Специфика художественно - продуктивной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов (или образы), выражения мыслей (идей) и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя культурными и личностными смыслами. Становление художественной культуры дошкольника - ведущее условие личностного роста и творческого развития.
Занятия эстетического цикла способствуют не только развитию каких-либо ручных умений и навыков, но и развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, таким образом, можно отметить, что художественный труд является важным средством развития личности ребенка, но, естественно, при условии правильного руководства им, с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей дошкольников.
Основная цель дошкольного учреждения – создание условий для развития и воспитания дошкольников на высоком качественном уровне. Организатором и активным участником образовательного процесса в ДОУ является педагог, от его профессиональной компетентности в значительной степени зависит эффективность образовательной деятельности, а создание условий для повышения качества работы педагогов обеспечивает методическая работа. Таким образом, можно говорить о непосредственном влиянии методической работы не только на повышение профессиональной компетентности педагогов, но и на качество образования детей, в том числе и на развитие навыков, умений, творческих способностей дошкольников в процессе художественного труда. Об этом в своих работах писали: Л.М.Волобуева, К.Ю.Белая, П.И. Третьяков, А.М.Моисеев, П.Н.Лосев, Э.М.Шевченко.
Цели и задачи
Цель: создание системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития художественного труда детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Спроектировать систему методической работы по данной проблеме на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.
- Выявить уровень профессиональной компетентности педагогов по развитию продуктивной деятельности (художественный труд) у дошкольников и уровень развития навыков художественного труда у дошкольников.
- Подобрать и реализовать формы и методы работы, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов по художественно-творческому развитию дошкольников.
- Определить направления развития детского творчества, продуктивной деятельности (художественный труд) дошкольников детское творчество.
- Оценить динамику развития художественного труда дошкольников и профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по данному направлению воспитательно-образовательного процесса.
Образовательный и квалификационный уровень педагогов МБДОУ детского сада №6 «Ягодка» г. Ворсма
В связи с открытием двух новых групп в 2011 году, МБДОУ пополнилось ещё тремя новыми воспитателями. На данный момент в МБДОУ работает 12 педагогов. Из них высшее образование имеют 4 педагога (33,3%), среднее специальное образование имеют 8 (66,6%). Первую квалификационную категорию имеют – 1 (8,3%), вторую – 4(33,3%), соответствие занимаемой должности – 3(25%). В ДОУ есть педагоги без квалификационной категории – 4(33,3%), т.к. стаж работы менее двух лет.
Ежегодно воспитатели проходят курсовую переподготовку. В 2012-2013 г. на базе НИРО курсовую переподготовку прошли 5 педагогов. Из этого можно сделать вывод, что МБДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами, с соответствующим образованием и квалификацией.
Система работы с педагогическими кадрами
Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалификационной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, старшего воспитателя. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимость учёта многообразия интересов и возможностей детей.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития навыков художественного труда необходимо:
- помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением;
- помочь овладеть готовностью к решению сложных задач в системе образования;
- нацелить педагогов на повышение своего педагогического мастерства.
Специально организованная методическая работа направлена на качество педагогической деятельности, а оно в свою очередь направлено на качество образования детей.
Содержание методической работы по проблеме развития художественного труда дошкольников в МБДОУ детском саду №6г.Ворсма включало в себя следующие этапы:
1.Педагогический анализ.
2.Планирование.
3.Организация.
4.Контроль.
5.Регулирование и коррекция.
Все этапы методической работы были тесно связаны между собой.
1 Этап. Педагогический анализ
Он позволил дать оценку организации работы по развитию художественного труда у дошкольников. На основе анализа работы ДОУ за прошедший год было установлено, что в детском саду проводится целенаправленная работа по художественно-эстетическому развитию дошкольников, но выявлено и слабое место в данном направлении воспитательно-образовательного процесса – развитие навыков и творческих способностей дошкольников в художественном труде. Поэтому была запланирована годовая задача: «Усилить работу по развитию продуктивной деятельности дошкольников (художественному труду)».
Для более глубокого анализа этой проблемы были проведены и дополнительные диагностические мероприятия – анализ карт педагогического мастерства по теме «Организация художественного труда», наблюдение и анализ детской продуктивной деятельности. В результате чего были определены недостатки в развитии навыков художественного труда у дошкольников и направления совершенствования профессиональной компетентности педагогов.
Анализ карт педагогического мастерства показал, что наибольшие затруднения возникают у педагогов в вопросах применении в практике инновационных методов и приемов, в развитии творческих способностей дошкольников в процессе организации художественного труда. Также было определено, что при планировании и организации методической работы можно будет опираться на опыт воспитателей по некоторым вопросам организации художественного труда и привлекать данных педагогов к проведению методических мероприятий.
Диагностические обследования помогли определить цели и задачи методической и педагогической работы и сориентироваться при выборе содержания и форм методической работы, которые были определены на втором этапе - планирование методической работы.
2 Этап. Планирование
Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи воспитателям. Поэтому, планируя систему методических мероприятий, мы ориентировались на запросы и возможности определенных групп педагогов.
1.Группа воспитателей:
Начинающие молодые воспитатели, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней, имеющие критический уровень профессиональной компетентности по вопросам развития художественного труда у дошкольников.
2.Группа воспитателей:
Педагоги со сложившейся системой работы, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, соответствующие среднему уровню профессиональной компетентности.
3.Группа воспитателей.
Педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения, имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности и критический уровень научной подготовленности по вопросам развития художественного труда у дошкольников.
Для каждой группы педагогов были определены задачи педагогического сопровождения и рекомендуемые формы методической работы:
- индивидуальное шефство;
- наставничество;
- консультации заведующего, старшего воспитателя;
- самообразование (самовоспитание);
- моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого
воспитателя;
- обучение в учебных заведениях;
- аттестация;
-выступления перед аудиторией;
- обобщение опыта работы;
- проблемные консультации;
- творческие группы;
- «Школа молодого педагога»;
- организационно-деятельностные, ролевые игры;
- педагогический практикум;
- взаимопосещения занятий;
- методические посиделки;
- творческие мастерские;
- районные методические объединения;
- педагогические советы;
- педагогические семинары;
- педагогические часы;
- консультации;
- смотры-конкурсы;
- «Круглый стол»;
- открытые занятия.
Была разработана система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу художественно-творческого развития дошкольников.
Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественного труда дошкольников
Формы работы | Тема, цель, содержание | Участники | Ответственный | Практический результат |
1. Оказание помощи. Семинар | Тема: «Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство для развития творческих способностей детей и педагогов». Цель: систематизация знаний педагогов. | Воспитатели всех возрастных групп. | Воспитатель | Перспективные планы. Конспекты занятий. |
Консультации | Тема: «Проектирование развивающей образовательной среды в соответствии с ФГТ», «Создание условий для развития художественного труда у детей дошкольного возраста», «Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,«Конкурс – как форма повышения творческого потенциала педагогов ДОУ», «Портрет творческого педагога», «10 заповедей творческой личности», «Воспитатель - творческая личность», Индивидуальные консультации Цель: оказание помощи (по результатам изучения работы воспитателей, по запросам педагогов). | Воспитатели | Старший воспитатель | Перечень литературы для оказания помощи. Советы и рекомендации по организации и проведению работы с детьми |
Открытые просмотры | Интегрированные НОД по развитию художественного творчества в дошкольных возрастных группах. Цель: использование вариативных форм организации НОД, методы и приемы работы с детьми. | Воспитатели | Старший воспитатель | Конспекты занятий. |
Самообразование | Темы: «Работа с бумагой и картоном». «Художественный труд в детском саду». «Ознакомление детей с природным материалом». Цель: расширить знания педагогов, познакомить с новинками литературы. | По выбору воспитателей | Заведующий, старший воспитатель | Библиогафия по теме. Аннатирован-ный каталог. |
2.Тематический контроль | Тема: «Художественный труд детей дошкольного возраста» Цель: эффективность работы по развитию художественного труда детей в ДОУ. План проведения тематической проверки. | Группы старшего дошкольного возраста | Заведующий, старший воспитатель | Справка по итогам тематической проверки. |
3. Педсовет | Тема: «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание условий для развития художественного творчества». Итоги тематической проверки. О создании комфортной обстановки в ДОУ. Решение задач эстетического воспитания в музыкальной деятельности. Деловая игра «Педагогический пробег» | Все педагоги | Заведующий, старший воспитатель | Решение педсовета |
4. Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового опыта. | Изучить опыт работы МБДОУ д/с №6 г. Ворсма по развитию творческих способностей детей в процессе художественного труда. Распространение опыта работы Кирилловой Т.В. по использованию нетрадиционных технологий в детском саду в продуктивных видах деятельности. | Воспитатели | Старший воспитатель | Итоги изучения. Обобщенный опыт работы. |
5. Создание условий. | Приобретение наглядно-дидактических пособий, методической литературы в методический кабинет, группы. Дооборудовать уголки по художественно-продуктивной деятельности в группах в соответствии с возрастом детей. | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели | Заведующий, старший воспитатель | Выставка справочных материалов, методической литературы, пособий. |
6. Формы работы с родителями. | Выставка творческих работ «Осенняя фантазия» (Поделки из природного материала, овощей, цветов) Участие в конкурсах на оформление группы к праздникам. Мастер-класс: «Изготовление композиций из природного материала». Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей». Консультация для родителей: «Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков». Цель: добиться взаимодействия детского сада и семьи по проблеме развития художественного труда у детей. | Родители, дети воспитатели | Старший воспитатель | Выставка творческих работ. Наглядный материал для родителей. |
7. Формы работы со школой и другими организациями | Круглый стол «Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста». Совместная выставка поделокиз ткани, бумаги и картона «Зимушка-хрустальная» Цель: взаимодействие и преемственность в работе детского сада и школы по проблеме. Экскурсии в ДДТ, школу искусств. | Учителя начальных классов Воспитатели | Старший воспитатель | План работы со школой по направлению преемствен ность. Выставка рисунков в ДОУ. |
8. Другие формы работы | Работа творческой группы по проблеме «Художественно-творческая деятельность детей» Цель: разработка новых подходов к развитию художественного труда, творческих способностей детей, взаимосвязь с другими видами деятельности. | Воспитатели творческой группы | Руководитель творческой группы | Методические рекомендации, перспективные планы совместной работы воспитателей группи специалистов |
3 Этап. Организационный
На третьем – организационном этапе методической работы были проведены все запланированные методические мероприятия.
В течение года была организована работа семинара: «Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство для развития творческих способностей детей и педагогов», целью которого являлась систематизация знаний педагогов. Занятия проходили в форме мини-лекций:«Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с художественным творчеством»; «круглого стола» вопросы:- реализация задач образовательной области «Художественное творчество» через интеграцию других образовательных областей; -организация воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении на основе современных художественных технологий;- методическое сопровождение деятельности педагога по формированию художественно-творческих способностей у детей; - работа с семьей по развитию творчества у дошкольников);
Проводилась работа творческих микро групп, которые рассматривали вопросы для обсуждения:- творчество педагога; - возможности самосовершенствования по данному направлению работы; - психологические аспекты художественного творчества, - оценка образовательных технологий с позиций художественно-творческой педагогики.
Разработали методические рекомендации для педагогов:
-«Интегративный подход к реализации содержания образовательной области
«Художественное творчество»; - «Проектирование развивающей образовательной среды в соответствии с ФГТ»; - «Создание условий для художественного творчества детей дошкольного возраста»; - «Использование различных видов детского художественного творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Провели консультации: - «Портрет творческого педагога»; - «10 заповедей творческой личности»; - «Воспитатель - творческая личность»; - «Конкурс – как форма повышения творческого потенциала педагогов ДОУ».
Были проведены открытые просмотры НОД по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах. Они позволили педагогам увидеть, как работают коллеги и использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учились анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
Также воспитатели представляли свой опыт на педагогических часах, педсовете, консультациях, посещали методические объединения, на которых знакомились с опытом работы педагогов района.
В образовательной системе нашего детского сада практикуются следующие творческие группы:
«Кроха» - воспитатели групп раннего возраста;
«Дошколята» - воспитатели, воспитатели групп дошкольного возраста.
Для более эффективной организации художественного труда дошкольников творческой группой были разработаны:
- конспекты совместной партнёрской деятельности на темы: «Продуктивная деятельность детей 5-7 лет», «Образы насекомых из природного материала», «Картинки из плоской соломки»;
- примерное содержание и вопросы для тематических бесед с детьми на темы: «Что я люблю мастерить своими руками», «Поделки из желудей, шишек, веток», «Какой пейзаж!», «Весёлый лужок», «Портреты», «Букеты из листьев»;
- составлен сборник стихов, загадок, пословиц, поговорок, чисто – скороговорок на данную тему.
Огромное значение в развитии художественного труда детей дошкольного возраста имеет работа ДОУ с семьёй. Не первый год, в начале октября, стремясь создать уютную осеннюю атмосферу, в нашем детском саду мы организуем осеннюю выставку творческих работ из природного материала. Работу планируем и проводим в трех направлениях: с педагогами, с детьми, с родителями. Творческая работа увлекает родителей и детей, приобщает к искусству, к творчеству, формирует экологическое сознание. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду». В течение года родители совместно с детьми изготавливают различные творческие поделки: «Осенняя фантазия», «Зимние подарки», «Весеннее настроение», «Летние цветы». Также были размещены в родительском уголке консультации: «Творчество глазами детей», «Творим вместе с мамой», «Осенние картины из листьев», «Поделки из соломки», «Плетение из лент», «Открытка с сюрпризом».
Выставлена методическая литература, комплекты технологических карт «Осенние картины», «Осенний пейзаж», «Морской аквариум». Для того, чтобы работа по привлечению родителей к проблеме развития художественного творчества у детей была более эффективной, мы организовали распространение семейного опыта. Мы проводили мастер-классы, в разных возрастных группах, в которых активно задействовали родителей.
4 Этап. Контроль
Нами был проведён тематический контроль по теме: «Художественный труд детей дошкольного возраста». Поставленной целью было выяснить эффективность работы по развитию художественного труда детей в ДОУ.
Тематический контроль показал, что в МБДОУ созданы необходимые условия для развития художественного творчества детей. Любая деятельность ребят, а особенно художественная, требует соответствующей организации предметно-развивающей среды, эстетически обдуманной, так как эстетическое оснащение, чувство прекрасного проявляются в тесном контакте с деятельностью и материальным окружением. ПРС в группах - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Во всех возрастных группах оборудованы уголки по художественно-продуктивной деятельности, где имеются все необходимые материалы для развития художественно-творческих способностей детей. В результате проведённых мероприятий, художественно-творческие центры в группах, пополнились различными поделками, пособиями, альбомами и играми, изготовленными руками педагогов, детей и родителей.
После ознакомления с методическими рекомендациями, консультаций педагоги при проведении НОД по развитию художественного труда, в работе с детьми стали использовать нетрадиционные формы занятий, применяя при этом различные виды детского художественного творчества: экопластика (аранжировки из природного материала);аппликация (аранжировка) из осенних листьев; аппликация из цветной бумаги, семечек арбуза и тыквы; художественные образы и композиции-инсталляции; экопластика из соломки; плетение из лент и т.д.Во время проведения НОД, дети попадают в атмосферу искусства: доступно размещены наглядно-дидактические пособия, поделки из различных материалов, а также для ребят организованы выставки детских работ, ведь дети полноценные участники организации предметно-развивающей среды.
Задачи образовательной области «Художественное творчество» воспитатели стали реализовывать во всех направлениях: художественно-эстетическом, познавательно-речевом, физическом, социально-личностном.
Итоги тематического контроля были подведены на педагогическом совете «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание условий для развития художественного творчества».Воспитатели имели возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать свои знания, осмыслить собственные подходы к работе. Решением педсовета было: обогатить и разнообразить в детском саду художественно-эстетическую среду для развития продуктивной детской деятельности; создать картотеку по вопросам развития художественного труда у детей.
5 Этап. Регулятивно-коррекционный
Для полноценного развития художественного труда у детей необходимо было совершенствовать определенные условия. На регулятивно-коррекционном этапе работы педагоги постарались исполнить решение педсовета и создать в детском саду художественно-эстетическую среду и соответствующие психолого-педагогические условия для развития продуктивной деятельности:
- В детском саду необходимо создавать художественно-эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Рекомендуется систематически организовывать выставки.
- Приоритетное внимание должно быть уделено игре, конструктивной, театрализованной и музыкальной деятельности, аппликации, рисованию, лепке. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.
- Содержательная составляющая образования должна быть интересна для детей, формировать творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приёмов работы с детьми в этом направлении.
- Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию художественного творчества у детей 3-7 лет.
- Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.
- Педагогу следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
- Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
- Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
Таким образом, методическая работа направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи по разным проблемам воспитания дошкольников, в том числе и по развитию художественного труда дошкольников. Она позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять планомерно, на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.
Ожидаемые результаты работы
В результате проведённой работы воспитатели приобретут знания:
- о содержании традиционных и инновационных технологиях;
- о содержании разных видов образовательных программ (комплексных, парциальных,
дополнительных) по художественно-эстетическому развитию;
-о государственных требованиях к условиям организации образовательного процесса и предметно-развивающей среды группы, по развитию художественного творчества детей.
Приобретут умения:
1.Информационные умения:
- подбирать, отображать, излагать содержание необходимой информации детям дошкольного возраста в соответствии с основными направлениями их развития по образовательной программе и ГОС;
- подбирать, отображать, излагать содержание образовательной области «Художественное-творчество» в соответствии с основными направлениями развития детей по основной образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
- навыки работы с печатными источниками, умения добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам. Логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы и их сочетания: рассказ, объяснение, беседу, индуктивное и дедуктивное изложения материала;
-доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;
-оперативно диагностировать характер и уровень усвоения воспитанниками учебного материала.
2. Организационные умения:
- создавать условия для эффективной организации педагогической деятельности, жизнедеятельности детей и работы с родителями;
-организовывать: деятельность детей, используя разные формы организации (групповую, подгрупповую, индивидуальную); родителей;свою деятельность. Научатся увлекать, активизировать детей и родителей; быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности.
3.Проектировочные умения:
-определять и формулировать конкретные задачи обучения, воспитания и развития детей
с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- проектировать и планировать педагогическую деятельность и её результаты;
- планировать деятельность ребенка во все режимные моменты, как на короткий, так и на более длительный период;
-составлять план, конспект НОД, сценарий развлечений;
- отбирать материал в соответствии с целями и задачами образовательной области «Художественное творчество» на каждом возрастном этапе;
- перерабатывать отобранную информацию, подавать ее детям с учетом их возрастных возможностей.
4. Коммуникативные умения:
- конструировать общение детей со сверстниками, взрослыми, создавать зону успеха каждому ребёнку, воспринимать его индивидуальность;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.
5. Аналитические умения:
- анализировать свою работу, оценивать полученные результаты, размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, вносить изменения в последующую деятельность, добиваться лучших результатов;
- анализировать уровень развития детей, конкретные педагогические ситуации, деятельность педагогов-новаторов и собственную деятельность.
6. Специальные умения:
-умения мастерить из бросового материала, из природного материала, работать с тканью, бумагой и картоном.
В результате проведённой работы воспитатели направляют свою педагогическую работу на развития интегративных качеств у детей. В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. В процессе организации работы художественным трудом у дошкольников будут развиваться интегративные качества:
1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».
Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. Создаёт творческое сочетание движений. Владеет основами гигиенической культуры и использует эти навыки во время занятий художественным трудом. Чётко и
координированно выполняет мелкомоторные движения (вырезает предметы или их части из бумаги, сложенной гармошкой).
2.«Любознательный, активный».
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Проявляет интерес к поделкам выполненных техникой оригами, испытывает желание принять участие в изготовлении поделок. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах продуктивной деятельности.
3. «Эмоционально отзывчивый».
Эмоционально реагирует наподелки выполненные своими руками.Радуется полученному результату, гордится собой, испытывает желание помочь другу в изготовлении поделки.
4.«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
Выражает содержание общения различными способами; задает вопросы взрослому; подробно отвечает на вопросы о мире природы, предметов и людей, используя свои знания, опыт; анализирует процесс занятия художественным трудом, делает выводы.
5. «Способный управлять своим поведением».
Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила выполнения своей работы.
6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в творческой работе (поделке).
7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
Имеет представления о себе, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о мире и природе.
8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; результат соответствует образцу; использует разнообразные приёмы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности.
9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
- в игре имеет устойчивые замыслы в игре, творчески их развивает;использует продукты собственной деятельности; самостоятельно создаёт игровую обстановку.
- в рисовании анализирует и сравнивает предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; создаёт оригинальные узоры из геометрических и растительных элементов; создаёт композиции на листах разной формы; подробно описывает замысел и точно воплощает его в работе; замечает недостатки своих работ и вносит в них дополнения для большей выразительности образа.
- в лепке создаёт замысел до начала лепки и реализуют его; создаёт сюжетные композиции; ярко проявляет творчество; творчески обыгрывает продукт лепки.
- в конструировании создаёт замысел до начала деятельности и реализует его, самостоятельно проводит анализ своей работы; находит творческие конструктивные решения, варьирует соединения деталей, заменяет детали, в конструировании соединяет разный конструктивный материал, а также игровой природный, бросовый; успешно ориентируется на схеме, чертеже, плане, рисунке без помощи взрослого или с незначительной помощью; делает разметку с помощью шаблона; ориентируется на наглядную опору при создании творческой композиции; создаёт сюжетные композиции, композиции из природных материалов; изготавливает коллективные работы.
- в труде имеет устойчивый интерес, инициативен; выражено трудолюбие; испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы; создаёт условия для трудовой деятельности.
- в музыкальной деятельностипроявляет устойчивый интерес; создаёт выразительные оригинальные образы, проявляет индивидуальность в исполнении и музыкальном творчестве.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Эффективность проведенной работы
Для оценки эффективности развития художественного труда у дошкольников была использована комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, автора-составителя Ю.А.Афонькиной. В начале учебного года (2012-2013) после проведения диагностического обследования продуктивной деятельности детей старшей и подготовительной группы мы получили следующие результаты:
Уровень развития продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Диаграмма 1
Вывод: Уровень развития продуктивной деятельности (художественный труд) детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года: высокий – 30%, средний – 60 %, низкий – 10%, низший – 0 %
Диаграмма 2.
Вывод: Из диаграммы видна положительная динамика, которая является результатом эффективной работы детского сада по развитию художественного труда у детей дошкольного возраста. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельных и оригинальных решений, они стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявляя живой интерес к знаниям.Дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное. Работы ребят стали болееразнообразнее и сложнее.Уровень развития детей по художественному труду на конец учебного года улучшился: высокий уровень увеличился и стал - 33%, средний уровень вырос до 63%, низкий уровень уменьшился до 4%. Детей с низшим уровнем нет.
Мониторинг профессиональных умений воспитателей проведена по методике Атмаховой Л.Н.
По окончанию проведённой работы необходимо было оценить и эффективность методической работы в ДОУ. Для этого мы использовали методику Л.Н.Атмаховой, которую адаптировали к своей проблеме. Методика составлена на основе трёх компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ: когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного. Состоит из трёх уровней: оптимальный (осознанная компетентность), допустимый уровень (осознанная некомпетентность), критический уровень (неосознанная некомпетентность).
Диаграмма 1
Вывод: Из диаграммы видны уровни сформированности профессиональной компетентности педагогов МБДОУ детского сада №6 «Ягодка» г. Ворсма на начало учебного года. Оптимальный уровень(осознанная компетентность)имеют – 20-28% педагогов, 40-49% - допустимый уровень (осознанная некомпетентность), 20-28% - критический уровень (неосознанная некомпетентность).
Диаграмма 2
Вывод: Подводя итог можно сказать, что в результате проделанной работы у педагогов ДОУ наметилось повышение уровня профессиональной компетентности по развитию художественного труда у дошкольников. Новые педагогические технологии внедрялись в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства, в педагогических викторинах. Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги.
Изучение воспитателями методических источников позволило систематизировать знания педагогов по данной теме, развить у них информационные умения.
Организация творческой группы педагогов по разработке перспективного плана, составление конспектов способствовали проявлению проектировочных умений, а привлечение родителей к участию в создании и обогащении ПРС помогли развить коммуникативные и организаторские компетенции.
Воспитатели лучше стали анализировать свою работу, оценивать полученные результаты, добиваться лучших результатов; анализировать уровень развития детей. Также приобрели умения мастерить из бросового материала, из природного материала, работать с тканью, бумагой и картоном. Методическая работа сыграла значительную роль в профессиональном росте и развитии педагогов, повышении их профессиональной компетентности.
Представление результатов в образовательном процессе
1.Внешние результаты для социума.
Профессиональное сообщество:
- Перспективные тематические планы по темам с включением задач по ОО «Художественный труд»;
- Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по развитию у детей интереса к художественному труду, к занятиям художественным трудом;
- Разработки организации непосредственно-образовательной деятельности;
- Картотеки статей по художественному труду в организации самостоятельной деятельности детей;
- Консультации: «Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста»; «Создание условий для развития художественного труда у детей»;
- Методика диагностики по определению развития художественного труда; - Наглядный материал (картинки, иллюстрации).
Родители:
- Материалы на информационном стенде по теме разработки;
- Картотеки статей по художественному труду в организации самостоятельной деятельности детей;
- Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала, картин из ткани, декорирование предметов для группы;
- Индивидуальные рекомендации для работы с детьми дома;
- Консультация «Приёмы развития у детей интереса к художественному труду».
2. Внутренние результаты для детей.
Дети старшего дошкольного возраста:
- Проявляют интерес к художественному труду.
- Стремятся к общению со взрослыми, со сверстниками.
- Внимательно слушают взрослых.
- Эмоционально реагируют.
- Проявляют самостоятельность.
- Бережно относятся к творческим работам.
Изучение методической литературы по данной проблеме позволило систематизировать мои знания по развитию художественного труда детей дошкольного возраста.
Кроме этого в результате осуществления и реализации содержания методической разработки, я приобрела умения:
-оперативно диагностировать характер и уровень усвоения воспитанниками учебного материала, уровень профессиональной компетентности;
-создавать условия для эффективной организации методической и педагогической деятельности, жизнедеятельности детей и работы с родителями;
- проектировать и планировать методическую и педагогическую деятельность, ее результаты;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, с родителями воспитанников, с коллегами по работе;
-анализировать свою работу, оценивать полученные результаты, размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, вносить изменения в последующую деятельность, добиваться лучших результатов.
Главное в моей работе, чтобы образовательная деятельность приносила детям и педагогам только положительные эмоции.
Заключение
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Мы постарались помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства.
Проведение этой работы позволило сформировать у воспитанников художественно-эстетический вкус, а также развить желание заниматься художественным трудом. Помогло нам добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать интерес родителей к проблеме развития художественного труда у детей, и стать активными участниками этого процесса. Сплотить педагогов, детей и родителей между собой.
Список литературы
1.Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012г.
2.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
3.Виноградова Н.А. методическая работа в ДОУ Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева,
Ю.Н.Родионова – М.:Айрис-пресс, 2008.
4.Волобуева Л.М. Методическая работа в системе непрерывного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2009, №7
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.-М.:ТЦ Сфера, 2005.
5.Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами.- М.: Издательство «Скрипторий», 2003.
6.Голицина Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. -М.: Издательство «Скрипторий», 2003.
7.Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ. Часть 2 -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
8.Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства в ДОУ: метод. Пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008
9.Груба Г.В. Ручной труд и развитие речи детей 6 – 7 лет. – В кн.: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе: Межвузовский сборник научных трудов. – Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1984.
10.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
11.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
12.Лиштван З.В. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение. 1981.
13.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Изд. дом «Карапуз»,1999.
14.Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
15.Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
16.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.,«Детство-Пресс», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"
В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...
Обобщение передового педагогического опыта работы.
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:«Инновационный подход обучения дошкольников к школе.»...
Из опыта работы воспитателя по теме"Роль занимательного математического материала в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста"
Обоснование актуальности и перспективность опыт. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....
Профессиональная компетентность педагогов как условие развития субъектных качеств детей дошкольного возраста
Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность ребёнка и оказывают опосредованное влияние на его образ мира и об...
Обобщение передового педагогического опыта работы: "Тематический план нравственно-этического воспитания в средней группе"
МесяцБлокФормаработыТемаЗадачиЛитератураСентябрьВ е ж л и в о с т ьБеседа«Зачем говорят «здравствуй»?Формировать у детей основные правила этикета при встрече.В.И.Петрова,Т.Д.Стульник...
МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
В мастер-классе представлена методика проведения ООД по ФЭМП. Предложены интересные игры и задания для детей....
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...