Проект «Организация вариативных форм дошкольного образования как условие расширения социально-образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения»
материал
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования района "Сыктывдинский"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 7 общеразвивающего вида" с. Выльгорт
"Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн"
Школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение
Проект
«Организация вариативных форм дошкольного образования как условие расширения социально-образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения»
Разработчики проекта:
Заведущий В.А.Гаранина
Старший воспитатель Баранова О.Н.
Педагог-психолог Турышева Е.В.
Выльгорт, 2019 г
Актуальность…………….……………………………………………………….3
Паспорт проекта…………….……………………………………………………3
Этапы реализации проекта ……………………………………………………...5
Ожидаемые результаты……..………………………………………………….6
План мероприятий ………………………………………………………………7
Итоги работы над проектом …………………………………………………..10
Список используемой литературы…………………………………….............11
Актуальность. Сегодня остаётся актуальной проблема охвата и обеспеченности населения качественными услугами дошкольного образования. В связи с этим возрастает потребность семей в новых моделях поддержки развития и воспитания детей. Одной из альтернативных моделей дошкольного образования и поддержки семейного воспитания может стать внедрение в педагогическую деятельность вариативных форм дошкольного образования, направленные на психолого-педагогическую поддержку семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, что поможет развитию гражданского общества и приведет к самоорганизации родителей с маленькими детьми.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Организация вариативных форм дошкольного образования как условие расширения социально-образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения» |
Разработчики проекта | В.А. Гаранина – заведующий О.Н. Баранова – старший воспитатель Е.В. Турышева - педагог-психолог |
Цель проекта: | Оказание помощи семьям в воспитании, развитии, сохранении психологического здоровья детей, не посещающих дошкольные учреждения. |
Задачи проекта: | 1. Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников, не посещающих дошкольные учреждения. 2. Повышение адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях со сверстниками и взрослыми. 3. Создание условий для психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию, развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья детей. |
Направленность проекта | Практико-ориентированный |
Сроки реализации | Сентябрь 2018 г. – май 2019 г. |
Обеспечение проекта | Материально-технический ресурс: - Групповые помещения детского сада, галерея детского сада, - Компьютер, принтер, ксерокс, ламинатор, фотоаппарат Кадровый ресурс: - Заведующий, старший воспитатель (общий контроль за реализаций мероприятий проекта) - Воспитатели всех возрастных групп, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию (реализация проекта) Информационные ресурсы: - Библиотека методического кабинета ДОУ - Детская библиотека - Ресурсы интернета - Освещение на сайте ДОУ (раздел «Консультативно-методический центр») Методические ресурсы: Конспекты мероприятий с детьми |
Участники проекта | - Дети, не посещающие детский сад. - Педагогический коллектив - Родители |
Источники финансирования | Без дополнительных средств |
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Для обеспечения деятельности консультативного центра были разработаны документы:
- Приказ № 353 «Об открытии Консультативно – методического центра по взаимодействию МБДОУ «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт и родительской общественности села Выльгорт по оказанию методической, психолого – педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания».
- Положение о Консультативно-методическом центре по взаимодействию МБДОУ «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт и родительской общественности села Выльгорт по оказанию методической, психолого – педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания
- График работы специалистов Консультативного центра.
- План работы консультативного центра для родителей (законных представителей) детей, не посещающих ДОУ на 2018 – 2019 учебный год.
- Журнал учета посещаемости мероприятий (консультации, лектории и т.д).
- Журнал учета работы специалистов Консультативного центра.
- Журнал регистрации личных заявлений родителей (законных представителей) в Консультативный центр.
- Заявление и договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный центр.
Создание и размещение на сайте детского информации (памятки) о работе консультативного центра.
2 этап - основной.
На втором этапе специалистами Консультативного центра были проведены: консультации, семинары – практикумы, выданы рекомендации родителям.
Специалистами Консультативного центра были просмотрены вебинары по темам:
• «Создание и развитие консультационных центров (служб) по оказанию психолого – педагогической, диагностической и коммуникативной помощи родителей с детьми от 0 до 6 лет: региональный опыт»;
• «Функционирование и развитие Консультативных центров (служб) по оказанию психолого – педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет: опыт регионов»;
• «Практический опыт работы. Консультационных центров (служб) по оказанию психолого – педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми от 3 до 7 лет».
3 этап – заключительный.
На заключительном этапе был создан фотоальбом, видеоролик о деятельности Консультативного центра на базе МБДОУ «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт, размещены конспекты консультаций. Подведены итоги работы Консультативного центра в 2018-2019 учебном году. Практика свидетельствует о том, что встреча родителей со специалистами, включение в живой процесс взаимодействия «ребёнок – родитель – специалист» в условиях комфортной ситуации (в отдельном небольшом помещении со специально подготовленной предметной средой), оказываются наиболее полезными для родителей, которые чувствуют себя скованно или тревожно при обращении за помощью к специалистам или в семейную консультацию. Родители, которые неоднократно обращаются в центр, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей уже знакомому детскому саду.
Первая встреча с семьёй не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому основная задача деятельности специалистов консультационного пункта заключается не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.
Ожидаемый результат:
• Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
• Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.
• Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.
• Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания детей установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.
План работы консультативного центра для родителей (законных представителей) детей, не посещающих ДОУ на 2018 – 2019 учебный год
Месяц | Тема | Формы работы | Ответственные |
Октябрь | "Организация жизнедеятельности ребёнка в условиях семьи" | Индивидуальные консультации | Старший воспитатель |
Октябрь | "Развитие ребенка от 1 года до 3 лет. Растем вместе" | Консультации | Старший воспитатель Педагог-психолог |
Ноябрь | «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста» | Семинар-практикум | Старший воспитатель. Учитель-логопед |
Ноябрь | «Как смягчить протекание адаптации ребенка в детском саду" |
Информация и рекомендации
|
Старший воспитатель Педагог-психолог |
Ноябрь | "Физическое развитие ребенка. С чего начать?" | Консультация | Старший воспитатель. Инструктор по физической культуре. |
Ноябрь | "Позитивная социализация детей раннего возраста в процессе музыкальной деятельности" | Консультация | Старший воспитатель. Музыкальный руководитель |
Декабрь | "Развитие речи детей в семье. Как организовать логопедические занятия дома" | Консультация | Старший воспитатель. Учитель-логопед |
Декабрь | "Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка" | Консультация | Педагог-психолог |
Декабрь | "Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности" | Консультация | Музыкальный руководитель |
Декабрь | "Утренняя зарядка" | Семинар-практикум | Инструктор по физической культуре. |
Январь | "Как научить ребенка делиться" | Рекомендации | Педагог-психолог |
Январь | "Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении к здоровому образу жизни" | Беседа | Инструктор по физической культуре. |
Январь | "Развитие музыкальности малышей посредством применения игровой технологии Железновых" | Семинар-практикум | Музыкальный руководитель |
Февраль | "Здоровье ребенка в наших руках. Оздоровительные игры" | Консультация. Рекомендации | Медсестра |
Февраль | "Способы эффективного взаимодействия с ребенком" | Семинар с элементами тренинга | Педагог-психолог |
Февраль | "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на шумовых инструментах" | Беседа с родителями | Музыкальный руководитель |
Февраль | "Профилактика плоскостопия" | Консультация. Рекомендации | Инструктор по физической культуре. |
Март | "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка" | Консультация | Педагог-психолог |
Март | "С песенкой по лесенке или зачем нужна музыка ребенку?" | Консультация | Музыкальный руководитель |
Март | "Играем в подвижные игры" | Семинар-практикум | Инструктор по физической культуре. |
Март | "Развитие музыкальных способностей средствами музыкально-дидактических игр" | Семинар-практикум | Музыкальный руководитель |
Апрель | "Кризис трех лет или как устанавливать запреты" | Семинар-практикум | Педагог-психолог |
Апрель | "Развитие эмоционального восприятия детей в процессе слушания музыки" | Консультация | Музыкальный руководитель |
Апрель | "Мой веселый звонкий мяч" | Семинар-практикум | Инструктор по физической культуре |
Апрель | "Как развивать способность детей к общению и взаимодействию" | Семинар-практикум | Педагог-психолог |
Май | "Играем вместе" | Семинар-практикум | Педагог-психолог Учитель-логопед |
Май | "Игровые способы решения детских конфликтов" | Семинар-практикум | Педагог-психолог |
Май | "Формирование сенсорного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр" | Семинар-практикум | Музыкальный руководитель |
Итоги работы консультативного центра:
Проведение циклов мероприятий с неорганизованными детьми и их родителями в период подготовки к детскому саду позволило добиться снижения у детей тревожности по отношению к взрослым и сверстникам; развитию интереса к занятиям, повышению речевой активности детей; дети участвуют в продуктивных видах деятельности, различают сенсорные эталоны.
Удалось вовлечь родителей в совместную игровую деятельность с детьми, что помогло воспитанию элементарных коммуникативных навыков через диалог со взрослыми, игрушками; развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, игру; совершенствованию двигательных навыков.
Родители имеют более полное представление о физическом, психическом, музыкальном, речевом развитии детей, способах привлечения детей в игру.
В целом, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей: родители имеют более полный объем информации по всем представленным направлениям и обеспечены интересующей их информацией.
Количество семей обратившихся на консультационный пункт – 8. По опросам родителей (отзывы) все семьи на удовлетворены качеством работы специалистов.
Список литературы:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др.; Москва «Мозаики-Синтез» 2015 г.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. – М.: Линка-Пресс, 1993.
- Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991
- О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
- О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
- Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ Этот материал был представлен на научно-практическ...
Детский сад для всех малышей. Вариативные формы дошкольного образования
На сегодняшний день непрерывность образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от друго...
Вариативные формы дошкольного образования
Для реализации образовательных запросов детей, не посещающих дошкольные учреждения, и обеспечения доступности и качества дошкольного образования в МБДОУ могут быть созданы и развиты вариат...
Семинар на тему: «Развитие вариативных форм дошкольного образования»
Цели:доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности о...
Вариативная форма дошкольного образования: Центр игровой поддержки ребенка
Направлена на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет, на основе современных методов организации игровой деятельности....
Статья "Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования"
Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в ...
«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в дошкольной образовательной организации в современных условиях»
Выступление на Всероссийской педагогической конференции «Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации», всероссийский учебно-...