Социальное проектирование как фактор создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающий высокое качество дошкольного образования
проект

Стахиева Лариса Ивановна

Опыт организации социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное проектирование как фактор создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающий высокое качество дошкольного образования

Качество образования – заказ общества и государства. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [1]. Таким образом, государство признает приоритет семейного воспитания и требует от образовательного учреждения взаимоотношений сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» является одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [2].

Социальное партнерство ДОУ и семей воспитанников это процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Исходя из результатов реализации Программы развития и основной образовательной программы учреждения за 2023г. выявлено следующее:  

Работа с  семьями воспитанников осуществляется в соответствии с  годовым планом работы учреждения.  Проводятся общие и групповые  родительские собрания. Доля семей, участвующих в совещательных органах и комиссиях учреждения составила 49 %. Это, прежде всего, участие в мониторинге удовлетворенности качеством образовательных услуг в ДОУ. Участие в подготовке конкурсов, как членов комиссии с правом совещательного голоса, на городском уровне и уровне учреждения. Участие родителей в разработке и реализации проектов по оснащению детских игровых площадок, ремонте малых архитектурных форм, создании условий в групповых помещениях согласно СанПиН и ФГОС ДО.

В учреждении создан совет родителей как совещательный орган для учета мнения законных представителей воспитанников при принятии локальных актов, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних детей. В совет родителей входят представители всех групп.

Родители заинтересованы в жизнедеятельности детей в ДОУ, что подтверждается их участием в мероприятиях, организованных в ДОУ. Доля семей, проявляющих высокую активность (как участников образовательных отношений) в образовательной деятельности, от общей численности семей воспитанников ДОУ - 75%.

Социальный  статус родителей учреждения  составляет: 80% - полная семья, 11,3% - неполная, 2% опекунская семья, 4% - семьи, состоящие на учете «группы риска».  53,5% родителей имеют высшее образование, 41% - средне-специальное 4,5% - общее среднее образование и 1% основное общее образование.

Большое внимание уделяется информированию родителей через информационные папки-передвижки, информационные стенды в группах и общих помещениях ДОУ. Информация для родителей систематически обновляется. На информационных стендах родители получают информацию и об услугах специалистов: педагога-психолога, музыкальных руководителей, старшей медицинской сестры. Систематически  обновляются стенды с наглядной пропагандой для родителей по безопасности жизнеобеспечения детей.

С марта 2012г. функционирует сайт МАДОУ «Наш детский сад» (мадоу13.рф).  Информация  о деятельности учреждения систематически обновляется в разделах «Новости» (конкурсы, родительские собрания, утренники, дни открытых дверей), «Наша деятельность» (нормативно-правовая база, локальные акты), «Наши достижения» (дипломы, грамоты, показатели оценки качества), «Наши группы» (визитные карточки групп), «Фотогалерея», «Дополнительные услуги», «Хозяйственно-финансовая деятельность». Открыта группа в сетевом сообществе «Вконтакте». Данная группа очень популярна: в подписке состоят 382 человека это100% от всего количества родителей ДОУ. В группе проходят конкурсы зрительских симпатий. Представлены итоги работы групп и итоги участия в мероприятиях, выкладываются благодарности воспитателям и родителям. У каждой группы имеется своя страничка в социальных сетях на которых родители совместно с педагогами обсуждают организационные вопросы, вопросы обучения и развития детей.

Такое взаимодействие педагогического коллектива с родителями позволило своевременно отражать результаты и достижения работы с детьми, направлять родителей в вопросах укрепления и сохранения физического  здоровья детей,  обеспечения их эмоционального и психического здоровья.

Ежегодно, с целью получения обратной связи и корректировки направлений деятельности учреждения, проводится анкетирование родителей (законных представителей) на вопрос удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в ДОУ.  В анкетировании за 2023/2024 у/г приняло участие 64% родителей воспитанников ДОУ всех групп. По результатам анкетирования коэффициент «удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в ДОУ» составил 97%, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности родителей условиями пребывания детей в детском саду.

В целом следует отметить, что  работа по взаимодействие с семьями воспитанников в данном направлении организована на достаточно хорошем уровне. Однако остаются и нерешенные вопросы:

- привлечение родителей к активному участию в  планировании и организации мероприятий учреждения.

- информирование родителей об инновационных методиках, приемах, парциальных программах, реализуемых в рамках  основной образовательной программы учреждения в текущем учебном году, которые влияют на качество дошкольного образования.

Таким образом, основной целью работы с родителями является «Создание единого образовательного пространства «семья -детский сад – ребенок».

В работе с родителями приоритетными стали задачи:

- повышение педагогической культуры родителей.

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение современных форм работы.

В рамках стимулирования работников учреждения к работе с родителями особое внимание уделяется социальным проектам.

На первом этапе социального проектирования был проведен ряд мероприятий:

- на педагогическом совете учреждения было принято решение в рамках тем самообразования реализовать социальные проекты. Все педагоги учреждения определились с темами, определили цели и задачи по реализации проектов. Направленность проектов разнообразна: этнокультурное направление, укрепление здоровья воспитанников, патриотическое воспитание, однако объединяет все проекты то, что целью стало создание условий для обеспечения сотрудничества педагогов и родителей в рамках заявленных тем.

- консультация для педагогов «Этапы разработки социального проекта»

- подобрана методическая литература

- определены критерии и показатели эффективности проектов;

- подобран диагностический материал.

- разработаны планы реализации проектов с детьми, родителями и специалистами учреждений культуры и спорта.

        На втором этапе происходит непосредственно реализация планов, в который входит следующие мероприятия:

        - опрос родителей,  с целью определения уровня готовности их к участию в реализации мероприятий проекта;

- просветительская деятельность: родительские собрания, информационные памятки, консультации;

        - нетрадиционные формы работы: мастер-классы, конкурсы, КВН, утренники, конференции, тематические встречи, «родительский клуб» и т.д.

- размещение результатов работы на сайте учреждения и в социальной сети.

На третьем этапе  планируется:

- анализ результатов реализации социальных проектов в учреждении;

- распространение опыта реализации проектов на разном уровне.

Ожидаемый результат:

Для участников проекта:

- повышение доли семей, проявляющих высокую активность (как участников образовательных отношений) в образовательной деятельности, от общей численности семей воспитанников ДОУ

- устойчивый интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу ДОУ;

- сохранение высокого уровня удовлетворенности родителей жизнедеятельностью детей в дошкольном учреждении.

Для образовательной организации:

  • создание единого образовательного пространства «семья – детский сад – ребенок».
  • участие в различных конкурсных мероприятиях на городском, республиканском и федеральном уровне.
  • разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации работы с семьей

Участники и социальные партнеры проекта:

- педагоги и специалисты учреждения

- родители (законные представители воспитанников)

- воспитанники  и ученики образовательных учреждений города

- специалисты учреждений соцзащиты, образования, культуры и спорта г. Сыктывкара.

Данный вид работы реализуется в учреждении уже на протяжении 6 лет. За это время работа по созданию единого образовательного пространства «семья – детский сад – семья» позволила повысить качество дошкольного образования, уровень удовлетворенности родителей услугами учреждения, организовать условия для распространения педагогического опыта по организации взаимодействия семьи, дошкольной организации и организаций партнеров. Все реализованные проекты рекомендованы к трансляции. Пример одного из разработанных и реализованных в учреждении проектов. Приложение 1

Литература

1. Федеральный  закон от 29.12.2012г  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Приложение 1

Проект семейного клуба «Мы – вместе»

Срок реализации проекта: сентябрь 2023г. – май 2024г., долгосрочный. практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой, коллективный.

Участники: Дети, родители, воспитатели, Национальная детская библиотека им. Маршака, детский журнал Радуга, детский фонд «Сила добра», ГАУДО РК «РЦДиМ», детская библиотека – филиал №20, Управление Росгвардии г. Сыктывкара, МБУК «ЦБС».

Актуальность проблемы:

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное

конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного

взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта

происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс

ДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Цель проекта: Создание условий для повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

- Развитие активности и самостоятельности у детей в различных видах деятельности.

- Привлечь родителей к активному участию через различные формы совместной деятельности.

- Пополнение РППС.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2023 г.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между участниками процесса.

2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2023 г. – апрель 2024 г.

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный; срок реализации – май 2024 г.

Цель – подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи.

Риски:

- трудность привлечения всех родителей к участию в мероприятиях ДОУ.

- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Критерии эффективности:

- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- заинтересованность родителей;

- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2023г.

Мероприятия

Задачи

Ответственные

1. Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»

- адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка;

- изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.

Воспитатели

2. Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий.

- установление индивидуальных контактов с каждой семьей, ее членами, для определения направлений  взаимодействия

Воспитатели

3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий.

- формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации  проекта

Воспитатели

4. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов в соц. сети.

формирование банка данных по реализации проекта  и банка методических идей по реализации проекта

Воспитатели

2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2023 г. – апрель 2024 г.

План работы на 2023-2024 учебный год.

Срок

Тема

Мероприятие

Сентябрь

«Осенины»

-  Национальный музей «Как родился колобок».

- Фотовыставка «Лето, ах лето!»

- Библиотека «Осень по дорожке шла».

Октябрь

«Разноцветный серпантин»

-  Национальный музей «Одну ягодку беру, на другую смотрю».

- Фоточеллендж «Мой папа лучше всех» (сайт библиотеки).

- Экологическое мероприятие по охране окр. среды (сбор книг для библиотеки) – ГБУ РК «ЮБРК» г.Сыктывкара.

Ноябрь

"Мамин день"

-  Национальный музей «Девочка ростом с веретенце».

- Библиотека. Театрализация «Сказка о глупом мышонке»

- Фотовыставка «Моя мама».

- Фоточелендж на сайте библиотеки.

- Конкурс «Усатая муза» (Журнал «Радуга».)

Декабрь

«Зимняя мастерская»

-  Национальный музей «Украсим варежку».

- Выставка творческих работ «Здравствуй Зимушка».

- Библиотека. Конкурс рисунков «Мы рисуем новый год».

Январь

«Рождественские каникулы»

- Национальный музей «Про петрушку погремушку и другое».

- Постройка снежных построек на площадке.

Библиотека.  Праздник рукавичек «Рукавички – невелички».

Февраль

«Наши защитники»

- Национальный  музей « Деревянных дел мастера».

Библиотека. Игровая программа «Всем защитники нужны, все защитники важны».

- Оформление фотовыставки «Мой папа в армии служил».

-Оформление фотовыставки «Наши замечательные папы.

Март

«Весна шагает по планете»

(21 марта – День Земли»

-  Национальный музей «Весна идёт, весне дорогу».

-  Национальный музей «Вместе с Катша строим дом».

- Фотоконкурс «РК в объективе»

- Библиотека «Птички – невелички».

- Изготовление кармушек.

Апрель

«Книжкины истории»

Библиотека Театрализация «Три поросёнка»

- Акция «Подари книгу».

- Акция по сбору макулатуры.

- Книжки малышки своими руками.

Май

«Лето на пороге»

-  Национальный музей «Волшебное превращение бабочки».

- Озеленение и благоустройство площадки совместно с родителями.

- Оформление альбома «какое красивое лето».

3 этап. Заключительный. Срок реализации май 2024 года.

Мероприятие

Задачи

Ответственные

Фото отчёт работы над проектом в приёмной для родителей

Познакомить родителей с результатами проделанной работы.

Воспитатели

Анализ эффективности реализации проекта

Определить, в полной ли мере удалось реализовать проект.

Воспитатели

Презентация проекта

Познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по данному проекту.

Воспитатели

Список литературы и источников.

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья.  М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.
  2. www.eduportal44.ru/Svetlachok/SiteAssets/DocLib20/Павлова%20Вероника%20Владимировна%20-%20воспитатель%20речевой%20группы/проект%20%20КЛУБ%20ВЫХ%20ДНЯ.pdf
  3. https://urok.1sept.ru/статьи/579109/
  4. http://doshkolnik.ru/roditelskie-sobrania/23417.html
  5. Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
  6. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2010.

Критерии эффективности реализации проекта

Критерии

Показатель

Индикатор

План

Результат

Привлечение родителей к активному участию через различные формы совместной деятельности.

- Участие родителей в совместных мероприятиях;

- Анкетирование;

- Опрос;

- Удовлетворённость родителей.

Количество семей участвующих в мероприятиях группы.

80%

%

Развитие активности и самостоятельности у детей в различных видах деятельности.

Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных мероприятий.

80%

%

Пополнение РППС.

Участие родителей в пополнении РППС.

Количество семей участвующих в пополнении РППС.

80%

Презентация,

фотоотчёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

Экспериментальная площадка тема:«Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения».

 Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства – это организация безопасного образовательного развивающего пространства, в котором формируются индивидуально-психологичес...

Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...

Основные задачи в области обеспечения безопасности образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения

Несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые для обеспечения нормальных условий безопасности образовательных учреждений, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаютс...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Процессы реформирования, протекающие в российском обществе, охватывают сегодня не только политическую и экономическую, но и социальную сферу, важным компонентом которой является образование.Одной из а...

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»...