Социальное проектирование как фактор создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающий высокое качество дошкольного образования
проект
Опыт организации социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт организации социального партнерства ДОУ и семей воспитанников | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное проектирование как фактор создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающий высокое качество дошкольного образования
Качество образования – заказ общества и государства. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
В законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [1]. Таким образом, государство признает приоритет семейного воспитания и требует от образовательного учреждения взаимоотношений сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» является одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [2].
Социальное партнерство ДОУ и семей воспитанников это процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Исходя из результатов реализации Программы развития и основной образовательной программы учреждения за 2023г. выявлено следующее:
Работа с семьями воспитанников осуществляется в соответствии с годовым планом работы учреждения. Проводятся общие и групповые родительские собрания. Доля семей, участвующих в совещательных органах и комиссиях учреждения составила 49 %. Это, прежде всего, участие в мониторинге удовлетворенности качеством образовательных услуг в ДОУ. Участие в подготовке конкурсов, как членов комиссии с правом совещательного голоса, на городском уровне и уровне учреждения. Участие родителей в разработке и реализации проектов по оснащению детских игровых площадок, ремонте малых архитектурных форм, создании условий в групповых помещениях согласно СанПиН и ФГОС ДО.
В учреждении создан совет родителей как совещательный орган для учета мнения законных представителей воспитанников при принятии локальных актов, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних детей. В совет родителей входят представители всех групп.
Родители заинтересованы в жизнедеятельности детей в ДОУ, что подтверждается их участием в мероприятиях, организованных в ДОУ. Доля семей, проявляющих высокую активность (как участников образовательных отношений) в образовательной деятельности, от общей численности семей воспитанников ДОУ - 75%.
Социальный статус родителей учреждения составляет: 80% - полная семья, 11,3% - неполная, 2% опекунская семья, 4% - семьи, состоящие на учете «группы риска». 53,5% родителей имеют высшее образование, 41% - средне-специальное 4,5% - общее среднее образование и 1% основное общее образование.
Большое внимание уделяется информированию родителей через информационные папки-передвижки, информационные стенды в группах и общих помещениях ДОУ. Информация для родителей систематически обновляется. На информационных стендах родители получают информацию и об услугах специалистов: педагога-психолога, музыкальных руководителей, старшей медицинской сестры. Систематически обновляются стенды с наглядной пропагандой для родителей по безопасности жизнеобеспечения детей.
С марта 2012г. функционирует сайт МАДОУ «Наш детский сад» (мадоу13.рф). Информация о деятельности учреждения систематически обновляется в разделах «Новости» (конкурсы, родительские собрания, утренники, дни открытых дверей), «Наша деятельность» (нормативно-правовая база, локальные акты), «Наши достижения» (дипломы, грамоты, показатели оценки качества), «Наши группы» (визитные карточки групп), «Фотогалерея», «Дополнительные услуги», «Хозяйственно-финансовая деятельность». Открыта группа в сетевом сообществе «Вконтакте». Данная группа очень популярна: в подписке состоят 382 человека это100% от всего количества родителей ДОУ. В группе проходят конкурсы зрительских симпатий. Представлены итоги работы групп и итоги участия в мероприятиях, выкладываются благодарности воспитателям и родителям. У каждой группы имеется своя страничка в социальных сетях на которых родители совместно с педагогами обсуждают организационные вопросы, вопросы обучения и развития детей.
Такое взаимодействие педагогического коллектива с родителями позволило своевременно отражать результаты и достижения работы с детьми, направлять родителей в вопросах укрепления и сохранения физического здоровья детей, обеспечения их эмоционального и психического здоровья.
Ежегодно, с целью получения обратной связи и корректировки направлений деятельности учреждения, проводится анкетирование родителей (законных представителей) на вопрос удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в ДОУ. В анкетировании за 2023/2024 у/г приняло участие 64% родителей воспитанников ДОУ всех групп. По результатам анкетирования коэффициент «удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в ДОУ» составил 97%, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности родителей условиями пребывания детей в детском саду.
В целом следует отметить, что работа по взаимодействие с семьями воспитанников в данном направлении организована на достаточно хорошем уровне. Однако остаются и нерешенные вопросы:
- привлечение родителей к активному участию в планировании и организации мероприятий учреждения.
- информирование родителей об инновационных методиках, приемах, парциальных программах, реализуемых в рамках основной образовательной программы учреждения в текущем учебном году, которые влияют на качество дошкольного образования.
Таким образом, основной целью работы с родителями является «Создание единого образовательного пространства «семья -детский сад – ребенок».
В работе с родителями приоритетными стали задачи:
- повышение педагогической культуры родителей.
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение современных форм работы.
В рамках стимулирования работников учреждения к работе с родителями особое внимание уделяется социальным проектам.
На первом этапе социального проектирования был проведен ряд мероприятий:
- на педагогическом совете учреждения было принято решение в рамках тем самообразования реализовать социальные проекты. Все педагоги учреждения определились с темами, определили цели и задачи по реализации проектов. Направленность проектов разнообразна: этнокультурное направление, укрепление здоровья воспитанников, патриотическое воспитание, однако объединяет все проекты то, что целью стало создание условий для обеспечения сотрудничества педагогов и родителей в рамках заявленных тем.
- консультация для педагогов «Этапы разработки социального проекта»
- подобрана методическая литература
- определены критерии и показатели эффективности проектов;
- подобран диагностический материал.
- разработаны планы реализации проектов с детьми, родителями и специалистами учреждений культуры и спорта.
На втором этапе происходит непосредственно реализация планов, в который входит следующие мероприятия:
- опрос родителей, с целью определения уровня готовности их к участию в реализации мероприятий проекта;
- просветительская деятельность: родительские собрания, информационные памятки, консультации;
- нетрадиционные формы работы: мастер-классы, конкурсы, КВН, утренники, конференции, тематические встречи, «родительский клуб» и т.д.
- размещение результатов работы на сайте учреждения и в социальной сети.
На третьем этапе планируется:
- анализ результатов реализации социальных проектов в учреждении;
- распространение опыта реализации проектов на разном уровне.
Ожидаемый результат:
Для участников проекта:
- повышение доли семей, проявляющих высокую активность (как участников образовательных отношений) в образовательной деятельности, от общей численности семей воспитанников ДОУ
- устойчивый интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу ДОУ;
- сохранение высокого уровня удовлетворенности родителей жизнедеятельностью детей в дошкольном учреждении.
Для образовательной организации:
- создание единого образовательного пространства «семья – детский сад – ребенок».
- участие в различных конкурсных мероприятиях на городском, республиканском и федеральном уровне.
- разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации работы с семьей
Участники и социальные партнеры проекта:
- педагоги и специалисты учреждения
- родители (законные представители воспитанников)
- воспитанники и ученики образовательных учреждений города
- специалисты учреждений соцзащиты, образования, культуры и спорта г. Сыктывкара.
Данный вид работы реализуется в учреждении уже на протяжении 6 лет. За это время работа по созданию единого образовательного пространства «семья – детский сад – семья» позволила повысить качество дошкольного образования, уровень удовлетворенности родителей услугами учреждения, организовать условия для распространения педагогического опыта по организации взаимодействия семьи, дошкольной организации и организаций партнеров. Все реализованные проекты рекомендованы к трансляции. Пример одного из разработанных и реализованных в учреждении проектов. Приложение 1
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приложение 1
Проект семейного клуба «Мы – вместе»
Срок реализации проекта: сентябрь 2023г. – май 2024г., долгосрочный. практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой, коллективный.
Участники: Дети, родители, воспитатели, Национальная детская библиотека им. Маршака, детский журнал Радуга, детский фонд «Сила добра», ГАУДО РК «РЦДиМ», детская библиотека – филиал №20, Управление Росгвардии г. Сыктывкара, МБУК «ЦБС».
Актуальность проблемы:
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное
конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного
взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта
происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс
ДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Цель проекта: Создание условий для повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
- Развитие активности и самостоятельности у детей в различных видах деятельности.
- Привлечь родителей к активному участию через различные формы совместной деятельности.
- Пополнение РППС.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2023 г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между участниками процесса.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2023 г. – апрель 2024 г.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2024 г.
Цель – подведение итогов взаимодействия ДОУ и семьи.
Риски:
- трудность привлечения всех родителей к участию в мероприятиях ДОУ.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2023г.
Мероприятия | Задачи | Ответственные |
1. Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» | - адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка; - изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом. | Воспитатели |
2. Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий. | - установление индивидуальных контактов с каждой семьей, ее членами, для определения направлений взаимодействия | Воспитатели |
3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий. | - формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта | Воспитатели |
4. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов в соц. сети. | формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта | Воспитатели |
2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2023 г. – апрель 2024 г.
План работы на 2023-2024 учебный год.
Срок | Тема | Мероприятие |
Сентябрь | «Осенины» | - Национальный музей «Как родился колобок». - Фотовыставка «Лето, ах лето!» - Библиотека «Осень по дорожке шла». |
Октябрь | «Разноцветный серпантин» | - Национальный музей «Одну ягодку беру, на другую смотрю». - Фоточеллендж «Мой папа лучше всех» (сайт библиотеки). - Экологическое мероприятие по охране окр. среды (сбор книг для библиотеки) – ГБУ РК «ЮБРК» г.Сыктывкара. |
Ноябрь | "Мамин день" | - Национальный музей «Девочка ростом с веретенце». - Библиотека. Театрализация «Сказка о глупом мышонке» - Фотовыставка «Моя мама». - Фоточелендж на сайте библиотеки. - Конкурс «Усатая муза» (Журнал «Радуга».) |
Декабрь | «Зимняя мастерская» | - Национальный музей «Украсим варежку». - Выставка творческих работ «Здравствуй Зимушка». - Библиотека. Конкурс рисунков «Мы рисуем новый год». |
Январь | «Рождественские каникулы» | - Национальный музей «Про петрушку погремушку и другое». - Постройка снежных построек на площадке. Библиотека. Праздник рукавичек «Рукавички – невелички». |
Февраль | «Наши защитники» | - Национальный музей « Деревянных дел мастера». Библиотека. Игровая программа «Всем защитники нужны, все защитники важны». - Оформление фотовыставки «Мой папа в армии служил». -Оформление фотовыставки «Наши замечательные папы. |
Март | «Весна шагает по планете» (21 марта – День Земли» | - Национальный музей «Весна идёт, весне дорогу». - Национальный музей «Вместе с Катша строим дом». - Фотоконкурс «РК в объективе» - Библиотека «Птички – невелички». - Изготовление кармушек. |
Апрель | «Книжкины истории» | Библиотека Театрализация «Три поросёнка» - Акция «Подари книгу». - Акция по сбору макулатуры. - Книжки малышки своими руками. |
Май | «Лето на пороге» | - Национальный музей «Волшебное превращение бабочки». - Озеленение и благоустройство площадки совместно с родителями. - Оформление альбома «какое красивое лето». |
3 этап. Заключительный. Срок реализации май 2024 года.
Мероприятие | Задачи | Ответственные |
Фото отчёт работы над проектом в приёмной для родителей | Познакомить родителей с результатами проделанной работы. | Воспитатели |
Анализ эффективности реализации проекта | Определить, в полной ли мере удалось реализовать проект. | Воспитатели |
Презентация проекта | Познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по данному проекту. | Воспитатели |
Список литературы и источников.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.
- www.eduportal44.ru/Svetlachok/SiteAssets/DocLib20/Павлова%20Вероника%20Владимировна%20-%20воспитатель%20речевой%20группы/проект%20%20КЛУБ%20ВЫХ%20ДНЯ.pdf
- https://urok.1sept.ru/статьи/579109/
- http://doshkolnik.ru/roditelskie-sobrania/23417.html
- Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
- Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2010.
Критерии эффективности реализации проекта
Критерии | Показатель | Индикатор | План | Результат |
Привлечение родителей к активному участию через различные формы совместной деятельности. | - Участие родителей в совместных мероприятиях; - Анкетирование; - Опрос; - Удовлетворённость родителей. | Количество семей участвующих в мероприятиях группы. | 80% | % |
Развитие активности и самостоятельности у детей в различных видах деятельности. | Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных мероприятий. | 80% | % | |
Пополнение РППС. | Участие родителей в пополнении РППС. | Количество семей участвующих в пополнении РППС. | 80% | Презентация, фотоотчёт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования
В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....
Экспериментальная площадка тема:«Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения».
Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства – это организация безопасного образовательного развивающего пространства, в котором формируются индивидуально-психологичес...
Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...
Основные задачи в области обеспечения безопасности образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения
Несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые для обеспечения нормальных условий безопасности образовательных учреждений, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаютс...
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Процессы реформирования, протекающие в российском обществе, охватывают сегодня не только политическую и экономическую, но и социальную сферу, важным компонентом которой является образование.Одной из а...
Социальное проектирование как фактор создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающий высокое качество дошкольного образования
организация партнерства с родителями ДОУ...
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»...