Социальное проектирование как фактор создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающий высокое качество дошкольного образования
материал
организация партнерства с родителями ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_proektirovanie_v_doo.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное проектирование как фактор создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, обеспечивающий высокое качество дошкольного образования
Качество образования – заказ общества и государства. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
В законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [1]. Таким образом, государство признает приоритет семейного воспитания и требует от образовательного учреждения взаимоотношений сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» является одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [2].
Социальное партнерство ДОУ и семей воспитанников это процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Исходя из результатов реализации Программы развития и основной образовательной программы учреждения за 2016/2017 у/г. выявлено следующее:
Работа с семьями воспитанников осуществляется в соответствии с годовым планом работы учреждения. Проводятся общие и групповые родительские собрания. Доля семей, участвующих в совещательных органах и комиссиях учреждения составила 49 %. Это, прежде всего, участие в мониторинге удовлетворенности качеством образовательных услуг в ДОУ. Участие в подготовке конкурсов, как членов комиссии с правом совещательного голоса, на городском уровне и уровне учреждения. Участие родителей в разработке и реализации проектов по оснащению детских игровых площадок, ремонте малых архитектурных форм, создании условий в групповых помещениях согласно СанПиН и ФГОС ДО.
В учреждении создан совет родителей как совещательный орган для учета мнения законных представителей воспитанников при принятии локальных актов, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних детей. В совет родителей входят представители всех групп.
Родители заинтересованы в жизнедеятельности детей в ДОУ, что подтверждается их участием в мероприятиях, организованных в ДОУ. Доля семей, проявляющих высокую активность (как участников образовательных отношений) в образовательной деятельности, от общей численности семей воспитанников ДОУ - 56%.
Социальный статус родителей учреждения составляет: 80% - полная семья, 11,3% - неполная, 2% опекунская семья, 5% - семьи, состоящие на учете «группы риска». 53,5% родителей имеют высшее образование, 41% - средне-специальное 4,5% - общее среднее образование и 1% основное общее образование.
Большое внимание уделяется информированию родителей через информационные папки-передвижки, информационные стенды в группах и общих помещениях ДОУ. Информация для родителей систематически обновляется. На информационных стендах родители получают информацию и об услугах специалистов: педагога-психолога, музыкальных руководителей, старшей медицинской сестры. Систематически обновляются стенды с наглядной пропагандой для родителей по безопасности жизнеобеспечения детей.
С марта 2012г. функционирует сайт МАДОУ «Наш детский сад» (мадоу13.рф). Информация о деятельности учреждения систематически обновляется в разделах «Новости» (конкурсы, родительские собрания, утренники, дни открытых дверей), «Наша деятельность» (нормативно-правовая база, локальные акты), «Наши достижения» (дипломы, грамоты, показатели оценки качества), «Наши группы» (визитные карточки групп), «Фотогалерея», «Дополнительные услуги», «Хозяйственно-финансовая деятельность». Открыта группа в сетевом сообществе «Вконтакте». Данная группа очень популярна: в подписке состоят 171 человек это 56% от всего количества родителей ДОУ. В группе проходят конкурсы зрительских симпатий. Представлены итоги работы групп и итоги участия в мероприятиях, выкладываются благодарности воспитателям и родителям. У каждой группы имеется своя страничка в социальных сетях на которых родители совместно с педагогами обсуждают организационные вопросы, вопросы обучения и развития детей.
Такое взаимодействие педагогического коллектива с родителями позволило своевременно отражать результаты и достижения работы с детьми, направлять родителей в вопросах укрепления и сохранения физического здоровья детей, обеспечения их эмоционального и психического здоровья.
Ежегодно, с целью получения обратной связи и корректировки направлений деятельности учреждения, проводится анкетирование родителей (законных представителей) на вопрос удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в ДОУ. В анкетировании за 2016/2017 у/г приняло участие 59% родителей воспитанников ДОУ всех групп. По результатам анкетирования коэффициент «удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в ДОУ» составил 2,9 баллов (97%), что свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности родителей условиями пребывания детей в детском саду.
В целом следует отметить, что работа по взаимодействие с семьями воспитанников в данном направлении организована на достаточно хорошем уровне. Однако остаются и нерешенные вопросы:
- привлечение родителей к активному участию в планировании и организации мероприятий учреждения.
- информирование родителей об инновационных методиках, приемах, парциальных программах, реализуемых в рамках основной образовательной программы учреждения в текущем учебном году, которые влияют на качество дошкольного образования.
Таким образом, основной целью работы с родителями является «Создание единого образовательного пространства «семья -детский сад – ребенок».
В работе с родителями приоритетными стали задачи:
- повышение педагогической культуры родителей.
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение современных форм работы.
На основании Постановления АМО ГО «Сыктывкар» от 21 апреля 2014 г. N 4/1346 «Об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций, функций и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют управление образования и управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» и в связи с введением Положения об оценке эффективности и качества профессиональной деятельности педагогических работников МАДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара появилась возможность мотивации педагогических работников учреждения к работе с родителями, в части реализации социальных проектов, работы с неблагополучными семьями, реализации одного или нескольких приоритетных направлений развития воспитанников.
На первом этапе социального проектирования был проведен ряд мероприятий:
- на педагогическом совете учреждения было принято решение в рамках тем самообразования реализовать социальные проекты. 90% педагогов учреждения определились с темами, определили цели и задачи по реализации проектов. Направленность проектов разнообразна: этнокультурное направление, укрепление здоровья воспитанников, патриотическое воспитание, однако объединяет все проекты то, что целью стало создание условий для обеспечения сотрудничества педагогов и родителей в рамках заявленных тем.
- консультация для педагогов «Этапы разработки социального проекта»
- подобрана методическая литература
- определены критерии и показатели эффективности проектов;
- подобран диагностический материал.
- разработаны планы реализации проектов с детьми, родителями и специалистами учреждений культуры и спорта.
На втором этапе происходит непосредственно реализация планов, в который входит следующие мероприятия:
- опрос родителей, с целью определения уровня готовности их к участию в реализации мероприятий проекта;
- просветительская деятельность: родительские собрания, информационные памятки, консультации;
- нетрадиционные формы работы: мастер-классы, конкурсы, КВН, утренники, конференции, тематические встречи, «родительский клуб» и т.д.
- размещение результатов работы на сайте учреждения и в социальной сети.
На третьем этапе планируется:
- анализ результатов реализации социальных проектов в учреждении;
- распространение опыта реализации проектов на разном уровне.
Ожидаемый результат:
Для участников проекта:
- повышение доли семей, проявляющих высокую активность (как участников образовательных отношений) в образовательной деятельности, от общей численности семей воспитанников ДОУ
- устойчивый интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу ДОУ;
- сохранение высокого уровня удовлетворенности родителей жизнедеятельностью детей в дошкольном учреждении.
Для образовательной организации:
- создание единого образовательного пространства «семья – детский сад – ребенок».
- участие в различных конкурсных мероприятиях на городском, республиканском и федеральном уровне.
- разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации работы с семьей
Участники и социальные партнеры проекта:
- педагоги и специалисты учреждения
- родители (законные представители воспитанников)
- воспитанники и ученики образовательных учреждений города
- специалисты учреждений соцзащиты, образования, культуры и спорта г. Сыктывкара.
Работа по созданию единого образовательного пространства «семья – детский сад – семья» позволит повысить качество дошкольного образования, уровень удовлетворенности родителей услугами учреждения, организовать условия для распространения педагогического опыта по организации взаимодействия семьи, дошкольной организации и организаций партнеров.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования
В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....
Экспериментальная площадка тема:«Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения».
Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства – это организация безопасного образовательного развивающего пространства, в котором формируются индивидуально-психологичес...
Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...
Основные задачи в области обеспечения безопасности образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения
Несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые для обеспечения нормальных условий безопасности образовательных учреждений, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаютс...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Процессы реформирования, протекающие в российском обществе, охватывают сегодня не только политическую и экономическую, но и социальную сферу, важным компонентом которой является образование.Одной из а...
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»...