ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Солнышки» Направленность – вокальное искусство.
рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Солнышки»
Направленность – вокальное искусство.
Уровень - ознакомительный
Рассчитана на детей от 4.5 -6 лет
Срок реализации –72 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа объединения «Солнышки» имеет художественную направленность.
Данная программа направлена на развитие у дошкольников вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева) и программы « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Новизна программы вокальной группы «Солнышки» заключается в наличии интегрированного характера и модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно - ориентированные на игровые технологии.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. 4.5- 6 летнем , возрасте дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитиев этом возрасте, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей дошкольников несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать. Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) необходимо соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудио магнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
-сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста .Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально - певческую постановку корпуса.
Образовательная деятельность творческого объединения связана с поиском модели художественно-творческого развития дошкольников в условиях системы дополнительного образования детей на основе синтеза искусств (сценическое искусство, вокал, литературное творчество) в разных видах художественной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество).
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития воспитанников. Слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.
Основная форма работы с детьми – занятия длительностью по 30 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 10 -12 человек
Психолого-педагогическую основу работы объединения составляют:
- положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования (1992 г.) о специфике художественно-творческого развития ребёнка и праве каждого ребёнка, независимо от наличного уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;
- идеи использования синтеза искусств в художественном образовании подрастающего поколения (В. Ванслов, Б. Неменский, С. Московская и др.);
- теоретические и методические разработки в области начального литературного образования, театральной и музыкальной педагогики (К.И. Чуковский, В.И. Глоцер, В.А. Левин, О.С. Ушакова, Л.Е. Стрельцова, А.П. Ершова, Е.К. Чухман, Н.А. Опарина, Н.И. Чистякова, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.);
- общепедагогические принципы (последовательность, систематичность, доступность, эффективность) обучения.
Цель программы : создать условия для формирование эстетической культуры дошкольника; развития эмоционально-выразительного исполнения песен; становления певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
- Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 4,5 – 6 лет. Формируется одновозрастная группа разнополых детей без предварительной подготовки. В коллектив принимаются все желающие. В группе занимается 10- 12 человек.
Сроки реализации программы:
Программа «Солнышки» рассчитана на 1 год обучения,72 часа, и предусматривает 2 занятия в неделю по 20 -30минут, в зависимости от возраста.
Форма проведения занятий: предполагают различные виды деятельности: восприятие музыки, сольное и ансамблевое пение, музыкально–ритмические движения, импровизация (певческая и двигательная). Уровень программы – ознакомительный.
Ожидаемые результаты
– активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности;
– развитая эмоциональная сфера личности;
– развитие творческого потенциала личности;
– развитие умений работать в команде;
– развитие исполнительских способностей.
Диагностика театральных навыков:
– техники речи (артикуляция, дикция, тембр, темп и т.д.);
– интонационной выразительности речи (способность к интонированию по образцу, по заданию, на основе образа);
– уровня развития исполнительских умений (на основе исполнения ребёнком стихотворения);
– уровня моторно-двигательного развития (чувство ритма, пластика, координация движений).
Диагностика музыкальных данных:
- слуха (определение количества и высоты звуков);
– ритма (повторение ритмических построений);
– голосовых данных (исполнение знакомой песни);
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, театрализация, досуг и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями (в сравнении с начальным) и творческие достижения каждого дошкольника.
Диагностика сценического движения включает:
– физическое и соматическое здоровье ребёнка;
– уровня развития двигательной координации и чувства ритма;
В качестве промежуточных результатов работы могут рассматриваться: подготовка сольных исполнительских номеров (чтецких, вокальных) или отдельных групповых композиций (ансамблей);
Формы подведения итогов.
№ п/п | Наименование темы | Вид контроля | Форма не докум-ого контроля | Сроки проведения | |
1. | Вводное занятие | Входной | Прослушивание. Диагностирование | сентябрь | |
2. | «Волшебная осень» | Текущий | Утренник | Октябрь - ноябрь | |
3. | «Мамам посвящается» | Текущий | Концерт | Ноябрь | |
4. | . Зимушка - зима | Рубежный | Утренник
| декабрь | |
.5 | Праздник бабушек мам | Текущий | Концерт | Март | |
6 | Отчётный концерт | Итоговый | концерт | май | |
Для подведения итогов работы по теме используются не документальные формы подведения итогов мероприятий: утренники, концерты, праздники. По итогам мероприятия подготавливается аналитическая справка.
Учебно–тематический план.
№ П/П | Тема | Кол- во часов всего | теория | практика |
1. | Введение. | 1 | - | 1 |
2. | Развитие музыкального слуха и голоса. | 11 | 1 | 10 |
3. | Усвоение певческих навыков. | 10 | 1 | 9 |
4. | Музыкально-дидактические игры, вокальные и ритмические упражнения. | 20 | 1 | 19 |
5. | Вокальный репертуар. | 30 | 6 | 24 |
6. | Итого. | 72 | 9 | 63 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Основы вокального искусства. « Давай познакомимся»
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Прослушивание голосов. Как беречь голос.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Развитие музыкального слуха. Как беречь голос.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия.Знакомство с основным положением корпуса и головф. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Интонация.
Содержание. Формирование качественного звука. Работа над звукообразованием.
Форма. Коллективная. индивидуальная.
Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная и индивидуальная.
Работа над концертной сценической программой.
«В гости». «Здравствуйте» Картушина., «Лошадка» - прищёлкивание, язычок;«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).Проговаривание текста песен, попевок.«Уточка»,«На дворе трава».
«Теремок» Л.Олифировой «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной
«Мамочка моя» ,«Мамина песенка» М. Пляцковский, «Да и нет» В.Н.Петрушина, «Что такое семья?» Е.Гомоновой
Знакомство с концертной программой, определение структурных частей и исполнителей. Содержание отдельных номеров концертной программы.
Тренинг индивидуальных и коллективных номеров. «Мамин праздник».
Подготовка к отчётному концерту.
Работа с микрофонами. Репетиции: индивидуальные и коллективные. Репетиция сводного варианта сценической программы.
Методические рекомендации.
Перед каждым педагогом-вокалистом встает вопрос: «Как заинтересовать, увлечь, разучить новую песню с маленькими детьми?» Эта проблема увлеченности детей – одна из фундаментальных проблем всей педагогики. Без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хороших результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. На эти трудные вопросы пособий и рекомендаций чётких нет, но каждому педагогу после проведенного урока становится ясно, что огромное значение на уроках по вокалу играет в первую очередь репертуар, который необходимо тщательно отбирать с учётом возраста, но и, конечно, сам педагог должен любить то, что преподает.
По данным рекомендациям определены основные задачи:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к разучиванию новых песен, музыкальную культуру, расширять музыкальные впечатления;
- формировать певческие навыки и простые движения под музыку;
- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, умение понимать изобразительные и выразительные возможности музыки;
- вырабатывать исполнительские, певческие навыки;
- повышать творческую активность на занятиях;
В ходе занятия по разучиванию песен возможно педагогу не всегда удастся строго придерживаться намеченному плану данных рекомендаций. Всё зависит от активности детей, их эмоционального настроя и отзывчивости на ту или иную предлагаемую песню. Иногда может возникнуть необходимость педагогу перестраиваться по ходу разучивания песни и импровизировать. Однако все занятия по разучиванию песен объединяет определённая структура:
- подготовительный этап – знакомство с песней,
- основной этап - разучивание мелодии, текста песни (работа над песней),
- заключительный этап – исполнение песни целиком.
При работе над песней деятельность детей должна переключаться на игру, либо на выполнение творческого задания или разучивание танцевальных движений, либо на исполнение мелодии песни на музыкальных инструментах. Благодаря смене деятельности внимание детей не притупляется, не угасает интерес к учебному процессу и творчеству.
Главная задача - выучить песню так, чтобы создать художественный образ, то есть все выразительные средства в музыке подчинить одной цели - исполнению детской песни как художественного произведения. Ребята должны прочувствовать характер, настроение песни. Нельзя выучить песню кое-как - не совсем точная мелодия, неполный текст мешают сосредоточиться на чисто исполнительских задачах. Педагогу необходимо помнить, что плохо выученная песня ничего, кроме вреда, не принесет.
Хочется, надеется, что данные методические рекомендации по разучиванию песен с детьми 4.5-6-ти лет привлекут коллег и найдут отклик у музыкальных руководителей, педагогов-практиков вокальных коллективов, педагогов дополнительного образования детей и помогут им в дальнейшей работе.
Содержание
Творчески работающие педагоги по вокалу постоянно испытывают потребность в обновлении песенного репертуара, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость воспитанникам, и педагогам.
При подборе песенного материала следует учитывать несколько важных моментов:
Современность песни - желательно, чтобы песня относилась к настоящему времени и была написана современным композитором.
Доступность - при выборе песен необходимо учитывать возрастные особенности детского голоса, а так же, как правило, небольшой диапазон голоса.
Интересные слова - в песне слова играют очень большую роль. Даже самая хорошая музыка не спасет песню, если у нее неудачный текст. Единство музыки и слов, их органическое сочетание является одним из важных условий популярности песни у детей. Также следует учитывать и то, что дети очень любят игровые песни, сюжетные, которые поются от первого лица, и от имени птиц, зверей и т.д.
Перед тем, как предложить детям ту или иную песню необходимо самому педагогу тщательным образом подготовиться: подготовить или изготовить необходимый дидактический материал ввиду малого возраста детей. Детям (4.5 - 6 лет) перед исполнением песни педагогом или после ее прослушивания можно загадать загадку, показать игрушку, картинку, иллюстрирующую музыкальный образ, с целью заинтересовать детей предлагаемой песней. Для создания цельного художественного образа песня исполняется с полным фортепианным сопровождением или прослушивается в записи фонограммы «+».
Педагогу особое внимание следует обратить на ритмические и мелодические особенности песни. Посмотреть - какие сложности могут встретиться при разучивании мелодии, слов. Трудные места надо отметить, чтобы больше внимания уделить на них в процессе разучивания. У ребят могут встретиться трудности с точностью ритмического рисунка, особенно в тех местах, где много быстрых нот или подвижный темп. Значит, предварительно, с ними можно простучать ритмический рисунок песни в ладоши или на музыкальных инструментах. В мелодии, как правило, ребятам бывает сложно петь большие скачки, или, наоборот, мелодию на одной ноте. Это нужно учесть при разучивании песни и постоянно обращать внимание ребят на эти моменты.
Разучивание песни производится по фразам, в медленном темпе как с музыкальным сопровождением, так и без него. Показывая фразу, педагог обращает внимание на характер мелодии и ритмический рисунок. В процессе разучивания педагог объясняет непонятные детям слова, добиваясь осмысленного, внятного произнесения текста. Педагог должен использовать разнообразные методические приемы при разучивании песни: «эхо», «по цепочке», «пение по картинкам», (все эти приемы помогают учащимся освоить текст), пение «а капелла» (когда педагог хочет услышать чистоту интонации детей), «пение про себя» с показом рукой движения мелодии, проговариванием текста шепотом и др. Если песня написана в куплетной форме, целесообразнее начать ее разучивание с припева. Для детей 5-6 лет лучше использовать в работе те произведения, в которых аккомпанемент дублирует мелодию. Бывают случаи, когда разучивание песни можно начать без предварительного показа, но только тогда, когда песня знакома детям, но в которой они плохо знают или вообще не знают текста, или если педагог хочет, чтобы в результате разучивания неизвестного материала учащиеся постепенно «открыли» для себя интересную песню. Важно, чтобы при работе над песней аккомпанемент учителя не заглушал пение детей. Пение, а капелла поможет услышать чистоту интонации исполнителей и заглянуть в глубину детской души и искренности их пения.
Во время пения желательно чередовать положения «сидя» и «стоя». Смена положений является своего рода разрядкой и снимает физическое и умственное утомление, если оно появляется.
Приложение:
КАК РАЗУЧИТЬ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ НОВУЮ ПЕСНЮ
- подготовительный этап
1.Сделайте небольшое вступление - объявить тему песни, чтобы привлечь внимание детей.
2.Название песни. Авторы стихов, музыки.
3.Первое прослушивание песни. Так как дети 4-6 лет не все ещё научились читать, желательно при прослушивании песни чередовать иллюстрации или картинки по теме песни.
4.Проигрывание детьми вместе с педагогом сюжета песни (как правило детские песни имеют сюжет).
- основной этап -
5.Разучивайте песню по одному куплету (по музыкальным фразам), объясняя смысл слов. Необходимо выяснить у детей, все ли слова им знакомы? О чём или о ком поётся в песне?
6.Если песня предполагает определённого рода движения, то вместе со словами сразу можно разучивать и движения (так детям даже легче запомнить). Необходимо детям объяснить выполнение того или иного движения, если они не понятны. Педагог может даже поиграть с детьми, например, спросить: "А как показать слово "Колобок"? Пусть дети проявят свою творческую инициативу, а потом педагог покажет, как правильно показать слово.
7.Педагогу необходимо петь вместе с детьми, смотреть на детей, смотреть им в глаза, поэтому целесообразно использовать фонограмму «-».
Педагог должен петь громко и хорошо, подавая детям пример. Стимулировать их хорошее пение.
- заключительный этап –
8.Законченное исполнение разученной песни или её фрагмента.
Материальное обеспечение программы.
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (аудио магнитофон, ноутбук, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
песенный репертуар
Методическое обеспечение программы.
Наглядные пособия: портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами.
Список литературы, рекомендуемой для педагогов.
Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
Список музыкальных произведений для детей:
Ходонович Л.С., «Чудесный молоточек»
Ходонович Л.С. Игра «Король и принцесса»
Ходонович Л.С — игра «Стань артистом»
Ходонович Л.С — игра «Подскажи голосок»
Ходонович Л.С. — игра «Кто споет выразительней»
Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк»
Ходонович Л.С. Игра «Чья фигура лучше?»
Г.Никашина ПИ-М » Балерины»
Г.Никашина МИЭ «Пляшем сидя»
Г.Никашина И-Э, «Ветер»
Г.НикашинаВРИ «Цветы»
Г.Никашина И-Э «Колокольчики»
М. Красев “Волк и семеро козлят”
Д. Кабалевский “Три характера”
П.И.Чайковский “Вальс цветов”
Н.А.Римский–Корсаков, опера “Снегурочка”
Песня и пляска птиц из пролога
Ария Снегурочки
Океан — море синее
Пляска скоморохов
Третья песня Леля
Хор «Проводы масленицы»
“Метелица” р.н.п.
А. Вивальди “Зима”
И.Демьянов, хороводная игра “Снежная баба”
М. Красев, опера “Муха Цокотуха”
Э.Григ “Бабочки”
Танец-игра “Паучок”
Б.Савельев, «Зверобика»
Танцевально-игровая гимнастика для детей “Са-фи-дансе”
-Ритмические танцы:
«Кузнечик»
«Старый жук»
«Слоненок»
«Травушка-муравушка»
«Приходи, сказка»
«Сосулька»
«Четыре таракана и сверчок»
-Игры
«Два мороза»
«Отгадай, чей голосок»
«Нам не страшен серый волк»
-Игры-путешествия
«В мире музыки и танца»
«Лесные приключения»
«На лесной опушке»
«Поход в зоопарк»
«Приходи, сказка»
«Цветик-семицветик»
Список произведений изобразительного искусства для детей:
Ю.И.Жуковский “Золотая осень”
И.С.Остроухов “Золотая осень”
И.Савич «Веселый зоосад» (иллюстрация)
А.Саврасов “Хоровод”
А.Рябушкин “Втерся парень в хоровод”
М. А. Врубель «Снегурочка»
В. М. Васнецов «Снегурочка»
К. А. Васильев «Гуси-лебеди»
И. Олейников, иллюстрации к сказке «Муха-цокотуха»
И. Олейников, иллюстрации к сказке «Дюймовочка»
Я. Хорева, иллюстрации к сказкам
Нурия, иллюстрации к сказке «Теремок», «Волк и семеро козлят»
Артут Рэкхем, иллюстрации к сказке «Три медведя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vokalu_dou.docx | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Солнышки»
Направленность – вокальное искусство.
Уровень - ознакомительный
Рассчитана на детей от 4.5 -6 лет
Срок реализации –72 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа объединения «Солнышки» имеет художественную направленность.
Данная программа направлена на развитие у дошкольников вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева) и программы « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Новизна программы вокальной группы «Солнышки» заключается в наличии интегрированного характера и модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно - ориентированные на игровые технологии.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. 4.5- 6 летнем , возрасте дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитиев этом возрасте, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей дошкольников несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать. Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) необходимо соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудио магнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
-сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста .Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально - певческую постановку корпуса.
Образовательная деятельность творческого объединения связана с поиском модели художественно-творческого развития дошкольников в условиях системы дополнительного образования детей на основе синтеза искусств (сценическое искусство, вокал, литературное творчество) в разных видах художественной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество).
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития воспитанников. Слух, без которого музыкальная деятельность просто невозможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.
Основная форма работы с детьми – занятия длительностью по 30 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 10 -12 человек
Психолого-педагогическую основу работы объединения составляют:
- положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие отражение в Концепции художественного образования (1992 г.) о специфике художественно-творческого развития ребёнка и праве каждого ребёнка, независимо от наличного уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;
- идеи использования синтеза искусств в художественном образовании подрастающего поколения (В. Ванслов, Б. Неменский, С. Московская и др.);
- теоретические и методические разработки в области начального литературного образования, театральной и музыкальной педагогики (К.И. Чуковский, В.И. Глоцер, В.А. Левин, О.С. Ушакова, Л.Е. Стрельцова, А.П. Ершова, Е.К. Чухман, Н.А. Опарина, Н.И. Чистякова, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.);
- общепедагогические принципы (последовательность, систематичность, доступность, эффективность) обучения.
Цель программы : создать условия для формирование эстетической культуры дошкольника; развития эмоционально-выразительного исполнения песен; становления певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
- Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 4,5 – 6 лет. Формируется одновозрастная группа разнополых детей без предварительной подготовки. В коллектив принимаются все желающие. В группе занимается 10- 12 человек.
Сроки реализации программы:
Программа «Солнышки» рассчитана на 1 год обучения,72 часа, и предусматривает 2 занятия в неделю по 20 -30минут, в зависимости от возраста.
Форма проведения занятий: предполагают различные виды деятельности: восприятие музыки, сольное и ансамблевое пение, музыкально–ритмические движения, импровизация (певческая и двигательная). Уровень программы – ознакомительный.
Ожидаемые результаты
– активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности;
– развитая эмоциональная сфера личности;
– развитие творческого потенциала личности;
– развитие умений работать в команде;
– развитие исполнительских способностей.
Диагностика театральных навыков:
– техники речи (артикуляция, дикция, тембр, темп и т.д.);
– интонационной выразительности речи (способность к интонированию по образцу, по заданию, на основе образа);
– уровня развития исполнительских умений (на основе исполнения ребёнком стихотворения);
– уровня моторно-двигательного развития (чувство ритма, пластика, координация движений).
Диагностика музыкальных данных:
- слуха (определение количества и высоты звуков);
– ритма (повторение ритмических построений);
– голосовых данных (исполнение знакомой песни);
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра, театрализация, досуг и т.д.). В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения художественными умениями (в сравнении с начальным) и творческие достижения каждого дошкольника.
Диагностика сценического движения включает:
– физическое и соматическое здоровье ребёнка;
– уровня развития двигательной координации и чувства ритма;
В качестве промежуточных результатов работы могут рассматриваться: подготовка сольных исполнительских номеров (чтецких, вокальных) или отдельных групповых композиций (ансамблей);
Формы подведения итогов.
№ п/п | Наименование темы | Вид контроля | Форма не докум-ого контроля | Сроки проведения | |
1. | Вводное занятие | Входной | Прослушивание. Диагностирование | сентябрь | |
2. | «Волшебная осень» | Текущий | Утренник | Октябрь - ноябрь | |
3. | «Мамам посвящается» | Текущий | Концерт | Ноябрь | |
4. | . Зимушка - зима | Рубежный | Утренник | декабрь | |
.5 | Праздник бабушек мам | Текущий | Концерт | Март | |
6 | Отчётный концерт | Итоговый | концерт | май |
Для подведения итогов работы по теме используются не документальные формы подведения итогов мероприятий: утренники, концерты, праздники. По итогам мероприятия подготавливается аналитическая справка.
Учебно–тематический план.
№ П/П | Тема | Кол- во часов всего | теория | практика |
1. | Введение. | 1 | - | 1 |
2. | Развитие музыкального слуха и голоса. | 11 | 1 | 10 |
3. | Усвоение певческих навыков. | 10 | 1 | 9 |
4. | Музыкально-дидактические игры, вокальные и ритмические упражнения. | 20 | 1 | 19 |
5. | Вокальный репертуар. | 30 | 6 | 24 |
6. | Итого. | 72 | 9 | 63 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Основы вокального искусства. « Давай познакомимся»
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Прослушивание голосов. Как беречь голос.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Развитие музыкального слуха. Как беречь голос.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия.Знакомство с основным положением корпуса и головф. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Интонация.
Содержание. Формирование качественного звука. Работа над звукообразованием.
Форма. Коллективная. индивидуальная.
Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная и индивидуальная.
Работа над концертной сценической программой.
«В гости». «Здравствуйте» Картушина., «Лошадка» - прищёлкивание, язычок;«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).Проговаривание текста песен, попевок.«Уточка»,«На дворе трава».
«Теремок» Л.Олифировой «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной
«Мамочка моя» ,«Мамина песенка» М. Пляцковский, «Да и нет» В.Н.Петрушина, «Что такое семья?» Е.Гомоновой
Знакомство с концертной программой, определение структурных частей и исполнителей. Содержание отдельных номеров концертной программы.
Тренинг индивидуальных и коллективных номеров. «Мамин праздник».
Подготовка к отчётному концерту.
Работа с микрофонами. Репетиции: индивидуальные и коллективные. Репетиция сводного варианта сценической программы.
Методические рекомендации.
Перед каждым педагогом-вокалистом встает вопрос: «Как заинтересовать, увлечь, разучить новую песню с маленькими детьми?» Эта проблема увлеченности детей – одна из фундаментальных проблем всей педагогики. Без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хороших результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. На эти трудные вопросы пособий и рекомендаций чётких нет, но каждому педагогу после проведенного урока становится ясно, что огромное значение на уроках по вокалу играет в первую очередь репертуар, который необходимо тщательно отбирать с учётом возраста, но и, конечно, сам педагог должен любить то, что преподает.
По данным рекомендациям определены основные задачи:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к разучиванию новых песен, музыкальную культуру, расширять музыкальные впечатления;
- формировать певческие навыки и простые движения под музыку;
- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, умение понимать изобразительные и выразительные возможности музыки;
- вырабатывать исполнительские, певческие навыки;
- повышать творческую активность на занятиях;
В ходе занятия по разучиванию песен возможно педагогу не всегда удастся строго придерживаться намеченному плану данных рекомендаций. Всё зависит от активности детей, их эмоционального настроя и отзывчивости на ту или иную предлагаемую песню. Иногда может возникнуть необходимость педагогу перестраиваться по ходу разучивания песни и импровизировать. Однако все занятия по разучиванию песен объединяет определённая структура:
- подготовительный этап – знакомство с песней,
- основной этап - разучивание мелодии, текста песни (работа над песней),
- заключительный этап – исполнение песни целиком.
При работе над песней деятельность детей должна переключаться на игру, либо на выполнение творческого задания или разучивание танцевальных движений, либо на исполнение мелодии песни на музыкальных инструментах. Благодаря смене деятельности внимание детей не притупляется, не угасает интерес к учебному процессу и творчеству.
Главная задача - выучить песню так, чтобы создать художественный образ, то есть все выразительные средства в музыке подчинить одной цели - исполнению детской песни как художественного произведения. Ребята должны прочувствовать характер, настроение песни. Нельзя выучить песню кое-как - не совсем точная мелодия, неполный текст мешают сосредоточиться на чисто исполнительских задачах. Педагогу необходимо помнить, что плохо выученная песня ничего, кроме вреда, не принесет.
Хочется, надеется, что данные методические рекомендации по разучиванию песен с детьми 4.5-6-ти лет привлекут коллег и найдут отклик у музыкальных руководителей, педагогов-практиков вокальных коллективов, педагогов дополнительного образования детей и помогут им в дальнейшей работе.
Содержание
Творчески работающие педагоги по вокалу постоянно испытывают потребность в обновлении песенного репертуара, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость воспитанникам, и педагогам.
При подборе песенного материала следует учитывать несколько важных моментов:
Современность песни - желательно, чтобы песня относилась к настоящему времени и была написана современным композитором.
Доступность - при выборе песен необходимо учитывать возрастные особенности детского голоса, а так же, как правило, небольшой диапазон голоса.
Интересные слова - в песне слова играют очень большую роль. Даже самая хорошая музыка не спасет песню, если у нее неудачный текст. Единство музыки и слов, их органическое сочетание является одним из важных условий популярности песни у детей. Также следует учитывать и то, что дети очень любят игровые песни, сюжетные, которые поются от первого лица, и от имени птиц, зверей и т.д.
Перед тем, как предложить детям ту или иную песню необходимо самому педагогу тщательным образом подготовиться: подготовить или изготовить необходимый дидактический материал ввиду малого возраста детей. Детям (4.5 - 6 лет) перед исполнением песни педагогом или после ее прослушивания можно загадать загадку, показать игрушку, картинку, иллюстрирующую музыкальный образ, с целью заинтересовать детей предлагаемой песней. Для создания цельного художественного образа песня исполняется с полным фортепианным сопровождением или прослушивается в записи фонограммы «+».
Педагогу особое внимание следует обратить на ритмические и мелодические особенности песни. Посмотреть - какие сложности могут встретиться при разучивании мелодии, слов. Трудные места надо отметить, чтобы больше внимания уделить на них в процессе разучивания. У ребят могут встретиться трудности с точностью ритмического рисунка, особенно в тех местах, где много быстрых нот или подвижный темп. Значит, предварительно, с ними можно простучать ритмический рисунок песни в ладоши или на музыкальных инструментах. В мелодии, как правило, ребятам бывает сложно петь большие скачки, или, наоборот, мелодию на одной ноте. Это нужно учесть при разучивании песни и постоянно обращать внимание ребят на эти моменты.
Разучивание песни производится по фразам, в медленном темпе как с музыкальным сопровождением, так и без него. Показывая фразу, педагог обращает внимание на характер мелодии и ритмический рисунок. В процессе разучивания педагог объясняет непонятные детям слова, добиваясь осмысленного, внятного произнесения текста. Педагог должен использовать разнообразные методические приемы при разучивании песни: «эхо», «по цепочке», «пение по картинкам», (все эти приемы помогают учащимся освоить текст), пение «а капелла» (когда педагог хочет услышать чистоту интонации детей), «пение про себя» с показом рукой движения мелодии, проговариванием текста шепотом и др. Если песня написана в куплетной форме, целесообразнее начать ее разучивание с припева. Для детей 5-6 лет лучше использовать в работе те произведения, в которых аккомпанемент дублирует мелодию. Бывают случаи, когда разучивание песни можно начать без предварительного показа, но только тогда, когда песня знакома детям, но в которой они плохо знают или вообще не знают текста, или если педагог хочет, чтобы в результате разучивания неизвестного материала учащиеся постепенно «открыли» для себя интересную песню. Важно, чтобы при работе над песней аккомпанемент учителя не заглушал пение детей. Пение, а капелла поможет услышать чистоту интонации исполнителей и заглянуть в глубину детской души и искренности их пения.
Во время пения желательно чередовать положения «сидя» и «стоя». Смена положений является своего рода разрядкой и снимает физическое и умственное утомление, если оно появляется.
Приложение:
КАК РАЗУЧИТЬ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ НОВУЮ ПЕСНЮ
- подготовительный этап
1.Сделайте небольшое вступление - объявить тему песни, чтобы привлечь внимание детей.
2.Название песни. Авторы стихов, музыки.
3.Первое прослушивание песни. Так как дети 4-6 лет не все ещё научились читать, желательно при прослушивании песни чередовать иллюстрации или картинки по теме песни.
4.Проигрывание детьми вместе с педагогом сюжета песни (как правило детские песни имеют сюжет).
- основной этап -
5.Разучивайте песню по одному куплету (по музыкальным фразам), объясняя смысл слов. Необходимо выяснить у детей, все ли слова им знакомы? О чём или о ком поётся в песне?
6.Если песня предполагает определённого рода движения, то вместе со словами сразу можно разучивать и движения (так детям даже легче запомнить). Необходимо детям объяснить выполнение того или иного движения, если они не понятны. Педагог может даже поиграть с детьми, например, спросить: "А как показать слово "Колобок"? Пусть дети проявят свою творческую инициативу, а потом педагог покажет, как правильно показать слово.
7.Педагогу необходимо петь вместе с детьми, смотреть на детей, смотреть им в глаза, поэтому целесообразно использовать фонограмму «-».
Педагог должен петь громко и хорошо, подавая детям пример. Стимулировать их хорошее пение.
- заключительный этап –
8.Законченное исполнение разученной песни или её фрагмента.
Материальное обеспечение программы.
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (аудио магнитофон, ноутбук, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
песенный репертуар
Методическое обеспечение программы.
Наглядные пособия: портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами.
Список литературы, рекомендуемой для педагогов.
Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
Список музыкальных произведений для детей:
Ходонович Л.С., «Чудесный молоточек»
Ходонович Л.С. Игра «Король и принцесса»
Ходонович Л.С — игра «Стань артистом»
Ходонович Л.С — игра «Подскажи голосок»
Ходонович Л.С. — игра «Кто споет выразительней»
Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк»
Ходонович Л.С. Игра «Чья фигура лучше?»
Г.Никашина ПИ-М » Балерины»
Г.Никашина МИЭ «Пляшем сидя»
Г.Никашина И-Э, «Ветер»
Г.НикашинаВРИ «Цветы»
Г.Никашина И-Э «Колокольчики»
М. Красев “Волк и семеро козлят”
Д. Кабалевский “Три характера”
П.И.Чайковский “Вальс цветов”
Н.А.Римский–Корсаков, опера “Снегурочка”
Песня и пляска птиц из пролога
Ария Снегурочки
Океан — море синее
Пляска скоморохов
Третья песня Леля
Хор «Проводы масленицы»
“Метелица” р.н.п.
А. Вивальди “Зима”
И.Демьянов, хороводная игра “Снежная баба”
М. Красев, опера “Муха Цокотуха”
Э.Григ “Бабочки”
Танец-игра “Паучок”
Б.Савельев, «Зверобика»
Танцевально-игровая гимнастика для детей “Са-фи-дансе”
-Ритмические танцы:
«Кузнечик»
«Старый жук»
«Слоненок»
«Травушка-муравушка»
«Приходи, сказка»
«Сосулька»
«Четыре таракана и сверчок»
-Игры
«Два мороза»
«Отгадай, чей голосок»
«Нам не страшен серый волк»
-Игры-путешествия
«В мире музыки и танца»
«Лесные приключения»
«На лесной опушке»
«Поход в зоопарк»
«Приходи, сказка»
«Цветик-семицветик»
Список произведений изобразительного искусства для детей:
Ю.И.Жуковский “Золотая осень”
И.С.Остроухов “Золотая осень”
И.Савич «Веселый зоосад» (иллюстрация)
А.Саврасов “Хоровод”
А.Рябушкин “Втерся парень в хоровод”
М. А. Врубель «Снегурочка»
В. М. Васнецов «Снегурочка»
К. А. Васильев «Гуси-лебеди»
И. Олейников, иллюстрации к сказке «Муха-цокотуха»
И. Олейников, иллюстрации к сказке «Дюймовочка»
Я. Хорева, иллюстрации к сказкам
Нурия, иллюстрации к сказке «Теремок», «Волк и семеро козлят»
Артут Рэкхем, иллюстрации к сказке «Три медведя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».
Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебные нотки. Вокальный кружок"
Программа доп. образования, вокал, 2-3 г....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение вокальному пению»
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению» 1.1 Пояснительная записка «Обучение вокальному пению...