Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение вокальному пению»
рабочая программа

Кривобокова Лидия Викторовна

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»

 

1.1 Пояснительная записка

 

«Обучение вокальному пению» - дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста художественной направленности по овладению воспитанниками вокальными данными, творческими способностями, исполнительским мастерством.

Дополнительная общеразвивающая программа «Обучение вокальному пению» составлена на основании нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная

Концепция);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

--    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней, старшей и подготовительной групп. Направлена на формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных потребностей детей в художественно- эстетическом; выявление, развитие и поддержку талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая   программа «Обучение вокальному пению» разработана на основе программы «Гармония» для детей дошкольного возраста / К. Л. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан, учебного пособия Квактун Г. Г., Квактун И. Г. «Будем с песенкой дружить (3–7 лет)»

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: Создание условий для развития и формирования певческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивать музыкальность детей в условиях дополнительного образования в ДОУ.

Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:

1.        Образовательные задачи

  1. Развитие интереса к вокально- исполнительской культуре через эстрадное, народное, академическое пение.
  2. Включение в музыкально - исполнительскую деятельность вокальных, слуховых, интонационных навыков, развитие мотивации для успешной реализации своих творческих возможностей.
  3. Овладение навыками эстрадного, народного сценического искусства и актерского мастерства.

2.       Развивающие задачи

  1. Развитие певческих навыков ребенка (дыхания, звукообразования, дикции)
  2. Развитие музыкальных способностей детей (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, ладового чувства, слухового представления).
  3. Совершенствование голосового аппарата детей, сохранение индивидуальности природного типа детского голоса.

3.       Воспитательные задачи

  1. Приобщение ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства.
  2. Научить красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму.
  3. Формирование у воспитанников культуры общения, желания преодолевать психологические комплексы благодаря концертной практике и повышения самооценки.

Актуальность, педагогическая целесообразность

За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.

Спланированная деятельность дополнительной общеразвивающей услуги

«Обучение вокальному пению» позволит воспитанникам развить вокальные данные, что позволит раскрыть творческие певческие способности для

последующего участия в праздниках и конкурсах исполнительского мастерства.

Отличительные особенности программы

Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению» заключается в том, что она основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные, игровые технологии .

Программа предусматривает как индивидуальное умение владения певческими навыками, так и действие в микрогруппах – дуэт, трио, квартет, ансамбль.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста 4-7 лет.

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).

Сроки реализации программы

Образовательная деятельность рассчитана на 3 года.

Первый - для детей 4-5 лет, второй - для детей 5-6 лет, третий – для детей 6-7 лет. 1 год обучения: 72 часа в год,

2 год обучения: 72 часа в год, 3 год обучения: 72 часа в год.

Формы и режим занятий

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с учебным планом в объединениях, сформированных в группы воспитанников одного возраста, являющиеся ансамблем. Состав группы переменный.

Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность – 20 – 30 минут, 8 раз в месяц, 72 часа в год. Занятия проводятся во второй половине дня.

Место проведения – музыкальный зал ДОУ.

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции; навыки эмоционально- выразительного исполнения) Артикуляция.

              В        работе         над     формированием вокально-хоровых    навыков         у

дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

  • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
  • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных; - умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
  • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе. К слуховым навыкам можно отнести:
  • слуховой самоконтроль;
  • слуховое внимание;
  • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения; - представления о певческом правильном звуке и способах его образования. Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую техникура спределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
  • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
  • опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами; - спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении. Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

С целью выработки навыка выразительной дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам.

Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально- эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

  • выразительностью мимики лица;
  • выражением глаз;
  • выразительностью движения и жестов; - тембровой окраской голоса:
  • динамическими оттенками и особенностью фразировки;
  • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Основной формой организации деятельности детей в ДОУ, являются кружковые занятия.

Структура специально организованного певческого занятия детей 4-5 лет.

 

  1. Восприятие          музыки       (2 минуты)      -         прослушивание музыкального произведения.

 

  1. Развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков (5 минут) – распевание, упражнения для развития дыхания, звукообразования, дикции.

 

  1. Песенное творчество (2 минуты) – игровые, импровизационные упражнения для нахождения интонации.

 

  1. Певческая установка (1 минута) – положение головы, корпуса, рук.

 

  1. Работа над песней. (10 минут) – разбор текста песни, разучивание музыкального произведения, работа с труднопроизносимыми словами, артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью исполнения, пение под фонограмму с микрофоном.

 

 

Структура специально организованного певческого занятия детей 5-7 лет.

 

  1. Восприятие музыки (2 - 3 минуты) - прослушивание музыкального произведения.

 

  1. Развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков (8-9 минут) – распевание, упражнения для развития дыхания, звукообразования, дикции.

 

  1. Песенное творчество (2 минуты) – игровые, импровизационные упражнения для нахождения интонации.

 

  1. Певческая установка (1 минута) – положение головы, корпуса, рук.

 

  1. Работа над песней. (12-15 минут) – разбор текста песни, разучивание музыкального произведения, работа с труднопроизносимыми словами, артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью исполнения, пение под фонограмму с микрофоном.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_vokalnomu_peniyu_1.docx2.63 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение хореографии»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...