Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение вокальному пению»
рабочая программа
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»
1.1 Пояснительная записка
«Обучение вокальному пению» - дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста художественной направленности по овладению воспитанниками вокальными данными, творческими способностями, исполнительским мастерством.
Дополнительная общеразвивающая программа «Обучение вокальному пению» составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная
Концепция);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней, старшей и подготовительной групп. Направлена на формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных потребностей детей в художественно- эстетическом; выявление, развитие и поддержку талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение вокальному пению» разработана на основе программы «Гармония» для детей дошкольного возраста / К. Л. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан, учебного пособия Квактун Г. Г., Квактун И. Г. «Будем с песенкой дружить (3–7 лет)»
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для развития и формирования певческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивать музыкальность детей в условиях дополнительного образования в ДОУ.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
1. Образовательные задачи
- Развитие интереса к вокально- исполнительской культуре через эстрадное, народное, академическое пение.
- Включение в музыкально - исполнительскую деятельность вокальных, слуховых, интонационных навыков, развитие мотивации для успешной реализации своих творческих возможностей.
- Овладение навыками эстрадного, народного сценического искусства и актерского мастерства.
2. Развивающие задачи
- Развитие певческих навыков ребенка (дыхания, звукообразования, дикции)
- Развитие музыкальных способностей детей (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, ладового чувства, слухового представления).
- Совершенствование голосового аппарата детей, сохранение индивидуальности природного типа детского голоса.
3. Воспитательные задачи
- Приобщение ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства.
- Научить красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму.
- Формирование у воспитанников культуры общения, желания преодолевать психологические комплексы благодаря концертной практике и повышения самооценки.
Актуальность, педагогическая целесообразность
За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.
Спланированная деятельность дополнительной общеразвивающей услуги
«Обучение вокальному пению» позволит воспитанникам развить вокальные данные, что позволит раскрыть творческие певческие способности для
последующего участия в праздниках и конкурсах исполнительского мастерства.
Отличительные особенности программы
Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению» заключается в том, что она основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные, игровые технологии .
Программа предусматривает как индивидуальное умение владения певческими навыками, так и действие в микрогруппах – дуэт, трио, квартет, ансамбль.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста 4-7 лет.
Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).
Сроки реализации программы
Образовательная деятельность рассчитана на 3 года.
Первый - для детей 4-5 лет, второй - для детей 5-6 лет, третий – для детей 6-7 лет. 1 год обучения: 72 часа в год,
2 год обучения: 72 часа в год, 3 год обучения: 72 часа в год.
Формы и режим занятий
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с учебным планом в объединениях, сформированных в группы воспитанников одного возраста, являющиеся ансамблем. Состав группы переменный.
Режим занятий: два раза в неделю, продолжительность – 20 – 30 минут, 8 раз в месяц, 72 часа в год. Занятия проводятся во второй половине дня.
Место проведения – музыкальный зал ДОУ.
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции; навыки эмоционально- выразительного исполнения) Артикуляция.
В работе над формированием вокально-хоровых навыков у
дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
- выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
- постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных; - умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе. К слуховым навыкам можно отнести:
- слуховой самоконтроль;
- слуховое внимание;
- дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения; - представления о певческом правильном звуке и способах его образования. Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую техникура спределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
- короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
- опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами; - спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении. Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
С целью выработки навыка выразительной дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам.
Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально- эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
- выразительностью мимики лица;
- выражением глаз;
- выразительностью движения и жестов; - тембровой окраской голоса:
- динамическими оттенками и особенностью фразировки;
- наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Основной формой организации деятельности детей в ДОУ, являются кружковые занятия.
Структура специально организованного певческого занятия детей 4-5 лет.
- Восприятие музыки (2 минуты) - прослушивание музыкального произведения.
- Развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков (5 минут) – распевание, упражнения для развития дыхания, звукообразования, дикции.
- Песенное творчество (2 минуты) – игровые, импровизационные упражнения для нахождения интонации.
- Певческая установка (1 минута) – положение головы, корпуса, рук.
- Работа над песней. (10 минут) – разбор текста песни, разучивание музыкального произведения, работа с труднопроизносимыми словами, артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью исполнения, пение под фонограмму с микрофоном.
Структура специально организованного певческого занятия детей 5-7 лет.
- Восприятие музыки (2 - 3 минуты) - прослушивание музыкального произведения.
- Развитие музыкального слуха и голоса, усвоение певческих навыков (8-9 минут) – распевание, упражнения для развития дыхания, звукообразования, дикции.
- Песенное творчество (2 минуты) – игровые, импровизационные упражнения для нахождения интонации.
- Певческая установка (1 минута) – положение головы, корпуса, рук.
- Работа над песней. (12-15 минут) – разбор текста песни, разучивание музыкального произведения, работа с труднопроизносимыми словами, артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью исполнения, пение под фонограмму с микрофоном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_vokalnomu_peniyu_1.docx | 2.63 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение хореографии»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Звонкий голосок» подвид: разноуровневая Возраст обучающихся: 4 – 7 лет Срок реализации программы: 3 года
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкий голосок» имеет художественную направленность. Реализация программы направлена на развитие ху...