Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №1002»
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школа № 1002 от «____» ______________2017г. Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № 1002 _______________Солодуха Е.Г. «___» ____________ 2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Город мастеров»
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Селиванова Елена Викторовна,
Захаренкова Светлана Васильевна
воспитатели
Москва
2017
Оглавление
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий 4
Календарно-тематический план 8
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 17
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 17
Учебно-методическое обеспечение 17
Материально-технические условия реализации программы 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа « ГОРОД МАСТЕРОВ» является дополнительной общеобразовательной
Общеразвивающей программой и разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и основными положениями Концепции развития дополнительного образования РФ, Приказом Минобрнауки России № 1008 от 29.08.2013 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и методическими рекомендациями Минобрнау-ки РФ от 18.11.2015 г.
Направленность программы: художественная
Уровень освоения программы: ознакомительный
Актуальность программы
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают немногого сверх того, что они имели к девяти-десяти годам жизни. Если многие навыки умственной деятельности по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования и лепки у большинства почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они ни достигли в других сферах.
Но наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста.
Изобразительная деятельность-один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша.
Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не исключительно художникам, они полезны любым специалистам.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно- творческих способностей стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для детей. В связи с этим, нетрадиционные техники в рисовании и лепке дают толчок к развитию детского интеллекта, активизирует творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Именно нетрадиционные художественные техники создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Отличительные особенности программы
Настоящая программа описывает курс по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник. Данные техники дают немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Программа активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных ( совместно со взрослым) композиций в рисунке и лепке. Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображению.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность, интерес к окружающему миру.
Ориентировать детей на их творческое развитие с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи программы:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Обучающие:
- Закреплять и обогащать знания детей в разных видах художественного творчества;
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемам работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки.
Воспитательные
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию;
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Для реализации задач используются следующие методы и приемы:
Методы работы:
- групповой
- индивидуальный
- наглядный
Приемы работы:
- использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте );
- упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики;
- беседы, работа с наглядным материалом;
- рассматривание репродукций картин.
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
- форма занятий – групповая
- режим занятий -2 раза в неделю по 30 минут; 68 занятия в год
Предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Планируемые результаты.
Дети старшего дошкольного возраста будут знать:
- Нетрадиционные техники рисования и лепки;
- Познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- Освоят навыки работы с различными материалами;
- Запомнят основные цвета и некоторые их оттенки, формы, величины, пространственные отношения;
- Договариваться между собой при выполнении коллективных работ;
- Научатся видеть необычное в обычных предметах.
Дошкольники будут уметь:
- Создавать изображения, используя разные изобразительные материалы;
- Создавать композицию;
- Декоративно оформлять изделия;
- Сравнивать предметы, выделять их особенности;
- Освоят формообразующие линии;
- Передавать настроение в творческой работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Пластилинография | 17 |
2 | Пластилиновая аппликация | 13 |
3 | Объемная лепка | 3 |
4 | Ватные палочки | 2 |
5 | Рисование пальчиками | 2 |
6 | Ладошки | 6 |
7 | Отпечаток листьями | 2 |
8 | Зубная щетка | 2 |
9 | Тычок | 2 |
10 | Нитки | 3 |
11 | Бумажный комок | 1 |
12 | Восковые мелки | 3 |
13 | Манка | 2 |
14 | Соль | 2 |
15 | Набрызг | 2 |
16 | Поролон | 2 |
17 | Ватный диск | 1 |
18 | Вилка | 1 |
19 | Итоговое занятие | 2 |
В с е г о | 68 |
Календарно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование | Форма контроля |
Сентябрь | |||||
1 | Яблочко румяное | рисование ватными палочками; | Учить рисовать методом тычка при помощи ватных палочек, углублять представления о цвете | ½ альбомного листа с карандашным контуром яблока, гуашь, ватные палочки | текущий контроль |
2 | Вишенка | Аппликация из пластилина | Учить раскатывать пластилиновые жгутики, учить анализировать форму, расположение в пространстве. | Красный, зеленый и коричневый пластилин, картон для фона. | текущий контроль |
3 | Подсолнухи | Рисование пальчиками, ватные палочки | Учить рисовать приемом пальчикового рисования ,развивать цветовосприятие. | ½ тонированного альбомного листа с нарисованными тремя кругами, гуашь ,ватные палочки. | текущий контроль |
4 | Груша | Пластилинография | Учить основным приемам работы с пластилином: придавливание, разглаживание, примазывание | Зеленый, желтый и коричневый пластилин, картон для фона. | текущий контроль |
Октябрь | |||||
5 | Листопад | Отпечаток листьями | Познакомить с техникой печатания листьями.Закреплять умения работать с техникой печати по трафарету. | Альбомный лист с нарисованной веткой, листья с разных деревьев, гуашь. | текущий контроль |
6 | Мухоморы | Аппликация семенами | Научить лепить целый предмет из частей, используя знакомые приемы лепки: скатывание колбаски, шара, расплющивание. | Лист цветного картона, пластилин, семена красной чечевицы косточки слив. | текущий контроль |
7 | Осенний лес | Рисование ладошкой | Учить делать отпечаток ладошкой – крона деревьев, развивать цветовосприятие. | Альбомный лист с нарисованными силуэтами деревьев, блюдца с гуашью, салфетки. | текущий контроль |
8 | Дуб | Аппликация семенами | Продолжать учить детей основным приемам лепки, учить формировать крону дерева, аккуратно накладывать косточки на пластилин. Закреплять названия частей дерева. | Лист цветного картона, пластилин, косточкислив. | текущий контроль |
9 | Астры в вазе | Рисование при помощи зубной щетки | Учить рисовать лепестки астр при помощи зубной щетки | Альбомный лист с наклеянной вазой, нарисованными тремя кругами, гуашь, зубная щетка. | текущий контроль |
10 | Одуванчик | Пластилинография, аппликация из семян | Научить детей лепить из пластилина одуванчик, украшать его семенами. | Зерна желтого гороха, зеленого нута, пластилин, лист цветного картона. | текущий контроль |
11 | Ветка рябины | Рисование пальчиками, отпечаток листьями. | Совершенствовать технику рисования пальцами, продолжать учить работать в технике печати по трафарету. | Альбомный лист с нарисованной веткой, гуашь, листья, салфетка. | текущий контроль |
12 | Золотая осень | Пластилинография, аппликация из семян | Научить детей лепить деревья из пластилина, передавая ствол, веточки.Размещать на веточках семена, подбирать их по размеру. Научить раскрашивать семена красками. | Горох, зерна кукурузы, семечки тыквы, кабачков. Пластилин, бумажная тарелка с голубым /небо/ и желтым /трава/ фоном. | текущий контроль |
Ноябрь | |||||
13 | Золотая осень | Рисование тычком | Учить рисовать методом тычка, закреплять умение держать кисть, учить смешивать цвета на листе бумаги.Закреплять умение рисовать деревья. | Альбомный лист, гуашь,жесткая кисть. | текущий контроль |
14 | Веселое солнышко | Аппликация из пластилина, работа с семенами | Продолжать учить детей скатывать жгутики, скручивать их в круг, украшать лучи семенами | Семечки тыквы, арбуза, красной чечевицы.Пластилин, лист цветного картона. | текущий контроль |
15 | Ежики | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечаток ладошкой | Альбомный лист с нарисованными ежиками, гуашь | текущий контроль |
16 | Ежик | Аппликация семенами | Учит детей лепить объемную фигуру ежика с мелкими деталями. Показать детям, что один и тот же предмет можно изобразить разными средствами. | Семечки подсолнечника,чечевицы.Пластилин, бумажная тарелка с цветочным рисунком. | текущий контроль |
17 | Цветок | Рисунок нитками | Познакомить детей с новым изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие. Учить аккуратно, пользоваться клеем. Выкладывать нить точно по контуру. | Альбомный лист, шерстяные или полушерстяные нитки, клей. | текущий контроль |
18 | Улитка | Лепка, аппликация семенами. | Научить детей лепит и украшать улитку, делать рамку для картинки , чередуя семена разных культур | Семена разных культур, пластилин, лист цветного картона. | текущий контроль |
19 | Веселые снеговики | Смешанная техника | Закреплять умение работать ватными палочками, методом тычка. Учить печатать комком бумаги. | Альбомный лист с нарисованным контуром трех снеговиков, белая гуашь ,ватные палочки, кисть ,бумага. | промежуточный контроль |
20 | Лошадка | Аппликация семенами | Научить детей изображать лошадь при помощи трафарета, пластилина, гречки. Воспитывать любовь к животным | Гречневая крупа, пластилин, шпагат, рамка-трафарет с силуэтом лошади. Лист зеленого картона | промежуточный контроль |
Декабрь | |||||
21 | Зимний лес | Рисование капустным листом | Совершенствовать технику печатания растениями. Предложить детям изобразить зимний лес при помощи капустного листа, дополнить рисунок деталями. | Альбомный лист, капустные /китайская/ листья, гуашь белая, кисточки. | текущий контроль |
22 | Узор на тарелочке | Аппликация семенами | Научить составлять узор на круге, равномерно прикрепляя семена на пластилин, чередовать цвета. Воспитывать художественный вкус, развивать фантазию. | Зерна кукурузы, кофе, семечки арбуза, дыни, кардамон. Пластилин, картонная тарелочка. | текущий контроль |
23 | Елочные игрушки | Рисование восковыми мелками, акварельными красками. | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие. | Альбомный лист. Восковые мелки, акварель, кисточка. | текущий контроль |
24 | Цветок | Аппликация из пластилина | Продолжать учить катать жгутики, скручивать их в овалы. | Пластилин разных цветов по выбору детей .Картон для фона. | текущий контроль |
25 | Красивые снежинки | Рисование манкой | Познакомить детей с техникой рисования манной крупой. | ½ тонированного альбомного листа, клей ПВА, манная крупа. | текущий контроль |
26 | Баночка | Аппликация семенами | Научить детей украшать баночку, ,используя пластилин и семена. | Семена различных культур. Пластилин, баночка от крема или кофе. | текущий контроль |
27 | Метель | Рисование восковыми карандашами, акварельными красками. | Продолжать учить детей сочетать технику рисования восковыми карандашами и акварельными красками. | Альбомный лист, восковые карандаши, акварельные краски. | текущий контроль |
28 | Снегирь | Пластилинография, аппликация семенами. | Научить лепить на тарелочке объемную картинку, раскрашивать семена краской. Воспитывать любовь к природе, развивать фантазию | Семена различных культур, пластилин, краски, кисточка, бумажная тарелка. | текущий контроль |
29 | Дед Мороз | Рисование ладошкой, солью. | Совершенствовать умение делать отпечаток ладошкой .Познакомить с техникой рисования солью. | Альбомный лист, гуашь, клей ПВА, соль. | текущий контроль |
30 | Елочка новогодняя | Техника по выбору детей: аппликация пластилином и семенами или зубная щетка+пальчики | Закреплять различные техники | Альбомный лист или картон, пластилин или гуашь. | текущий контроль |
Январь | |||||
31 | В лесу родилась елочка… | Рисование поролоном | Помочь детям освоить новый способ изображения-рисование поролоновой губкой | Альбомный лист тонированный, трафарет елочки на каждого ребенка, поролон, гуашь. | текущий контроль |
32 | Осьминог | Аппликация пластилином | Продолжать учить катать жгутики, развивать пространственное воображение | Пластилин, картон для фона. | текущий контроль |
33 | На что похоже? | Ниткография | Познакомить с новой изобразительной техникой. Развивать воображение, фантазию. | Альбомный лист, гуашь, нитки хлопчатобумажные 30 см длины | текущий контроль |
34 | Улица ночью | Аппликация семенами | Научить детей лепить из пластилина широкие ленты, аккуратно примазывать их к картону, раскладывать семена на определенном расстоянии друг от друга. | Гречневая крупа, белая и коричневая фасоль, горох, семечка подсолнечника, иголки хвои .Пластилин, картон синего цвета. | текущий контроль |
35 | Жираф | Рисование ладошкой | Продолжать учить детей делать отпечатки ладошкой, оформлять рисунок крупой. | Альбомный лист, гуашь, гречневая крупа. Клей ПВА. | текущий контроль |
36 | Веточка мимозы | Аппликация семенами | Научить детей создавать красивую картинку | Семена кукурузы, чечевица, иглы ели. Пластилин, лист картона для фона. | текущий контроль |
Февраль | |||||
37 | Зимнее настроение | Манная крупа, набрызг. | Учить детей рисовать деревья, используя прием рисования манкой. Развивать навыки построения композиции | Альбомный лист тонированный, Клей ПВА, манка, зубная щетка, белая гуашь. | текущий контроль |
38 | Розы | Аппликация | Научить детей наклеивать готовые розы на цветной картон, используя пластилин. Учить вырезать листочки из прямоугольника, сложенного пополам. | Высушенные шкурки апельсинов .Пластилин, Ножницы, зеленая бумага, клей ПВА, лист цветного картона | текущий контроль |
39 | Кот | Рисование ладошкой, методом тычка, использование ниток | Совершенствовать умение работать кистью методом тычка, обводить ладошку, аккуратно наклеивать нитку. | Тонированный лист бумаги, гуашь, кисти, шерстяные нитки | текущий контроль |
40 | Ворона | Аппликация семенами | Научить лепить из пластилина ворону, прикреплять семечки под наклоном, создавая объемную форму. Развивать любовь к природе | Семена подсолнечника, желтая цветная бумага, Пластилин, лист картона зеленого цвета. | текущий контроль |
41 | Цыплята | Рисование поролоном | Продолжать учить детей рисовать поролоном, передавать характерную фактуру изображаемого объекта. | Альбомный лист , гуашь , поролон, кисти. | текущий контроль |
42 | Цыпленок | Аппликация пластилином | Продолжать учить детей катать длинные жгутики, ,скручивать их в нужные формы | Пластилин, картон для фона. | текущий контроль |
43 | Пень с грибами | Рисование ладошкой, пальчиками, | Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью, детали – пальчиками. | Альбомный тонированный лист, гуашь, салфетка | промежуточный контроль |
44 | Овечка | Пластилинография | Научить детей создавать сюжетную картину, используя знакомые приемы работы. Развивать композиционные умения. | Пластилин разных цветов, картон для фона | промежуточный контроль |
Март | |||||
45 | Розы для мамы | Рисование ватным диском | Познакомить детей с новым приемом печатанья- ватным диском | Ватный диск, гуашь, альбомный тонированный лист | текущий контроль |
46 | Гусеница | Аппликация из пластилина | Продолжать учить катать жгутики разных размеров, использовать для ножек и глазок -семена чечевицы | Пластилин, картон для фона, семена чечевицы | текущий контроль |
47 | Тюльпаны в вазе | Рисование вилкой | Предложить детям новый способ создания отпечатка-вилка. | Альбомный тонированный лист, гуашь, одноразовые вилки, вырезанный силуэт вазы. | текущий контроль |
48 | Пчелка | Пластилинография | Продолжать учить детей создавать сюжетную картину. Совершенствовать умение создавать композицию. | Пластилин разных цветов, картон для фона | текущий контроль |
49 | Щенок | Рисование тычком, ниткой | Совершенствовать умение рисовать методом тычка. Развивать аккуратность при работе с нитками и клеем. | Альбомный тонированный лист, гуашь, шерстяные или полушерстяные нитки. | текущий контроль |
50 | Медвежонок | Аппликация из пластилина | Продолжать учить катать жгутики, скручивать их по кругу, формируя голову и туловище | Пластилин, картон для фона подходящего цвета. | текущий контроль |
51 | На что похоже? | Ниткография | Продолжать развивать фантазию, воображение. | Альбомный лист , гуашь, нитки, длинной 30 см | текущий контроль |
52 | Божья коровка | Пластилинография | Продолжать учить детей создавать сюжетную картину. Развивать фантазию. | Пластилин, картон для фона | текущий контроль |
53 | Два веселых гуся | Рисование ладошкой, тычок | Совершенствовать умение делать отпечаток ладошкой, развивать умение работать кистью методом тычка | Альбомный лист, гуашь, кисточка, салфетка | текущий контроль |
54 | Стрекоза | Аппликация пластилином | Закреплять умение катать жгутики, выкладывать из них определенные формы | Пластилин, картон для фона | текущий контроль |
Апрель | |||||
55 | Кактусы | Рисование ладошкой, ниткой, методом тычок | Развивать умение сочетать различные техники в одной работе | Альбомный лист, гуашь, кисточки, нитки разных цветов. | текущий контроль |
56 | Стрекоза | Пластилинография, аппликация семенами | Учить детей создавать сюжетную картину, используя знакомые приемы работы. | Пластилин, картон для фона, семена различных культур | текущий контроль |
57 | Звездное небо | Набрызг, поролон | Совершенствовать навыки владением набрызга, работой с поролоном | Альбомный лист , гуашь зубная щетка поролон | текущий контроль |
58 | Зайка-попрыгайка | Аппликация из пластилина | Учить детей анализировать изображение, самостоятельно планировать ход работы | Пластилин, картон для фона | текущий контроль |
59 | Деревья в цвету | Восковые карандаши + акварель, набрызг | Учить детей комбинировать различные виды техник. Закреплять умение рисовать деревья | Альбомный лист, акварель, восковые карандаши, зубная щетка | текущий контроль |
60 | Цветы на лугу | Пластилиновая картина | Учить детей работать с накладными деталями | Пластилин, картон для фона | текущий контроль |
61 | Жар - птица | Рисование ладошкой, ватными палочками, солью | Учить использовать различные техники в одной работе | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, соль | текущий контроль |
62 | Рыбка | Аппликация из пластилина | Совершенствовать технику раскатывания тонких жгутиков, сворачивая их в различные геометрические формы. | Пластилин, картон для фона. | текущий контроль |
Май | |||||
63 | Бабочка | Рисование кулачком, ватными палочками, манкой | Продолжать учить детей сочетать разные техники в одной работе | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, манка, салфетка | текущий контроль |
64 | Бабочка | Аппликация из семян | Продолжать учить детей симметрично украшать крылья бабочки | Семена различных культур, пластилин, картон для фона | текущий контроль |
65 | Рыбка | Восковые карандаши, ладошка, акварель | Совершенствовать умение сочетать разные техники в одной работе. Развивать фантазию, воображение. | Альбомный лист, восковые карандаши, акварель | текущий контроль |
66 | Рыбки в море | Аппликация из семян | Развивать фантазию, воображение, самостоятельность. | Альбомный лист, пластилин, семена разных культур | текущий контроль |
67 68 | На лугу (2 занятия) | Сочетание разных техник: пластилина и красок | Развитие самостоятельности | Альбомный лист, пластилин, гуашь. | Итоговый контроль |
ВЫСТАВКА РАБОТ |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Периодич- ность | Формы контроля | Оценочные материалы | Способы фиксации результа-тов | Критерии оценива-ния | |
Текущий контроль | На каждом занятии | Опрос, задания, педагогическое наблюдение | Наблюдение во время занятия | Фиксация результатов не предусмот-рена | Оценка не предусмотрена |
Промежуточ-ный контроль | 1 раз в квартал | Тестовые задания | Карта наблюдений | Результат фиксиру- ется в оценочной таблице | Уровень: высокий, средний, низкий |
Итоговый контроль | В конце учебного года | Выполнение итоговых диагностичес-ких заданий | Карта наблюдений | Результат фиксиру- ется в оценочной таблице | Уровень: высокий, средний, низкий |
Итоговый контроль проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретательное, художественно оформленное.
Форма подведения итогов:
- Выставки в конце занятий;
- Выставка по итогам года;
- Создание альбома образцов «Нетрадиционных художественных техник»
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение
Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.
В процессе обучения используются:
- Иллюстративный (демонстрационный и раздаточный) материал;
- Методическая литература;
- Дидактические игры;
Материально-технические условия реализации программы
- Помещение для проведения занятий;
- Магнитная доска;
- Наборное полотно;
- Мольберт;
- Магнитофон;
- Изобразительный материал:
- Пластилин;
- Гуашь; акварельные краски;
- Восковые мелки, свеча;
- Ватные палочки;
- Поролон;
- Ватные диски;
- Шерстяные нитки;
- Зубные щетки;
- Манка;
- Соль;
- Одноразовые вилки;
- Бумага альбомная;
- Картон белый, цветной;
- Стаканы для воды;
- Подставки под кисти;
- Салфетки.
Список литературы
1. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду.» 2014г.
2. Швайко Г.С. «Занятия по ИЗО-деятельности в детском саду» 2008 г.
3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Сфера 2008г.
4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» Мозаика-синтез 2010г.
5. Кудейко М.В. «Коллекция идей» Линка-пресс 2004г.
6. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» 2004г.
7. Коваленко З.Д. «Аппликация семенами» Мозаика-синтез.2014г.
8. Брозаускас Л.Г. «Расчудесные ладошки» Каро 2010
9. Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Детство-пресс 2004г.
10. Шницкая И.О. «Аппликации из пластилина» Феникс 2014г.
11. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина» Мозаика-синтез 2012г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Уровень | Анализ продукта деятельности | Анализ процесса деятельности | |||||
Форма | Композиция | Цвет | Ассоциативное восприятие пятна | Изобразительные навыки | Регуляция деятельности | Уровень самостоятельности, творчества | |
высокий | передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение | расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов | передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна | самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы | легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами | адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием | выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения |
средний | есть незначительные искажения, движение передано неопределенно | на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения | есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков | справляется при помощи взрослого | испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами | эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности | требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла |
низкий | искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое. | композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно | цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете | не видит образов в пятне и линиях | рисует однотипно, материал использует неосознанно | безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности | необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла |
Диагностическая карта
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Анализ продукта деятельности | Анализ процесса деятельности | |||||
форма | композиция | цвет | ассоциат. восприятие пятна | изобр. навыки | регуляция дея-ти | самос-ть | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.
2. Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдаются;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция.
а) расположение изображений на листе:
- по всему листу;
- на полосе листа;
- не продумано, носит случайный характер;
б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
- движение передано достаточно четко;
- движение передано неопределенно, неумело;
- изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.
7. Цвет.
а) цветовое решение изображения:
- передан реальный цвет предметов; цветовая гамма определенного вида народного декоративного искусства;
- есть отступления от реальной окраски; цветовой гаммы народного искусства;
- цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Характер линии.
а) характер линии:
- слитная;
- линия прерывистая;
- дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
- средний;
- сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
- слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
- регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура;
- регулирует силу нажима и размах не всегда;
- не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности.
а) отношение к оценке взрослого:
- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при замечании — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
- адекватна;
- неадекватна (завышенная, заниженная);
- отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
- к предложенному заданию;
- к процессу деятельности;
- к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-950036-1505905574.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».
Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-950036-1505905574.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)
Программа для работы с детьми 6-7 лет. Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчеств...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-950043-1505906227.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)
Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчество с обучением основам вязания крючком и...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-1211536-1580052920.jpg)
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/09/picture-1029579-1523274103.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Кубанские мастера"
Программа дополнительного образования "Кубанские мастера"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/09/picture-1029579-1523274103.jpg)
Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности "Кубанские мастера"
Рецензия на программу дополнительного образования "Кубанские мастера"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/29/picture-461480-1404046585.jpg)
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...