Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_masterov.docx | 69.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №1002»
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школа № 1002 от «____» ______________2017г. Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № 1002 _______________Солодуха Е.Г. «___» ____________ 2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Город мастеров»
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Селиванова Елена Викторовна,
Захаренкова Светлана Васильевна
воспитатели
Москва
2017
Оглавление
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий 4
Календарно-тематический план 8
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 17
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 17
Учебно-методическое обеспечение 17
Материально-технические условия реализации программы 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа « ГОРОД МАСТЕРОВ» является дополнительной общеобразовательной
Общеразвивающей программой и разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и основными положениями Концепции развития дополнительного образования РФ, Приказом Минобрнауки России № 1008 от 29.08.2013 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и методическими рекомендациями Минобрнау-ки РФ от 18.11.2015 г.
Направленность программы: художественная
Уровень освоения программы: ознакомительный
Актуальность программы
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают немногого сверх того, что они имели к девяти-десяти годам жизни. Если многие навыки умственной деятельности по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования и лепки у большинства почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они ни достигли в других сферах.
Но наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста.
Изобразительная деятельность-один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша.
Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не исключительно художникам, они полезны любым специалистам.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно- творческих способностей стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для детей. В связи с этим, нетрадиционные техники в рисовании и лепке дают толчок к развитию детского интеллекта, активизирует творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Именно нетрадиционные художественные техники создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Отличительные особенности программы
Настоящая программа описывает курс по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник. Данные техники дают немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Программа активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных ( совместно со взрослым) композиций в рисунке и лепке. Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображению.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность, интерес к окружающему миру.
Ориентировать детей на их творческое развитие с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи программы:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Обучающие:
- Закреплять и обогащать знания детей в разных видах художественного творчества;
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемам работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки.
Воспитательные
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию;
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Для реализации задач используются следующие методы и приемы:
Методы работы:
- групповой
- индивидуальный
- наглядный
Приемы работы:
- использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте );
- упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики;
- беседы, работа с наглядным материалом;
- рассматривание репродукций картин.
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
- форма занятий – групповая
- режим занятий -2 раза в неделю по 30 минут; 68 занятия в год
Предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Планируемые результаты.
Дети старшего дошкольного возраста будут знать:
- Нетрадиционные техники рисования и лепки;
- Познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- Освоят навыки работы с различными материалами;
- Запомнят основные цвета и некоторые их оттенки, формы, величины, пространственные отношения;
- Договариваться между собой при выполнении коллективных работ;
- Научатся видеть необычное в обычных предметах.
Дошкольники будут уметь:
- Создавать изображения, используя разные изобразительные материалы;
- Создавать композицию;
- Декоративно оформлять изделия;
- Сравнивать предметы, выделять их особенности;
- Освоят формообразующие линии;
- Передавать настроение в творческой работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Пластилинография | 17 |
2 | Пластилиновая аппликация | 13 |
3 | Объемная лепка | 3 |
4 | Ватные палочки | 2 |
5 | Рисование пальчиками | 2 |
6 | Ладошки | 6 |
7 | Отпечаток листьями | 2 |
8 | Зубная щетка | 2 |
9 | Тычок | 2 |
10 | Нитки | 3 |
11 | Бумажный комок | 1 |
12 | Восковые мелки | 3 |
13 | Манка | 2 |
14 | Соль | 2 |
15 | Набрызг | 2 |
16 | Поролон | 2 |
17 | Ватный диск | 1 |
18 | Вилка | 1 |
19 | Итоговое занятие | 2 |
В с е г о | 68 |
Календарно-тематический план
№ занятия | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование | Форма контроля |
Сентябрь | |||||
1 | Яблочко румяное | рисование ватными палочками; | Учить рисовать методом тычка при помощи ватных палочек, углублять представления о цвете | ½ альбомного листа с карандашным контуром яблока, гуашь, ватные палочки | текущий контроль |
2 | Вишенка | Аппликация из пластилина | Учить раскатывать пластилиновые жгутики, учить анализировать форму, расположение в пространстве. | Красный, зеленый и коричневый пластилин, картон для фона. | текущий контроль |
3 | Подсолнухи | Рисование пальчиками, ватные палочки | Учить рисовать приемом пальчикового рисования ,развивать цветовосприятие. | ½ тонированного альбомного листа с нарисованными тремя кругами, гуашь ,ватные палочки. | текущий контроль |
4 | Груша | Пластилинография | Учить основным приемам работы с пластилином: придавливание, разглаживание, примазывание | Зеленый, желтый и коричневый пластилин, картон для фона. | текущий контроль |
Октябрь | |||||
5 | Листопад | Отпечаток листьями | Познакомить с техникой печатания листьями.Закреплять умения работать с техникой печати по трафарету. | Альбомный лист с нарисованной веткой, листья с разных деревьев, гуашь. | текущий контроль |
6 | Мухоморы | Аппликация семенами | Научить лепить целый предмет из частей, используя знакомые приемы лепки: скатывание колбаски, шара, расплющивание. | Лист цветного картона, пластилин, семена красной чечевицы косточки слив. | текущий контроль |
7 | Осенний лес | Рисование ладошкой | Учить делать отпечаток ладошкой – крона деревьев, развивать цветовосприятие. | Альбомный лист с нарисованными силуэтами деревьев, блюдца с гуашью, салфетки. | текущий контроль |
8 | Дуб | Аппликация семенами | Продолжать учить детей основным приемам лепки, учить формировать крону дерева, аккуратно накладывать косточки на пластилин. Закреплять названия частей дерева. | Лист цветного картона, пластилин, косточкислив. | текущий контроль |
9 | Астры в вазе | Рисование при помощи зубной щетки | Учить рисовать лепестки астр при помощи зубной щетки | Альбомный лист с наклеянной вазой, нарисованными тремя кругами, гуашь, зубная щетка. | текущий контроль |
10 | Одуванчик | Пластилинография, аппликация из семян | Научить детей лепить из пластилина одуванчик, украшать его семенами. | Зерна желтого гороха, зеленого нута, пластилин, лист цветного картона. | текущий контроль |
11 | Ветка рябины | Рисование пальчиками, отпечаток листьями. | Совершенствовать технику рисования пальцами, продолжать учить работать в технике печати по трафарету. | Альбомный лист с нарисованной веткой, гуашь, листья, салфетка. | текущий контроль |
12 | Золотая осень | Пластилинография, аппликация из семян | Научить детей лепить деревья из пластилина, передавая ствол, веточки.Размещать на веточках семена, подбирать их по размеру. Научить раскрашивать семена красками. | Горох, зерна кукурузы, семечки тыквы, кабачков. Пластилин, бумажная тарелка с голубым /небо/ и желтым /трава/ фоном. | текущий контроль |
Ноябрь | |||||
13 | Золотая осень | Рисование тычком | Учить рисовать методом тычка, закреплять умение держать кисть, учить смешивать цвета на листе бумаги.Закреплять умение рисовать деревья. | Альбомный лист, гуашь,жесткая кисть. | текущий контроль |
14 | Веселое солнышко | Аппликация из пластилина, работа с семенами | Продолжать учить детей скатывать жгутики, скручивать их в круг, украшать лучи семенами | Семечки тыквы, арбуза, красной чечевицы.Пластилин, лист цветного картона. | текущий контроль |
15 | Ежики | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечаток ладошкой | Альбомный лист с нарисованными ежиками, гуашь | текущий контроль |
16 | Ежик | Аппликация семенами | Учит детей лепить объемную фигуру ежика с мелкими деталями. Показать детям, что один и тот же предмет можно изобразить разными средствами. | Семечки подсолнечника,чечевицы.Пластилин, бумажная тарелка с цветочным рисунком. | текущий контроль |
17 | Цветок | Рисунок нитками | Познакомить детей с новым изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие. Учить аккуратно, пользоваться клеем. Выкладывать нить точно по контуру. | Альбомный лист, шерстяные или полушерстяные нитки, клей. | текущий контроль |
18 | Улитка | Лепка, аппликация семенами. | Научить детей лепит и украшать улитку, делать рамку для картинки , чередуя семена разных культур | Семена разных культур, пластилин, лист цветного картона. | текущий контроль |
19 | Веселые снеговики | Смешанная техника | Закреплять умение работать ватными палочками, методом тычка. Учить печатать комком бумаги. | Альбомный лист с нарисованным контуром трех снеговиков, белая гуашь ,ватные палочки, кисть ,бумага. | промежуточный контроль |
20 | Лошадка | Аппликация семенами | Научить детей изображать лошадь при помощи трафарета, пластилина, гречки. Воспитывать любовь к животным | Гречневая крупа, пластилин, шпагат, рамка-трафарет с силуэтом лошади. Лист зеленого картона | промежуточный контроль |
Декабрь | |||||
21 | Зимний лес | Рисование капустным листом | Совершенствовать технику печатания растениями. Предложить детям изобразить зимний лес при помощи капустного листа, дополнить рисунок деталями. | Альбомный лист, капустные /китайская/ листья, гуашь белая, кисточки. | текущий контроль |
22 | Узор на тарелочке | Аппликация семенами | Научить составлять узор на круге, равномерно прикрепляя семена на пластилин, чередовать цвета. Воспитывать художественный вкус, развивать фантазию. | Зерна кукурузы, кофе, семечки арбуза, дыни, кардамон. Пластилин, картонная тарелочка. | текущий контроль |
23 | Елочные игрушки | Рисование восковыми мелками, акварельными красками. | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие. | Альбомный лист. Восковые мелки, акварель, кисточка. | текущий контроль |
24 | Цветок | Аппликация из пластилина | Продолжать учить катать жгутики, скручивать их в овалы. | Пластилин разных цветов по выбору детей .Картон для фона. | текущий контроль |
25 | Красивые снежинки | Рисование манкой | Познакомить детей с техникой рисования манной крупой. | ½ тонированного альбомного листа, клей ПВА, манная крупа. | текущий контроль |
26 | Баночка | Аппликация семенами | Научить детей украшать баночку, ,используя пластилин и семена. | Семена различных культур. Пластилин, баночка от крема или кофе. | текущий контроль |
27 | Метель | Рисование восковыми карандашами, акварельными красками. | Продолжать учить детей сочетать технику рисования восковыми карандашами и акварельными красками. | Альбомный лист, восковые карандаши, акварельные краски. | текущий контроль |
28 | Снегирь | Пластилинография, аппликация семенами. | Научить лепить на тарелочке объемную картинку, раскрашивать семена краской. Воспитывать любовь к природе, развивать фантазию | Семена различных культур, пластилин, краски, кисточка, бумажная тарелка. | текущий контроль |
29 | Дед Мороз | Рисование ладошкой, солью. | Совершенствовать умение делать отпечаток ладошкой .Познакомить с техникой рисования солью. | Альбомный лист, гуашь, клей ПВА, соль. | текущий контроль |
30 | Елочка новогодняя | Техника по выбору детей: аппликация пластилином и семенами или зубная щетка+пальчики | Закреплять различные техники | Альбомный лист или картон, пластилин или гуашь. | текущий контроль |
Январь | |||||
31 | В лесу родилась елочка… | Рисование поролоном | Помочь детям освоить новый способ изображения-рисование поролоновой губкой | Альбомный лист тонированный, трафарет елочки на каждого ребенка, поролон, гуашь. | текущий контроль |
32 | Осьминог | Аппликация пластилином | Продолжать учить катать жгутики, развивать пространственное воображение | Пластилин, картон для фона. | текущий контроль |
33 | На что похоже? | Ниткография | Познакомить с новой изобразительной техникой. Развивать воображение, фантазию. | Альбомный лист, гуашь, нитки хлопчатобумажные 30 см длины | текущий контроль |
34 | Улица ночью | Аппликация семенами | Научить детей лепить из пластилина широкие ленты, аккуратно примазывать их к картону, раскладывать семена на определенном расстоянии друг от друга. | Гречневая крупа, белая и коричневая фасоль, горох, семечка подсолнечника, иголки хвои .Пластилин, картон синего цвета. | текущий контроль |
35 | Жираф | Рисование ладошкой | Продолжать учить детей делать отпечатки ладошкой, оформлять рисунок крупой. | Альбомный лист, гуашь, гречневая крупа. Клей ПВА. | текущий контроль |
36 | Веточка мимозы | Аппликация семенами | Научить детей создавать красивую картинку | Семена кукурузы, чечевица, иглы ели. Пластилин, лист картона для фона. | текущий контроль |
Февраль | |||||
37 | Зимнее настроение | Манная крупа, набрызг. | Учить детей рисовать деревья, используя прием рисования манкой. Развивать навыки построения композиции | Альбомный лист тонированный, Клей ПВА, манка, зубная щетка, белая гуашь. | текущий контроль |
38 | Розы | Аппликация | Научить детей наклеивать готовые розы на цветной картон, используя пластилин. Учить вырезать листочки из прямоугольника, сложенного пополам. | Высушенные шкурки апельсинов .Пластилин, Ножницы, зеленая бумага, клей ПВА, лист цветного картона | текущий контроль |
39 | Кот | Рисование ладошкой, методом тычка, использование ниток | Совершенствовать умение работать кистью методом тычка, обводить ладошку, аккуратно наклеивать нитку. | Тонированный лист бумаги, гуашь, кисти, шерстяные нитки | текущий контроль |
40 | Ворона | Аппликация семенами | Научить лепить из пластилина ворону, прикреплять семечки под наклоном, создавая объемную форму. Развивать любовь к природе | Семена подсолнечника, желтая цветная бумага, Пластилин, лист картона зеленого цвета. | текущий контроль |
41 | Цыплята | Рисование поролоном | Продолжать учить детей рисовать поролоном, передавать характерную фактуру изображаемого объекта. | Альбомный лист , гуашь , поролон, кисти. | текущий контроль |
42 | Цыпленок | Аппликация пластилином | Продолжать учить детей катать длинные жгутики, ,скручивать их в нужные формы | Пластилин, картон для фона. | текущий контроль |
43 | Пень с грибами | Рисование ладошкой, пальчиками, | Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью, детали – пальчиками. | Альбомный тонированный лист, гуашь, салфетка | промежуточный контроль |
44 | Овечка | Пластилинография | Научить детей создавать сюжетную картину, используя знакомые приемы работы. Развивать композиционные умения. | Пластилин разных цветов, картон для фона | промежуточный контроль |
Март | |||||
45 | Розы для мамы | Рисование ватным диском | Познакомить детей с новым приемом печатанья- ватным диском | Ватный диск, гуашь, альбомный тонированный лист | текущий контроль |
46 | Гусеница | Аппликация из пластилина | Продолжать учить катать жгутики разных размеров, использовать для ножек и глазок -семена чечевицы | Пластилин, картон для фона, семена чечевицы | текущий контроль |
47 | Тюльпаны в вазе | Рисование вилкой | Предложить детям новый способ создания отпечатка-вилка. | Альбомный тонированный лист, гуашь, одноразовые вилки, вырезанный силуэт вазы. | текущий контроль |
48 | Пчелка | Пластилинография | Продолжать учить детей создавать сюжетную картину. Совершенствовать умение создавать композицию. | Пластилин разных цветов, картон для фона | текущий контроль |
49 | Щенок | Рисование тычком, ниткой | Совершенствовать умение рисовать методом тычка. Развивать аккуратность при работе с нитками и клеем. | Альбомный тонированный лист, гуашь, шерстяные или полушерстяные нитки. | текущий контроль |
50 | Медвежонок | Аппликация из пластилина | Продолжать учить катать жгутики, скручивать их по кругу, формируя голову и туловище | Пластилин, картон для фона подходящего цвета. | текущий контроль |
51 | На что похоже? | Ниткография | Продолжать развивать фантазию, воображение. | Альбомный лист , гуашь, нитки, длинной 30 см | текущий контроль |
52 | Божья коровка | Пластилинография | Продолжать учить детей создавать сюжетную картину. Развивать фантазию. | Пластилин, картон для фона | текущий контроль |
53 | Два веселых гуся | Рисование ладошкой, тычок | Совершенствовать умение делать отпечаток ладошкой, развивать умение работать кистью методом тычка | Альбомный лист, гуашь, кисточка, салфетка | текущий контроль |
54 | Стрекоза | Аппликация пластилином | Закреплять умение катать жгутики, выкладывать из них определенные формы | Пластилин, картон для фона | текущий контроль |
Апрель | |||||
55 | Кактусы | Рисование ладошкой, ниткой, методом тычок | Развивать умение сочетать различные техники в одной работе | Альбомный лист, гуашь, кисточки, нитки разных цветов. | текущий контроль |
56 | Стрекоза | Пластилинография, аппликация семенами | Учить детей создавать сюжетную картину, используя знакомые приемы работы. | Пластилин, картон для фона, семена различных культур | текущий контроль |
57 | Звездное небо | Набрызг, поролон | Совершенствовать навыки владением набрызга, работой с поролоном | Альбомный лист , гуашь зубная щетка поролон | текущий контроль |
58 | Зайка-попрыгайка | Аппликация из пластилина | Учить детей анализировать изображение, самостоятельно планировать ход работы | Пластилин, картон для фона | текущий контроль |
59 | Деревья в цвету | Восковые карандаши + акварель, набрызг | Учить детей комбинировать различные виды техник. Закреплять умение рисовать деревья | Альбомный лист, акварель, восковые карандаши, зубная щетка | текущий контроль |
60 | Цветы на лугу | Пластилиновая картина | Учить детей работать с накладными деталями | Пластилин, картон для фона | текущий контроль |
61 | Жар - птица | Рисование ладошкой, ватными палочками, солью | Учить использовать различные техники в одной работе | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, соль | текущий контроль |
62 | Рыбка | Аппликация из пластилина | Совершенствовать технику раскатывания тонких жгутиков, сворачивая их в различные геометрические формы. | Пластилин, картон для фона. | текущий контроль |
Май | |||||
63 | Бабочка | Рисование кулачком, ватными палочками, манкой | Продолжать учить детей сочетать разные техники в одной работе | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, манка, салфетка | текущий контроль |
64 | Бабочка | Аппликация из семян | Продолжать учить детей симметрично украшать крылья бабочки | Семена различных культур, пластилин, картон для фона | текущий контроль |
65 | Рыбка | Восковые карандаши, ладошка, акварель | Совершенствовать умение сочетать разные техники в одной работе. Развивать фантазию, воображение. | Альбомный лист, восковые карандаши, акварель | текущий контроль |
66 | Рыбки в море | Аппликация из семян | Развивать фантазию, воображение, самостоятельность. | Альбомный лист, пластилин, семена разных культур | текущий контроль |
67 68 | На лугу (2 занятия) | Сочетание разных техник: пластилина и красок | Развитие самостоятельности | Альбомный лист, пластилин, гуашь. | Итоговый контроль |
ВЫСТАВКА РАБОТ |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Периодич- ность | Формы контроля | Оценочные материалы | Способы фиксации результа-тов | Критерии оценива-ния | |
Текущий контроль | На каждом занятии | Опрос, задания, педагогическое наблюдение | Наблюдение во время занятия | Фиксация результатов не предусмот-рена | Оценка не предусмотрена |
Промежуточ-ный контроль | 1 раз в квартал | Тестовые задания | Карта наблюдений | Результат фиксиру- ется в оценочной таблице | Уровень: высокий, средний, низкий |
Итоговый контроль | В конце учебного года | Выполнение итоговых диагностичес-ких заданий | Карта наблюдений | Результат фиксиру- ется в оценочной таблице | Уровень: высокий, средний, низкий |
Итоговый контроль проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретательное, художественно оформленное.
Форма подведения итогов:
- Выставки в конце занятий;
- Выставка по итогам года;
- Создание альбома образцов «Нетрадиционных художественных техник»
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение
Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.
В процессе обучения используются:
- Иллюстративный (демонстрационный и раздаточный) материал;
- Методическая литература;
- Дидактические игры;
Материально-технические условия реализации программы
- Помещение для проведения занятий;
- Магнитная доска;
- Наборное полотно;
- Мольберт;
- Магнитофон;
- Изобразительный материал:
- Пластилин;
- Гуашь; акварельные краски;
- Восковые мелки, свеча;
- Ватные палочки;
- Поролон;
- Ватные диски;
- Шерстяные нитки;
- Зубные щетки;
- Манка;
- Соль;
- Одноразовые вилки;
- Бумага альбомная;
- Картон белый, цветной;
- Стаканы для воды;
- Подставки под кисти;
- Салфетки.
Список литературы
1. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду.» 2014г.
2. Швайко Г.С. «Занятия по ИЗО-деятельности в детском саду» 2008 г.
3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Сфера 2008г.
4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» Мозаика-синтез 2010г.
5. Кудейко М.В. «Коллекция идей» Линка-пресс 2004г.
6. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» 2004г.
7. Коваленко З.Д. «Аппликация семенами» Мозаика-синтез.2014г.
8. Брозаускас Л.Г. «Расчудесные ладошки» Каро 2010
9. Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Детство-пресс 2004г.
10. Шницкая И.О. «Аппликации из пластилина» Феникс 2014г.
11. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина» Мозаика-синтез 2012г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Уровень | Анализ продукта деятельности | Анализ процесса деятельности | |||||
Форма | Композиция | Цвет | Ассоциативное восприятие пятна | Изобразительные навыки | Регуляция деятельности | Уровень самостоятельности, творчества | |
высокий | передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение | расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов | передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна | самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы | легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами | адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием | выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения |
средний | есть незначительные искажения, движение передано неопределенно | на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения | есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков | справляется при помощи взрослого | испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами | эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности | требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла |
низкий | искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое. | композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно | цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете | не видит образов в пятне и линиях | рисует однотипно, материал использует неосознанно | безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности | необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла |
Диагностическая карта
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Анализ продукта деятельности | Анализ процесса деятельности | |||||
форма | композиция | цвет | ассоциат. восприятие пятна | изобр. навыки | регуляция дея-ти | самос-ть | ||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.
2. Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдаются;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция.
а) расположение изображений на листе:
- по всему листу;
- на полосе листа;
- не продумано, носит случайный характер;
б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
- движение передано достаточно четко;
- движение передано неопределенно, неумело;
- изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.
7. Цвет.
а) цветовое решение изображения:
- передан реальный цвет предметов; цветовая гамма определенного вида народного декоративного искусства;
- есть отступления от реальной окраски; цветовой гаммы народного искусства;
- цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Характер линии.
а) характер линии:
- слитная;
- линия прерывистая;
- дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
- средний;
- сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
- слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
- регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура;
- регулирует силу нажима и размах не всегда;
- не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности.
а) отношение к оценке взрослого:
- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при замечании — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
- адекватна;
- неадекватна (завышенная, заниженная);
- отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
- к предложенному заданию;
- к процессу деятельности;
- к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».
Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)
Программа для работы с детьми 6-7 лет. Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчеств...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)
Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчество с обучением основам вязания крючком и...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Кубанские мастера"
Программа дополнительного образования "Кубанские мастера"...
Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности "Кубанские мастера"
Рецензия на программу дополнительного образования "Кубанские мастера"...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...