«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
проект (младшая группа)

Милешина Татьяна Сергеевна

 «В гостях у сказки»

 

Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

СП «Детский сад  комбинированного вида «Звездочка» МБДОУ

«Планета детства»

 «В гостях у сказки»

Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

   

                                                                                           

                                                                                                                                 Подготовила воспитатель

                                                                                            второй младшей группы:    

                                                                                            Милешина Т.С.                            

п.Чамзинка

Содержание

Анализ ситуации…………………………………………………...................4

Образовательная область…………………………………………………..4

Цель и задач.......................................................................................................5

Продолжительность, сроки и основные формы реализации проекта……..6

Формы организации детей и родителей .........................................................6

Методы и приёмы……………………………………………………………..7

Проектная деятельность выражена через .......................................................7

Планируемые результаты ……………………………....................................8

Продукт проектной деятельности …………………………………………...9

Условия, обеспечивающие достижения результатов……………………….9

План работы по реализации проекта ………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………………………..12

3

Педагогический проект «В гостях у сказки»

 Вид проекта: целевой творческий практика – ориентированный.

 Тип:

  • Детско – взрослый;
  • Ребёнок – субъект проектирования;
  • Открытый – в ДОУ и за его пределами.

 Духовно – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».

Вид проекта: Групповой, творческий.

Анализ ситуации

 Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса посредством художественной литературы. В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев. Побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком элементарно анализировать и делать маленькие открытия в сказках, для этого необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Глубокие нравственные чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и искусстве – важное условие духовной жизни ребёнка.

Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки.

4

Самым увлекательным направлением в дошкольном духовно - нравственном воспитании является также театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

  Проблема. Противоречия между:

• формированием активной жизненной позиции ребёнка младшего возраста, приобщении его к нравственным, духовным ценностям семьи, высоким и низким уровнем гражданской позиции у детей младшего возраста

• уровнем воспитанности в семье и в детском дошкольном учреждении

 Цель: создать условия для развития духовно - нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста при помощи художественной литературы.                    

5

Задачи:

• Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;

• Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками) ; работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, что ведет к повышению нравственного уровня ребенка.

• Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.

• Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.

Участники проекта: воспитатели, родители и дети.

Целевая группа проекта: Проект вторая младшей группы.

Продолжительность проекта: Годовой.

Сроки реализации: сентябрь 2018 – май 2019 учебный год.

Формы организации детей и родителей:

  • Анкетирование родителей.
  • Непосредственно - образовательная деятельность.
  • Развлечения и досуги.

6

  • Физические культура.
  • Продуктивная деятельность.
  • Выставки детского творчества (лепка сказочных персонажей из солёного теста).
  • Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Оформление мини – музея в группе.

Методы и приёмы:

  • Объяснительно – иллюстративные.
  • Проблемное изложение материала.
  • Словестная.
  • Театрализованная.
  • Досуговая.
  • Игровая
  • Методы формирования сознания духовно-нравственного воспитания детей: рассказ, объяснения, разъяснения, беседа по сказкам.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта поведения, поручения, воспитывающие ситуации.

Проектная деятельность выражена через:

  • игру как основной вид деятельности детей;
  • театрализованную деятельность;
  • художественно – речевую;
  • трудовую деятельность;
  • музыкально – художественную деятельность;
  • экскурсии в мини-музей «Русская изба» (в детском саду).
  • включение элементов творчества в организацию  образовательной деятельности с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;

7

  • совместную деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогами и сверстниками.

 Планируемые результаты

• Повышение уровня духовно - нравственной культуры детей младшего дошкольного возраста.

• Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.

• Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.

• Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.

План реализации.

Подготовительный этап сентябрь - октябрь.

(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.)

• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.

• Создание творческой группы.

• Подбор и изучение литературы по теме проекта.

• Постановка цели и задач, составление плана работы.

• Анкетирование родителей.

• Совместная деятельность педагога с детьми.

Основной этап реализации октябрь - май.

• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.

• Обогащение развивающей среды.

• Активизация работы с детьми и их родителями, педагогами.

• Проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения и РМО.

8

• Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм с духовно - нравственной направленностью.

• Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта.

Заключительный этап май.

Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций в уголке для      родителей.

Условия, обеспечивающие достижения результатов

1. Психолого – физическое благополучие детей младшего дошкольного возраста на основе оптимизации детско – родительских отношений путём использования игровых технологий и методов.

2. Разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности детей младшего возраста.

3. Стимулирование активности каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, общаться, играть.

4. Проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно - нравственного становления ребёнка младшего  дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности:

  • Мини – музей «В мире сказочного театра».
  • Выставка  игрушек «Сказочный герой» - тесто пластика.
  • Итоговое театрализованное представление.

9

План работы по реализации проекта

Месяцы  

периоды

                   Мероприятия

Участники

Подготовительный этап 

Сентябрь – октябрь

• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.

• Создание творческой группы.

• Подбор и изучение литературы по теме проекта.

• Постановка цели и задач, составление плана работы.

• Анкетирование родителей. 

«Актуальность духовно-нравственного воспитания»

• Совместная деятельность педагога с детьми.

Воспитатели,

дети, родители

                                                     Основной

Ноябрь

1 неделя

Беседа на тему «Театр».

Воспитатель, дети

3 неделя

Игра «Узнай сказку».

Воспитатель, дети

1 – 4 неделю

Совместная деятельность педагога и детей:

Лепка из солёного теста мой любимый герой сказки».

Прочтение сказки «Бобовое зернышко». Беседа по ее содержанию.

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:

Разучивание слов героев сказки «Бобовое зёрнышко».

Родительское собрание - «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

Воспитатели,

Дети,

родители

Декабрь

1 неделя

Загадки, словесные игры по тексту сказки «Бобовое зернышко»

Воспитатели,

дети

3 неделя

Герои сказки «Бобовое зернышко»  

-   раскрашивание раскрасок по сказки.  

Воспитатель,

дети

1 – 4 неделю

Совместная деятельность педагога и детей:

Изготовление книжки из рисунков по сказке «Бобовое зернышко»

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:

 Рекомендации родителям « О воспитании детей».

Воспитатели,

Дети,

родители

Январь

1 неделя

Прочтение сказки «Рождественская сказка». Беседа по ее содержанию

Воспитатель,

дети

3 неделя

 Театрализованное представление «Рождественская сказка».

Воспитатели,

дети

1 – 4 неделю

Совместная деятельность педагога и детей:

Герои сказки «Рождественская сказка» лепка из солёного теста.

«Забавы зимы» -подбор и прослушивание музыкальных произведений о зиме.

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:

Разучивание слов героев сказки «рождественская сказка».

Папка –передвижка –

«Православный праздник - Рождество Христово!».

Воспитатели,

дети,

родители

Февраль.

1 неделя

 Прочтение сказки «Морозко». Беседа по ее содержанию

Воспитатель,

дети

3 неделя

Загадки, словесные игры по тексту сказки «Морозко»

Воспитатель,

Дети

1 – 4 неделю

Совместная деятельность педагога и детей:

Герои сказки «Морозко» - рисование.        

«Забавы зимы»  - прослушивание музыкальных произведений о зиме.        

Работа с родителями:

Участие родителей в создании Мини – музей «В мире сказочного театра».

Консультация «Театрализованные игры как средство развития  речи детей».

Воспитатели,

дети,

родители

Март.

1 неделя

Сказка  «Заюшкина избушка».Знакомство с текстом сказки

Воспитатели,

дети

3 неделя

Проигрывание диалогов из сказки  «Заюшкина избушка».

Воспитатели,

дети

1 – 4 неделю

Совместная деятельность педагога и детей:

Подбор музыки к  сказки  «Заюшкина избушка». прослушивание музыкальных произведений.

Работа с родителями:

Рисование героев сказки  «Заюшкина избушка».

Воспитатели,

дети,

родители

Апрель.

1 неделя

 Знакомство с текстом сказки «Гуси – лебеди»

Воспитатели,

дети

3 неделя

Театрализованное представление сказки «Гуси – лебеди»

Воспитатели,

дети

1 – 4 неделю

Совместная деятельность педагога и детей:

Подбор музыки к тексту сказки «Гуси – лебеди» прослушивание музыкальных произведений.

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:

Оформление театрального уголка к показу сказки «Гуси – лебеди»

Воспитатели,

дети,

Родители

Заключительный этап

Май

1 неделя

Прочтение сказки «Волк и семеро козлят». Работа с текстом сказки

Воспитатели,

дети

3 неделя

Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлят»

Воспитатели,

дети

1 – 4 неделю

Совместная деятельность педагога и детей:

Подбор музыки к тексту сказки «Волк и семеро козлят»

«Веселые старты» по сказкам («Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Пустое место» ит.д.)

Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:

Выставка  игрушек «Сказочный герой» -тесто пластика.

Дети,

родители

Младший воспитатель

Обеспечение:

Материально-техническое: фотографии, 2 фотоальбома, фотоаппарат, видеокамера, аудиозапись детских песен, художественного слова, картон, клей, цветная бумага.

Учебно-методическое:

1. Берлова А.Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М.,2008г.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002

3. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004

4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…, М.,-2003

5. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания, - 2004

6. Рябкова И.В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. –

2004.

7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

8. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. –

М.: «Линнка-Пресс», 2008.

9 . Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

10. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

11. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

12. nsportal.ru: Социальная сеть работников образования. 

13. http://festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

14. http://dob.1september.ru: Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.

15. http://www.portal-slovo.ru: Образовательный портал"Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса поср...

Проект по духовно–нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.  В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические п...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...