«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
проект (младшая группа)
«В гостях у сказки»
Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
СП «Детский сад комбинированного вида «Звездочка» МБДОУ
«Планета детства»
«В гостях у сказки»
Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель
второй младшей группы:
Милешина Т.С.
п.Чамзинка
Содержание
Анализ ситуации…………………………………………………...................4
Образовательная область…………………………………………………..4
Цель и задач.......................................................................................................5
Продолжительность, сроки и основные формы реализации проекта……..6
Формы организации детей и родителей .........................................................6
Методы и приёмы……………………………………………………………..7
Проектная деятельность выражена через .......................................................7
Планируемые результаты ……………………………....................................8
Продукт проектной деятельности …………………………………………...9
Условия, обеспечивающие достижения результатов……………………….9
План работы по реализации проекта ………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………..12
3
Педагогический проект «В гостях у сказки»
Вид проекта: целевой творческий практика – ориентированный.
Тип:
- Детско – взрослый;
- Ребёнок – субъект проектирования;
- Открытый – в ДОУ и за его пределами.
Духовно – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».
Вид проекта: Групповой, творческий.
Анализ ситуации
Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса посредством художественной литературы. В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев. Побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком элементарно анализировать и делать маленькие открытия в сказках, для этого необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Глубокие нравственные чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и искусстве – важное условие духовной жизни ребёнка.
Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки.
4
Самым увлекательным направлением в дошкольном духовно - нравственном воспитании является также театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Проблема. Противоречия между:
• формированием активной жизненной позиции ребёнка младшего возраста, приобщении его к нравственным, духовным ценностям семьи, высоким и низким уровнем гражданской позиции у детей младшего возраста
• уровнем воспитанности в семье и в детском дошкольном учреждении
Цель: создать условия для развития духовно - нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста при помощи художественной литературы.
5
Задачи:
• Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;
• Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками) ; работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, что ведет к повышению нравственного уровня ребенка.
• Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.
• Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.
Участники проекта: воспитатели, родители и дети.
Целевая группа проекта: Проект вторая младшей группы.
Продолжительность проекта: Годовой.
Сроки реализации: сентябрь 2018 – май 2019 учебный год.
Формы организации детей и родителей:
- Анкетирование родителей.
- Непосредственно - образовательная деятельность.
- Развлечения и досуги.
6
- Физические культура.
- Продуктивная деятельность.
- Выставки детского творчества (лепка сказочных персонажей из солёного теста).
- Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Оформление мини – музея в группе.
Методы и приёмы:
- Объяснительно – иллюстративные.
- Проблемное изложение материала.
- Словестная.
- Театрализованная.
- Досуговая.
- Игровая
- Методы формирования сознания духовно-нравственного воспитания детей: рассказ, объяснения, разъяснения, беседа по сказкам.
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения, поручения, воспитывающие ситуации.
Проектная деятельность выражена через:
- игру как основной вид деятельности детей;
- театрализованную деятельность;
- художественно – речевую;
- трудовую деятельность;
- музыкально – художественную деятельность;
- экскурсии в мини-музей «Русская изба» (в детском саду).
- включение элементов творчества в организацию образовательной деятельности с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;
7
- совместную деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогами и сверстниками.
Планируемые результаты
• Повышение уровня духовно - нравственной культуры детей младшего дошкольного возраста.
• Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.
• Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.
• Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.
План реализации.
Подготовительный этап сентябрь - октябрь.
(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.)
• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
• Создание творческой группы.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Постановка цели и задач, составление плана работы.
• Анкетирование родителей.
• Совместная деятельность педагога с детьми.
Основной этап реализации октябрь - май.
• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.
• Обогащение развивающей среды.
• Активизация работы с детьми и их родителями, педагогами.
• Проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения и РМО.
8
• Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм с духовно - нравственной направленностью.
• Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта.
Заключительный этап май.
Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций в уголке для родителей.
Условия, обеспечивающие достижения результатов
1. Психолого – физическое благополучие детей младшего дошкольного возраста на основе оптимизации детско – родительских отношений путём использования игровых технологий и методов.
2. Разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности детей младшего возраста.
3. Стимулирование активности каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, общаться, играть.
4. Проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно - нравственного становления ребёнка младшего дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности:
- Мини – музей «В мире сказочного театра».
- Выставка игрушек «Сказочный герой» - тесто пластика.
- Итоговое театрализованное представление.
9
План работы по реализации проекта
Месяцы | периоды | Мероприятия | Участники | |||
Подготовительный этап | ||||||
Сентябрь – октябрь | • Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте. • Создание творческой группы. • Подбор и изучение литературы по теме проекта. • Постановка цели и задач, составление плана работы. • Анкетирование родителей. «Актуальность духовно-нравственного воспитания» • Совместная деятельность педагога с детьми. | Воспитатели, дети, родители | ||||
Основной | ||||||
Ноябрь | 1 неделя | Беседа на тему «Театр». | Воспитатель, дети | |||
3 неделя | Игра «Узнай сказку». | Воспитатель, дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Лепка из солёного теста мой любимый герой сказки». Прочтение сказки «Бобовое зернышко». Беседа по ее содержанию. Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Разучивание слов героев сказки «Бобовое зёрнышко». Родительское собрание - «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей» | Воспитатели, Дети, родители | ||||
Декабрь | 1 неделя | Загадки, словесные игры по тексту сказки «Бобовое зернышко» | Воспитатели, дети | |||
3 неделя | Герои сказки «Бобовое зернышко» - раскрашивание раскрасок по сказки. | Воспитатель, дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Изготовление книжки из рисунков по сказке «Бобовое зернышко» Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Рекомендации родителям « О воспитании детей». | Воспитатели, Дети, родители | ||||
Январь | 1 неделя | Прочтение сказки «Рождественская сказка». Беседа по ее содержанию | Воспитатель, дети | |||
3 неделя | Театрализованное представление «Рождественская сказка». | Воспитатели, дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Герои сказки «Рождественская сказка» лепка из солёного теста. «Забавы зимы» -подбор и прослушивание музыкальных произведений о зиме. Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Разучивание слов героев сказки «рождественская сказка». Папка –передвижка – «Православный праздник - Рождество Христово!». | Воспитатели, дети, родители | ||||
Февраль. | 1 неделя | Прочтение сказки «Морозко». Беседа по ее содержанию | Воспитатель, дети | |||
3 неделя | Загадки, словесные игры по тексту сказки «Морозко» | Воспитатель, Дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Герои сказки «Морозко» - рисование. «Забавы зимы» - прослушивание музыкальных произведений о зиме. Работа с родителями: Участие родителей в создании Мини – музей «В мире сказочного театра». Консультация «Театрализованные игры как средство развития речи детей». | Воспитатели, дети, родители | ||||
Март. | 1 неделя | Сказка «Заюшкина избушка».Знакомство с текстом сказки | Воспитатели, дети | |||
3 неделя | Проигрывание диалогов из сказки «Заюшкина избушка». | Воспитатели, дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Подбор музыки к сказки «Заюшкина избушка». прослушивание музыкальных произведений. Работа с родителями: Рисование героев сказки «Заюшкина избушка». | Воспитатели, дети, родители | ||||
Апрель. | 1 неделя | Знакомство с текстом сказки «Гуси – лебеди» | Воспитатели, дети | |||
3 неделя | Театрализованное представление сказки «Гуси – лебеди» | Воспитатели, дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Подбор музыки к тексту сказки «Гуси – лебеди» прослушивание музыкальных произведений. Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Оформление театрального уголка к показу сказки «Гуси – лебеди» | Воспитатели, дети, Родители | ||||
Заключительный этап | ||||||
Май | 1 неделя | Прочтение сказки «Волк и семеро козлят». Работа с текстом сказки | Воспитатели, дети | |||
3 неделя | Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлят» | Воспитатели, дети | ||||
1 – 4 неделю | Совместная деятельность педагога и детей: Подбор музыки к тексту сказки «Волк и семеро козлят» «Веселые старты» по сказкам («Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Пустое место» ит.д.) Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: Выставка игрушек «Сказочный герой» -тесто пластика. | Дети, родители Младший воспитатель |
Обеспечение:
Материально-техническое: фотографии, 2 фотоальбома, фотоаппарат, видеокамера, аудиозапись детских песен, художественного слова, картон, клей, цветная бумага.
Учебно-методическое:
1. Берлова А.Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М.,2008г.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002
3. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004
4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…, М.,-2003
5. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания, - 2004
6. Рябкова И.В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. –
2004.
7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
8. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. –
М.: «Линнка-Пресс», 2008.
9 . Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
10. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
11. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
12. nsportal.ru: Социальная сеть работников образования.
13. http://festival.1september.ru: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
14. http://dob.1september.ru: Дошкольное образование /Фаткуллина Э., Никитина Н., Кутюкова Т. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном образовательном учреждении.
15. http://www.portal-slovo.ru: Образовательный портал"Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".
Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...
«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса поср...
Проект по духовно–нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические п...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...
Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Жили такие люди…»
Проект предназначен для воспитанников старшей группы...