Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Жили такие люди…»
проект (старшая группа)

Проект предназначен для воспитанников старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_zaytseva_t.v.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад «Сказка»

г. Мичуринска Тамбовской области

Проект по духовно-нравственному воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста  

 Тема: «Жили такие люди…»

Воспитатель группы:

Зайцева Татьяна Владимировна

г. Мичуринск 2023

Актуальность: В результате наблюдений, бесед я заметила, что дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, народными играми, устным народным творчеством. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.

Вид проекта: творческий, познавательный

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители и музыкальный руководитель

Продолжительность: долгосрочный

По содержанию: открытый

Цель проекта: приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

Образовательные

  • расширить представления детей о родной стране, воспитывать интерес, уважение и любовь к истории русского народа;
  • знакомить с народными традициями, обычаями, праздниками;
  • сформировать эстетически-нравственное представление о Родине средствами устного народного творчества.

Развивающие

  • обогащать словарный запас, повышать выразительность речи средствами фольклора.

Воспитательные

  • воспитывать уважительное отношение к традициями.

Материально-техническое обеспечение проекта: мультимедийное оборудование, проектор, ноутбук демонстрационный материал, раздаточный материал, иллюстрации, книги и альбомы.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта предполагается:

  • Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
  • Повышение уровня нравственно-патриотических чувств воспитанников.
  • Знание правил народных игр, умение в них играть.
  • Повышение активности родителей и детей к изучению культуры родного края.

Проект состоит из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

1 этап - подготовительный 

На этом этапе была изучена методическая литература, составлен план проекта, была подобрана художественно – познавательная литература, демонстративный материал. 

2 этап - Основной:

На данном этапе осуществляется образовательная работа в непосредственной образовательной деятельности, направленная на ознакомление дошкольников с культурой русского народа.

План мероприятий

Образовательная область

Мероприятие

1.

Познавательное развитие

Беседы: «Старинные русские обычаи», «Устройство русской избы», «Народные промыслы», «Русские традиции», «Русская народная кукла», «Знакомство с предшественником чайника-самоваром», «Хлеб-всему голова», «Жаворонки прилетайте, весну встречайте». Виртуальная экскурсия «Русская изба». Презентация «Творение души и рук: городецкая глиняная игрушка», «Народный костюм». Дидактические игры:

«Покрути, покрути и потешку расскажи», «Что спрятано в сундуке», «Было-стало», «Расскажи, какая роспись?», «Узнай узор», «Одень куклу в национальный костюм», «Угадай русскую народную сказку» 

ПИД «Экспериментируем с мукой»

Просмотр иллюстраций.

2.

Речевое развитие

Чтение  закличек, пословиц, загадок, русских народных сказок.

Сочинение сказки, используя героев: медведь, заяц, Машенька, волк

(коза, лиса, лягушка, комар)

Инсценировка РНС

3.

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление кукол-оберегов. Пластилинография «Жостовский поднос» (в миниатюре).

Аппликация из ткани «Русский сарафан».

Лепка «Ковш-петух» (Городецкая роспись). Лепка из соленого теста (атрибуты к макету «Русская изба» / блины, посуда/)

Конструирование из бросового материала «Русская печка». Конструирование из бумаги «Жаворонки». Продолжать знакомство с музыкальными инструментами, заучивание закличек, песен.

Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы»

4.

Физическое развитие

Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Капуста», «Дедушка Рожок», «Мороз красный нос», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Хоровод», «Чай-чай выручай», «Пирог», «Штурм крепости», «Снежная башня».

5.

Социально-коммуникативное развитие

С/р «Семья», «Накрываем на стол», «К нам пришли гости»

Чаепитие с самоваром

Праздники  «Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасха»

Итоговое мероприятие: изготовление макета «Русская изба»

Работа с родителями

  • Консультации: «Как приобщить детей к русской культуре», «Русский

народный промысел»

  • Папки- передвижки: «Народное ремесло», «История возникновения

дымковской игрушки»

  • Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов.
  • Совместные творческие конкурсы / «Пасха Красная», «Люблю березку русскую» /
  • Совместное изготовление макета «Русская изба»

Вывод

В процессе реализации проекта у детей повысился уровень интереса к познавательной деятельности. Дети получили первоначальные знания об истории крестьянского быта. Познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами. Изучили традиции русских праздников, стали интересоваться фольклором, выучили весенние заклички, обогатили свой словарь поговорками и пословицами. Работа над проектом заинтересовала и родителей, они активно в нем участвовали. Все это свидетельствует о том, что проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты. Макет «Русская изба» будет пополнятся новыми атрибутами и его можно использовать на занятиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

В проекте рассматриваются вопросы  об особенностях  формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в  сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания....

Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

В сообщении описывается  работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....

Проект по духовно–нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.  В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические п...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...