Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".
проект (младшая группа) по теме
Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно - нравственных основ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_proekt.docx | 35.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение детский сад №6 «Ладушки»
Музыкально-образовательный проект
на тему:
«Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»
Выполнили:
музыкальный руководитель
Разуваева Н.В.,
воспитатели
Жемкова С.А.,
Игнатенкова С.Ю.
г. Выкса 2015 г.
Оглавление
1.Паспорт проекта………………………………………………………………………………………………….3
2.Актуальность……………………………………………………………………………………………………….4
3.Постановка проблемы………………………………………………………………………………………..5
4.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………6
5.Этапы реализации проекта………………………………………………………………………………..7
5.1.Подготовительнй этап……………………………………………………………………………………..7
5.2.Основной этап………………………………………………………………………………………………….7
5.3.Заключительный этап………………………………………………………………………………………7
6.Условия реализации проекта……………………………………………………………………………..8
7.Принципы реализации проекта………………………………………………………………………….9
8.Обеспечение проекта………………………………………………………………………………………….10
9.Список литературы………………………………………………………………………………………………11
10.План реализации проекта………………………………………………………………………………….12-13
11.Ожидаемые результаты………………………………………………………………………………….....14
12.Методы и приёмы, используемые в работе………………………………………………………15
13.Взаимодействие с родителями…………………………………………………………………………..16
14.Взаимодействие с воспитателями………………………………………………………………………17
15.Заключение………………………………………………………………………………………………………….18
-2-
Паспорт проекта
1. | Наименование проекта | «Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста» |
2. | Автор проекта | Разуваева Н.В., музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №6 «Ладушки» |
3. | Цель и задачи проекта | Цель: -Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ. Задачи: -Повысить профессиональные знания педагогов по приобщению малышей к истокам русской народной культуры; -Повысит эффективность работы с детьми по ознакомлению с фольклором и использовании его в РОД; -Приобщать малышей к русскому народному творчеству (играм, хороводам, потешкам, сказкам, песням) в разных видах деятельности. -Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям, и декоративно-прикладному искусству. |
4. | Сроки реализации проекта | Среднесрочный; продолжительность февраль-март. |
5. | Тип проекта | Творческий, групповой. |
6. | Участники проекта | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети младшей группы, родители. |
-3-
Актуальность
В настоящее время подрастающее поколение отторгается от отечественной культуры, от отечественно-исторического опыта поколений. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, великодушии.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.
-4-
Постановка проблемы
«Когда ваш ребёнок станет взрослым, что он вспомнит из своего детства? Поверьте: он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки.» И это воспоминание согреет ему душу!
В.Сухомлинский.
Отсутствие системы приобщения дошкольников 3-4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах детской деятельности.
-5-
Пояснительная записка
На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старикам. Бытие каждого народа определяло его традиции, которые создают форму сохранения этого народа в мире. Большую роль в процессе воспитания гражданственности играют народные обычаи и традиции, народные праздники. Праздники по своей природе педагогичны, так как всегда включают в праздничное единство и детей и взрослых. У детей формируется осознанная мотивация к сохранению культурного наследия своего народа.
Русский фольклор - яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с пословицами, поговорками, сказками, загадками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям прибаутки, потешки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период.
Детство - период расцвета в жизни человека. Поэтому задача взрослых – с раннего детства прививать детям любовь к прекрасному, приобщить их к навыкам игры в коллективе, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородства. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.
-6-
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный:
- анкетирование родителей «Приобщение детей к культурно-ценностным ориентациям через народный фольклор в семье»;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор методической литературы, песен, танцев, игр, сказок, потешек.
2 этап – основной:
- совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, детей и родителей.
3 этап – заключительный:
-РОД
- городское методическое объединение для музыкальных руководителей;
- презентация и подведение итогов.
-7-
Условия реализации проекта
Наш проект обусловлен социально – педагогической потребностью в решении задач нравственного воспитания дошкольника. Задача педагогов – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему.
Для всестороннего развития личности в младшей группе детского сада создана предметно- развивающая среда, но для положительных результатов в работе по данной теме, нами были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно:
- Образовательная деятельность проводится в группе, оформив группу по тематике занятия.
- В музыкальном зале с использованием атрибутов мини-музея «Русская изба». Атрибуты в избу собирали всем детским садом: печка, сундуки, люлька, самовар и др.
Для наглядности используем костюмы, куклы в разных нарядах, иллюстрации, предметы русского прикладного искусства.
Постоянные обитатели избы самодельные куклы, сделанные своими руками, есть ещё маленький Ивашечка в люльке, кошка на печи. И конечно, хозяюшка в русском сарафане, в роли которой выступает педагог ДОУ. Она всегда рада гостям.
Благодаря созданию особой благоприятной среды и настроение в «избе» особенное. Здесь по другому звучат народные песни и сказки.
В рамках этого проекта проведены: образовательная деятельность, методическое объединение для музыкальных руководителей ДОУ города, консультации для воспитателей и родителей.
За время работы над проектом ребята познакомились с русскими народными сказками, потешками, предметами русского быта.
Значение рассмотренных выше форм работы с детьми младшего дошкольного возраста трудно переоценить. Ребята приобщаются к культуре своей страны.
-8-
Принципы реализации проекта
Для реализации поставленных задач нами был разработан перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием фольклора. При составлении плана мы руководствовались следующими принципами:
1.Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышам включиться в игровое взаимодействие по тексту.
2.Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3.Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёмов инсценирования.
-9-
Обеспечение проекта
Кадровый ресурс | -Музыкальный руководитель, воспитатели группы. |
Материально-технический ресурс | -Технические средства обучения (принтер, фотоаппарат, ноутбук, музыкальный центр,телевизор). |
Родительский ресурс | Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы: -консультации, индивидуальные беседы, выставки. |
Информационный ресурс | -Использование ИКТ. -Изучение методической литературы. |
-10-
Методическое обеспечение.
1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М., 1995г.
2.Яковлева Н.Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.-М. Просвещение, 1976 г.
3.Жаворонушки: песни, потешки, прибаутки, приговорки / Сост.Г.Науменко. М., 1998г.
4.Кокоуева Т.В. «Духовно-нравственное воспитание дощкольников на культурных традициях своего народа». М., 2005г.
5.О.С.Ушакова., Н.В.Гавриш. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».М., 2010г.
6.Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». М., 2003г.
-11-
План реализации проекта | ||
Сроки | Планируемые действия по выполнению задач | Ответственные |
Февраль | Анкетирование родителей. | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
Чтение потешек, закличек, считалок. Слушание, пение колыбельных песен. | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Рассказывание русских народных сказок «Зайкина избушка», «Кот, петух и лиса». | Воспитатели. | |
Кинозал. Просмотр мультфильма «Жихарка». | Музыкальный руководитель. | |
РОД, речевое развитие «Малые фольклорные формы». | Воспитатель. | |
РОД, художественно-эстетическое развитие рисование, дымковская игрушка «Лошадка». | Воспитатели. | |
РОД, художественно-эстетическое развитие музыка. Знакомство с песнями, танцами, играми. | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Показ театра: «Колобок». | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам. | Воспитатели. | |
Создание мини-музея «Русская изба», постепенное его пополнение. | Музыкальный руководитель. | |
Изготовление масок, костюмов, декораций. | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Развлечение «В гостях у Петрушки». | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Праздник «Масленница». | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
Консультация для воспитателей: «Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей дошкольников». | Музыкальный руководитель. | |
Консультация для родителей: «Детский фольклор». | Музыкальный руководитель. |
Март | Разучивание потешек, считалок, закличек. | Воспитатели. |
Рассказывание русских народных сказок «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух». | Воспитатели. | |
Кинозал. Просмотр мультфильма «Лисичка-сестричка и серый волк». | Музыкальный руководитель. | |
РОД, речевое развитие «Потешки, заклички, поговорки». | Воспитатель. | |
РОД, художественно-эстетическое развитие рисование «Украсим матрёшке сарафан». | Воспитатель. | |
РОД, художественно-эстетическое развитие музыка. Разучивание песен, танцев, игр, игра на детских музыкальных инструментах. | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Посещение мини-музея «Русская изба». | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Развлечение «К нам в гости пришла Матрёшка». | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Концерт для детей МБДОУ детского сада №21 «Росинка». | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Вечер слушания музыки. | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
РОД, художественно-эстетическое развитие музыка. Тема: «Развеселим Катеньку». | Музыкальный руководитель, воспитатели. | |
Методическое объединение. | Музыкальный руководитель. | |
Консультация для воспитателей: «Фольклор в развитии младших дошкольников». | Музыкальный руководитель. | |
Консультация для родителей: «Малый фольклор». | Музыкальный руководитель. |
-13-
Ожидаемые результаты:
-Развитие интереса к русским народным сказкам, потешкам, играм;
-Развитие творческих способностей;
-Гармонизация отношений между детьми и взрослыми.
-14-
Методы и приёмы, используемые в работе
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребёнка на традициях народной культуры. Образовательную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем как яркое общение с малышами. В своей работе используем словесные, игровые, наглядные методы.
В русском народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, храбрости, правде, трудолюбии. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, имеет несложные формы прямой речи. Это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.
В работе использовалось:
-Чтение русских народных сказок.
-Просмотр сказок по телевизору.
-Заучивание потешек, колыбельных песен.
-Разучивание танцев, игр, песен.
-Применение игрушек и изделий народных промыслов.
-Использование разных видов театра.
-Рассматривание иллюстраций.
Ознакомление малышей с разными жанрами фольклора проходит через:
-Регламентированную образовательную деятельность.
-Самостоятельную деятельность детей.
-Совместную деятельность в режимных моментах.
-15
Взаимодействие с родителями.
Помощь в нашей работе нам оказывали родители. Совместное изготовление атрибутов быта, пополнение мини-музея предметами русского быта, помощь в изготовлении масок, костюмов.
Сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому мы использовали разные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу:
-Анкетирование.
-Беседы.
-Консультации.
-Оформление уголка по данной теме.
-Совместное изготовление родителями с детьми книжек-малышек «Потешки для малышей».
-Совместное изготовление родителями и воспитателями лоскутного одеяльца.
-Подготовка праздничного гуляния «Масленица».
-Изготовление фотовыставки совместно с родителями.
-16-
Взаимодействие с воспитателями
-Беседы.
-Консультации.
-Подбор методической, художественной литературы.
-Подбор пособий для занятий.
-17-
Заключение
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, создание развивающей среды. В результате приобщения малышей к фольклору мы на практике убедились, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности.
-18-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста средствами детской литературы"
Презентация для участия в МО духовно-патриотической направленности...
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка» Доклад«Формирование духовно-нравст...
Презентация "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"
Презинтация к докладу "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"...
Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".
Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...
Статья "Квест-игра – как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"
Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста эффективен при активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, по...
Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...