Проект по духовно–нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»
проект (старшая группа)
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Данный проект предоставляет детям возможность получать новые знания, пробуждает и развивает интерес к разным видам деятельности. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Мой любимый город" | 51.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по духовно–нравственному воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»
Автор: Лабутина Елена Владимировна, воспитатель,
Аннотация
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Каждый народ имеет свою историю и традиции, а в данный момент разрушается историческая память. Это ведет за собой разрушение личности человека, потому он лишен возможности брать пример с людей, живших в прошлом.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Данный проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом.
Великая духовная потребность
в управлении страной не может
быть воспитана в человеке
в один день, и если в ребёнке
с детства не воспитывать
это качество, не стоит
ожидать, что оно появится
у взрослого человека
Томас Манн
Проект: долгосрочный, групповой, творческо-поисковый.
Участники проекта:
- Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель
- Дети старшей и подготовительной групп
- Родители воспитанников
Актуальность проекта:
Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Дети, начиная с детства, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций; равнодушным отношением к близким людям, недостатком сочувствия и сострадания к чужому горю.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов: Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 г». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и развитие нравственных качеств дошкольников.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины, но если родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Данный проект предоставляет детям возможность получать новые знания, пробуждает и развивает интерес к разным видам деятельности. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить.
Гипотеза:
Проживая в городе Асбесте, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало о них знаем. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, родного края. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, народах и промыслах; будут знать имена тех, кто основал и прославил город и край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Объект и предмет:
Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания.
Предмет – образовательный процесс, направленный на формирование гражданско-патриотической позиции воспитанников.
Цель: Оптимизация условий для духовно-нравственного развития личности ребенка, посредством ознакомления воспитанников с историей малой Родины.
Задачи:
- Формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности через ознакомление с родным краем;
- Способствовать формированию гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
- Расширять представления детей об истории, культуре, традициях и людях родного города, края;
- Формировать чувство сопричастности:
- к родному дому, семье, детскому саду, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам родного города;
- Формировать умение выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества;
- Формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России;
- Воспитывать у детей любовь, уважение и привязанность к своей семье, к детскому саду, городу, стране.
Ресурсное обеспечение:
- Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае
- Фотографии улиц родного города
- Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, памятники, кинотеатры, музеи
- Слайды, фильмы о памятных местах «Малой Родины».
- Художественные произведения и литературные материалы.
- Книги писателей и поэтов города Асбеста.
- Картины и иллюстрации асбестовских художников.
- Дидактические игры.
- Картотека народов и народных промыслов Урала.
Ожидаемые результаты:
- Дети знают историю своего города, близлежащие улицы; достопримечательности города, флору и фауну Уральского края.
- У детей сформировано чувство гордости за свой родной город, страну
План действий:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Этапы проекта.
I этап – подготовительный.
1. Создание развивающей среды.
2. Составление плана проекта, разработка конспектов непосредственно- образовательной деятельности.
3. Осуществление подбора художественных произведений о городе Асбесте, развивающих тематических видеофильмов, мультимедийных презентаций.
II этап – основной (практический).
1. Рассматривание фотографий «Старый и новый город».
2. Разучивание стихотворений об Асбесте, Урале.
3. Просмотр видеофильмов для детей о родном крае, городе.
4. Экскурсии в историко-краеведческий музей, библиотеки; целевые прогулки по улицам и окрестностям города, к достопримечательностям родного города.
5. Цикл бесед на тему: «Мой родной город Асбест», «Наш край – Урал»
6. Художественное творчество – рисование, аппликация, конструирование.
III этап – заключительный.
- Выявление уровня знаний детей о родном городе, крае.
- Выставка детских поделок.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
- Презентация проекта.
Комплексно-тематический план по теме «Мой родной город»
Блок | Темы | Совместная деятельность воспитателя с детьми и образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей и оснащение развивающей среды | Взаимодействие с родителями и социумом |
Культурный облик города | Мой родной город
|
«Визитная карточка города – герб», «Мой родной город», «Улицы нашего города», «Символы нашего города», «Культурная жизнь нашего города» (театры, кинотеатры, парки),
«О моем городе».
«Дома в нашем городе», «Мой город», «Город будущего» «Здания города».
|
|
|
Улицы моего города |
|
|
| |
Исторические памятники |
|
|
| |
Наше наследие |
|
|
| |
Природа родного города | Озера, реки |
Кто живёт в озере. Заселим Рефт, Пышму. Что перепутал художник. |
|
|
Парки, леса |
Что нам нужно взять в поход. С какого дерева лист? Когда это бывает. Грибная поляна. Рыбы, птицы, звери
|
|
| |
Животные леса |
Назови друзей леса. Кто лишний. Найди животных нашего края. Народы Урала. Что перепутал художник.
|
|
| |
Деятельность жителей города | Труд жителей города |
Кому, что нужно для работы.
|
|
|
Праздники |
«С русским задором по русским просторам» (традиции календарных праздников»; «Широкая Масленица», «Рождество Христово», «Пасха» (семейные традиции); «День Славянской письменности», «Зачин дело красит» (традиции, обычаи и обряды наших предков, посвященные взаимосвязи человека и природы, человека и семьи, человека и родной земли). « Жемчужины народной мудрости». «Богатыри России». |
|
| |
Почетные люди города. Защитники родной земли. |
Пожарные Защитники Родины
Доска почета |
|
Результаты работы
Создана система работы по ознакомлению детей с родным городом. Проводятся занятия с детьми, на которых дети знакомятся с историей города, с архитектурой прошлого и настоящего, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.
Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Туристические прогулки – самый любимый вид деятельности детей. Здесь дети знакомятся с достопримечательностями города, наблюдают за транспортом, за жителями, прослеживают красоту природы в разные времена года.
Данная система предполагает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры. Например, игра – викторина «Знатоки города Асбест», Парные картинки, лото «Мой город» и так далее.
Большую работу проводим в творческой деятельности. Организуем выставки детских работ в группе, участвуем в городских и областных выставках. Совместно с родителями организуем фотовыставки, конкурсы, например «Моя родословная». Ведь в настоящее время у детей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: семья - хранительница национальных традиций, счастье семьи – это счастье и благополучие народа, государства.
Наиболее эффективно воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания. Проводятся развлечения «Осенний бал», «На пороге коляда», досуговый вечер «Наша Родина», литературные композиции «Ваш подвиг будет жить в веках!». Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка.
Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с родным городом, взаимодействуем с учреждениями дополнительного образования города: детская библиотека, музыкальная и спортивная школа, центр дополнительного образования детей, Центр культуры и отдыха, музеи. В данных учреждениях проводится ряд мероприятий: концерты, спектакли, беседы, выставки, экскурсии, викторины, познавательно-игровые программы. Всё это расширяет представление детей о городе, его жителях – людях различных профессий.
Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:
- изготовлены дидактические игры, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм.
- подобрана художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).
- собраны альбомы с фотографиями «Мой город», «Профессии моих родителей», «Природа нашего края» и другие.
Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы пополняем атрибутами музей, готовимся к выставкам, проводим туристические прогулки по городу, экскурсии, концерты. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация: консультации, памятки, анкеты, родительские собрания.
Главный результат деятельности мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Картотека дидактических игр
- «Мой город»
Цель: закрепить знания детей о родном городе, достопримечательностях, любимых для отдыха местах
- «Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до школы, театра…)
Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.
- «Достопримечательности родного города»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Асбеста; развивать внимание, память, связную речь.
- «Парные картинки»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, умение подбирать правильно пару к своей картинке (составление картинки из нескольких частей по типу пазлов)
- «Чтобы было, если все улицы будут без названия»
Цель: закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.
- «Кто лишний»
Цель: учить детей находить предметы и здания, которые относятся к достопримечательностям города Асбеста, объекты растительного и животного мира, находить лишний предмет; развивать связную речь, мышление, память.
- «Собери картинку»
Цель: закрепить умение собирать картинку из нескольких частей (с изображением достопримечательностей города); развивать мышление; внимание; память.
8. «Помоги Степашке попасть в театр»
Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание; развивать связную речь.
- «Заселим реки Рефт, Пышма»
Цель: закрепить знания детей о животном мире Среднего Урала (в данном случае – рыб); развивать мышление, память, связную речь.
- Лото «Мой любимый город»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.
Конспект физкультурного досуга «Чудо дерево»
Задачи:
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, родной природе
- Закреплять умение ориентироваться на местности, знания осенних примет, правил поведения в лесу
- Упражнять в ходьбе и беге, прыжках
- Воспитывать выносливость, чувство коллективизма, взаимопомощи
Оборудование:
- Карта – схема маршрута
- Рюкзаки
- «волшебные листья»
- 2 ложки, 2 яйца, 2 обруча, платок, палочки по количеству детей
- Костюм Бабы Яги
Предварительная работа:
Совместное составление плана – маршрута от детского сада до любимой полянки; знакомство детей с ближайшими к детскому саду улицами, их историей; беседа с детьми о том, что бы они хотели получить в подарок; разговор об осенних приметах, правилах поведения в лесу в разное время года; заучивание стихов об Урале, городе Асбесте; беседа с детьми о том, что бы они хотели получить в подарок от осени.
Ход занятия:
(Время проведения – осень. Любимая полянка расположена недалеко от детского сада, возле стадиона «Ураласбест»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали! Сколько разноцветных листьев, целый ковер. Давайте соберем с вами прекрасный букет из разноцветных листьев, а потом украсим нашу группу.
(дети собирают листья, среди них находят один с самодельным текстом)
Посмотрите, ребята, какой необычный листочек мы нашли. Здесь что-то написано, давайте прочитаем.
В осеннем любимом лесу.
Полным – полно чудес:
Есть спелая рябина,
И шиповник, и малина.
Ну а если потрудиться
Можно к дереву прийти
И на нем себе найти
Все, что нужно для души.
Вот хорошо бы такое дерево найти, тогда все бы наши желания исполнились. Где надо искать такое чудо – дерево? (ответы детей - в лесу, в парке и т.д.)
Воспитатель: А чтобы не сбиться в пути, что нужно…? (ответы детей – компас, карта маршрута, рюкзаки с продуктами, проводник и т.д.)
Правильно, схема маршрута, а еще рюкзаки с продуктами, проводник.
Воспитатель:
Вот хотели с вами отправиться на поиски чудо – дерева, да не знаем в какую сторону идти. Что же нам делать? (предложения детей)
Правильно, давайте еще раз поищем на полянке «волшебные листья», вдруг на одном из них и будет указан маршрут, направление.
(дети еще раз обходят полянку и находят рюкзаки и схему маршрута, нарисованную на осеннем листочке. Рассмотрев, внимательно схему, определяют маршрут путешествия).
Воспитатель: Ну вот мы готовы отправиться в путь. А по дороге мы с вами будем любоваться прекрасными зданиями нашего города.
(идут на полянку в лес, по дороге вспоминают названия улиц, рассматривают знакомые здания и жилые дома,
Воспитатель: Ну вот, мы с вами пришли на нашу любимую полянку. Давайте рассаживайтесь на бревнах, отдыхайте, любуйтесь природой.
(на поляну вбегает Баба Яга)
Баба Яга: Кто вы такие и чего тут делаете?
Дети: Мы ищем в лесу «Чудо дерево»
Баба Яга: Ишь, чего захотели, не так просто его найти, не всем дерево попадается на пути, надо много чего знать, а я не уверена, что вы все знаете. Не пущу вас дальше в лес! В лесу много жителей, да и растений самых различных, еще навредите кому-нибудь. Чтобы по лесу ходить, надо правила знать, как вести себя, что можно делать, а что нельзя. Вот вы знаете правила поведения в лесу?
Дети: знаем. В лесу нельзя шуметь, громко слушать музыку, рвать растения, пинать грибы, разрушать гнезда, разжигать костры без присмотра взрослых и т.д.
Баба Яга: Ну хорошо, все правила назвали, а осенние приметы назвать можете?
(дети рассказывают об Уральской осени: ее приметах, особенностях.)
Баба Яга: Все равно не пущу, пока не узнаю, что вы дружные – помогаете друг другу, не обижаетесь на тех, кто выигрывает. Поэтому для вас я приготовила Игры – соревнования.
Игры – соревнования: «Перенеси картошку в ложке», «12 палочек», «Золотые ворота», «Дружный обруч», «Жмурки»
Баба Яга: Молодцы, дружно играли, много знаете, любите свой лес. Порадовали меня, покажу я вам дорогу к волшебному дереву. Куда рукой покажу, туда смело стройте дорожку (Игра «Кочки – дорожки»)
(Баба Яга уходит, дети с воспитателем, ориентируясь на стрелки на деревьях, находят дерево, увешенное подарками, играют)
Воспитатель: А теперь нам пора отправляться в путь, обратно в детский сад. Давайте скажем спасибо «Чудо дереву», скажем до свидания нашей полянке, а вечером расскажем о своем приключении нашим мамам и папам, а еще нарисуем то, что увидели сегодня и чего узнали.
(дети оправляются обратно в детский сад.)
Конспект спортивного праздника «Край родной – земля уральская»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей со своим родным краем
- Закрепить знания о том, чем отличается зима уральская от южной зимы
- Закрепить знания о том, в какие игры любили играть наши бабушки и дедушки, кто из асбестовских поэтов воспевают в своих стихах уральскую зиму.
Ход занятия:
(дети выходят на спортивную площадку, их встречает Зима)
Зима: Здравствуйте, ребята! Проходите, гости дорогие! Слышала я, что любите вы свой Урал, хорошо знаете свой край. Может быть, я ошиблась, попала не туда?
Скажите, как называется улица, на которой находится ваш детский сад?
(Мира).
А как называется ваш город? (Асбест).
А знаете ли вы, как называется край, в котором вы живете? (Урал)
Правильно, Урал. Об Урале, уральской зиме асбестовскими поэтами сложены 0прекрасные стихи.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый.
Среди зимы и в летний зной,
Привет тебе, мой край родной!
Зима: А вы хотите отправиться со мной в путешествие по уральскому зимнему лесу? Тогда в путь.
Идем не спотыкаемся,
Сугробов не боимся.
Какая красивая уральская зима, а деревья в теплых шубах, в высоких снежных шапках, земля укрыта от мороза пуховым одеялом. Чуть – чуть зазевался и провалился в сугроб. Выше ноги поднимайте, внимательно смотрите, куда ставите ноги – не провалитесь в глубокий снег. А здесь тропинка узкая – пойдем боком, а здесь надо пригнуться, чтобы снег с веток не нападал на шубы и шапки. В лесу тихо, тихо. Зимний лес спит до весны.
Теперь же березы стоят
В февральских заснеженных дремах.
Да воет метель в буреломах.
А.Никитин «Березы»
Вышли мы на широкую тропинку, можно и пробежаться. Хорошо в зимнем лесу, как приятно подышать морозным свежим воздухом. Пройдем еще по дорожке и послушаем, как скрипит снег под ногами.
Расскажите мне, что вам нравится зимой?
Хоровод «Что нам нравится зимой»
А вот и снежинки собрались в кружок.
«Танец снежинок»
Еще не сдается,
Беснуется север.
И лежит в сугробах
Лесной мой Урал
Никольский «Уральские ели»
Зима: Ух, какой сильный ветер подул. Разлетелись снежинки по полянке. Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает. Ветер стих, снежинки опускаются на землю.
Появляется Мороз Иванович.
Мороз Иванович: Здравствуйте, дети! Ну что, замерзли? Да, крепки уральские морозы. А еще уральская зима отличается от зимы южной. А чем? Расскажите мне.
Мороз Иванович: Вы мороза не боитесь? Берегитесь, берегитесь! До кого дотронусь, заморожу не шутя.
Игра «Мороз – красный нос»
Мороз Иванович: Ну, молодцы, ребята, сразу видно – уральцы, закаленный народ. А сколько снега выпало! Много. А вы знаете, какая самая любимая игра была у ваших бабушек и дедушек, когда они были маленькими?
Игра «Снежки»
Мороз Иванович: Подбирайте-ка скорее мои белые снежки, да в Мороза бросайте, покажите, какие вы ловкие (дети бросают снежки в Мороза).
Мороз Иванович: Ух, закидали, ух, забросали! А еще ваши дедушки и бабушки любили на санках, коньках и лыжах кататься да соревноваться. А посоревнуемся?
Соревнования на санках:
- «Кто быстрее между флажков проведет «Санки»
- «Очисти дорогу» (перевозят кубики на санках)
- «Провези снежки и попади в цель» (корзины для метания стоят на разном расстоянии)
- «Кто быстрей доедет до флажка»
Зима и Мороз Иванович хвалят детей, вручают им медали
Зима: У ваших бабушек и дедушек была еще одна любимая игра:
Ты, Мороз, глаза не открывай,
С нами в жмурки поиграй.
Игра «Жмурки»
Мороз Иванович: Перед тем, как попрощаться должен, дети, вам признаться. У меня сюрприз для вас. Отгадайте-ка загадку:
Круглолица, краснощека,
В ярком праздничном платке,
В красном сарафане,
С корзиночкой в руке.
Появляется Матрешка.
Матрешка: Продаю! Продаю!
Зима: Матрешка, что ты продаешь?
Матрешка: Сладости.
Зима: У нас денег нет.
Матрешка: Ну, тогда отвечайте на мои вопросы: Как называют уральскую зиму? Зима на Урале – это хорошо или плохо? (дети отвечают на вопросы)
Матрешка: Молодцы! Можно вас угостить и на русской тройке прокатить.
Зима: Кончается время волшебных минут,
Меня уже вьюги в дорогу зовут.
Туда, где повсюду снега да снега,
Где вьются метели и свищет пурга.
Мороз Иванович: Праздник веселый удался на славу!
Мы, думаем, всем он пришелся по нраву!
Зима: Пойду в другие детские сады и расскажу о вас, ребята, о том, что вы любите и знаете свой родной край.
Матрешка, Зима и Мороз прощаются и уходят.
Конспект НОД «О нашем городе мы свой ведем рассказ»
Тема: Рассказ воспитателя «Наш родной город».
Цель: Уточнить и расширить знания детей о родном городе. Объяснить происхождение названия нашего города, рассказать о главных улицах города, градообразующих предприятиях, достопримечательностях. Вызвать у детей желание узнать как можно больше о городе, уточнить знание домашнего адреса. Способствовать расширению словаря по теме.
Развивать восприятие, внимание, память, познавательные интересы.
Воспитывать любовь к родному городу, желание сделать его красивым и чистым.
Материал: фотографии с видами города, изделия из асбеста, иллюстрации, буклеты, книги.
Методическая литература: Т.Р. Кислова "По дороге к Азбуке" стр.120.
Содержание деятельности:
- Организационный момент: Игровое упражнение "Я рада вас видеть".
- Введение в тему:
- Дети, когда ваши родители на работе, где вы находитесь?
- Правильно в детском саду. Наш детский сад называется "Теремок", его номер 25 и находится на улице Мира дом 9/1. Вы знаете, что в нашем городе очень много улиц. У каждой есть свое название.
- Какие названия улиц вы знаете?
- На какой улице живете вы? Назовите свой домашний адрес.
- Изучение нового. Рассказ воспитателя "Наш родной город".
- Как называется город, в котором мы живем?
- А вы знаете, почему он так называется?
- Рассказ воспитателя о происхождении названия города, о поселке "Куделька", об открытии месторождения необычного волокнистого камня, о том, что из него изготавливают и на каком предприятии.
- Рассматривание фотографий города, изделий из асбеста.
Асбест добывают в огромных чашах – карьерах. Затем руду везут на фабрику, очищают от грязи, пыли, сортируют и отправляют на переработку. Из асбестового волокна делают очень много нужных и полезных вещей (показ). Ас бест – огнестойкий материал (шифер, костюмы для пожарных и т.д.).
На территории города много заводов и фабрик, на которых изготавливают все, что нужно для жизни: вы сидите на стульях, за столами, которые сделаны на нашей мебельной фабрике; посуда, из которой мы едим, сделана на фарфоровом заводе: альбомы и тетради – на нашей типографии и т.д.
- Физкультминутка:
- Я буду рассказывать про себя, а вы – про себя. Для этого делайте то же, что и я, и повторяйте слова следом за мной.
В: Я иду, Д: И мы идем. В: Я пою, Д: И мы поем. В: Я бегу, Д: И мы бежим. В: Я молчу, Д: И мы молчим. В: Я на лавочку присела, Д: Мы на лавочку присели. В: Головою повертела, Д: Головою повертели. | В: А потом я с лавки встала, Д: А потом мы с лавки встали. В: И руками помахала, Д: И руками помахали. В: В ладоши похлопала, Д: В ладоши похлопали. В: Ногами потопала, Д: Ногами потопали. В: Десять раз поприседала, Д: Десять раз поприседали. В: И нисколько не устала, Д: И нисколько не устали. |
- Рассматривание фотографий. Давайте посмотрим, в какой красивый город превратился поселок Куделька.
- Какие здания или улицы вам знакомы?
- Из скольких этажей построены дома в нашем городе?
- Сколько этажей в вашем доме?
- Что есть в нашем городе? (улицы, детские сады, школы, магазины, больницы и т.д.)
- Где работают люди?
- Где отдыхают?
- Что нужно для того, чтобы наш город был красивым?
- Кто убирает улицы и дворы?
- Игра "Какой дом?"
- Из какого материала строят дома? (кирпича, бревен)
- Дом из кирпича, какой? (кирпичный)
- Дом из бревен, какой? (бревенчатый)
- Итог: О чем мы сегодня говорили? Как называется наш город? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...
Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой город – Вязьма!»
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой город – Вязьма!»...
Патриотический групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»
Патриотический групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»....
презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».
В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"
В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...
Игры по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
игры по духовно-нравственному ,патриотическому воспитанию...
- Мне нравится (1)