«Матрешка- русская красавица» для детей средней группы
план-конспект занятия (средняя группа)

Ширлинг Мария Андреевна

Конспект НОД интеграция образовательных областей "Познавательное/Художественно-эстетическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_shirling_206.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад № 206

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»

 На тему «Матрешка- русская красавица»

для детей средней группы

Ширлинг Мария Андреевна

Воспитатель

Хабаровск

2020

Матрешка-русская красавиц

Цель: Ознакомление детей с русской народной деревянной игрушкой- матрешкой

Задачи:

Образовательные: 

-формировать представления детей о матрешке, как о рукотворном предмете (материал, используемый для изготовления, описание внешнего вида);

-расширять представления о предметах, создаваемых из дерева человеком их назначении (ложки, сундук, кроватка, матрешка);

-познакомить со способом декоративного украшения предмета пластилином (на основе базовой формы-шар).

Развивающие:

- способствовать творческому развитию;

- развивать умение действовать образцу и самостоятельно;

Воспитательные:

-прививать интерес к народному творчеству;

-формировать чувство радости от результата своего труда;

Организационный момент

-Приветствие

-Любите ли вы сказки? (приглашаю к столу с предметами)

Ознакомление с темой занятия

- Есть такая сказка, однажды примерно сто лет тому назад, в русскую мастерскую к народному умельцу по работе с деревом попали четыре деревянных бревна. (картинка бревна)

-Долго думал мастер что же из них сотворить.

-И решил спросить умелец у первого бревна, чего бы тебе хотелось?  И ответило ему первое деревянное бревно – Я хочу быть нужным и полезным… и создал умелец из из первого деревянного бревна, то без чего не обходится ни один прием пищи в любой семье -ложку-  такую нужную и полезную в каждом доме. (показ деревянной ложки)

-И спросил он у второго деревянного бревна, чего бы тебе хотелось, и ответило ему второе деревянное бревно – я хочу, чтоб меня окружали богатства и роскошь.  И создал умелец из второго деревянного бревна, то что будет хранить и беречь заработанные, накопленные и сберегаемые человеком богатства - резной сундук. (показ деревянного сундука)

-И спросил он у третьего деревянного бревна, чего бы тебе хотелось? Отвечало ему третье деревянное бревно- я хочу, чтоб меня окружало тепло, правда, любовь, добро. И создал умелец из третьего деревянного бревна, такое изделие в котором укладывают спать детей, взрослые окружают детей доброй песней, дарят любовь, тепло и добро- кровать для детей, ведь дети — это всегда тепло, добро, любовь, правда и забота. (показываю кроватку)

-И спрашивает он последнее –четвертое деревянное бревно -а тебе чего хочется? И отвечает ему четвертое деревянное бревно- я очень хочу лишь одного-дарить всем русским людям радость, от мала до велика! И создал умелец такую игрушку, которая радует уже более 100 лет и детей, и взрослых. И никто не пройдет равнодушно мимо нее. (ощупывание, а затем знакомство с матрешкой)

Прячется от нас с тобой.
Одна куколка в другой.
Сарафан у них в горошки.
Что за куколки?

-Самую первую изготовил народный умелец маленькую неразъемную фигурку, а затем под ее размер вытачивают остальные, каждая укрывала в себе меньшую. (показываю белье, начиная с маленькой) Художник нарисовали ей круглое, румяное лицо, черные брови, алые губы, нарядил в яркий сарафан, а на голову надел платок. И была она так хороша да похожа на всех русских девушек, что и имя ей дали в ту пору самое распространённое –Матрона, а ласково Матреша-Матрешечка. (Слайд матрешка 1)

-Матрешки бывают разных форм, размеров, цветов, отличаются и количеством кукол во вложении. (Слайд матрешка 2). Но одно не изменено – матрешка всегда дарит радость всем, кто касается ее. Ведь не зря русскую деревянную матрешку полюбили во всем мире. (слайд 3 матрешки)

-Ребята, хотите рассмотреть матрешку? (рассматриваем деревянную матрешку и проговариваем)

Вопросы к детям:

-Что на голове у матрешки (платок, косынка)

-Во что она одета (скорее всего ответить самой- сарафан)

-А чем украшен сарафан русской красавицы? (описываем цветы, узоры, листья, точки, ягоды)

Хоровод «Мы матрешки»

(выполнение движений детей по показу)

Постановка проблемы

- Ребята, русская красавица пришла к нам не одна, она приглашает в хоровод своих подруг. Да только вам не кажется, что чего-то не достает в их внешнем виде? (при необходимости проговариваю: платок, румяное, чернобровое личико с алыми губами, сарафан.

- Глядите у остальных матрешек сарафан всегда украшен, а у подружек этой деревянной красавицы сарафаны совсем не украшены.

-Ребята вы бы хотели украсить им сарафаны? А как мы это можем сделать?

(принимаю ответы, подводим к пластилиновой технике)

Разработка плана поэтапного решения проблемы

- Для того чтобы украсить сарафан русской нам нужно уметь формировать пластилиновые шарики, а затем превратить их в круги, листья, ягоды, кольца.

- а вы умеете превращать пластилиновые шарики?

-Мы можем как настоящие мастера-умельцы сами выбирать цвет, размер, форму и место расположения узора. Главное не забывать про наши пальчики ведь они помогают превращать объемные формы в плоские (что и необходимо для украшения сарафанов матрешек-красавиц)

Повторение правил работы

Проговариваем элементы, разнообразие цвета, свободу выбора.

Самостоятельная деятельность

Ребята самостоятельно выполняют работу. Смотреть как выполняют. Помогать тем, кто испытывает затруднения. Проговаривать последовательность и технику.

После окончания лепки предложить вытереть пластилин с рук салфетками.

Отставить работы. Предложить поиграть в игру на внимание.

Пальчиковая игра «Сундук, ложки, матрешка, кровать»

-А сейчас мы проверим как наши пальчики умеют быстро реагировать на команду. Для этого давайте узнаем, как покажем: ложку, сундук, матрешку, кровать. (показываю)

-Побежали по дорожки маленькие ножки, побежали, побежали-устали (стучим по столу всеми пальцами –поочередно отбивая ритм)

- сундук увидали

- Дальше побежали…

- Побежали по дорожке маленькие ножки, побежали, побежали -устали (стучим пальчиками по столу)

-  ложки увидали

- Дальше побежали…

- Побежали по дорожке маленькие ножки, побежали, побежали-устали (стучим пальчиками по столу)

- матрешку увидали

- Дальше побежали…

- Побежали по дорожке маленькие ножки, побежали, побежали-устали (стучим пальчиками по столу)

- кровать увидали

Так повторять несколько раз меняя или повторяя предметы, чтобы шутливо запутать ребят.

Анализ результатов деятельности

- А теперь ребята, предлагаю устроить хоровод для нашей гостьи, для этого принесем подружек, чьи сарафаны сейчас такие красивые и расписные, к деревянной, расписной красавице. (принимаю работы, проговариваю комментарии, выставляю в хоровод)

-Посмотрите, вам нравится ваша работа

-Какой материал мы использовали для украшения сарафана матрёшкам-красавицам?

-Кто помнит, какую форму мы превращали в украшения?

- Давайте вспомним сказку. Что было в мастерской русского умельца?

- Что создал он из первого деревянного бревна? (нужное полезное, всем необходимое)

 -Что создал русский умелец из второго деревянного бревна? (для хранения богатств и драгоценностей)

-Что создал мастер из третьего деревянного бревна? (несет, тепло любовь, добро)

- И самое последнее – четвертое деревянное бревно он использовал для изготовления чего? (если не ответили -что несет радость и взрослым, и детям?)

-  Кто скажет, для чего русский народный умелец создал матрешку? (радости)

- Во что наряжают мастера русских матрешек расписывая их?

- Что на лице у матрешки?

-Что укрывает голову деревянной красавицы?

- Во что она одета, как называется эта старинная женская одежда?

-Чем мы украшают сарафаны матрешкам?

-Что мы узнали о матрешке, из чего она изготовлена?

- А что еще русские народные умельцы изготавливают из дерева?

(варианты детей)

Давным-давно жизнь русских людей окружали в основном предметы, созданные из дерева- деревянные. Изготавливали их народные умельцы. Все они были нужными и каждый служил своему делу. Так пусть и вас окружают полезные, добрые, красивые предметы и главное радуют вас. А вы в свою очередь относитесь к ним бережно- уважайте труд мастеров. А на память о нашей встрече я хотела бы подарить вам маленьких куколок, тех самых которых мастер вытачивает самых первых.

Ребята, опрощайтесь с матрешками, оставим их кружиться в хороводе радости.

Всего доброго, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД на тему: «Русские посиделки» для детей средней группы.

Конспект открытого занятия с интеграцией образовательных областей:познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.для средней группы...

Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.» Для детей средней группы.

Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.»Для детей средней группы.Ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традиц...

Проект "Рябинушка-красавица" для детей средней группы

Проект "Рябинушка-красавица" для детей средней группы...

Конспект ОД на тему: «Русская изба» для детей средней группы. Познавательное занятия, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.

Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.Развиват...

Конспект открытого занятия Тема: ОДД по развитию речи «Лисонька красавица!» для детей средней группы

Цель:Учить детей составлять описательный рассказ  о животном (лисице) с опорой на схему и образец, предложенный воспитателем.Задачи:ОбучающиеПродолжать учить детей отвечать на вопросы полным отве...

«Рождественские посиделки в русской избе» Сценарий русских посиделок для детей средней группы

Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Задачи:- познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;- познакомить с обрядом колядования;- приобщать детей к...