«Матрешка- русская красавица» для детей средней группы
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект НОД интеграция образовательных областей "Познавательное/Художественно-эстетическое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_shirling_206.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад № 206
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»
На тему «Матрешка- русская красавица»
для детей средней группы
Ширлинг Мария Андреевна |
Воспитатель |
Хабаровск
2020
Матрешка-русская красавиц
Цель: Ознакомление детей с русской народной деревянной игрушкой- матрешкой
Задачи:
Образовательные:
-формировать представления детей о матрешке, как о рукотворном предмете (материал, используемый для изготовления, описание внешнего вида);
-расширять представления о предметах, создаваемых из дерева человеком их назначении (ложки, сундук, кроватка, матрешка);
-познакомить со способом декоративного украшения предмета пластилином (на основе базовой формы-шар).
Развивающие:
- способствовать творческому развитию;
- развивать умение действовать образцу и самостоятельно;
Воспитательные:
-прививать интерес к народному творчеству;
-формировать чувство радости от результата своего труда;
Организационный момент
-Приветствие
-Любите ли вы сказки? (приглашаю к столу с предметами)
Ознакомление с темой занятия
- Есть такая сказка, однажды примерно сто лет тому назад, в русскую мастерскую к народному умельцу по работе с деревом попали четыре деревянных бревна. (картинка бревна)
-Долго думал мастер что же из них сотворить.
-И решил спросить умелец у первого бревна, чего бы тебе хотелось? И ответило ему первое деревянное бревно – Я хочу быть нужным и полезным… и создал умелец из из первого деревянного бревна, то без чего не обходится ни один прием пищи в любой семье -ложку- такую нужную и полезную в каждом доме. (показ деревянной ложки)
-И спросил он у второго деревянного бревна, чего бы тебе хотелось, и ответило ему второе деревянное бревно – я хочу, чтоб меня окружали богатства и роскошь. И создал умелец из второго деревянного бревна, то что будет хранить и беречь заработанные, накопленные и сберегаемые человеком богатства - резной сундук. (показ деревянного сундука)
-И спросил он у третьего деревянного бревна, чего бы тебе хотелось? Отвечало ему третье деревянное бревно- я хочу, чтоб меня окружало тепло, правда, любовь, добро. И создал умелец из третьего деревянного бревна, такое изделие в котором укладывают спать детей, взрослые окружают детей доброй песней, дарят любовь, тепло и добро- кровать для детей, ведь дети — это всегда тепло, добро, любовь, правда и забота. (показываю кроватку)
-И спрашивает он последнее –четвертое деревянное бревно -а тебе чего хочется? И отвечает ему четвертое деревянное бревно- я очень хочу лишь одного-дарить всем русским людям радость, от мала до велика! И создал умелец такую игрушку, которая радует уже более 100 лет и детей, и взрослых. И никто не пройдет равнодушно мимо нее. (ощупывание, а затем знакомство с матрешкой)
Прячется от нас с тобой.
Одна куколка в другой.
Сарафан у них в горошки.
Что за куколки?
-Самую первую изготовил народный умелец маленькую неразъемную фигурку, а затем под ее размер вытачивают остальные, каждая укрывала в себе меньшую. (показываю белье, начиная с маленькой) Художник нарисовали ей круглое, румяное лицо, черные брови, алые губы, нарядил в яркий сарафан, а на голову надел платок. И была она так хороша да похожа на всех русских девушек, что и имя ей дали в ту пору самое распространённое –Матрона, а ласково Матреша-Матрешечка. (Слайд матрешка 1)
-Матрешки бывают разных форм, размеров, цветов, отличаются и количеством кукол во вложении. (Слайд матрешка 2). Но одно не изменено – матрешка всегда дарит радость всем, кто касается ее. Ведь не зря русскую деревянную матрешку полюбили во всем мире. (слайд 3 матрешки)
-Ребята, хотите рассмотреть матрешку? (рассматриваем деревянную матрешку и проговариваем)
Вопросы к детям:
-Что на голове у матрешки (платок, косынка)
-Во что она одета (скорее всего ответить самой- сарафан)
-А чем украшен сарафан русской красавицы? (описываем цветы, узоры, листья, точки, ягоды)
Хоровод «Мы матрешки»
(выполнение движений детей по показу)
Постановка проблемы
- Ребята, русская красавица пришла к нам не одна, она приглашает в хоровод своих подруг. Да только вам не кажется, что чего-то не достает в их внешнем виде? (при необходимости проговариваю: платок, румяное, чернобровое личико с алыми губами, сарафан.
- Глядите у остальных матрешек сарафан всегда украшен, а у подружек этой деревянной красавицы сарафаны совсем не украшены.
-Ребята вы бы хотели украсить им сарафаны? А как мы это можем сделать?
(принимаю ответы, подводим к пластилиновой технике)
Разработка плана поэтапного решения проблемы
- Для того чтобы украсить сарафан русской нам нужно уметь формировать пластилиновые шарики, а затем превратить их в круги, листья, ягоды, кольца.
- а вы умеете превращать пластилиновые шарики?
-Мы можем как настоящие мастера-умельцы сами выбирать цвет, размер, форму и место расположения узора. Главное не забывать про наши пальчики ведь они помогают превращать объемные формы в плоские (что и необходимо для украшения сарафанов матрешек-красавиц)
Повторение правил работы
Проговариваем элементы, разнообразие цвета, свободу выбора.
Самостоятельная деятельность
Ребята самостоятельно выполняют работу. Смотреть как выполняют. Помогать тем, кто испытывает затруднения. Проговаривать последовательность и технику.
После окончания лепки предложить вытереть пластилин с рук салфетками.
Отставить работы. Предложить поиграть в игру на внимание.
Пальчиковая игра «Сундук, ложки, матрешка, кровать»
-А сейчас мы проверим как наши пальчики умеют быстро реагировать на команду. Для этого давайте узнаем, как покажем: ложку, сундук, матрешку, кровать. (показываю)
-Побежали по дорожки маленькие ножки, побежали, побежали-устали (стучим по столу всеми пальцами –поочередно отбивая ритм)
- сундук увидали
- Дальше побежали…
- Побежали по дорожке маленькие ножки, побежали, побежали -устали (стучим пальчиками по столу)
- ложки увидали
- Дальше побежали…
- Побежали по дорожке маленькие ножки, побежали, побежали-устали (стучим пальчиками по столу)
- матрешку увидали
- Дальше побежали…
- Побежали по дорожке маленькие ножки, побежали, побежали-устали (стучим пальчиками по столу)
- кровать увидали
Так повторять несколько раз меняя или повторяя предметы, чтобы шутливо запутать ребят.
Анализ результатов деятельности
- А теперь ребята, предлагаю устроить хоровод для нашей гостьи, для этого принесем подружек, чьи сарафаны сейчас такие красивые и расписные, к деревянной, расписной красавице. (принимаю работы, проговариваю комментарии, выставляю в хоровод)
-Посмотрите, вам нравится ваша работа
-Какой материал мы использовали для украшения сарафана матрёшкам-красавицам?
-Кто помнит, какую форму мы превращали в украшения?
- Давайте вспомним сказку. Что было в мастерской русского умельца?
- Что создал он из первого деревянного бревна? (нужное полезное, всем необходимое)
-Что создал русский умелец из второго деревянного бревна? (для хранения богатств и драгоценностей)
-Что создал мастер из третьего деревянного бревна? (несет, тепло любовь, добро)
- И самое последнее – четвертое деревянное бревно он использовал для изготовления чего? (если не ответили -что несет радость и взрослым, и детям?)
- Кто скажет, для чего русский народный умелец создал матрешку? (радости)
- Во что наряжают мастера русских матрешек расписывая их?
- Что на лице у матрешки?
-Что укрывает голову деревянной красавицы?
- Во что она одета, как называется эта старинная женская одежда?
-Чем мы украшают сарафаны матрешкам?
-Что мы узнали о матрешке, из чего она изготовлена?
- А что еще русские народные умельцы изготавливают из дерева?
(варианты детей)
Давным-давно жизнь русских людей окружали в основном предметы, созданные из дерева- деревянные. Изготавливали их народные умельцы. Все они были нужными и каждый служил своему делу. Так пусть и вас окружают полезные, добрые, красивые предметы и главное радуют вас. А вы в свою очередь относитесь к ним бережно- уважайте труд мастеров. А на память о нашей встрече я хотела бы подарить вам маленьких куколок, тех самых которых мастер вытачивает самых первых.
Ребята, опрощайтесь с матрешками, оставим их кружиться в хороводе радости.
Всего доброго, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД на тему: «Русские посиделки» для детей средней группы.
Конспект открытого занятия с интеграцией образовательных областей:познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.для средней группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО « Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность на тему: "Праздник русской ложки" для детей средней группы
Занятие было подготовлено и показано на стажировочной полщадке для педагогов ДОУ....
Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.» Для детей средней группы.
Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.»Для детей средней группы.Ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традиц...
Проект "Рябинушка-красавица" для детей средней группы
Проект "Рябинушка-красавица" для детей средней группы...
Конспект ОД на тему: «Русская изба» для детей средней группы. Познавательное занятия, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.
Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.Развиват...
Конспект открытого занятия Тема: ОДД по развитию речи «Лисонька красавица!» для детей средней группы
Цель:Учить детей составлять описательный рассказ о животном (лисице) с опорой на схему и образец, предложенный воспитателем.Задачи:ОбучающиеПродолжать учить детей отвечать на вопросы полным отве...
«Рождественские посиделки в русской избе» Сценарий русских посиделок для детей средней группы
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Задачи:- познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;- познакомить с обрядом колядования;- приобщать детей к...