Программа кружка «Логическая азбука»
рабочая программа
Содержание данной программы способствует развитию элементарных логических представлений, заставляет работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад №1
городского округа города Райчихинска Амурской области
Программа кружка
«Логическая азбука»
Возрастная группа – старшая (5 – 6 лет)
Составитель:
Веремеенко Н. В.
воспитатель МДОУ ЦРР №1
2010 – 2011 уч. год
Пояснительная записка.
Возраст 5 – 6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок старается поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т.е. ребёнок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом.
Содержание данной программы способствует развитию элементарных логических представлений, заставляет работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.
Цели курса занятий:
- Развивать логическое мышление детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Основные задачи курса занятий по развитию логического мышления:
- развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
- учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
- учить классифицировать предметы по различным основаниям;
- учить сравнивать предметы и образы;
- учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- развивать быстроту мышления;
- побуждать делать самостоятельные выводы;
- учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
- учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы работы:
- подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
- игры;
- упражнения;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра-путешествие;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
- интеллектуальные викторины…
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Критерии диагностики:
- Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
- Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
- Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Данная программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).
Сроки реализации: 2010 - 2011 учебный год.
Режим занятий: 36 занятий в год,
1 раз в неделю
продолжительность – 30 – 35 минут.
Перспективное планирование занятий:
№ занятия | Тема занятия | Цель, задачи | Сроки проведения |
1 | Помоги Незнайке | Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; 2)развивать внимание, восприятие, воображение. | сентябрь |
2 | Муха – чистюха | Цель: развитие пространственного воображения, расположение предметов в пространстве и на плоскости. Задачи: 1)учить детей мысленно объединять предметы в группы по их свойствам; 2) совершенствовать ориентировку в пространстве. | сентябрь |
3 | Собачья радость | Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; 2) развивать наблюдательность детей. | октябрь |
4 | Вышел ёжик погулять | Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; 2)развивать внимание, восприятие, воображение; 3)совершенствовать ориентировку в пространстве. | октябрь |
5 | Кошкины задачки | Цель: развитие пространственного воображения, расположение предметов в пространстве и на плоскости. Задачи: 1)учить детей мысленно объединять предметы в группы по их свойствам; 2) совершенствовать ориентировку в пространстве; 3)учить выявлять закономерности; 4)Способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания. | октябрь |
6 | Хитрая ворона | Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; 2)развивать внимание, восприятие, воображение. | октябрь |
7 | Приключения Лунтика | Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение. Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; 2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета; 3)учить детей выявлять закономерности. | ноябрь |
8 | Мы - мультяшки | Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; 2) развивать наблюдательность детей. | ноябрь |
9 | Солнечный Зайчик у нас в гостях | Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; 2)развивать внимание, восприятие, воображение; 3)совершенствовать ориентировку в пространстве. | ноябрь |
10 | Про вредного мальчика и звёзды | Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; 2) развивать наблюдательность детей. | ноябрь |
11 | Наши друзья – Смешарики | Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; 2)развивать внимание, восприятие, воображение; 3)совершенствовать ориентировку в пространстве. | декабрь |
12 | Приключения мышонка Пика | Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; 2) развивать наблюдательность детей. | декабрь |
13 | Снежинка на ладошке | Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение. Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; 2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета; 3)учить детей выявлять закономерности; 4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам; 5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими; 6)способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания. | декабрь |
14 | Маленькой ёлочке весело зимой | Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; 2) развивать наблюдательность детей. | декабрь |
15 | Дед Мороз и Санта – Клаус | Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение. Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; 2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета; 3)учить детей выявлять закономерности; 4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам. | декабрь |
16 | Умные кубики | Цель: выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки; величина, форма. Задачи: 1)развивать способность к овладению сенсорными эталонами, их взаимокомбинациями; 2)учить детей при помощи суждений делать умозаключения. | январь |
17 | Снеговик и дети | Цель: выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки; величина, форма. Задачи: 1)развивать способность к овладению сенсорными эталонами, их взаимокомбинациями; 2)учить детей при помощи суждений делать умозаключения; 3) способствовать расширению словарного запаса детей; 4)развивать воображение. | январь |
18 | Русские богатыри | Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение. Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; 2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета; 3)учить детей выявлять закономерности; 4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам; 5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими. | февраль |
19 | Разминка юных моряков | Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; 2) развивать наблюдательность детей. | февраль |
20 | Наши защитники | Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; 2)развивать внимание, восприятие, воображение; 3)совершенствовать ориентировку в пространстве. | февраль |
21 | Сегодня мы – спасатели | Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение. Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; 2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета; 3)учить детей выявлять закономерности; 4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам; 5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими; 6)способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания. | февраль |
22 | Конкурс Знаек | Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; 2)развивать внимание, восприятие, воображение; 3)совершенствовать ориентировку в пространстве. | март |
23 | Мозговой штурм | Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; 2) развивать наблюдательность детей. | март |
24 | Конкурс «Логические лабиринты» | Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение. Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; 2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета; 3)учить детей выявлять закономерности; 4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам; 5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими; 6)способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания. | март |
25 | Роботы | Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; 2)развивать внимание, восприятие, воображение; 3)совершенствовать ориентировку в пространстве. | март |
26 | Отважные путешественники | Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; 2) развивать наблюдательность детей. | март |
27 | Нам, платочек, помоги, дорогу к знаниям укажи | Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение. Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; 2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета; 3)учить детей выявлять закономерности; 4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам; 5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими; 6)способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания. | апрель |
28 | В поисках клада | Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; 2) развивать наблюдательность детей. | апрель |
29 | Пуговкомания | Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; 2) развивать наблюдательность детей. | апрель |
30 | Космические превращения | Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение. Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; 2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета; 3)учить детей выявлять закономерности; 4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам; 5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими; 6)способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания. | апрель |
31 | Раз – цветочек, два – цветочек. | Цель: Выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств) Задачи: развивать логико-математические способности, умение доказывать свою точку зрения. | май |
32 | Волшебные палочки | Цель: Выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств) Задачи: развивать логико-математические способности, умение доказывать свою точку зрения. | май |
Список литературы:
- Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи у детей 5 – 8 лет. – М., Сфера, 2005
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2003.
- Заводнова Н. В. Развитие логики и речи у детей. – Ростов на Дону: Феникс, 2005
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002.
- Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи: Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010
- Сидорчук Т. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т. Сидорчук.– Ульяновск 1996.- 290 с.
- Сеть Интернет
- Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А.Столяра.- М., 1988.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Березина, З.А.Михайлова и др., М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Математическая азбука»
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем, многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них...

Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" 2015 г.
Рабочая программа по кружковой работе «Шахматы» составлена для детей старших групп. Разработана на основе ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утвержден...

Рабочая программа кружка «Дорожная азбука»
Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правил...

Программа кружка "Дорожная азбука"
Программой предусмотрена работа с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма по двум возрастным подгруппам (для разновозростной группы детского сада)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Финансовая азбука»
Актуальность:Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. ...

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы кружка «Логические ступени». 5-6 лет
За основу выявления уровня сформированности логического мышления у детей дошкольного возраста взята диагностическая методика, предложенная Л.А.Венгером. Диагностический комплекс включает в себя диагно...