Программа кружка «Логическая азбука»
рабочая программа

Веремеенко Наталья Викторовна

Содержание данной программы способствует развитию элементарных логических представлений, заставляет работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_logicheskaya_azbuka_.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №1

городского округа города Райчихинска Амурской области

Программа кружка

«Логическая азбука»

Возрастная группа – старшая (5 – 6 лет)

Составитель:

Веремеенко Н. В.

воспитатель МДОУ ЦРР №1

2010 – 2011 уч. год

Пояснительная записка.

        Возраст 5 – 6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок старается поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т.е. ребёнок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом.

        Содержание данной программы способствует развитию элементарных логических представлений, заставляет работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.  

Цели курса занятий:

  • Развивать логическое мышление детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
  • Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

 Основные задачи курса занятий по развитию логического мышления:

  • развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
  • учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
  • учить классифицировать предметы по различным основаниям;
  • учить сравнивать предметы и образы;
  • учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
  • развивать быстроту мышления;
  • побуждать делать самостоятельные выводы;
  • учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи.

 Формы работы:

  • подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
  • игры;
  • упражнения;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игра-путешествие;
  • рассматривание;
  • чтение художественной литературы.
  • интеллектуальные викторины…

Критерии оценки усвоения программы:

     Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

    Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Критерии диагностики:

  • Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
  • Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
  • Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
  • Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Данная программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Сроки реализации: 2010  - 2011 учебный год.

Режим занятий: 36 занятий в год,

                            1 раз в неделю

                            продолжительность – 30 – 35 минут.

Перспективное планирование занятий:

№ занятия

Тема занятия

Цель, задачи

Сроки проведения

1

Помоги Незнайке

Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

2)развивать внимание, восприятие, воображение.

сентябрь

2

Муха – чистюха

Цель: развитие пространственного воображения, расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Задачи: 1)учить детей мысленно объединять предметы в группы по их свойствам;

2) совершенствовать ориентировку в пространстве.

сентябрь

3

Собачья радость

Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

2) развивать наблюдательность детей.

октябрь

4

Вышел ёжик погулять

Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

2)развивать внимание, восприятие, воображение;

3)совершенствовать ориентировку в пространстве.

октябрь

5

Кошкины задачки

Цель: развитие пространственного воображения, расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Задачи: 1)учить детей мысленно объединять предметы в группы по их свойствам;

2) совершенствовать ориентировку в пространстве;

3)учить выявлять закономерности;

4)Способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания.

октябрь

6

Хитрая ворона

Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

2)развивать внимание, восприятие, воображение.

октябрь

7

Приключения Лунтика

Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.

Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;

2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета;

3)учить детей выявлять закономерности.

ноябрь

8

Мы - мультяшки

Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

2) развивать наблюдательность детей.

ноябрь

9

Солнечный Зайчик у нас в гостях

Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

2)развивать внимание, восприятие, воображение;

3)совершенствовать ориентировку в пространстве.

ноябрь

10

Про вредного мальчика и звёзды

Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

2) развивать наблюдательность детей.

ноябрь

11

Наши друзья – Смешарики

Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

2)развивать внимание, восприятие, воображение;

3)совершенствовать ориентировку в пространстве.

декабрь

12

Приключения мышонка Пика

Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

2) развивать наблюдательность детей.

декабрь

13

Снежинка на ладошке

Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.

Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;

2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета;

3)учить детей выявлять закономерности;

4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам;

5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими;

6)способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания.

декабрь

14

Маленькой ёлочке весело зимой

Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

2) развивать наблюдательность детей.

декабрь

15

Дед Мороз и Санта – Клаус

Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.

Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;

2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета;

3)учить детей выявлять закономерности;

4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам.

декабрь

16

Умные кубики

Цель: выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки; величина, форма.

Задачи: 1)развивать способность к  овладению сенсорными эталонами, их взаимокомбинациями;

2)учить детей при помощи суждений делать умозаключения.

январь

17

Снеговик и дети

Цель: выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки; величина, форма.

Задачи: 1)развивать способность к  овладению сенсорными эталонами, их взаимокомбинациями;

2)учить детей при помощи суждений делать умозаключения;

3) способствовать расширению словарного запаса детей;

4)развивать воображение.

январь

18

Русские богатыри

Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.

Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;

2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета;

3)учить детей выявлять закономерности;

4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам;

5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими.

февраль

19

Разминка юных моряков

Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

2) развивать наблюдательность детей.

февраль

20

Наши защитники

Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

2)развивать внимание, восприятие, воображение;

3)совершенствовать ориентировку в пространстве.

февраль

21

Сегодня мы – спасатели

Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.

Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;

2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета;

3)учить детей выявлять закономерности;

4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам;

5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими;

6)способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания.

февраль

22

Конкурс Знаек

Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

2)развивать внимание, восприятие, воображение;

3)совершенствовать ориентировку в пространстве.

март

23

Мозговой штурм

Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

2) развивать наблюдательность детей.

март

24

Конкурс «Логические лабиринты»

Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.

Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;

2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета;

3)учить детей выявлять закономерности;

4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам;

5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими;

6)способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания.

март

25

Роботы

Цель: развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Задачи: 1)учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

2)развивать внимание, восприятие, воображение;

3)совершенствовать ориентировку в пространстве.

март

26

Отважные путешественники

Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

2) развивать наблюдательность детей.

март

27

Нам, платочек, помоги, дорогу к знаниям укажи

Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.

Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;

2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета;

3)учить детей выявлять закономерности;

4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам;

5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими;

6)способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания.

апрель

28

В поисках клада

Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

2) развивать наблюдательность детей.

апрель

29

Пуговкомания

Цель: развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность.

Задачи: 1)учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам;

2) развивать наблюдательность детей.

апрель

30

Космические превращения

Цель: Формирование приёмов умственных действий: классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.

Задачи: 1)учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;

2)учить мысленно соединять в единое целое части предмета;

3)учить детей выявлять закономерности;

4)учить детей мысленно распределять предметы по группам по их свойствам;

5)закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими;

6)способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания.

апрель

31

Раз – цветочек, два – цветочек.

Цель: Выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств)

Задачи: развивать логико-математические способности, умение доказывать свою точку зрения.

май

32

Волшебные палочки

Цель: Выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств)

Задачи: развивать логико-математические способности, умение доказывать свою точку зрения.

май

Список  литературы:

  1. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи у детей 5 – 8 лет. – М., Сфера, 2005
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2003.
  3. Заводнова Н. В. Развитие логики и речи у детей. – Ростов на Дону: Феникс, 2005
  4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002.
  5. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи: Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010
  6. Сидорчук Т. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т. Сидорчук.– Ульяновск 1996.- 290 с.
  7. Сеть Интернет
  8. Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
  9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А.Столяра.- М., 1988.
  10. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Березина, З.А.Михайлова и др., М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Математическая азбука»

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем, многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них...

Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" 2015 г.

Рабочая программа по кружковой работе «Шахматы» составлена для детей старших групп. Разработана на основе ФГОС ДО  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утвержден...

Программа кружка "Дорожная Азбука"

Методическая разработка...

Рабочая программа кружка «Дорожная азбука»

Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что   знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правил...

Программа кружка "Дорожная азбука"

Программой предусмотрена работа с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма по двум  возрастным подгруппам (для разновозростной группы детского сада)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Финансовая азбука»

Актуальность:Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. ...

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы кружка «Логические ступени». 5-6 лет

За основу выявления уровня сформированности логического мышления у детей дошкольного возраста взята диагностическая методика, предложенная Л.А.Венгером. Диагностический комплекс включает в себя диагно...