РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Финансовая азбука»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Волошина Татьяна Александровна

Актуальность:

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи  с этим, чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители  и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?  Если у ребёнка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, становление эстетического отношения к окружающему миру, изобразительной, музыкальной деятельности, познавательной мотивации, владение речью как средством общения, развитие интересов детей, любознательности, присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

 

Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • сформировать первичные экономические понятия;
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость), нравственными понятиями  (бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
  • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • содействовать проявлению интереса к профессиональной деятельности взрослых;
  • развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Принципы реализации рабочей программы:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_azbuka.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 188»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «Финансовая азбука»

социальной направленности

Руководители: Волошина Татьяна Александровна

Мурадова Оксана Павловна                

Воронеж 2019г

Актуальность:

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи  с этим, чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители  и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?  Если у ребёнка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, становление эстетического отношения к окружающему миру, изобразительной, музыкальной деятельности, познавательной мотивации, владение речью как средством общения, развитие интересов детей, любознательности, присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • сформировать первичные экономические понятия;
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость), нравственными понятиями  (бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
  • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • содействовать проявлению интереса к профессиональной деятельности взрослых;
  • развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Принципы реализации рабочей программы:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах действий.

Объём и сроки освоения программы.

Программа рассчитана на 2 года изучения:

  • 1 год обучения - воспитанники старшей группы (5-6 лет);
  • 2 год обучения - воспитанники подготовительной группы (6-7 лет).

Время проведения.

Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю (пятница), во второй половине дня (17:30), в форме кружка.

Продолжительность занятий для воспитанников старшей группы - 25 минут, для воспитанников подготовительной к школе группы - 30 минут.

Форма обучения: очная (групповые занятия).

Работа по освоению программы ведется в рамках кружковой работы, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа.

Методы и средства реализации программы:

Методы

Средства

Словесные методы:

рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой

Устное или печатное слово:

Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины, скороговорки, загадки и др.

Поэтические и прозаические произведения: стихи, рассказы, повести, сказки и др.

Наглядные методы

Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия

Метод иллюстрирования

Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др.

Метод демонстрации

Связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др.

Метод показа

Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.

Методы практического обучения

Скороговорки, стихотворения, музыкально – ритмические движения, драматизации, дидактические игры, музыкально – дидактические игры, различный материал для продуктивной и творческой деятельности

Упражнения: устные, графические, двигательные, трудовые

Технические и творческие действия

Методы проблемного обучения

Рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования и др.

Познавательное или диалогическое проблемное изложение

Эвристический или поисковый метод

Взаимодействие с семьями:

  • буклеты;
  • консультации;
  • индивидуальные беседы;

Ожидаемые результаты. 

В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы  воспитанник будет знать, что:

  • деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
  • сначала зарабатываем - потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем, больше можешь купить;
  • стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник);
  • деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине);
  • финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде);
  • твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);
  • не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь);
  • финансы – это интересно и увлекательно.

Диагностика результативности работы программы:

  • мониторинг сформированности финансовой грамотности;
  • кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»;
  • викторина для детей «О какой сказке идет речь»;
  • смотр - конкурс «Моя копилка»;
  • лэпбук «Финансовая грамотность»;
  • виртуальная экскурсия в банк;
  • выставки рисунков и поделок;
  • обсуждение выполненных работ.

Литература:

  • Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
  • Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  • Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с. 103.
  • Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7. С. 8.
  • Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8. С. 63.
  • Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9. С. 3-6.
  • Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
  • Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
  • Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
  • Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11. С. 75.
  • Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
  • Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006. 88 с.

Интернет – источники:

  • Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
  • Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —

http://www.dostatok.ru;

  • Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-

i-zarplata;

  • Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.

ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

  • Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" 2015 г.

Рабочая программа по кружковой работе «Шахматы» составлена для детей старших групп. Разработана на основе ФГОС ДО  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утвержден...

Рабочая программа кружка «Дорожная азбука»

Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что   знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правил...

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»

Образовательная программа «Финансовая грамотность»  разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"

В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...