РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Финансовая азбука»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Актуальность:
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребёнка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, становление эстетического отношения к окружающему миру, изобразительной, музыкальной деятельности, познавательной мотивации, владение речью как средством общения, развитие интересов детей, любознательности, присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость), нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- содействовать проявлению интереса к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Принципы реализации рабочей программы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_azbuka.docx | 41.56 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад № 188»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «Финансовая азбука»
социальной направленности
Руководители: Волошина Татьяна Александровна
Мурадова Оксана Павловна
Воронеж 2019г
Актуальность:
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребёнка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, становление эстетического отношения к окружающему миру, изобразительной, музыкальной деятельности, познавательной мотивации, владение речью как средством общения, развитие интересов детей, любознательности, присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость), нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.);
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- содействовать проявлению интереса к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Принципы реализации рабочей программы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах действий.
Объём и сроки освоения программы.
Программа рассчитана на 2 года изучения:
- 1 год обучения - воспитанники старшей группы (5-6 лет);
- 2 год обучения - воспитанники подготовительной группы (6-7 лет).
Время проведения.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю (пятница), во второй половине дня (17:30), в форме кружка.
Продолжительность занятий для воспитанников старшей группы - 25 минут, для воспитанников подготовительной к школе группы - 30 минут.
Форма обучения: очная (групповые занятия).
Работа по освоению программы ведется в рамках кружковой работы, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа.
Методы и средства реализации программы:
Методы | Средства |
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой | Устное или печатное слово: Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины, скороговорки, загадки и др. Поэтические и прозаические произведения: стихи, рассказы, повести, сказки и др. |
Наглядные методы | Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия |
Метод иллюстрирования | Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др. |
Метод демонстрации | Связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др. |
Метод показа | Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др. |
Методы практического обучения | Скороговорки, стихотворения, музыкально – ритмические движения, драматизации, дидактические игры, музыкально – дидактические игры, различный материал для продуктивной и творческой деятельности |
Упражнения: устные, графические, двигательные, трудовые | |
Технические и творческие действия | |
Методы проблемного обучения | Рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования и др. |
Познавательное или диалогическое проблемное изложение | |
Эвристический или поисковый метод |
Взаимодействие с семьями:
- буклеты;
- консультации;
- индивидуальные беседы;
Ожидаемые результаты.
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы воспитанник будет знать, что:
- деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
- сначала зарабатываем - потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем, больше можешь купить;
- стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник);
- деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине);
- финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде);
- твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);
- не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь);
- финансы – это интересно и увлекательно.
Диагностика результативности работы программы:
- мониторинг сформированности финансовой грамотности;
- кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»;
- викторина для детей «О какой сказке идет речь»;
- смотр - конкурс «Моя копилка»;
- лэпбук «Финансовая грамотность»;
- виртуальная экскурсия в банк;
- выставки рисунков и поделок;
- обсуждение выполненных работ.
Литература:
- Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с. 103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7. С. 8.
- Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8. С. 63.
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9. С. 3-6.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
- Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
- Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11. С. 75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006. 88 с.
Интернет – источники:
- Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
- Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
- Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-
i-zarplata;
- Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.
ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
- Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" 2015 г.
Рабочая программа по кружковой работе «Шахматы» составлена для детей старших групп. Разработана на основе ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утвержден...
Рабочая программа кружка «Дорожная азбука»
Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правил...
Рабочая программа кружка «Краеведческая азбука»
Ребенок с первых лет жизни должен всем сердцем полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить ко...
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Ведение дополнительного образования. Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" (старший дошкольный возраст).
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" 2021/2022 у.г...
Рабочая программа кружка "Дорожная азбука"
Программа «Дорожная азбука», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. ...
Рабочая программа кружка ЮИД «Азбука дорожной безопасности»
Программа «Азбука дорожной безопасности» разработана для работы с детьми 5-6 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На занятиях дети углубляют представ...