Программа кружка «Математическая азбука»
рабочая программа по математике (средняя группа) по теме
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем, многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем, многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Поэтому основными задачами математического развития младших дошкольников являются:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простые умозаключения.
- Увеличение объёма внимания и памяти.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Математика входит в жизнь ребёнка как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процесс которых дети исследуют проблемные ситуации выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».
В ходе игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой.
Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей детей. Необходимым условием организации занятий является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха.
В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую, не выходя из учебной ситуации).
Программа кружка «Математическая азбука» рассчитана на детей 3-4 лет. Проводится 1 раз в неделю.
Учебный план работы кружка.
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в году |
1 | 4 | 26 |
План занятий.
№ занятия | Тема и цели | Количество занятий |
I полугодие | ||
1-4 | «Цвет». Цели: Познакомить с шестью цветами путем подбора по образцу. Сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения. Тренировать мыслительные операции, развивать мелкую моторику. | 4 |
5-7 | «Оттенки цветов». Цели: Сформировать представление о разных оттенках цвета по светлоте. Формировать умение создавать разные оттенки цветов. Сформировать представление о группировке оттенков по светлоте (светлые и темные), соотнесении оттенков с разными цветами. | 3 |
8-9 | «Большой и маленький». Цели: Сформировать представление о сравнении предметов по размеру. Закрепить умение детей различать цвет и размер предметов и называть их. Закрепить умение называть объёмные и плоские предметы и различать их по размеру, развивать речь и мелкую моторику. | 2 |
10 | «Цвет и форма». Цели: Расширять представления о форме предметов, сформировать умение ориентироваться на два признака одновременно. Тренировать умение выделять цвет предметов, соотносить цвет с образцом, развивать мыслительные операции. | 1 |
II полугодие | ||
11 | «Один, много». Цели: Сформировать представления о понятиях «один» и «много». Активизировать умение использовать слова «один» и «много», различать значение слов «один» и «одна». Тренировать мыслительные операции. Закрепить умение применять понятия «один» и «много» в игровой ситуации. | 1 |
12-15 | «Сравнение групп предметов по количеству, на основе составления пар. Сохранение количества». Цели: Сформировать представление о равночисленности групп предметов, расширять словарный запас детей выражением «столько же». Сформировать представление об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар. Закрепить умение сравнивать и уравнивать численность групп предметов. | 4 |
16-17 | «Представление о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и 2». Цели: Формировать представление о числе 2 и умение считать до двух. Актуализировать представление детей о сущности понятия «один». Формировать способность считать до 2, сравнивать численность двух элементарных совокупностей. Развивать внимание, речь, мыслительные операции. Познакомить с цифрами 1 и 2, сформировать умение соотносить цифры 1 и2 с количеством. | 2 |
18 | «Длиннее, короче». Цели: Сформировать умение сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения. Сформировать представление детей о свойстве протяженности предметов, соотношениях «длиннее - короче». Закрепить умение детей оперировать словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче». | 1 |
19-20 | (Круг) «Представление о шаре, круге, их распознание». Цели: Сформировать представление о круге, как геометрической фигуре, как об эталоне формы некоторых предметов, тренировать способность и анализу, сравнению, обобщению. Закрепить умение выделять в окружающей обстановке предметы круглой формы. Сформировать представление о шаре, как геометрическом теле, его свойствах. Формировать первичный опыт соотнесения круга и шара. | 2 |
21-23 | «Образование числа 3. Счет до 3. Знакомство с цифрой 3. Представления о треугольниках, их распознание». Цели: Формировать представление о числе 3, умение считать до трех. Способствовать умению детей образовывать следующее число из предыдущего, соотносить последнее числительное (два) со всей группой предметов. Сформировать представление о треугольнике. Тренировать способность выделять треугольную форму, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Познакомить с цифрой 3, сформировать умение соотносить цифру 3 с количеством. | 3 |
24 | «Пространственные отношения: на – над - под». Цели: Закрепить умение понимать и правильно употреблять слова, выражающие пространственные отношения между предметами: «на», «над», «под», «между». Закрепить умение различать левую и правую руки, понимать слова «на», «над», «под», «наверху», «внизу», понимать смысл слова «между». | 1 |
25 | «Пространственные отношения: «выше», «ниже»». Цели: Сформировать представление о сравнении предметов по высоте. Использовать в речи слова «высокий» - «низкий», «выше» - «ниже». | 1 |
26 | «Пространственные отношения: «слева», «справа», «посередине»». Цели: Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «слева», «справа», «посередине». Сформировать представление о положении предмета справа и слева от себя. Закреплять умение определять положение предмета относительно себя. | 1 |
План взаимодействия с родителями.
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Знакомство родителей с целями и задачами кружка «Математическая азбука». |
Октябрь | Консультация для родителей по работе с тетрадями «Игралочка». |
Ноябрь | Помещение в родительский уголок папки-передвижки на тему: «Математические игры в кругу семьи». |
Декабрь | Конкурс на самую интересную математическую игру, изготовленную руками детей и родителей. |
Январь | Консультации по личным запросам родителей. |
Февраль | Консультация на тему: «Роль дидактических математических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста». |
Март | Поместить в родительский уголок статью: «К концу года дети могут уметь…» (ожидаемые результаты) |
Апрель | Папка – передвижка «Математические загадки» |
Май | Открытое занятие для родителей кружка «Математическая азбука» |
К концу года дети могут уметь:
- Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
- Сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
- Считать в пределах 5 в прямом порядке.
- Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5.
- Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношения между ними (шире – уже, длиннее – короче и т.д.).
- Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник.
- Называть части суток, устанавливать их последовательность.
- Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
- Показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.
Диагностический материал.
Темы | Задания |
I полугодие | |
«Цвет» | Д/и «Дорожки». Цель: Формировать умение соотносить предметы по цвету. Д/и «В гости». Цель: Формировать умение соотносить предметы по цвету. Д/и «Как тебя зовут». Цель: Закрепить умение узнавать и называть цвета; развивать речь. |
«Оттенки цветов» | Д/и «Компот». Цель: Сформировать представления об оттенках цвета. Д/и «Наряди ёлку». Цель: Закрепить умение подбирать предметы по названному цвету и оттенку. Д/и «Убери игрушки». Цель: Тренировать способность различать цвета и оттенки. |
«Большой и маленький» | Д/и «Сундучки». Цель: Закрепить умение детей различать цвет и размер предметов и называть их. Д/и «Башенки». Цель: Закрепить умение называть объемные предметы и различать их по размеру. Д/и «Письмо». Цель: Закреплять умение называть плоские предметы и различать их по размеру. |
«Цвет и форма» | Д/и «Разложить по цвету». Цель: Тренировать умение выделять цвет предметов, соотносить цвет с образцом. Д/и «Наведи порядок». Цель: Сформировать умение ориентироваться на два признака одновременно. |
II полугодие | |
«Один – много» | Д/и «Возьми лодочку». Цель: Закрепить умение пользоваться понятиями «один», «много», «ни одного». Д/и «Посмотри друг на друга». Цель: Закрепить умение пользоваться понятиями «один», «много», «ни одного». |
«Сравнение групп предметов по количеству» | Д/и «Бабушкины подарки». Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их. Д/и «Цветочная поляна». Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар. Д/и «Запасы на зиму». Цель: Закрепить умение сравнивать и уравнивать численность групп предметов. |
«Образование числа 2. Счет до двух» | Игра «Соберу цветы». Цель: Тренировать способность считать до двух, развивать внимание. Д/и «Наведи порядок». Цель: Закрепить умение детей различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством, тренировать мыслительные операции. |
«Длиннее - короче» | Д/и «Дорожки». Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по длине путем приложения и наложения. |
«Круг. Шар» | Д/и «Подбери картинку». Цель: Закрепить умение выделять в окружающей обстановке предметы круглой формы. Д/и «Найди предмет». Цель: Закрепить представления о шаре, как об эталоне формы некоторых предметов. |
«Счет до трех. Число 3. Треугольник» | Д/и «Найди мячи». Цель: Закрепить умение считать до трех, развивать мыслительные операции. Д/и «В магазине». Цель: Тренировать способность выделять треугольную форму. Д/и «Подбери по форме». Цель: Тренировать способность находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме, выделять предметы, имеющие треугольную форму. |
«Пространственные отношения «на», «над», «под» | Д/и «На, над, под». Цель: Закрепить умение различать левую и правую руку, понимать слова «на», «над», «под», «наверху», «внизу». Игра «Строим дом». Цель: Закреплять умение правильно употреблять слова «на», «над», «под». |
«Выше - ниже» | Игра «Кто выше». Цель: Тренировать умение сравнивать предметы по высоте. Д/и «Строители». Цель: Закреплять умение сравнивать предметы по высоте. |
«Слева - справа» | Игра «Кто где?». Цель: Закрепить умение определять положение предмета относительно себя. |
Используемая литература
- «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников, Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.
- Давайте поиграем «Математические игры для детей» под редакцией А.А. Столяра.
- «Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду» Е.И. Удальцовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-378481-1389792737.jpg)
Конспект открытого занятия кружка «Математическая азбука» в средней группе «Почемучки»
Задачи по образовательным областям:«Познавательное развитие»: Закрепить порядковый счет, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.Закрепить представление ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-378481-1389792737.jpg)
Конспект открытого занятия кружка «Математическая азбука» в средней группе «Почемучки»
Задачи по образовательным областям:- «Познавательное развитие»: Закрепить порядковый счет, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.Закрепить представлени...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/02/picture-746638-1459617816.jpg)
Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" 2015 г.
Рабочая программа по кружковой работе «Шахматы» составлена для детей старших групп. Разработана на основе ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утвержден...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/07/picture-1000824-1533672301.jpg)
Рабочая программа кружка «Дорожная азбука»
Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правил...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-1223061-1582807426.jpg)
Программа кружка «Логическая азбука»
Содержание данной программы способствует развитию элементарных логических представлений, заставляет работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-344306-1427202570.jpg)
Программа кружка "Дорожная азбука"
Программой предусмотрена работа с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма по двум возрастным подгруппам (для разновозростной группы детского сада)....