Конструирование проблемно-игровых ситуаций
материал
Использование проблемно-игровых ситуаций позволяет понять, что существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может стать самостоятельной, креативной, любознательной, активной личностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_papka.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование проблемно-игровых ситуаций
Одной из областей личностного развития ребенка ФГОС ДО является область познавательного развития: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…».
Важными способами усиления познавательного интереса у детей являются использование игровых моментов, элементов новизны, эмоционального изложения материала. Использование на занятиях игровых и проблемных ситуаций позволяет реализовывать и воспитательные задачи. Дети с удовольствием откликаются на призыв помочь, впитывают в себя представления о дружбе, отзывчивости, доброте, помощи, сочувствии.
Использование проблемно-игровых ситуаций позволяет понять, что существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может стать самостоятельной, креативной, любознательной, активной личностью.
Проблемно-игровая ситуация создается постановкой перед воспитанником определенной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышение активности мыслительных процессов. Проблемно-игровая ситуация разрешается самостоятельно ребенком. Главной задачей проблемно-игровой ситуации является обеспечение наиболее глубокого овладения необходимыми знаниями в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных способностей в состояние деятельности.
Одним из видов воспитания и обучения дошкольников, способствующих развитию является проблемное обучение. Проблемное обучение – это ориентировка учебно-воспитательного процесса на возможности определенного человека и их реализацию. Основа проблемного обучения в том, чтобы ребенок не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий.
Определяя проблемную ситуацию, М. И. Махмутов отмечает, что она является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ребенка и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. При этом можно выделить два типа проблемных ситуаций, возникающих при постановке как теоретической, так и практической проблемы.
Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
Проблемно-игровая ситуации во второй младшей группе.
1) Проблемно-игровая ситуация «Кто вымазал мишку вареньем?».
Материалы и оборудование: накрытый игрушечный стол с детской посудой, куклы Аня и Митя, мишка.
Этап занятия | Действия воспитателя | Действия детей |
Ситуация, создающая мотивацию к занятию | Воспитатель демонстрирует детям двух кукол – Аню и Митю. Воспитатель: «На столе красивая голубая скатерть с каймой. Дети завтракают. Митя с удовольствием ест кашу с вареньем. А Аня? Аня не хочет есть сама, отодвигает от себя тарелку. Мама не сердится на Аню. «Давай я тебя сегодня покормлю. Хочешь?»». | Дети наблюдают за действиями игрушек. |
Затруднение в игровой ситуации | Воспитатель: «Ой! А кто мишку кашей и вареньем вымазал?» | Отвечают на вопрос. Дети: «Кукла Аня». |
Открытие нового знания или умения | Воспитатель: «Это его Аня насильно кашей кормила. Обидела мишеньку. Он кашу с вареньем лю-ю-бит. Но зачем же его насильно кормить?» | Отвечают на вопрос. Дети отвечают: «Не нужно кормить, если не хочет». |
Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление) | Воспитатель: «Пожалей медвежонка, дружок! Вытри ему рот и лапы салфеткой. Погладь, успокой». | Дети по очереди вытирают руки, рот мишке салфеткой. |
Тренировочные задания | Воспитатель: «Аня сама вымазалась вареньем, пока кормила мишку. Вытри ей, пожалуйста, рот и руки салфеткой». | Дети по очереди вытирают руки и рот кукле Ане салфеткой. |
Итог занятия | Воспитатель: «Не кормите мишку насильно. Пользы не будет. Если испачкали руки или рот, вытирайте все салфетками». | Дети повторяют: «Не нужно кормить, если не хочет». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной проблемно – игровой и практической ситуации
Конспект образовательной проблемно – игровой и практической ситуации в старшей группе с учетом ФГТ....
Проблемно-игровая образовательная ситуация («Познание», «Математика») «Зоопарк для животных». Средний возраст
Задачи:Образовательные: дать представление о животных теплых стран и Крайнего Севера; упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические формы...
Сценарий проблемной игровой образовательной ситуации для инженерно-математического развития детей старшего дошкольного возраста
Сценарий проблемной игровой ситуации для инженерно-математического развития детей с использованием элементов модульного оригами....
Проблемно-игровые ситуации в конструировании во второй младшей группе
Проблемно-игровые ситуации в конструировании во второй младшей группе способствуют развитию дружеских отношений....
проблемно-игровая образовательная ситуация «Как мы учились зарабатывать условные деньги в детском саду»
проблемно-игровая образовательная ситуацияЦель: актуализировать знания детей за учебный год по образовательной области «Познание» формирование элементарных математических представлени...