«Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Арсентьева Светлана Леонидовна

Тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

 

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Попытка выучить, запомнить огромный поток информации, окружающий его в современном мире, ни к чему не приведет. Мнемотехника для дошкольника  - это  совокупность  правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_arsenteva_s.l._2021-22.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЯ

Арсентьевой Светланы Леонидовны

на 2021 / 2022 учебный год

Тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность: Речь - это прежде всего инструмент общения. Развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
К сожалению, в настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас детей, бедная диалогическая речь, неспособность построить монолог (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами), недостаточно развиты психические процессы, неумение детей выделять главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Попытка выучить, запомнить огромный поток информации, окружающий его в современном мире, ни к чему не приведет. Мнемотехника для дошкольника  - это  совокупность  правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы используются в следующих случаях:

•        Для обогащения словарного запаса детей

•        При обучении составления рассказов

•        При пересказах художественной литературы

•        При отгадывании и загадывании загадок

•        При заучивании стихов

Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

 Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.            

Цель работы по самообразованию: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи:

  • Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
  • Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)
  • Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.
  • Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

№ п/п

Содержание работы

Сроки реализации

Практические выходы

1

Организационно-ознакомительный

этап

Работа с методической литературой, просмотр вебинаров по теме самообразования

В течение года

1.Изучение научно –методической литературы по данной теме.

2.Подбор упражнений и игр для развития связной речи

3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)

4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

2

Основной этап

В работе с детьми:

Октябрь 2021-март 2022

Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами;

- Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами.

- Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему –модель как план пересказа;

- Использовать мнетаблицу при закреплении материала по лексической теме.

- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

- Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок при автоматизации звука.

- Для закрепление полученных знаний изготовить с детьми по пройденным темам с рассказами и рисунками.

В работе с родителями: 

-Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек «Использование мнемотехники в развитии речи детей »

-  Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям», памятки «Использование мнемотехники в работе с детьми»

- Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома;

- Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей: привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам;

- Подведение итогов, оценка и самооценка детей Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речевых способностей через использование мнемотехники.

Для педагогов

Консультация для воспитателей на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

3

Заключительный

Апрель- май 2022

День открытых дверей

Итоговое родительское собрание «Наши достижения»

Фотоотчет по работе

Картотека  мнемотаблиц по пройденным темам с рассказами и рисунками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудный слова...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представле...

Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Использование мнемотехники при развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современного общества. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивн...

Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...

План самообразование учителя- логопеда в ДОУ «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой ...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Конспект коррекционного занятия. Лексическая тема "Фрукты. Ягоды".

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. На занятии используется мнемотаблица (письмо), которая разделена на 6 этапов. Ребята выполняют задания, опираяс...