«Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Попытка выучить, запомнить огромный поток информации, окружающий его в современном мире, ни к чему не приведет. Мнемотехника для дошкольника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_arsenteva_s.l._2021-22.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ВОСПИТАТЕЛЯ
Арсентьевой Светланы Леонидовны
на 2021 / 2022 учебный год
Тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность: Речь - это прежде всего инструмент общения. Развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
К сожалению, в настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас детей, бедная диалогическая речь, неспособность построить монолог (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами), недостаточно развиты психические процессы, неумение детей выделять главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Попытка выучить, запомнить огромный поток информации, окружающий его в современном мире, ни к чему не приведет. Мнемотехника для дошкольника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы используются в следующих случаях:
• Для обогащения словарного запаса детей
• При обучении составления рассказов
• При пересказах художественной литературы
• При отгадывании и загадывании загадок
• При заучивании стихов
Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.
Цель работы по самообразованию: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.
Задачи:
- Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
- Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)
- Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.
- Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
№ п/п | Содержание работы | Сроки реализации | Практические выходы |
1 | Организационно-ознакомительный этап Работа с методической литературой, просмотр вебинаров по теме самообразования | В течение года | 1.Изучение научно –методической литературы по данной теме. 2.Подбор упражнений и игр для развития связной речи 3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц) 4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам. 5. Обсуждение проекта вместе с родителями. 6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей. |
2 | Основной этап В работе с детьми: | Октябрь 2021-март 2022 | Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами; - Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами. - Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему –модель как план пересказа; - Использовать мнетаблицу при закреплении материала по лексической теме. - Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики. - Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок при автоматизации звука. - Для закрепление полученных знаний изготовить с детьми по пройденным темам с рассказами и рисунками. |
В работе с родителями: | -Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек «Использование мнемотехники в развитии речи детей » - Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям», памятки «Использование мнемотехники в работе с детьми» - Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома; - Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей: привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для запоминания стихов к праздникам; - Подведение итогов, оценка и самооценка детей Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речевых способностей через использование мнемотехники. | ||
Для педагогов | Консультация для воспитателей на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» | ||
3 | Заключительный | Апрель- май 2022 | День открытых дверей Итоговое родительское собрание «Наши достижения» Фотоотчет по работе Картотека мнемотаблиц по пройденным темам с рассказами и рисунками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудный слова...
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения - мнемотехники, представле...
Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Использование мнемотехники при развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современного общества. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивн...
Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...
План самообразование учителя- логопеда в ДОУ «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой ...
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Конспект коррекционного занятия. Лексическая тема "Фрукты. Ягоды".
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. На занятии используется мнемотаблица (письмо), которая разделена на 6 этапов. Ребята выполняют задания, опираяс...