План самообразование учителя- логопеда в ДОУ «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии

Алескерова Светлана Николаевна

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, ознакомиться с инновационными методиками использования мнемотаблиц.

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

 3. Создать условия для повышения уровня развития связной речи у детей с ОНР в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.

4.      познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

5.       оформить развивающую предметно - пространственную среду в кабинете в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2022-23g.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                 «Детский сад № 7»

План по самообразованию

Учителя-логопеда Алескеровой С.Н.

Тема:  «Использование мнемотехники в развитии связной речи                                          у детей старшего дошкольного возраста»

г. Троицк  

2022-2023 учебный год.

Особенности выбранной темы.

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но, если свяжите двадцать таких слов

с картинками, их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

    Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения.  Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие  по-прежнему признают наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте. Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения,   внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

 В последние годы отмечается увеличение количества детей,  имеющих общее недоразвитие речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной  связной речи принимает глобальный характер.

     Основной задачей мы видим преодоление ОНР, формирование интереса к процессу обучения. Необходимо искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.

     Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления  информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
 Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем задания усложняют, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из нескольких картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Самая сложная структура – это мнемотаблицы. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. 

Мнемотехника многофункциональна. На её основе также создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели необходимо придерживаться следующих требований:   · модель должна отображать обобщённый образ предмета;

         · раскрывать существенное в объекте;

     · замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

В результате использования таблиц - схем и мнемотаблиц:
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
-  появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
-   это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
                                 Таким образом, использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:                                                                                                                                                                     1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,                                 ознакомиться с инновационными методиками использования мнемотаблиц.

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

 3. Создать условия для повышения уровня развития связной речи у детей с ОНР в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.

4.      познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

5.       оформить развивающую предметно - пространственную среду в кабинете в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.

Перспективный план самообразования:

Тема

Сроки

Форма распространения опыта

1 этап- информационно-аналитический

Изучение методической литературы по теме самообразования

1.

 Подбор методической литературы для изучения

 

Сентябрь - октябрь

 

Составление плана работы

 

2.

Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, мнемотаблиц.

Обогащение РППС группы.

 

В течение года

Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выставка пособий для практической деятельности.

 

3.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

 

В течение года

Обобщить опыт работы по теме самообразования.

 

2 этап — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

 

1.

Накопление практического материала по теме

 

В течение года

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

 

2.

Подготовка материала к информационным стендам.

Май

Открытое занятие.

3 этап — представление опыта работы по теме

 

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по теме самообразования

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

 Самоанализ педагогической деятельности.

3.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Май

Творческий отчёт для педагогов ДОУ

 

Перспективный план работы

Сроки

Формы работы

Практический выход

Сентябрь

 

1 этап – информационно-аналитический

 

1. Изучить литературу по данной теме.

 

2. Собрать дополнительный материал по развитию связной речи методами мнемотехники детей старшего дошкольного  возраста из  Интернет – источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Составить плана работы по самообразованию.

 

4. Разработать анкеты и консультации для работы с родителями.

 

5. Посещение курсов повышения квалификации на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».

 

6. Проведение обследования и выявление уровня связной речи у детей с ОНР  в ходе применения специализированных приемов и методов по развитию связной речи.

Литература для изучения:

1. Н.А. Олейник «Формирование связи образа и слова при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008.

2.С.А. Петухова «Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет», СПб, 2009.

3. Т.П. Николаева «Использование мнемотехник на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».

 

Наличие плана работы по самообразованию

 

Разработаны анкеты и консультации для работы с родителями.

Получение новых знаний и приемов по развитию связной речи методами мнемотехники

 

Заполнение карты по диагностике уровня связной речи детей и выявление индивидуального уровня  развития речи детей на начало учебного года.

Октябрь

 

2 этап – внедрение в практику

 

1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование картотеки и материала по работе с мнемоквадратами,  мнемотаблицами, мнемодорожками.

3. Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Что такое мнемотехника»

4.  Знакомство детей с символами мнемотехники: с мнемоквадратами, со значками моделями. 

 

5. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.

 

6. Подготовка к консультации для воспитателей

Литература для изучения:

1.Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

2. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

3.Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4

 

 

Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним

 

 

Наличие папки-передвижки

 

                                                               Изготовление мнемокваратов, значков моделей.

 Использование материала на фронтальных занятиях

 

Консультация  «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Ноябрь

 

1. Формирование картотеки игр по развитию связной речи «Интересные истории», «Придумай сказку», «Фантазеры».

 

2. Подготовка консультации для родителей

 

 

 

 3.Подготовка консультации для воспитателей

 

 

4. Оформление мнемотаблиц «Времена года»

 

Наличие дидактических игр в картотеке

 

 

Проведение консультации «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

 

Консультация «Как работать с мнемотаблицами»

 

Использование на занятиях

Декабрь

1.Упражнения «Рисуем слова». Использование рисунков на занятии по теме «Зима»

 

 

2. Подготовка консультации для воспитателей

 

 

 

3. Подготовка консультации для родителей

 

 

 

 

4. Разучивание стихотворений к Новогоднему утреннику с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.

Нарисованные детьми рисунки слов. Занятие по теме «Зима»

 

 Проведение консультации для воспитателей на тему: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».

 

Проведение консультации для родителей на тему: «Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приемов».

 

 

Оформление материала

 

Январь

 

1. Составление рассказа по картине "Зимние забавы" (учить использовать мнемодорожку).

 

2. Подготовка консультации для родителей

 

 

 

 

3. Картотека «Составление рассказов по сюжетным картинкам с помощью мнемодорожек»

 

4. Подготовка консультации для воспитателей

 

 

 Рассказ по картине «Зимние забавы» по мнемодорожке

 

Проведение консультации для родителей «Предлагаю поиграть с ребенком дома» (дидактические игры по развитию связной речи).

 

Оформление картотеки, использование на фронтальных и индивидуальных занятиях

 

Консультация «Развиваем память дошкольников с помощью мнемотехники».

Февраль

1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Подготовка к семинару-практикуму  для воспитателей

 

3. Оформление папки-передвижки  «Составляем и используем мнемотаблицы дома»

 

4. Оформление картотеки «Описательные рассказы по лексическим темам» (мнемотаблицы)

 

5. Работа над темой «Защитники Отечества» - составление описательных рассказов о папе или дедушке  при помощи мнемотаблицы»

 

  Литература для изучения:

Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам. Методическое руководство, картинный комплект/ Т.А. Ткаченко –Москва, 2005

Изучение статьи Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6

 

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в работе с детьми с ОНР»

 

Папка-передвижка

 

 

 

 

 

Использование мнемотаблиц на  фронтальных занятиях

Март

1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа по мнемотаблице по теме «Весна».

Заучивание стихотворения «Весна – красна»

 

 

3. Подготовка консультации для родителей

 

 

 

4. Подготовка к консультации для воспитателей

 

 

5.Конкурс-выставка с участием родителей «Любимое стихотворение о весне в мнемотаблице»

 

Литература для изучения:

Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – Москва, 1998

Изучение статьи Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.

 

Составление рассказа о весне, чтение наизусть стихотворения «Весна – красна»

 

Проведение консультации «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»

 

Консультация «Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц»

 

Выставка работ

Апрель

 1. Продолжать знакомится с литературой

 

 

 

 

 

1. Подготовка к консультации для родителей

 

 

 

 

3. Подготовка к проведению мастер-класса для воспитателей

 

4. Анкетирование педагогов «Мнемотехника  – инновационный метод развития связной речи дошкольников»

 

5. Оформление картотеки «Сказки в мнемотаблицах»

 

Литература для изучения:

Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большева – СПб., 2005

Консультация для родителей «Пересказ. Учим детей пересказу русских народных сказок с помощью мнемотехник»

 

 

Мастер-класс «Сказки с помощью мнемотаблиц»

 

Анкеты

 

 

 

Использование материала на занятиях

Май

 

3 этап — представление опыта работы по теме

 

1. Анкетирование родителей

 

 

 

 

2. Закрепление пройденного материала с детьми. Оценка уровня состояния связной речи.

 

3. Презентация-отчёт «Как дети используют мнемотехнику на занятиях»  Изготовление книжки - малышки.

 

4. Участие в педсовете

Анкетирование, позволяющее оценить уровень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.

Заполнение карты диагностики речевого развития  детей и выявление индивидуального уровня речевого развития детей на конец учебного года

 

Выступление на родительском собрании

 

Участие в работе педсовета, анализ    работы по реализации плана  по самообразованию

Подготовительная группа

1 этап: Подготовительный (теоретический)

Сентябрь 

  1. Работа с детьми:
  • проведение мониторинга по образовательной области «Речевое развитие».

 

  1. Самореализация:
  • анализ проведенного мониторинга;
  • определение проблемы, подлежащей решению;
  • постановка целей и задач;
  • изучение методической литературы:
  • Т. Б. Полянская. Использование метода мнемотехникив обучении рассказыванию детей дошкольного возраста;
  • Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»«Дошкольное воспитание»«Ребенок в детском саду»«Обруч»;
  • Интернет-ресурсы.
  • знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено), перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образ;
  • подбор для заучивания с детьми стихов, загадок, скороговорок в соответствии с перечнем лексических тем;
  • оформление мнемотаблиц и схем к ним;
  • разработка перспективного планирования по теме самообразования «Использование мнемотехники при заучивании стихов, загадок, скороговорок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста» на 2019-2020 учебный год.
  • внедрение в работу разработанного планирования.

  

  1. Работа с родителями:
  • познакомить родителей с годовыми задачами работы дошкольного учреждения (на 2019 – 2020 учебный год) и задачами по развитию речи дошкольников в старшей группе;
  • привлечь родителей к работе по развитию связной речи детей;
  • привлечь родителей к пополнению библиотеки детскими книжками.

 

  1. Работа со специалистами:
  • подготовка консультации для педагогов с целью повышения компетентности в вопросах использования мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

2 этап: Практический

Сентябрь - май

  1. Работа с детьми:

 

  1. Работа с родителями:
  • представление папки-передвижки «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей»;
  • проведение родительского собрания с представлением доклада «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники» и мастер-класса «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях»;
  • индивидуальная помощь родителям по их запросам.
  1. Самореализация, работа с педагогами, специалистами:
  • работа с методической литературой;
  • организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, систематизация материала по тематике (мнемотаблицы, схемы);
  • консультация с учителем-логопедом;
  • проведение консультации для педагогов с целью повышения компетентности в вопросах использования мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 

3 этап: Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов

  1. Самореализация:
  • отчет на педагогическом совете.
  1. Работа с детьми:
  • проведение мониторинга по образовательной области «Речевое развитие»;
  • анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.

3.Работа с родителями:

  • акция «Подари книгу группе».

Литература:

  1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет»; методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера», М. – 2016 г.;
  2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С-Пб. – 2016 г.
  3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С-Пб. – 2009 г.
  4. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» под ред. Савушкин С. Н., изд. «Карапуз», М. – 2014г.
  5. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки», под ред. Савушкин С. Н., изд. «Карапуз», М. – 2014г

Месяц

Лексическая тема

Содержание работы (заучивание с использованием мнемотаблиц)

Сентябрь

 

Проведение мониторинга по образовательной области «Развитие речи»

 

Анализ результатов мониторинга

 

 

Ознакомление детей с символами мнемотехники

 

Наш детский сад

Стих-я: «Детский сад»,

 «Ходит повар в колпаке…»

 

Игрушки

Стих-я: «Много игрушек в нашем саду»,

«Я рубашку сшила мишке»

 

Октябрь

Осень

Стих-я: А.Плещеев. «Осень наступила…»,

              «Осень, осень к нам пришла…»

 

Овощи. Огород

Стих-я: «Овощи»,

              «Огород»,

 

Загадки (про лук, морковь, репу, огурец)

 

Фрукты. Сад

Стих-е: «В руки фрукты мы берем»,

 

Загадка (про яблоки)

 

Лес. Грибы. Ягоды

Стих-я: «Осенние листья»,

              «Жил-был грибочек»,

 

Загадка (про землянику)

 

Перелетные птицы

Стих-е: И.Токмакова. «Опустел скворечник»

 

Ноябрь

Наше тело

Стих-е: «Руки»,

 

Скороговорка: «Наша Маша под душем моет шею и

               уши»

 

Одежда. Головные уборы

Стих-я: «Сшили Тане сарафанчик»,

              «Шапка шерстяная»,

 

Скороговорка: «Саша шапкой шишку сшиб»

 

Обувь

Стих-е: «Зайчики»

 

Посуда

Стих-е: «Семь котят»

 

Декабрь

Зима

Стих-я: «Зима»,

               «Медвежий сон»

 

Зимующие птицы

Стих-е: Б.Поляков. «Синички»

 

Домашние животные зимой

Стих-е: «Корова»,

 

Скороговорка: «На окошке крошку-мошку ловит лапой

              наша кошка»

 

Новый год

Стих-я: «Елочка»,

              «Дед Мороз прислал нам елку»,

              «Встали девочки в кружок…»

 

Январь

Зимние забавы

Стих-я: «Мы идем во двор гулять»,

              «Снеговик»

 

Животные и птицы Севера

Стих-е: «Белый мишка»

Мебель

Стих-е: Н.Нищева. «Мебель»

Февраль

Транспорт

Стих-е: «Новый дом»

 

Дикие животные

Стих-е: «В лесу»,

 

Загадка: (про ежа),

 

Скороговорки: «Идет пешком мышонок с мешком»,

                 «Шесть мышат в камышах шуршат»

 

Наша Армия

 

Семья

Стих-е: «Младшая сестренка»

 

Март

8 Марта. Женские профессии

Стих-я: «Сорвала я в поле…»,

              «Почтальон»

 

Весна

Стих-е: «На дворе звенит капель»

 

Домашние птицы

Стих-е: «Цыпленок»

 

Комнатные растения

Стих-е: Б.Белова. «Весело делать друг другу приятное»

 

Апрель

ПДД

Стих-е «У свотофора окошечка три»

 

День космонавтики

Стих-е: «Космонавт»

 

Весенние работы. Хлеб

Стих-е: «Вот он - хлебушек душистый»

 

Наш город

 

Продукты питания

Стих-е: «Компот»

 

Май

День Победы

Стих-е: «День Победы»

 

Насекомые

Стих-я: «Песенка шмеля»,

              «Гусеница»

 

Цветы

Стих-е: «Ромашки»

 

Лето. Времена года

Стих-я: «Эта модница лесная»,

              «Вышел Миша на крылечко»,

              «Из песка пирог спечем»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения  -  мнемотехники, представле...

Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Использование мнемотехники при развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современного общества. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивн...

Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...

Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Конспект коррекционного занятия. Лексическая тема "Фрукты. Ягоды".

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. На занятии используется мнемотаблица (письмо), которая разделена на 6 этапов. Ребята выполняют задания, опираяс...

«Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запом...