План самообразование учителя- логопеда в ДОУ «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, ознакомиться с инновационными методиками использования мнемотаблиц.
2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
3. Создать условия для повышения уровня развития связной речи у детей с ОНР в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
4. познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
5. оформить развивающую предметно - пространственную среду в кабинете в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2022-23g.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
План по самообразованию
Учителя-логопеда Алескеровой С.Н.
Тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
г. Троицк
2022-2023 учебный год.
Особенности выбранной темы.
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но, если свяжите двадцать таких слов
с картинками, их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признают наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте. Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих общее недоразвитие речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер.
Основной задачей мы видим преодоление ОНР, формирование интереса к процессу обучения. Необходимо искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.
Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем задания усложняют, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из нескольких картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Самая сложная структура – это мнемотаблицы. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Мнемотехника многофункциональна. На её основе также создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели необходимо придерживаться следующих требований: · модель должна отображать обобщённый образ предмета;
· раскрывать существенное в объекте;
· замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
В результате использования таблиц - схем и мнемотаблиц:
- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Таким образом, использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, ознакомиться с инновационными методиками использования мнемотаблиц.
2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
3. Создать условия для повышения уровня развития связной речи у детей с ОНР в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
4. познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
5. оформить развивающую предметно - пространственную среду в кабинете в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.
Перспективный план самообразования:
№ | Тема | Сроки | Форма распространения опыта |
1 этап- информационно-аналитический Изучение методической литературы по теме самообразования | |||
1. | Подбор методической литературы для изучения
| Сентябрь - октябрь
| Составление плана работы
|
2. | Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, мнемотаблиц. Обогащение РППС группы.
| В течение года | Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выставка пособий для практической деятельности.
|
3. | Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.
| В течение года | Обобщить опыт работы по теме самообразования.
|
2 этап — внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
| |||
1. | Накопление практического материала по теме
| В течение года | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки.
|
2. | Подготовка материала к информационным стендам. | Май | Открытое занятие. |
3 этап — представление опыта работы по теме
| |||
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Составление консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по теме самообразования |
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования | В течение года | Самоанализ педагогической деятельности. |
3. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Май | Творческий отчёт для педагогов ДОУ
|
Перспективный план работы
Сроки | Формы работы | Практический выход |
Сентябрь
1 этап – информационно-аналитический
| 1. Изучить литературу по данной теме.
2. Собрать дополнительный материал по развитию связной речи методами мнемотехники детей старшего дошкольного возраста из Интернет – источников.
3.Составить плана работы по самообразованию.
4. Разработать анкеты и консультации для работы с родителями.
5. Посещение курсов повышения квалификации на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».
6. Проведение обследования и выявление уровня связной речи у детей с ОНР в ходе применения специализированных приемов и методов по развитию связной речи. | Литература для изучения: 1. Н.А. Олейник «Формирование связи образа и слова при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008. 2.С.А. Петухова «Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет», СПб, 2009. 3. Т.П. Николаева «Использование мнемотехник на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».
Наличие плана работы по самообразованию
Разработаны анкеты и консультации для работы с родителями. Получение новых знаний и приемов по развитию связной речи методами мнемотехники
Заполнение карты по диагностике уровня связной речи детей и выявление индивидуального уровня развития речи детей на начало учебного года. |
Октябрь
2 этап – внедрение в практику
| 1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике
2. Формирование картотеки и материала по работе с мнемоквадратами, мнемотаблицами, мнемодорожками. 3. Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Что такое мнемотехника» 4. Знакомство детей с символами мнемотехники: с мнемоквадратами, со значками моделями.
5. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.
6. Подготовка к консультации для воспитателей | Литература для изучения: 1.Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников. 2. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. 3.Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4
Наличие дидактических игр в картотеке и материалов к ним
Наличие папки-передвижки
Изготовление мнемокваратов, значков моделей. Использование материала на фронтальных занятиях
Консультация «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей». |
Ноябрь |
1. Формирование картотеки игр по развитию связной речи «Интересные истории», «Придумай сказку», «Фантазеры».
2. Подготовка консультации для родителей
3.Подготовка консультации для воспитателей
4. Оформление мнемотаблиц «Времена года» |
Наличие дидактических игр в картотеке
Проведение консультации «Использование приемов мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
Консультация «Как работать с мнемотаблицами»
Использование на занятиях |
Декабрь | 1.Упражнения «Рисуем слова». Использование рисунков на занятии по теме «Зима»
2. Подготовка консультации для воспитателей
3. Подготовка консультации для родителей
4. Разучивание стихотворений к Новогоднему утреннику с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек. | Нарисованные детьми рисунки слов. Занятие по теме «Зима»
Проведение консультации для воспитателей на тему: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».
Проведение консультации для родителей на тему: «Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приемов».
Оформление материала
|
Январь |
1. Составление рассказа по картине "Зимние забавы" (учить использовать мнемодорожку).
2. Подготовка консультации для родителей
3. Картотека «Составление рассказов по сюжетным картинкам с помощью мнемодорожек»
4. Подготовка консультации для воспитателей
|
Рассказ по картине «Зимние забавы» по мнемодорожке
Проведение консультации для родителей «Предлагаю поиграть с ребенком дома» (дидактические игры по развитию связной речи).
Оформление картотеки, использование на фронтальных и индивидуальных занятиях
Консультация «Развиваем память дошкольников с помощью мнемотехники». |
Февраль | 1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике
2. Подготовка к семинару-практикуму для воспитателей
3. Оформление папки-передвижки «Составляем и используем мнемотаблицы дома»
4. Оформление картотеки «Описательные рассказы по лексическим темам» (мнемотаблицы)
5. Работа над темой «Защитники Отечества» - составление описательных рассказов о папе или дедушке при помощи мнемотаблицы»
| Литература для изучения: Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам. Методическое руководство, картинный комплект/ Т.А. Ткаченко –Москва, 2005 Изучение статьи Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6
Семинар-практикум «Использование мнемотехники в работе с детьми с ОНР»
Папка-передвижка
Использование мнемотаблиц на фронтальных занятиях |
Март | 1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике
2. Работа по мнемотаблице по теме «Весна». Заучивание стихотворения «Весна – красна»
3. Подготовка консультации для родителей
4. Подготовка к консультации для воспитателей
5.Конкурс-выставка с участием родителей «Любимое стихотворение о весне в мнемотаблице»
| Литература для изучения: Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – Москва, 1998 Изучение статьи Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.
Составление рассказа о весне, чтение наизусть стихотворения «Весна – красна»
Проведение консультации «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»
Консультация «Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц»
Выставка работ |
Апрель | 1. Продолжать знакомится с литературой
1. Подготовка к консультации для родителей
3. Подготовка к проведению мастер-класса для воспитателей
4. Анкетирование педагогов «Мнемотехника – инновационный метод развития связной речи дошкольников»
5. Оформление картотеки «Сказки в мнемотаблицах»
| Литература для изучения: Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большева – СПб., 2005 Консультация для родителей «Пересказ. Учим детей пересказу русских народных сказок с помощью мнемотехник»
Мастер-класс «Сказки с помощью мнемотаблиц»
Анкеты
Использование материала на занятиях |
Май
3 этап — представление опыта работы по теме
| 1. Анкетирование родителей
2. Закрепление пройденного материала с детьми. Оценка уровня состояния связной речи.
3. Презентация-отчёт «Как дети используют мнемотехнику на занятиях» Изготовление книжки - малышки.
4. Участие в педсовете | Анкетирование, позволяющее оценить уровень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения. Заполнение карты диагностики речевого развития детей и выявление индивидуального уровня речевого развития детей на конец учебного года
Выступление на родительском собрании
Участие в работе педсовета, анализ работы по реализации плана по самообразованию |
Подготовительная группа
1 этап: Подготовительный (теоретический)
Сентябрь
- Работа с детьми:
- проведение мониторинга по образовательной области «Речевое развитие».
- Самореализация:
- анализ проведенного мониторинга;
- определение проблемы, подлежащей решению;
- постановка целей и задач;
- изучение методической литературы:
- Т. Б. Полянская. Использование метода мнемотехникив обучении рассказыванию детей дошкольного возраста;
- Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»;
- Интернет-ресурсы.
- знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено), перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образ;
- подбор для заучивания с детьми стихов, загадок, скороговорок в соответствии с перечнем лексических тем;
- оформление мнемотаблиц и схем к ним;
- разработка перспективного планирования по теме самообразования «Использование мнемотехники при заучивании стихов, загадок, скороговорок в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста» на 2019-2020 учебный год.
- внедрение в работу разработанного планирования.
- Работа с родителями:
- познакомить родителей с годовыми задачами работы дошкольного учреждения (на 2019 – 2020 учебный год) и задачами по развитию речи дошкольников в старшей группе;
- привлечь родителей к работе по развитию связной речи детей;
- привлечь родителей к пополнению библиотеки детскими книжками.
- Работа со специалистами:
- подготовка консультации для педагогов с целью повышения компетентности в вопросах использования мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
2 этап: Практический
Сентябрь - май
- Работа с детьми:
- Работа с родителями:
- представление папки-передвижки «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей»;
- проведение родительского собрания с представлением доклада «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники» и мастер-класса «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях»;
- индивидуальная помощь родителям по их запросам.
- Самореализация, работа с педагогами, специалистами:
- работа с методической литературой;
- организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, систематизация материала по тематике (мнемотаблицы, схемы);
- консультация с учителем-логопедом;
- проведение консультации для педагогов с целью повышения компетентности в вопросах использования мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3 этап: Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
- Самореализация:
- отчет на педагогическом совете.
- Работа с детьми:
- проведение мониторинга по образовательной области «Речевое развитие»;
- анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
3.Работа с родителями:
- акция «Подари книгу группе».
Литература:
- Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет»; методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера», М. – 2016 г.;
- Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С-Пб. – 2016 г.
- Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С-Пб. – 2009 г.
- «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» под ред. Савушкин С. Н., изд. «Карапуз», М. – 2014г.
- «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки», под ред. Савушкин С. Н., изд. «Карапуз», М. – 2014г
Месяц | Лексическая тема | Содержание работы (заучивание с использованием мнемотаблиц) |
Сентябрь |
| Проведение мониторинга по образовательной области «Развитие речи»
Анализ результатов мониторинга
|
| Ознакомление детей с символами мнемотехники
| |
Наш детский сад | Стих-я: «Детский сад», «Ходит повар в колпаке…»
| |
Игрушки | Стих-я: «Много игрушек в нашем саду», «Я рубашку сшила мишке»
| |
Октябрь | Осень | Стих-я: А.Плещеев. «Осень наступила…», «Осень, осень к нам пришла…»
|
Овощи. Огород | Стих-я: «Овощи», «Огород»,
Загадки (про лук, морковь, репу, огурец)
| |
Фрукты. Сад | Стих-е: «В руки фрукты мы берем»,
Загадка (про яблоки)
| |
Лес. Грибы. Ягоды | Стих-я: «Осенние листья», «Жил-был грибочек»,
Загадка (про землянику)
| |
Перелетные птицы | Стих-е: И.Токмакова. «Опустел скворечник»
| |
Ноябрь | Наше тело | Стих-е: «Руки»,
Скороговорка: «Наша Маша под душем моет шею и уши»
|
Одежда. Головные уборы | Стих-я: «Сшили Тане сарафанчик», «Шапка шерстяная»,
Скороговорка: «Саша шапкой шишку сшиб»
| |
Обувь | Стих-е: «Зайчики»
| |
Посуда | Стих-е: «Семь котят»
| |
Декабрь | Зима | Стих-я: «Зима», «Медвежий сон»
|
Зимующие птицы | Стих-е: Б.Поляков. «Синички»
| |
Домашние животные зимой | Стих-е: «Корова»,
Скороговорка: «На окошке крошку-мошку ловит лапой наша кошка»
| |
Новый год | Стих-я: «Елочка», «Дед Мороз прислал нам елку», «Встали девочки в кружок…»
| |
Январь | Зимние забавы | Стих-я: «Мы идем во двор гулять», «Снеговик»
|
Животные и птицы Севера | Стих-е: «Белый мишка» | |
Мебель | Стих-е: Н.Нищева. «Мебель» | |
Февраль | Транспорт | Стих-е: «Новый дом»
|
Дикие животные | Стих-е: «В лесу»,
Загадка: (про ежа),
Скороговорки: «Идет пешком мышонок с мешком», «Шесть мышат в камышах шуршат»
| |
Наша Армия |
| |
Семья | Стих-е: «Младшая сестренка»
| |
Март | 8 Марта. Женские профессии | Стих-я: «Сорвала я в поле…», «Почтальон»
|
Весна | Стих-е: «На дворе звенит капель»
| |
Домашние птицы | Стих-е: «Цыпленок»
| |
Комнатные растения | Стих-е: Б.Белова. «Весело делать друг другу приятное»
| |
Апрель | ПДД | Стих-е «У свотофора окошечка три»
|
День космонавтики | Стих-е: «Космонавт»
| |
Весенние работы. Хлеб | Стих-е: «Вот он - хлебушек душистый»
| |
Наш город |
| |
Продукты питания | Стих-е: «Компот»
| |
Май | День Победы | Стих-е: «День Победы»
|
Насекомые | Стих-я: «Песенка шмеля», «Гусеница»
| |
Цветы | Стих-е: «Ромашки»
| |
Лето. Времена года | Стих-я: «Эта модница лесная», «Вышел Миша на крылечко», «Из песка пирог спечем»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудный слова...
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения - мнемотехники, представле...
Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Использование мнемотехники при развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современного общества. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивн...
Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Конспект коррекционного занятия. Лексическая тема "Фрукты. Ягоды".
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. На занятии используется мнемотаблица (письмо), которая разделена на 6 этапов. Ребята выполняют задания, опираяс...