Проект «Ознакомление с родной деревней как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Берёзка»
Моргаушского района Чувашской Республики
Проект
«Ознакомление с родной деревней как средство патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Фёдорова С.Н.
Сятракасы –2013-март
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Пермского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть своя любимая деревня. Чаще всего любимой деревней, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимой деревне. У каждого любовь к деревне проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимой деревне, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя деревню и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, деревня, в котором они живут, стал бы любимой!
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родной деревни и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной деревней возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной деревней, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своей деревне, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родной деревне. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной –с деревней Сятракасы в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свою деревню, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной деревни, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к деревне, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
2 года
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родной деревней положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о деревне Сятракасы, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации .
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родной деревне с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями деревни и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями деревни Сятракасы.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории деревни и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории деревни Сятракасы, поможет сформировать заботливое отношение к родной деревне.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
анкетирование родителей знаний и представлений о родной деревне, его истории, достопримечательностей,
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родной деревни.
II этап - основной, включает в себя:
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
совместные мероприятия с семьями воспитанников,
совместные мероприятия с детьми разного возраста,
экскурсии по деревни,
пополнение развивающей среды,
выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
Перспективный план работы по ознакомлению с родной деревней детей старшей группы на 2012-2013 учебный год.
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | Моя малая Родина | -изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу» |
Октябрь | День рождение деревни | - прослушивание песен о родной деревне, чтение стихов, - выставка детского рисунка «Моя любимая деревня» |
Ноябрь | История возникновения деревни | - изготовление альбома «Природа моего края», - оформление стенда «Сятракасы теперь и прежде» |
Декабрь | Знакомство с гербом | - изодеятельность - «Нарисуй герб семьи», - знакомство с флагом, гербом и гимном России - изготовление макета стеллы |
Январь | Экскурсия по деревне | - изготовление макета деревни, - дидактическая игра «Путешествие по деревне» |
Февраль | Они прославили нашу деревню | - игры «Рыбаки», «Магазин сувениров», - беседа о важности труда всех людей |
Март | Сятракасы - спортивный | - спортивный фестиваль «Белый медвежонок», - выставка детского рисунка «Мы любим спорт» |
Апрель | Папа, мама, я - Сятракасинская семья (викторина) | - дидактическая игра «Край, в котором мы живём», - заучивание стихотворений о деревне Сятракасы |
Май | Боевая слава деревни | - изготовление праздничных открыток, - встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей), - беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне |
III этап - итоговый, включает в себя:
итоговое диагностирование детей,
повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о деревне, знаменитых жителях деревни Сятракасы доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Диагностика
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родной деревне у детей 5-6 лет.
Задание 1. «Родная деревня»
Цель: Определить уровень знаний о родной деревне, крае (знать название свой деревни, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности деревни, площадей, скверов)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема деревни, фотографии с достопримечательностями деревни, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название деревни, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности деревни, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности деревни. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родной деревни»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родной деревни.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба .
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее «В гостях у «Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего края; о историко-географическом расположении роднойдеревни.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Волги».Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении деревни, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашей деревне? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родной деревне»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в деревне Сятракасы?
- Что интересного о родной деревне ты запомнил, посещая музеи нашей деревни?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родной деревне у детей 5-6 лет.
Фамилия имя ребёнка
Контрольные задания
Родная деревня
Символика родной деревни
История народной культуры и традиций
Историко-географический и природный компоненты родного края
Личностное отношение к родной деревне
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название деревни, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родной деревни, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название деревни, свой домашний адрес, герб; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает название деревни, не может объяснить символику родной деревни. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности
- Нравственно патриотические чувства к истории, культуре, природе родной деревни Сятракасы,
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в минимузее ДОУ)
Воспитатели:
- Разработка конспектов занятий
- Практический материал по всем видам детской деятельности
- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
- Разработка анкет для родителей
- Составление перспективного плана работы
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
- Разработка конспектов занятий досугов и т. п.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ
- Активное участие в конкурсах, выставках
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Предметно-развивающая среда:
- Уголок по краеведению в группе.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своей деревни. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своей деревне, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...
Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную де...
Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...
Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»,
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек....
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...
"Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
В настоящее время стало все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицит...