Выступление (из опыта работы) на тему «Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников».
рабочая программа по развитию речи
Цель выступления: Повысить компетентность педагогов в направлении – проектная деятельность в речевом развитии дошкольников, а именно с помощью художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.21 КБ |
![]() | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №11" Шатурского муниципального района Московской области
Выступление (из опыта работы) на тему
«Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников».
Подготовила воспитатель
МБОУ ДОД "Детский сад №11
Воробьева Ю.В.
Шатура 2018 г.
Цель выступления: Повысить компетентность педагогов в направлении – проектная деятельность в речевом развитии дошкольников, а именно с помощью художественной литературы.
2слайд В связи с введением в действие ФГОС ДО значительно активизировался интерес педагогов к технологиям проектирования. В ходе реализации проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
3 слайд Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники развивают интегративные качества, приобретают, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания метода проектов.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования необходимо формировать умение детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи. 3 слайд Н.Е. ВераксаА.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования.
Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. 4 слайд Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи. Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.
5 слайд По предметно-содержательной области О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы .
Например, реализация задач развития речи предполагает три варианта использования метода проектов: 1) специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты); 2) интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям; 3) в межпредметные интегрированные проекты.
6 слайд. Цель и задачи монопроектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в проекте ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, имеет второстепенное значение. Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, я убедилась в эффективности использования технологии проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста
7 слайд Качестве примера я предлагаю рассмотреть проект, осуществленный в группе №4 « Книга – лучший друг».
Актуальность данного проекта очевидна. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Исходя из актуальности проблемы, были поставлены следующие
8 слайд Задачи:
- расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей; - формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний; - воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой; - поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов; - развивать память, внимание, коммуникативные навыки; - расширять и активизировать словарный запас по данной лексической теме; - использование словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов, упражнений по данной лексической теме; - привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
Далее планировали 9 слайд предполагаемые результаты:
1. Повышение интереса детей к книгам, чтению и художественной литературе. 2. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей. 3. Повышение уровня развития речи детей. 4. Активное участие родителей в жизни детского сада. 5. Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами. 6. Возрождение кругу семьи чтение книг, изготовление книжек - малышек и другие виды деятельности.
Вся работа осуществлялась поэтапно.
10 слайд 1.этап - определение проблемы. На этом этапе выбиралась тема, исходя из интересов детей, актуальная и интересная для всех предполагаемых участников проекта. Использовался, один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что задавалось детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом? По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались (СПРОСИТЬ И ЗАПИСАТЬ).
Ответы определяли задачи и направления познавательной деятельности. Таким образом, дети участвовали в общем планировании предстоящей деятельности.
11 слайд Использовалась модель трех вопросов:
1. Что я знаю о книгах? Книги бывают разные: рассказы, сказки, научные книги, словари и др. 2. Что хочу узнать? Как появляются книги, откуда берутся Кто их изготавливает, люди, каких профессий? Где и как изготавливают книги, что для этого нужно? Зачем нам нужны книги и где хранятся 3. Как могу узнать? Спросить у взрослых (родителей и педагогов) Сходить со взрослыми в библиотеку. Найти информацию в интернете. Узнать из книг, журналов, фотографий.
12 слайд 2- этап – сбор сведений. Здесь создавались условия для реализации познавательной деятельности детей: подбор соответствующего материала (чтение книг, рассматривание, беседы с показом иллюстраций, показ презентации); встречи со специалистами (поход в библиотеку, в краеведческий музей) и родителями. Заметную роль отводили участию родителей в проекте. 13 и 14 слайд
15 Слайд 3- этап – поиск путей реализации проекта. На данном этапе предлагались наиболее интересные для детей формы работы. Обязательно задавались детям вопросы: «Почему именно так они собираются действовать?», «Что именно они хотят узнать?», «Что им необходимо для этого проекта?
Реализация проекта осуществлялась через:
1. Непосредственно образовательную деятельность 2. Совместную деятельность педагогов и детей 3. Работу педагогов с родителями 4. Создание предметно-развивающей среды 5. Совместную свободную деятельность детей и родителей
16 Слайд 4- этап – этап организации работы над проектом
Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности: речевую, творческую, познавательную, продуктивную и т. д.
Которые способствовали формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учились использовать полученные сведения для создания нового продукта. После завершения работы детям была дана возможность предъявить результат окружающим.
17 Слайд 5- этап – презентация проекта. Детям были созданы условия для того, чтобы они имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Дети презентовали свой проект в виде «Книжки –малышки» изготовленной совместно с родителями 18 слайд
Итоги проекта «Книга-лучший друг».
После проекта дети узнали:
- о разнообразии книг, жанрах произведений;
- узнали историю происхождения и изготовления книг;
- о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;
- правила общения с книгой;
- обогатился и расширился словарный запас по данной лексической теме.
- стали бережнее относиться к книгам.
Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому включила в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, театрализованная деятельность.
В результате работы по реализации технологии метода проектов добились следующих результатов:
воспитанники:
- обрели навыки исследовательской деятельности;
- проявляют активный интерес к предложенной деятельности;
- активно включаются в процесс познания;
- проявляют эмоциональную заинтересованность к совместной проектной деятельности;
- обогащена, уточнена и активизирована лексика по теме проекта;
- дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;
- развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.
родители:
- активно взаимодействуют с ребёнком и с педагогами через проектную деятельность;
- с желанием и интересом участвовали в жизни группы, ДОУ.
Результаты педагогической деятельности доказывают, что проектный метод в дошкольном учреждении в последнее время стал одним из основных компонентов в организации образовательной деятельности.
Главные преимущества этого метода в работе воспитателя - предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.
Хотелось бы закончить словами великого педагога Ш. А. Амонашвили:
«Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни».
Литература.
1. Л. В. Михайлова-Свирская Метод проектов в образовательной работе детского сада, М., Просвещение, 2015г
2. .Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 15.
4. Львова Л. С. Инновации педагогического проектирования в ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012, № 5
5. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, N5, 2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В связи с введением в действие ФГОС ДО значительно активизировался интерес педагогов к технологиям проектирования . В ходе реализации проектов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников , активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Суть «метода проектов » состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники развивают интегративные качества, приобретают, опыт творческой деятельности , эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов . «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания метода проектов . Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования
Стратегия поведения педагога должна быть следующей : отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи. Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.
По предметно-содержательной области О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы. Например , реализация задач развития речи предполагает три варианта использования метода проектов: 1) специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты); 2) интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям; 3) в межпредметные интегрированные проекты.
Цель и задачи монопроектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в проекте ФГОС: речевое развитие включает - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Качестве примера я предлагаю рассмотреть проект, осуществленный в группе №4 « Книга – лучший друг». Актуальность данного проекта очевидна. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Задачи: - расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей; - формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний; - воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой; - поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов; - развивать память, внимание, коммуникативные навыки; - расширять и активизировать словарный запас по данной лексической теме; - использование словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов, упражнений по данной лексической теме; - привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
Предполагаемые результаты: 1 . Повышение интереса детей к книгам, чтению и художественной литературе. 2 . Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей. 3 . Повышение уровня развития речи детей. 4 . Активное участие родителей в жизни детского сада. 5 . Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами. 6 . Возрождение кругу семьи чтение книг, изготовление книжек - малышек и другие виды деятельности.
Этапы 1- этап - определение проблемы. На этом этапе выбиралась тема, исходя из интересов детей, актуальная и интересная для всех предполагаемых участников проекта. Использовался , один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с моделями «трех вопросов» . Суть этой модели заключается в том, что задавалось детям три вопроса. По мере того, как дети отвечали на вопросы, их ответы записывались.
Использовалась модель трех вопросов: 1 . Что я знаю о книгах? Книги бывают разные: рассказы, сказки, научные книги, словари и др. 2. Что хочу узнать? Как появляются книги, откуда берутся Кто их изготавливает, люди, каких профессий? Где и как изготавливают книги, что для этого нужно? Зачем нам нужны книги и где хранятся 3 . Как могу узнать? Спросить у взрослых (родителей и педагогов) Сходить со взрослыми в библиотеку. Найти информацию в интернете. Узнать из книг, журналов, фотографий.
2- этап – сбор сведений . Здесь создавались условия для реализации познавательной деятельности детей: подбор соответствующего материала: чтение книг рассматривание беседы с показом иллюстраций показ презентации посещение библиотеки посещение краеведческого музея
Выставка книг Рассматривание книг Обсуждение Рассматривание иллюстраций Зачитывание понравившихся отрывков
Просмотр презентации «Из чего состоит книга» Посещение библиотеки Посещение Краеведческого музея
3- этап – поиск путей реализации проекта . На данном этапе предлагались наиболее интересные для детей формы работы. Обязательно задавались детям вопросы: «Почему именно так они собираются действовать?» , «Что именно они хотят узнать?» , « Что им необходимо для этого проекта ? Реализация проекта осуществлялась через: 1 . Непосредственно образовательную деятельность 2 . Совместную деятельность педагогов и детей 3. Работу педагогов с родителями 4 . Создание предметно-развивающей среды 5. Совместную свободную деятельность детей и родителей
4- этап – этап организации работы над проектом Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности: речевую, творческую, познавательную, продуктивную и т.д.
5- этап – презентация проекта . Детям были созданы условия для того, чтобы они имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности. Дети презентовали свой проект в виде «Книжки –малышки» изготовленной совместно с родителями.
Книжки-малышки своими руками
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-117523-1570947521.jpg)
Выступление из опыта работы на тему "Интеграция задач оздоровления и развития речи дошкольников"
В статье описан опыт работы по взаимосвязи развития речи и оздоровления дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/14/picture-557733-1581677537.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей".
обобщая опыт работы по теме "Проектная деятельность, как метод развития познавательной активности детей", я отталкиваалась от детской инициативы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/23/picture-980878-1521786805.jpg)
Обобщение опыта работы на тему: "Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников"
Ведущая педагогическая идея опыта по теме. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акце...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1236226-1586343927.jpg)
Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»
Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1236226-1586343927.jpg)
Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»
https://youtu.be/E5kmB6hF2rI...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/08/picture-1399944-1649399851.jpg)
Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи, что способствует получению следующих результатов:...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/13/picture-1490006-1705168992.jpg)
Выступление на педагогическом совете ДОУ (из опыта работы) по теме "Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста"
Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и тр...