Метод проектов как способ реализации гуманистического подхода в образовании дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Акманова Гюзель Исмаиловна

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

   Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

    Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Метод проектов 104 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение  общеразвивающего вида детский сад «Солнышко» Старополтавского муниципального района                       Волгоградской области

ТЕМА:

«Метод проектов как способ реализации гуманистического подхода в образовании дошкольников»

                                           Работу выполнила:

воспитатель первой  категории

Акманова Гюзель Исмаиловна

2019

                                             

СОДЕРЖАНИЕ

  1.Введение

  2.Проектный  метод в образовании дошкольников

  3.Планирование проектной деятельности в рамках программы         «Детство».

 4.Типы проектов.  Их место в педагогическом процессе дошкольного      

      учреждения

  5.Проекты из опыта работы

  6. Литература

     

                                           Актуальность

   Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом.

   Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности.       Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
   Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать его через проблематизация,  совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
  Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
  Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации – школьного обучения.

   Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Основой является проблема, при работе с которой необходимо следующее:

иметь несколько вариантов решения (принцип необходимого разнообразия);

строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись, корректировались, модернизировались;

целесообразно браться за такие проекты, для которых уровень квалификации, опыта педагога превышает необходимый уровень, или быть готовым «добирать» в процессе решения проблемы;

строить модели, проекты таким образом, чтобы легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям.

   Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона); может быть различным по продолжительности (кратковременным – до трех недель, долговременным – до года).

2.Проектный  метод  в образовании дошкольников

   Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

   Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

    Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

   В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

    Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

   Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

   Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги  используют подсказку,

наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности.

     Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

    Многие  педагоги опасаются использовать метод проектов в своей работе по разным причинам или применяют, не вникая в сущность, что не приводит к ожидаемому результату. Возникают вопросы: зачем нужны такие серьёзные перемены в обучении?   Дошкольный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности детей, однако начинать вовлекать дошкольников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в дошкольном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств.

   Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности и значительной части дошкольников не удаётся в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

3.Планирование проектной деятельности в рамках программы «Детство».

   Начиная работу по проекту, воспитатель должен понимать значимость обучения детей в сотрудничестве не только собственно в сфере педагогики, но и главным образом в сфере социальной:

- необходимость не столько передавать детям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

учить работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);

значимость для развития ребенка умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты.

   Воспитатель – основной руководитель проекта и при этом партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок,  дети- родители. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенкуобеспечивается признание важности и необходимости присутствия в

коллективе.     Он видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы для детей могут быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, книга.

   В ходе реализации проекта у детей развиваются самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия  друг другу, интерес к познанию.

Реализация технологии проектирования в практике ДОУ в рамках программы «Детство» начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования.

   Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов. Условием усвоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

- усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.

     Этапы разработки и проведения проекта.

Методические рекомендации по составлению плана проекта (по Л.С.Киселевой)

1.Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей.

2.Вовлечь дошкольников в решение проблемы.

3.Наметить план движения к цели.

4. Обсудить план с семьями.

5.Обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада.

6. Нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта

7.Собрать информацию, материал.

8.Провести занятия, игры, наблюдения – все мероприятия основной части проекта.

9.Дать домашнее задание родителям и детям.

10.Перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информация; поделки, рисунки, альбомы) родителей и детей.

11.Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция)6 составить книгу, альбом.

12. Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре; провести обобщение опыта.

4.Типы проектов.  Их место в педагогическом процессе дошкольного  учреждения

   Современный педагог ДОУ, решивший овладеть проектными технологиями, должен знать, что проекты отличаются большим разнообразием. В.Килпатрик, называет четыре вида:

 созидательный (производительный);

 потребительский;

 решение проблемы (интеллектуальных затруднений);

 проект – упражнение.

   Ориентируясь на эти признаки, в своей работе мы используем следующие варианты типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу:

        Исследовательские

        Информационные

        Творческие

        Игровые

        Приключенческие

        Практико-ориентированные

Исследовательские проекты

- требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство образовательных учреждений.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком – то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все – таки является игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта)

2. По характеру содержания:

  Включают ребенка и его семью

  Ребенка и природу

  Ребенка и рукотворный мир

  Ребенка, общество и его культурные ценности

3. По характеру участия ребенка в проекте:

       Заказчик

    Эксперт

    Исполнитель

    Участник от зарождения идеи до получения результата

4. По характеру контактов:

 Осуществляется внутри одной возрастной группы

 В контакте с другой возрастной группой

 Внутри ДОУ

 В контакте с семьей

 Учреждениями культуры

 Общественными организациями (открытый проект)

 5. По количеству участников:

 Индивидуальный

 Парный

 Групповой

 Фронтальный

Индивидуальный проект

Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребёнка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребёнок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Парный проект

Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект

Осуществляется группой участников от 3 до 10 – 12 человек.

Фронтальный (коллективный) проект

Выполняется всем коллективом.

 6. По продолжительности:

 Краткосрочные - направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской). /От 1-2 недель  до месяца/

 Средней продолжительности - Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки). /2 – месяца/

 Долгосрочные -  (от 1 до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

 

5.Проекты из опыта работы

В своей работе я разработала и провела следующие проекты:

         1.«Моя семья»

         2.«Наш цветник»

         3.« Моя любимая книга»

         4.« Я помню, я горжусь»

1. Проект « Моя семья »

К педагогическому совету нужно было провести открытое мероприятие, посвященное семье. Я решила  со своими родителями  провести не только это  мероприятие, а разработать целый проект о семье. И решили проект назвать   «Моя семья»

Цель: расширить представление о ближайшем окружении (двор, дом, улица, село)

Задачи:

1.Собрать материал в своей группе.

2.Оформить выставку рисунков и фотографий.

3.Закрепить понятия: дом, двор, улица, соседи. Воспитывать любовь к своему дому, улице, селу.

Проект по типу: среднесрочный.

Участники: воспитатель, родители, дети.

Актуальность проекта

   Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома.

2.  Проект «Веселый цветник»

Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию цветов нашего края.

Задачи:

1. Учить правильно, ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, семечко, посадить, углубление, условия) .

4. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

5. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

6.Формировать положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

7.Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества

8. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Сроки реализации проекта:  с 15марта  по 24 июля  2014года.

По типу: среднесрочный

Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о цветочных  растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой «Детство».

3.Проект « Моя любимая книга»
Николай  Николаевич Носов и его произведения 

Участвуя в районом конкурсе « Моя  любимая книга» я решила разработать и провести проект о любимой книге  на тему: «Николай Николаевич Носов и его произведения» С огромным удовольствием родители приняли участие в разработке проекта.

Цель:

продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова; учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец,

Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение, развивать мышление, память, воображение, речь; прививать детям любовь к художественным произведениям.

Задачи:

1. формировать умение узнавать и правильно называть произведения Н. Н. Носова;

2.познакомить дошкольников с биографией писател

3.расширять читательский кругозор детей;

4.совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого

5. содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умение аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

6.развивать умение детей работать в команде слаженно, умение подчинять личные интересы интересам коллектива.

7.воспитывать культуру речевого общения , любовь, интерес и бережное отношение к книгам.

 Проект по типу: краткосрочный (октябрь)

 Участники: воспитатель, родители, дети.

Актуальность темы

  Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети мало интересуются художественной литературой, больше предпочитают сидеть перед телевизором. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к книге.     Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем с произведениями детского писателя Николая Носова. 
Герои рассказов Н. Носова обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело. 

4.Проект «Я помню, я горжусь»

Приближается великий праздник -  семидесятилетие  Великой  Победы. День, напоминающий нам о том, как наши деды и прадеды не только отстояли собственную страну, но и помогли остановить великую опасность, которая грозила всему миру. 9 мая - семейный праздник, который отмечают и взрослые и дети. Эта великая дата и стала причиной разработки и проведения моего проекта « Я помню я горжусь».

Цель:

воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне через ознакомление с историей ВОВ и ее участниками - земляками.

Задачи проекта:

  1. формировать  чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине  на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста  с историческими фактами военных лет.
  2. обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  3. воспитывать чувство гордости и уважения  к землякам, принимавшим участие в сражениях за Родину.

Срок реализации: 9 месяцев ( сентябрь-май)

По количеству участников: коллективный.

Тип проекта: информационно-творческий

Актуальность:

Война, которая унесла более 20 млн. жизней, которая превратила города и посёлки в руины, вывела из строя заводы и фабрики. Много горя и страха принесла война. Но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе – он победил фашизм. 
День победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив

     Праздник Победы - лучший день, чтобы рассказать детям не только о войне и победе, но и семейную историю войны, судьбу дедушки-воина или бабушки, которая была в немецком лагере и почтить их память. В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «День Победы».

    Кстати, те семьи, которые не смогли сразу вспомнить имена родственников-воинов, были очень обеспокоены этим, и начали поиск знакомых и дальних родственников, которые смогли бы им помочь. Мы видели растерянность этих людей и искренне сочувствовали семье. Ведь пройдет еще немного времени и будет уже поздно.  Проект направлен на патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Итог.

    Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационные технологии требуют для их реализации иного подхода со стороны воспитателей.

    Это, прежде всего, повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, умение анализировать и прогнозировать. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Литература

1.Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».2013

2. Зиглер К. «Методы проектов  системных программ» МИР 1985.

3.Смирнова  О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» М.: «Скрипторий 2003», 2011.

4. Сыпченко Е.А. « Инновационные педагогические технологии метод проектов в ДОУ» ДЕТСТВО-ПРЕСС  2013

5.Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности....

Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы"

Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы" - технология Л. Свирской...

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

   Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено ...

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем х...

Использование форм, методов, средства и способы реализации программы образования в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей.

Использование форм, методов,  средства и способы  реализации программы образования  в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей....

Педагогические чтения «Метод проектов, как способ реализации образовательной программы ДОУ»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...