Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы"
материал на тему

Аксенова Наталья Александровна

Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы" - технология Л. Свирской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_metod_proektov.pptx827.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «детский сад № 1 «Белоснежка» Семинар – практикум на тему: «Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы » Аксенова Н.А.

Слайд 2

Все чаще и все в больших вариантах в современных научно-методических изданиях и в описании педагогического опыта встречается упоминание о проектах, проектном методе, проектном подходе, проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста. Разные авторы вкладывают разный смысл и, чаще всего, разное представление о проектной деятельности, о ее месте и роли в образовательном процессе. Довольно часто ведущая идея проектного подхода трактуется как возможность комплексного интегрированного решения педагогических задач в рамках одной темы и предъявляется в виде тематического планирования. Однако в метод проектов заложен более глубокий образовательный и развивающий потенциал. Актуальность

Слайд 3

Создание системы работы по внедрению технологии Свирской Л.В. – «метод проектов» Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования Цель:

Слайд 4

Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов; Повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологии проектирования; Способствовать творческому поиску. Задачи:

Слайд 5

Отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе со взрослыми совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу, которая основана на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей. Под тематическим образовательным проектом подразумевается:

Слайд 6

- Длительность по времени; - Самостоятельность участников в принятии решений; - Значительное уменьшение регламентации действий детей со стороны взрослых; Основные формы детской деятельности – самостоятельная и совместная работа; Основные формы педагогических действий: - Моделирование предметно-развивающей среды - Демонстрация конструктивных моделей поведения - Обучение в процессе совместной деятельности - Наблюдение - Педагогическая поддержка деятельности детей Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу Отличительные черты проекта:

Слайд 7

Влияют на выбор темы, формы работы в рамках проекта; Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности; Выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых; Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии. Позиция детей как участников проекта:

Слайд 8

Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности; Не претендует на звание единственно верного источника знаний, ограничиваясь статусом «ресурсной личности»; Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Позиция взрослых как участников проекта:

Слайд 9

1. Что мы знаем о…? 2. Что мы хотим узнать? 3. Что нужно сделать, чтобы узнать? Основные компоненты метода проекта МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ

Слайд 10

Центр творчества Центр математики Центр книги Центр речевого развития Центр конструирования Центр музыки и театра Центр двигательной активности Центр экспериментирования Рабочие центры проекта (основные)

Слайд 11

К проекту можно подключить родителей, написав такое объявление: Вовлечение родителей

Слайд 12

Мы отправляемся в длительное увлекательное путешествие. Пожалуйста, помогите нам сделать настоящие открытия. Для этого вы можете поискать вместе с детьми и принести в детский сад иллюстрации, фотографии, книги об Австралии; рассказать детям о том, что знаете сами; прийти в детский сад и вместе с детьми заняться увлекательными и важными исследованиями. Дорогие мамы и папы!

Слайд 13

Обязательное обсуждение будущей темы вместе с детьми; Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать для того, чтобы узнать ведение записей высказываний детей печатными буквами (модель 3-х вопросов); Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей и взрослых с указанием имен (распределение по центрам активности); Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта) ; Отслеживание ежедневных результатов работы по проекту и всемерное их использование в целях обеспечения активных действий следующего дня; Подведение итогов (презентация результатов проекта). Основные компоненты метода проекта

Слайд 14

Ежедневная презентация взрослыми ресурсов (материалов) (напоминание о том, какие материалы в каких центрах доступны для работы) Размещение в свободном доступе множества самых разнообразных материалов Наличие «подсказок» (схемы рисования, пооперационные карты, образцы) Взрослые участники проекта – это «живая составляющая» среды развития Внимательное отношение к тем детям, которые включились в проект позже других Доверие к действиям детей Важные детали метода проектов:

Слайд 15

В выборе вида деятельности, материала, места и способа работы В определении последовательности работы В использовании разнообразных источников В сотрудничестве с другими детьми и взрослыми В использовании и распределении своего времени Свобода ребенка в ходе проекта:

Слайд 16

Наличие моделей трех вопросов Наличие выработанного совместно детьми и взрослыми плана работы Тема «видна с порога» (картинки, фотографии, рисунки, тексты и другая продукция, отражающая действие детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) Динамика в количестве идей, полученных от детей (при анализе планов проектов в начале и конце года) Основательный материальный след в виде текстов самодельных книжек, отработанных карточек, рисунков, фотографий и пр. Зримо видна независимость, уверенность, увлеченность, самозанятость детей Показатели успешности проектной деятельности

Слайд 17

Утренний групповой сбор – выбор темы, планирование видов деятельности, определение места работы материалов, партнерства и др.; Индивидуальная или совместная деятельность – работа в центрах активности; Итоговый сбор – подведение итогов. Компоненты цикла «План-дело-анализ»

Слайд 18

Выявить интересы детей Помочь детям сделать согласованный выбор (например, с помощью подсчета голосов) Использовать модель трех вопросов (с фиксированием на листе) Вывесить результаты разговора в виде таблицы там, где ее увидят родители Выбор темы проекта:

Слайд 19

Обсуждение: Какие интересные дела мы с вами решили выполнить? Что мы уже успели сделать (узнать, чему научиться?) Что ты предполагаешь сделать сегодня? Какие материалы и инструменты тебе понадобятся? Как ты считаешь, достаточно ли тех материалов, которые есть в центре? С чего ты начнешь? Кого бы ты хотел видеть своим партнером? Как вы распределите работу? Кто будет ответственным за выполнение этой работы? Сколько нужно времени, чтобы выполнить все запланированное? Совместное планирование ШАГ 1

Слайд 20

Центр творчества Нарисовать австралийские города (Кирилл); какаду (Женя); кенгуру (Ваня); пальмы (Катя); Сделать коллективную работу «Вечерний Сидней»; сделать маски аборигенов (Е.В.); Выполнить коллаж «Коралловые рифы»; сделать свои портреты «Мы путешествуем» Центр математики Сосчитать, сколько животных, птиц живет в Австралии (Лена); Решить примеры, составить задачи (Кирилл); Найти одинаковых или похожих животных, птиц, рыбок; написать цифры от 0 до 200; сосчитать овец, коал, дома и еще что-нибудь (Сеня) Центр речевого развития Подобрать картинки, фотографии (Настя); Составить рассказ про Австралию, про животных (Кирилл); Прочитать слова по теме, дописать буквы (Стас); Выучить стихи (Дима); Разгадать загадки, решить кроссворды (Варя); Сделать австралийскую азбуку Центр познания Узнать, какие города, реки, моря в Австралии; Как называются люди, которые там живут; Сделать макет Австралии или острова; Научиться завязывать морской узел; Исследовать мир птиц, растений и животных Мы путешествуем по Австралии Центр экспериментирования Найти сокровища и составить список (Стас); Сделать море и острова (Ваня); Сделать морскую воду (Е.В.); Поймать морских обитателей и составить список Центр конструирования Построить самолет, корабль (Тим), аэродром, порт (Ваня), город (Дима) Сделать батискаф из большой коробки и акваланги (Е.В.) Центр сюжетно-ролевых игр Играть в путешествие; Придумать праздник встречи с жителями Австралии; Пригласить их в гости; Сделать заповедник для зверей Центр дидактических игр Собирать пазлы (Дина); Играть в разные игры (Сеня) Совместное планирование ШАГ 2

Слайд 21

Обсуждение идей взрослыми участниками проекта Что послужило побудительным мотивом для выбора темы? Как в теме проявляются личные интересы детей ? Какие способы организации познавательной, творческой деятельности детьми не заявлены? Какие виды деятельности можно предложить дополнительно? Какие ресурсы необходимы для обеспечения и развертывания темы? Каким видит свое участие в проекте каждый сотрудник? Как будет реализована активность родителей? Какие материалы нужно приготовить на следующий день и как будет проведена презентация центров на утреннем групповом сборе? Совместное планирование ШАГ 3

Слайд 22

Ежедневные обсуждения на ДЕТСКОМ СОВЕТЕ: утреннем и итоговом сборах Структурирование идей детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство и т.д.) Совместное планирование ШАГ 4

Слайд 23

Предъявление индивидуальных достижений и общих итогов работы в центрах активности Процесс рефлексии (насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели) Определение последующих шагов Итоговый сбор

Слайд 24

Записи выполняются печатными буквами Фиксируются имя автора идеи Предложения детей не подвергаются литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления автора Идеи детей и идеи взрослых записываются фломастерами разных цветов (например, идеи детей – синим, а идеи взрослых – зеленым) По договоренности устанавливаются особые пометки о выполненных пунктах плана Правила ведения записей

Слайд 25

Столько дней, сколько у взрослых будет сохраняться творческая и методическая готовность поддерживать тему новыми идеями и ресурсами, а у детей – интерес к выбранному содержанию Продолжительность работы по теме

Слайд 26

Проект на тему «Этот загадочный космос»

Слайд 27

Тема недели: Моя Родина Практическая часть семинара

Слайд 28

Л.В. Михайлова = Свирская «Метод проектной деятельности в работе детского сада» Вебинар «Метод проектов в образовательной деятельности в ДОО» - Татьяна Ивановна Лобанова, ведущий методист редакции дошкольного образования издательства «Просвещение» Использованная литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование – как способ реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Современные педагоги и психологи придают большое значение детской поисково-исследовательской деятельности в форме детского экспериментирования. Николай Николаевич Поддъяков говорит о том, что эксперим...

Презентация" Проектный метод,как способ реализации образовательной программы в ДОУ"

Презентация" Проектный метод,как способ реализации образовательной программы в ДОУ"...

Проектный метод как способ реализации образовательной программы ДОУ

Проектный метод как способ реализации образовательной программы ДОУ...

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

   Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено ...

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем х...

Педагогические чтения «Метод проектов, как способ реализации образовательной программы ДОУ»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...