Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_1.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.
В условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, которые открывают новые возможности для воспитания и обучения, способствуют развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов системно - деятельностного подхода в обучении является метод проектов, который я использую в своей работе.
Как сказал Б.Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».
Работа над проектом проходит несколько этапов, на каждом из которых взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Для выбора темы я использую разные приемы:
- размещаю иллюстрации по теме на информационном стенде, подталкивая тем самым детей к обсуждению темы;
- заранее даю задание 1-2 родителям (скромных детей) подготовить сообщение по теме;
- подготавливаю детям «Тематические подарки»;
- вношу «посылку» или «письмо», от какого либо персонажа.
Работая по лексической теме «Грибы» я воспользовалась интернет - ресурсами и ввела детей в тему с помощью письма от Незнайки, в котором он просил ребят о помощи.
Это письмо пришло по почте в детский сад. Перед детьми была озвучена проблема, от имени Незнайки: какие грибы съедобные, а какие опасны для здоровья.
Тем самым дети были вовлечены в нужную тему и заодно приняли участие во всероссийском конкурсе детского рисунка «В царстве грибов».
Этап реализации проекта мы начали с работы по «модели трех вопросов».
Проводится эта работа в виде познавательной беседы, во время которой я обращаюсь к детям с вопросами: «Что вы знаете о грибах?», «Что бы вы хотели узнать?» и «Что для этого нужно сделать?»
До начала работы готовлю три листа бумаги. Беседуя с детьми, задаю сначала один вопрос, фиксирую все высказывания детей по этому вопросу. Затем, когда информация иссякает, перехожу ко второму вопросу. И так далее. Все записи делаю печатными буквами, разным цветом, с обязательным указанием имен детей и взрослых.
Делается это для того, чтобы впоследствии читающие дети смогли прочитать эти высказывания. А те, кто еще не научился читать, смогли бы попросить взрослых прочитать детям их идеи. Работая с этой моделью, дети учатся формулировать свои высказывания, учатся правильно строить предложения.
Этот прием позволяет нам выяснить актуальные знания детей по данной теме, выяснить какие вопросы возникают у детей по теме. А также помогает подготовить материал, соответствующий интересам детей.
Другими словами можно сказать, что эта модель своеобразная диагностика уровня знаний детей по теме.
Заполненную модель мы вывешиваем в приёмную, там, где её смогут увидеть родители. В этом случае старшие невольно продолжают разговоры с детьми, вместе смотрят нужные книги или передачи. Так естественно и просто взрослые включаются в образовательную работу группы. А у детей появляются новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме.
Там же, в приемной, мы вывешиваем объявление для родителей от имени детей.
После заполнения «Модели трех вопросов» мы проводим презентацию наших уголков активности или центров. Сделать это можно разными способами:
- рассмотреть с детьми в «Подзорную трубу» каждый центр и обсудить, что нового дети увидели в центре;
- принести из каждого центра самый привлекательный материал, показать его детям и рассказать, что еще интересного приготовлено в центре;
- предложить детям обойти все уголки и рассказать, что в них появилось нового, интересного.
Дальнейшая наша работа заключается в разработке совместного с детьми плана действий: дети высказывают свои идеи, в каком центре и чем они будут заниматься.
Чтобы детям было легче планировать свою деятельность в центрах, необходимо подготовить развивающую среду, отвечающую их потребностям. И вот здесь мы часто задумываемся: Что необходимо внести в центры такое, что вызовет интерес у детей? Чем занять ребенка в каждом центре?
Совместное планирование позволяет встроить инициативу детей в структуру дня, позволяет подготовить развивающую среду в соответствии с интересами детей.
Основной целью нашего проекта было расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности.
Каждый день мы начинали с того, что обсуждали с детьми на утреннем сборе, чем будем заниматься в течение дня. В зависимости от своих интересов и предпочтений дети выбирали, чем они будут заниматься в центрах и с кем из ребят.
Тема проекта «проживалась» через все виды деятельности, в том числе и через НОД.
Все занятия строились на основе тех вопросов, которые дети задавали в начале работы над проектом и которые их интересовали больше всего.
На занятии по формированию целостной картины мира мы изучали строение грибов, познакомились с разнообразием грибов, выделили группы съедобных и несъедобных, учились разным приемам словообразования на примерах названий грибов.
На математике закрепляли навыки счета; развивали навыки ориентации на листе бумаги с помощью простых ориентиров, навыки чтения плана.
На развитии речи и коррекционном занятии мы решали кроссворд с загадками, составляли короткие описательные рассказы о грибах, учились образовывать однокоренные и сложные слова, пересказывали текст.
Прочитали немало художественных произведений: сказки Э. Шима «Храбрый опенок», «Грибной дым»; сказку В. Сутеева «Под грибом»; познавательные сказки Н. Павловой «Две сказки о грибах», А. Лопатиной «Знакомство с грибами», В. Зотова «Опенок осенний» и рассказы Н. Сладкова «Мухомор», «Хоровод грибов».
Физкультура прошла в виде путешествия по лесу.
С музыкальным руководителем мы подготовили сценку «Грибочек - груздочек», которую показали родителям.
Так в рамках нашего проекта была организована взаимосвязь всех специалистов.
Ну а для Незнайки мы нарисовали замечательные рисунки, которые затем отправили по почте.
В конце каждого дня подводили с детьми итоги: что мы сделали и что еще нужно сделать.
На этапе подведения итогов мы вернулись к модели трех вопросов и посмотрели, а на все ли вопросы мы нашли ответ.
В течение всей недели родители оказывали нам помощь: приносили книги, энциклопедии, фотографии, картинки; делали поделки, сообщение.
Накопленный в ходе проекта материал мы обобщили и оформили в виде лэпбука «В царстве грибов».
Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка. Дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность, становятся в позицию активного участника, учатся грамотно работать в групповом проекте: педагог – родители – дети.
Все это благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Научить учиться. Реализация системно-деятельностного подхода к развитию ребёнка в ДОУ»: «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
Материал может быть полезен педагогам дошкольного образования, а так же родителям детей-дошкольников....
"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...
"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...
«ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзы...
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Одним их важных средств реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО является развивающая предметно-пространственная среда, в которой ребенок ...
Мастер-класс «Современное занятие, как средство реализации системно-деятельностного подхода»
Раскрываются подходы деятельностного метода на занятиях с дошкольниками....
"Развивающая предметно-пространственная среда как средство реализации системно-деятельностного подхода"
Освещение практического опыта работы "РППС как средство реализации системно-деятельностного подхода"...