Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

  Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.   

 В условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, которые открывают новые возможности для воспитания и обучения, способствуют развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов системно - деятельностного подхода в обучении является метод проектов, который я использую в своей работе.

     Как сказал Б.Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».  

     Работа над проектом проходит несколько этапов, на каждом из которых взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

     Для выбора темы я использую разные приемы:

- размещаю иллюстрации по теме на информационном стенде, подталкивая тем самым детей к обсуждению темы;

- заранее даю задание 1-2 родителям (скромных детей) подготовить сообщение по теме;

- подготавливаю детям «Тематические подарки»;

- вношу «посылку» или «письмо», от какого либо персонажа.

     Работая по лексической теме «Грибы» я воспользовалась интернет - ресурсами и ввела детей в тему с помощью письма от Незнайки, в котором он просил ребят  о помощи.

     Это письмо пришло по почте в детский сад.  Перед детьми была озвучена проблема, от имени Незнайки: какие грибы съедобные, а какие опасны для здоровья.

     Тем самым дети были вовлечены в нужную тему и заодно приняли участие во всероссийском конкурсе детского рисунка «В царстве грибов».

     Этап реализации проекта мы начали с работы по «модели трех вопросов».

Проводится эта работа в виде познавательной беседы, во время которой я обращаюсь к детям с вопросами: «Что вы знаете о грибах?», «Что бы вы хотели узнать?» и «Что для этого нужно сделать?»

     До начала работы готовлю  три листа бумаги. Беседуя с детьми, задаю сначала один вопрос, фиксирую все высказывания детей по этому вопросу. Затем, когда информация иссякает, перехожу ко второму вопросу. И так далее.  Все записи делаю печатными буквами, разным цветом, с обязательным указанием имен детей и взрослых.

     Делается это для того, чтобы впоследствии читающие дети смогли прочитать эти высказывания. А те, кто еще не научился читать, смогли бы попросить взрослых прочитать  детям их идеи. Работая с этой моделью, дети учатся формулировать свои высказывания, учатся правильно строить предложения.

     Этот прием  позволяет нам выяснить актуальные  знания детей по данной теме, выяснить какие вопросы возникают у детей по теме. А также помогает подготовить материал, соответствующий интересам детей.  

     Другими словами можно сказать, что эта модель  своеобразная диагностика уровня знаний детей по теме.

     Заполненную модель мы вывешиваем в приёмную, там, где её смогут увидеть родители. В этом случае старшие невольно продолжают разговоры с детьми, вместе смотрят нужные книги или передачи. Так естественно и просто взрослые включаются в образовательную работу группы. А у детей появляются новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме.

     Там же, в приемной, мы вывешиваем объявление для родителей от имени детей.

После заполнения «Модели трех вопросов»  мы проводим  презентацию наших уголков активности или центров. Сделать это можно разными способами:

- рассмотреть с детьми в «Подзорную трубу» каждый центр и обсудить, что нового дети увидели в центре;  

- принести из каждого центра самый привлекательный материал, показать его детям и рассказать, что еще интересного приготовлено в центре;  

- предложить детям обойти все уголки и рассказать, что в них появилось нового, интересного.

     Дальнейшая наша работа заключается в разработке совместного с детьми плана действий: дети высказывают свои идеи, в каком центре и чем они будут заниматься.

Чтобы детям было легче планировать свою деятельность в центрах, необходимо подготовить развивающую среду, отвечающую их потребностям. И вот здесь мы часто задумываемся: Что необходимо внести в центры такое, что вызовет интерес у детей? Чем занять ребенка  в  каждом центре?  

     Совместное планирование позволяет встроить инициативу детей в структуру дня, позволяет подготовить развивающую среду в соответствии с интересами детей.

     Основной целью нашего проекта было расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности.

     Каждый день мы начинали с того, что обсуждали с детьми на утреннем сборе, чем будем заниматься в течение дня. В зависимости от своих интересов  и предпочтений дети выбирали, чем они будут заниматься в центрах и с кем из ребят.

Тема проекта «проживалась»  через все виды деятельности, в том числе и через НОД.

     Все занятия строились на основе тех вопросов, которые дети задавали в начале работы над проектом и которые их интересовали больше всего.

     На занятии по формированию целостной картины мира мы изучали строение грибов, познакомились с разнообразием грибов, выделили группы съедобных и несъедобных, учились разным приемам словообразования на примерах названий грибов.

     На математике закрепляли навыки счета; развивали навыки ориентации на листе бумаги с помощью простых ориентиров, навыки чтения плана.

     На развитии речи и коррекционном занятии мы решали кроссворд с загадками, составляли короткие описательные рассказы о грибах, учились образовывать однокоренные и сложные слова, пересказывали текст.

     Прочитали немало художественных произведений:  сказки Э. Шима «Храбрый опенок», «Грибной дым»; сказку В. Сутеева «Под грибом»;  познавательные сказки Н. Павловой «Две сказки о грибах», А. Лопатиной «Знакомство с грибами», В. Зотова «Опенок осенний» и рассказы Н. Сладкова «Мухомор», «Хоровод грибов».

Физкультура прошла в виде путешествия по лесу.

     С музыкальным руководителем мы подготовили сценку «Грибочек - груздочек», которую показали родителям.

     Так в рамках нашего проекта была организована взаимосвязь всех специалистов.

Ну а для Незнайки мы нарисовали замечательные рисунки, которые затем отправили по почте.

     В конце каждого дня подводили с детьми итоги: что мы сделали и что еще нужно сделать.

     На этапе подведения итогов мы вернулись к модели трех вопросов и посмотрели, а на все ли вопросы мы нашли ответ.

     В течение всей недели родители оказывали нам помощь: приносили книги, энциклопедии, фотографии, картинки; делали поделки, сообщение.

     Накопленный в ходе проекта материал мы обобщили и оформили в виде лэпбука «В царстве грибов».  

     Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка.  Дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность, становятся в позицию активного участника, учатся грамотно работать в групповом проекте: педагог – родители – дети.

     Все это благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...

«ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

   Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзы...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Одним их важных средств реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО является развивающая предметно-пространственная среда, в которой ребенок ...

Мастер-класс «Современное занятие, как средство реализации системно-деятельностного подхода»

Раскрываются подходы деятельностного метода на занятиях с дошкольниками....

"Развивающая предметно-пространственная среда как средство реализации системно-деятельностного подхода"

Освещение практического опыта работы "РППС как средство реализации системно-деятельностного подхода"...