Конспект НОД «Почему дует ветер?»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Трещёва Мария Александровна

Конспект НОД «Почему дует ветер?»

Цель:

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

Задачи:

Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы.

Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления • Развивать познавательный интерес.

Развивать объяснительную, рассудительную сторону речи 

Напомнить правила безопасности при работе с нагревательными приборами, свечкой и спичками.

Продолжать формировать умение соблюдать предусмотрительность и осторожность при работе с «опасными» предметами.

Продолжать формировать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его.

   Ход НОД.

Ребята, в коробке у меня «спрятались» приборы, которые помогут нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.

Вы знаете, что такое «природные явления»? (Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми, мы можем увидеть их в разные времена года. Это: снег, дождь, радуга).

Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Какие слова вам помогли отгадать загадку?  Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем: хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

Игра «Хорошо – плохо»

-Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности, а если ветер – это хорошо, то зеленый).

(Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления «ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки:

- картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.);

- картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)

- картинка «лыжи» (Поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)

(Аналогично разбираются другие ситуации).

  Вывод: оказывается, иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.

   Упражнение «ВЕТЕРОК»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, и подуть у-у)

Хочу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, выдох у-у)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, спокойный выдох через рот)

Ну, а сейчас затихну я пока.

Опыт №1.

-Чтобы узнать, откуда ветер берется в природе, нам и понадобится мой прибор.  Что это? (Электрическая плитка.)

  - Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она …холодная. Если я включу ее, она…будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Осторожно пользоваться».)

   А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка. Приступаем к разгадке «тайны». А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? (Происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электрической лампой). Я беру вот такую помощницу –змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)

   Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?

   Вывод: Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.

   Ветер - это движение воздуха.

   Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».

   Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший, с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Опыт №2.

(Из коробки достаю свечки, спички, подсвечники.)

  -Ребята, напомните мне, а можно ли детям самостоятельно, без взрослого брать спички? Зажигать свечку? Почему нельзя? (Ответы детей.)

  -Да, вы правильно ответили на мои вопросы, опыт со свечкой проведу я. Приоткроем дверь, зажжем свечи. Одну свечу поставим вниз, на пол, а другую держим вверх, около приоткрытой двери. Куда наклоняется пламя свечей? (Пламя нижней свечи направлена внутрь помещения, верхней наружу из помещения.)

  -Почему так происходит? У нас в зале тёплый воздух, он легкий, любит путешествовать и летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверх. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому любит находиться у земли, внизу.

   Вывод: получается, что один воздух - теплый, движется вверх, а навстречу ему, внизу, ползет другой- холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.

   Опыт №3.

   (Достаю из коробки разноцветные воздушные шарики.)

-Какие шарики вы видите? (Воздушные.)

-Какого цвета они? (Разноцветные.)

- А теперь на бутылочку наденем шарик и поставим ее в емкость с горячей водой. (Обратить внимание на безопасность опыта с горячей водой.)

-Что мы видим? (Шарик надувается.)

-А теперь поставим бутылочку в емкость с холодной водой.

-Что теперь мы видим? (Шарик сдулся.)

   Вывод:

-Почему шарик надулся? (Воздух нагрелся и поднялся вверх, шарик надулся.)

-А почему шарик сдулся? (Воздух остыл, стал тяжелым и опустился вниз, шарик сдулся.)

   Итог.

-Ребята, мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.

Молодцы, ребята. Спасибо вам за работу. Дома вместе с родителями вы можете повторить эксперименты.  Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»

Алла Буева 
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»

Познание. Старшая группа.

Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад№3д. Ясенцы.

Конспект НОД.

Тема: " Знакомство с полезными ископаемыми"

Цель: Продолжение знакомство с полезными ископаемыми России (углем, мелом, песком, глиной, солью).Уточнение представления о свойствах песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, угля и мела, соли их свойства и различия. Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. Развитие сенсорных ощущений, интереса, развитие словаря и активизация речи. Воспитание чувства гордости к своему отечеству.

Средства: тарелочка с песком, глиной, углем, мелом, соль, баночки с водой, молоточек, черный лист бумаги, глобус.

Ход:

на столе в тарелочках разложены: уголь, песок, глина, мел, соль

- Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности - это полезные ископаемые.

Наша страна богата различными полезными ископаемые (показ воспитателем на глобусе месторождения)Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве.

_ Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве?

- глина, песок, известняк

-Другие служат топливом. Какие?

- торф, каменный уголь, газ, нефть.

- Сегодня мы поговорим с вами о песке и глине - самых распространенных природных ископаемых, которые образуются под воздействием разрушения гор.

-Давайте сравним песок и глину:

-дети рассматривает, ощупывают, бросают

После экспериментирование дети делают выводы:

- Глина - мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.

- Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду.

- Дети, вы хотите узнать, из чего состоит песок? Возьмите черный лист бумаги и положите немного песка.

-дети делают выводы: песок состоит из мельчайших песчинок, поэтому он сыпучий

Затем обращаю внимание на каменный уголь

Предлагаю эксперименты: положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге.

-Какой он?

- он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы.

- Основное свойство угля - горючий (показ воспитателя - как уголь горит)

Затем показываю на глобусе некоторые месторождения угля

- уголь идет на отопление жилых домов, как топливо на заводах и фабриках. из каменного угля получают краски, лекарства (активированный уголь) и др. полезные вещества.

Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.

дети рассматривают мел: рисуют, бросают воду, ломают)

- Дети делают выводы: он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размыкает, он оставляет следы - можно рисовать.

-Затем рассмотрим соль: для чего она нужна? где её можно найти (показ месторождений в России)

Какими свойствами обладает соль? как можно проверить?

- После экспериментирования (пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит? раскалывают молоточком)

- Соль: белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовление пищи.

Уточнение знаний детей:

1. Какие полезные ископаемых вы знаете?

2. Для чего нужны полезные ископаемые?

В заключение занятия предлагаю рисовать, тема " Зимний пейзаж"(мелом на черном листе бумаги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятия по экологии в подготовительной группе «Почему дует ветер и идет дождь?»

Программное содержание: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре, объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека, развивать ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воздуха. Почему дует ветер?

 Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс....

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»

Образовательные задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх &nda...

Конспект беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?»

Конспект  беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?» Цель:  развивать познавательные способности детей в процессе познав...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Почему дует ветер?"

Данный материал помогает детям сформировать представление о том, откуда берется ветер. Знакомит детей с причиной  возникновения ветра и правилами движения воздушных масс....

Конспект ООД по познавательному экспериментированию «Почему дует ветер?» для детей подготовительной группы.

Цель: расширить знания детей о причинах возникновения ветра в природе.Задачи:формировать представления о ветре и его свойствепознакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воз...