Конспект НОД «Почему дует ветер?»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Конспект НОД «Почему дует ветер?»
Цель:
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.
Задачи:
Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.
Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы.
Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления • Развивать познавательный интерес.
Развивать объяснительную, рассудительную сторону речи
Напомнить правила безопасности при работе с нагревательными приборами, свечкой и спичками.
Продолжать формировать умение соблюдать предусмотрительность и осторожность при работе с «опасными» предметами.
Продолжать формировать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его.
Ход НОД.
Ребята, в коробке у меня «спрятались» приборы, которые помогут нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.
Вы знаете, что такое «природные явления»? (Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми, мы можем увидеть их в разные времена года. Это: снег, дождь, радуга).
Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Какие слова вам помогли отгадать загадку? Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем: хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?
Игра «Хорошо – плохо»
-Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности, а если ветер – это хорошо, то зеленый).
(Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления «ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки:
- картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.);
- картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)
- картинка «лыжи» (Поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)
(Аналогично разбираются другие ситуации).
Вывод: оказывается, иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.
Упражнение «ВЕТЕРОК»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, и подуть у-у)
Хочу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, выдох у-у)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, спокойный выдох через рот)
Ну, а сейчас затихну я пока.
Опыт №1.
-Чтобы узнать, откуда ветер берется в природе, нам и понадобится мой прибор. Что это? (Электрическая плитка.)
- Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она …холодная. Если я включу ее, она…будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Осторожно пользоваться».)
А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка. Приступаем к разгадке «тайны». А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? (Происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электрической лампой). Я беру вот такую помощницу –змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)
Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?
Вывод: Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.
Ветер - это движение воздуха.
Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».
Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший, с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.
Опыт №2.
(Из коробки достаю свечки, спички, подсвечники.)
-Ребята, напомните мне, а можно ли детям самостоятельно, без взрослого брать спички? Зажигать свечку? Почему нельзя? (Ответы детей.)
-Да, вы правильно ответили на мои вопросы, опыт со свечкой проведу я. Приоткроем дверь, зажжем свечи. Одну свечу поставим вниз, на пол, а другую держим вверх, около приоткрытой двери. Куда наклоняется пламя свечей? (Пламя нижней свечи направлена внутрь помещения, верхней наружу из помещения.)
-Почему так происходит? У нас в зале тёплый воздух, он легкий, любит путешествовать и летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверх. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому любит находиться у земли, внизу.
Вывод: получается, что один воздух - теплый, движется вверх, а навстречу ему, внизу, ползет другой- холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
Опыт №3.
(Достаю из коробки разноцветные воздушные шарики.)
-Какие шарики вы видите? (Воздушные.)
-Какого цвета они? (Разноцветные.)
- А теперь на бутылочку наденем шарик и поставим ее в емкость с горячей водой. (Обратить внимание на безопасность опыта с горячей водой.)
-Что мы видим? (Шарик надувается.)
-А теперь поставим бутылочку в емкость с холодной водой.
-Что теперь мы видим? (Шарик сдулся.)
Вывод:
-Почему шарик надулся? (Воздух нагрелся и поднялся вверх, шарик надулся.)
-А почему шарик сдулся? (Воздух остыл, стал тяжелым и опустился вниз, шарик сдулся.)
Итог.
-Ребята, мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.
Молодцы, ребята. Спасибо вам за работу. Дома вместе с родителями вы можете повторить эксперименты. Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»
Алла Буева
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»
Познание. Старшая группа.
Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад№3д. Ясенцы.
Конспект НОД.
Тема: " Знакомство с полезными ископаемыми"
Цель: Продолжение знакомство с полезными ископаемыми России (углем, мелом, песком, глиной, солью).Уточнение представления о свойствах песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, угля и мела, соли их свойства и различия. Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. Развитие сенсорных ощущений, интереса, развитие словаря и активизация речи. Воспитание чувства гордости к своему отечеству.
Средства: тарелочка с песком, глиной, углем, мелом, соль, баночки с водой, молоточек, черный лист бумаги, глобус.
Ход:
на столе в тарелочках разложены: уголь, песок, глина, мел, соль
- Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли.
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности - это полезные ископаемые.
Наша страна богата различными полезными ископаемые (показ воспитателем на глобусе месторождения). Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве.
_ Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве?
- глина, песок, известняк
-Другие служат топливом. Какие?
- торф, каменный уголь, газ, нефть.
- Сегодня мы поговорим с вами о песке и глине - самых распространенных природных ископаемых, которые образуются под воздействием разрушения гор.
-Давайте сравним песок и глину:
-дети рассматривает, ощупывают, бросают
После экспериментирование дети делают выводы:
- Глина - мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.
- Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду.
- Дети, вы хотите узнать, из чего состоит песок? Возьмите черный лист бумаги и положите немного песка.
-дети делают выводы: песок состоит из мельчайших песчинок, поэтому он сыпучий
Затем обращаю внимание на каменный уголь
Предлагаю эксперименты: положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге.
-Какой он?
- он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы.
- Основное свойство угля - горючий (показ воспитателя - как уголь горит)
Затем показываю на глобусе некоторые месторождения угля
- уголь идет на отопление жилых домов, как топливо на заводах и фабриках. из каменного угля получают краски, лекарства (активированный уголь) и др. полезные вещества.
Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.
дети рассматривают мел: рисуют, бросают воду, ломают)
- Дети делают выводы: он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размыкает, он оставляет следы - можно рисовать.
-Затем рассмотрим соль: для чего она нужна? где её можно найти (показ месторождений в России)
Какими свойствами обладает соль? как можно проверить?
- После экспериментирования (пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит? раскалывают молоточком)
- Соль: белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовление пищи.
Уточнение знаний детей:
1. Какие полезные ископаемых вы знаете?
2. Для чего нужны полезные ископаемые?
В заключение занятия предлагаю рисовать, тема " Зимний пейзаж"(мелом на черном листе бумаги)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному экспериментированию «Почему дует ветер?» (старшая группа)
Познакомить детей с причиной возникновения ветра...
занятия по экологии в подготовительной группе «Почему дует ветер и идет дождь?»
Программное содержание: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре, объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека, развивать ...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воздуха. Почему дует ветер?
Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс....
Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»
Образовательные задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх &nda...
Конспект беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?»
Конспект беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?» Цель: развивать познавательные способности детей в процессе познав...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Почему дует ветер?"
Данный материал помогает детям сформировать представление о том, откуда берется ветер. Знакомит детей с причиной возникновения ветра и правилами движения воздушных масс....
Конспект ООД по познавательному экспериментированию «Почему дует ветер?» для детей подготовительной группы.
Цель: расширить знания детей о причинах возникновения ветра в природе.Задачи:формировать представления о ветре и его свойствепознакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воз...