Конспект беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шентерякова Наталья Сергеевна

Конспект  беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?» 

Цель:  развивать познавательные способности детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности. 

Задачи:

образовательные:

 расширять представлений детей об окружающем мире – свойствах воздуха;

– актуализировать знания детей о том, что ветер – это движение воздуха;

– продолжать обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними;

– способствовать овладению некоторыми способами обнаружения причин возникновения ветра;

развивающие: 

– развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

– продолжать развивать наблюдательность, любознательность, память, познавательную активность; 

воспитывающие: 

– воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

– продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Приоритетная образовательная область:  «Познание» (познавательно – исследовательская деятельность).

Оборудование:

Аудиозапись с музыкой «Шум ветра»;

соломенный домик, игрушечный поросёнок, шапочка волка;

веера для каждого ребёнка, разные предметы (мячи, детали «Лего» и т. п.);

миски с цветной водой на каждого ребёнка;

2 свечи;

два обруча, набор карточек для игры «Польза-вред»;

цветные карандаши, листы А4, разделённые линией на 2 части;

мыльные пузыри в подарок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_veter.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?» 

Цель:  развивать познавательные способности детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности. 

Задачи:

образовательные:

 расширять представлений детей об окружающем мире – свойствах воздуха;

– актуализировать знания детей о том, что ветер – это движение воздуха;

– продолжать обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними;

– способствовать овладению некоторыми способами обнаружения причин возникновения ветра;

развивающие: 

– развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

– продолжать развивать наблюдательность, любознательность, память, познавательную активность; 

воспитывающие: 

– воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

– продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Приоритетная образовательная область:  «Познание» (познавательно – исследовательская деятельность).

Оборудование: 

Аудиозапись с музыкой «Шум ветра»;

соломенный домик, игрушечный поросёнок, шапочка волка;

веера для каждого ребёнка, разные предметы (мячи, детали «Лего» и т. п.);

миски с цветной водой на каждого ребёнка;

2 свечи;

два обруча, набор карточек для игры «Польза-вред»;

цветные карандаши, листы А4, разделённые линией на 2 части;

мыльные пузыри в подарок.

Ход НОД:

Дети входят в группу. На столе стоит соломенный домик, внутри игрушечный поросёнок. 

– Ребята, а чей это домик? Из чего он сделан?

Вдруг вбегает волк (мальчик в маске) и начинает дуть, дом падает!

– Ребята, что случилось, из-за чего домик рассыпался? (Ответы детей).

Воспитатель обобщает: когда волк стал дуть, образовался ветерок.

Волк:

– Это я сделал ветер? Ребята, а кто же в пустыне, в городе делает ветер? Помогите мне узнать. (Ответы детей).

 

Воспитатель:

– Вы хотите помочь волку узнать, почему дует ветер? Как мы можем об этом узнать? (Ответы).

– Да, давайте попробуем провести опыты в нашей лаборатории. Проходите  в лабораторию. 

(Дети и волк садятся за столы).

– Как вы думаете, что же такое ветер? (Ответы).

(Во время проведения опытов воспитатель старается, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов!

Опыт 1.  Моделирование явления природы. 

– Попробуйте сами  создать ветер.

На столах лежат разные предметы: детали «Лего», мячи, веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети самостоятельно выбирают нужный предмет и машут веером у лица. 

– Какое при этом возникает ощущение? (У лица движется воздух).  

– Что происходит? (Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер).

Вывод. Ветер – это движение воздуха.

 

– Ребята, а как же на улице появляется ветер? (Высказывание предположений детей).

Опыт 2. Тёплый воздух вверху,  холодный внизу. (Проводит воспитатель. Дети проходят в раздевалку).

Проводить исследования лучше в прохладную погоду. Воспитатель приоткрывает дверь в коридор, зажигает свечи. Держит одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. 

– Дети, определите, куда наклоняется пламя свечей? (Пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). 

– Почему так происходит? (Ответы детей). 

Воспитатель обобщает: у нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!) поэтому предпочитает оставаться у земли. 

– Откуда воздух будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? (Ответы). 

– Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).

Вывод. Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

 

(Дети возвращаются в группу, садятся).

– Солнце греет землю и от земли нагревается воздух, но на земле есть растения, дома, вода – они нагреваются неодинаково, а значит воздух над ними разной температуры. Над полями, морями, лесами, жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей земли воздух кружится, то сильнее, то слабее дует ветер. Ветер – это движущийся воздух.                          

                                                                                

– Хотите послушать ветер? (Аудиозапись шума ветра, музыка).

– Какой ветер вы сейчас услышали? (Ответы).

– Каким ещё бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, освежающий, прохладный, обжигающий, свирепый, пронизывающий, нежный, ураганный, порывистый, легкий, холодный, злой, колючий, теплый, северный, южный).

– В чём разница между словами «ветер», «ветерок», «ветрище»? (Ответы).

–Давайте сделаем ветерок (ветер, ветрище) на наших морях.

Опыт 3. Чем сильнее ветер, тем больше волны.

Приготовить на столах миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске – своё море – Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети – это ветры. Они дуют на воду. 

– Что получается? (Ответы).

Вывод.  Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром. Чем сильнее дуть, тем больше волны.

– А что ветер умеет делать? (Шуметь, гудеть, завывать, налететь, свистеть, освежить, гнать волны, поднимать пыль, развевать флаги, качать деревья, шелестеть листьями, кружить снежинки, срывать шапку).

Игра «Польза – вред».

– Много разных дел умеет делать ветер и хороших и плохих.

Ребята, давайте поиграем в игру «Польза – вред».

У меня есть картинки, на которых изображены дела ветра «доброго», а на других «злого» ветра.       В зеленый обруч я положу портрет «доброго» ветра – сюда вы будете выкладывать карточки с добрыми делами – здесь ветер приносит пользу людям, а в красный – «злого» ветра – сюда вы выкладываете карточки с делами злого, где ветер приносит вред.

Всем детям раздаются карточки, они выкладывают их в обруч и объясняют свои действия.

– Как вы думаете, дует ли на улице ветер? Как можно узнать?

(Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся – значит, ветер есть. Можно определить по проходящим людям: ветер может развивать волосы, поднимать полы одежды. А если выйти на улицу и взять с собой султанчики, вертушки и флажки, то по ним тоже можно определить ветер. Султанчики и флажки будут развеваться на ветру, вертушки – крутиться).

– Давайте посмотрим в окно и определим, есть ли сегодня на улице ветер?

Дети описывают свои наблюдения, делают вывод ветреная ли сегодня погода. 

Физкультминутка .

С поля, с моря, с дальних гор (медленно машут руками),

Ветры к нам летят во двор (покачивание рук вверху). 

Первый ветер вербу мнет (наклоны в стороны); 

А второй березу гнет (покачивание вперед, назад), 

Третий ветер дуб ломает (энергичные наклоны и приседания); 

Тучу пыли поднимает (руки в стороны вверх), 

Ты глаза не засори (протирание глаз),

Отвернись и не смотри…

Раз, два, три 

И себя на место посади (возвращение).

– А сейчас давайте на наших листах нарисуем слева ветреную погоду, а справа – безветренную.

Подумайте, как вы это сделаете.

(Дети самостоятельно схематично делают изображение).

– Какая у тебя слева погода? А у тебя справа?

– Что мы хотели сегодня узнать?  

– Мы помогли узнать волку, почему же дует ветер?

– Что нам помогло это узнать? (Ответы).

– Что у вас получилось? Что не получилось?

Волк благодарит детей за помощь и дарит им мыльные пузыри.

Рефлексия.

– Что делали?

– Чему сегодня научились?

– Что понравилось, что запомнилось?

– Что получилось, а что не получилось?

Список используемой литературы:

  1. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом». М., «Творческий центр»,2005.
  2. «Ребёнок в мире поиска» (под редакцией О.В.Дыбиной). М., ООО «ТЦ Сфера»,2005.
  3. Н.А.Рыжова «Воздух – невидимка». М., «Линка – Пресс», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова»

Ообщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;Пподвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разу...

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему "В гости к тетушке Сове"

Чтобы дошкольнику было интереснее воспринимать трудный материал, нужно увлечь его занимательным игровым сюжетом. При составлении конспекта опиралась на программу "Развитие" Л.А.Венгера, пособие Агеево...

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Давайте дружить с книгой!»

Цель:Продолжать расширять представления детей о книгах, познакомить с историей создания книги, рассказать о правилах обращения с книгой.Вызвать у детей интерес к посещению детской библиотеки в нашем г...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему : « Будем в армии служить»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литератур...

Конспект итогового занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему «Волшебница вода»

Цель: Обобщить знания детей о воде.Задачи: Обобщить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворительРазвивать навыки про...

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм»

Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом....