Конспект беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?»
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
образовательные:
– расширять представлений детей об окружающем мире – свойствах воздуха;
– актуализировать знания детей о том, что ветер – это движение воздуха;
– продолжать обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;
– способствовать овладению некоторыми способами обнаружения причин возникновения ветра;
развивающие:
– развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
– продолжать развивать наблюдательность, любознательность, память, познавательную активность;
воспитывающие:
– воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
– продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Приоритетная образовательная область: «Познание» (познавательно – исследовательская деятельность).
Оборудование:
Аудиозапись с музыкой «Шум ветра»;
соломенный домик, игрушечный поросёнок, шапочка волка;
веера для каждого ребёнка, разные предметы (мячи, детали «Лего» и т. п.);
миски с цветной водой на каждого ребёнка;
2 свечи;
два обруча, набор карточек для игры «Польза-вред»;
цветные карандаши, листы А4, разделённые линией на 2 части;
мыльные пузыри в подарок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_veter.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы в старшей группе по познавательному развитию на тему «Почему дует ветер?»
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
образовательные:
– расширять представлений детей об окружающем мире – свойствах воздуха;
– актуализировать знания детей о том, что ветер – это движение воздуха;
– продолжать обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;
– способствовать овладению некоторыми способами обнаружения причин возникновения ветра;
развивающие:
– развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
– продолжать развивать наблюдательность, любознательность, память, познавательную активность;
воспитывающие:
– воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
– продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Приоритетная образовательная область: «Познание» (познавательно – исследовательская деятельность).
Оборудование:
Аудиозапись с музыкой «Шум ветра»;
соломенный домик, игрушечный поросёнок, шапочка волка;
веера для каждого ребёнка, разные предметы (мячи, детали «Лего» и т. п.);
миски с цветной водой на каждого ребёнка;
2 свечи;
два обруча, набор карточек для игры «Польза-вред»;
цветные карандаши, листы А4, разделённые линией на 2 части;
мыльные пузыри в подарок.
Ход НОД:
Дети входят в группу. На столе стоит соломенный домик, внутри игрушечный поросёнок.
– Ребята, а чей это домик? Из чего он сделан?
Вдруг вбегает волк (мальчик в маске) и начинает дуть, дом падает!
– Ребята, что случилось, из-за чего домик рассыпался? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает: когда волк стал дуть, образовался ветерок.
Волк:
– Это я сделал ветер? Ребята, а кто же в пустыне, в городе делает ветер? Помогите мне узнать. (Ответы детей).
Воспитатель:
– Вы хотите помочь волку узнать, почему дует ветер? Как мы можем об этом узнать? (Ответы).
– Да, давайте попробуем провести опыты в нашей лаборатории. Проходите в лабораторию.
(Дети и волк садятся за столы).
– Как вы думаете, что же такое ветер? (Ответы).
(Во время проведения опытов воспитатель старается, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов!
Опыт 1. Моделирование явления природы.
– Попробуйте сами создать ветер.
На столах лежат разные предметы: детали «Лего», мячи, веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети самостоятельно выбирают нужный предмет и машут веером у лица.
– Какое при этом возникает ощущение? (У лица движется воздух).
– Что происходит? (Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер).
Вывод. Ветер – это движение воздуха.
– Ребята, а как же на улице появляется ветер? (Высказывание предположений детей).
Опыт 2. Тёплый воздух вверху, холодный внизу. (Проводит воспитатель. Дети проходят в раздевалку).
Проводить исследования лучше в прохладную погоду. Воспитатель приоткрывает дверь в коридор, зажигает свечи. Держит одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели.
– Дети, определите, куда наклоняется пламя свечей? (Пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней – наружу).
– Почему так происходит? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает: у нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!) поэтому предпочитает оставаться у земли.
– Откуда воздух будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? (Ответы).
– Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).
Вывод. Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.
(Дети возвращаются в группу, садятся).
– Солнце греет землю и от земли нагревается воздух, но на земле есть растения, дома, вода – они нагреваются неодинаково, а значит воздух над ними разной температуры. Над полями, морями, лесами, жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей земли воздух кружится, то сильнее, то слабее дует ветер. Ветер – это движущийся воздух.
– Хотите послушать ветер? (Аудиозапись шума ветра, музыка).
– Какой ветер вы сейчас услышали? (Ответы).
– Каким ещё бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, освежающий, прохладный, обжигающий, свирепый, пронизывающий, нежный, ураганный, порывистый, легкий, холодный, злой, колючий, теплый, северный, южный).
– В чём разница между словами «ветер», «ветерок», «ветрище»? (Ответы).
–Давайте сделаем ветерок (ветер, ветрище) на наших морях.
Опыт 3. Чем сильнее ветер, тем больше волны.
Приготовить на столах миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске – своё море – Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети – это ветры. Они дуют на воду.
– Что получается? (Ответы).
Вывод. Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром. Чем сильнее дуть, тем больше волны.
– А что ветер умеет делать? (Шуметь, гудеть, завывать, налететь, свистеть, освежить, гнать волны, поднимать пыль, развевать флаги, качать деревья, шелестеть листьями, кружить снежинки, срывать шапку).
Игра «Польза – вред».
– Много разных дел умеет делать ветер и хороших и плохих.
Ребята, давайте поиграем в игру «Польза – вред».
У меня есть картинки, на которых изображены дела ветра «доброго», а на других «злого» ветра. В зеленый обруч я положу портрет «доброго» ветра – сюда вы будете выкладывать карточки с добрыми делами – здесь ветер приносит пользу людям, а в красный – «злого» ветра – сюда вы выкладываете карточки с делами злого, где ветер приносит вред.
Всем детям раздаются карточки, они выкладывают их в обруч и объясняют свои действия.
– Как вы думаете, дует ли на улице ветер? Как можно узнать?
(Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся – значит, ветер есть. Можно определить по проходящим людям: ветер может развивать волосы, поднимать полы одежды. А если выйти на улицу и взять с собой султанчики, вертушки и флажки, то по ним тоже можно определить ветер. Султанчики и флажки будут развеваться на ветру, вертушки – крутиться).
– Давайте посмотрим в окно и определим, есть ли сегодня на улице ветер?
Дети описывают свои наблюдения, делают вывод ветреная ли сегодня погода.
Физкультминутка .
С поля, с моря, с дальних гор (медленно машут руками),
Ветры к нам летят во двор (покачивание рук вверху).
Первый ветер вербу мнет (наклоны в стороны);
А второй березу гнет (покачивание вперед, назад),
Третий ветер дуб ломает (энергичные наклоны и приседания);
Тучу пыли поднимает (руки в стороны вверх),
Ты глаза не засори (протирание глаз),
Отвернись и не смотри…
Раз, два, три
И себя на место посади (возвращение).
– А сейчас давайте на наших листах нарисуем слева ветреную погоду, а справа – безветренную.
Подумайте, как вы это сделаете.
(Дети самостоятельно схематично делают изображение).
– Какая у тебя слева погода? А у тебя справа?
– Что мы хотели сегодня узнать?
– Мы помогли узнать волку, почему же дует ветер?
– Что нам помогло это узнать? (Ответы).
– Что у вас получилось? Что не получилось?
Волк благодарит детей за помощь и дарит им мыльные пузыри.
Рефлексия.
– Что делали?
– Чему сегодня научились?
– Что понравилось, что запомнилось?
– Что получилось, а что не получилось?
Список используемой литературы:
- О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом». М., «Творческий центр»,2005.
- «Ребёнок в мире поиска» (под редакцией О.В.Дыбиной). М., ООО «ТЦ Сфера»,2005.
- Н.А.Рыжова «Воздух – невидимка». М., «Линка – Пресс», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова»
Ообщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;Пподвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разу...
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему "В гости к тетушке Сове"
Чтобы дошкольнику было интереснее воспринимать трудный материал, нужно увлечь его занимательным игровым сюжетом. При составлении конспекта опиралась на программу "Развитие" Л.А.Венгера, пособие Агеево...
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Давайте дружить с книгой!»
Цель:Продолжать расширять представления детей о книгах, познакомить с историей создания книги, рассказать о правилах обращения с книгой.Вызвать у детей интерес к посещению детской библиотеки в нашем г...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему : « Будем в армии служить»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литератур...
Конспект итогового занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему «Волшебница вода»
Цель: Обобщить знания детей о воде.Задачи: Обобщить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворительРазвивать навыки про...
Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм»
Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом....