Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Почему дует ветер?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Данный материал помогает детям сформировать представление о том, откуда берется ветер. Знакомит детей с причиной  возникновения ветра и правилами движения воздушных масс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Почему дует ветер?»

Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

Задачи: Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

Дать представление детям откуда берется ветер и почему он дует.

Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы.

Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления  Развивать познавательный интерес.

Напомнить правила безопасности при работе с нагревательными приборами, свечкой и спичками.

Продолжать формировать умение соблюдать предусмотрительность и осторожность при работе с «опасными» предметами.

Продолжать формировать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его.

   Ход НОД.

Повторение.

Д/и "Живая - неживая природа"

Природа бывает живая и не живая. Что относится в живой природе?

Деревья, кустарники, трава, цветы, птицы, животные, насекомые.

Объясните почему?

Потому что они могут расти, дышать, питаться, болеть,.

А что относится к неживой природе?

Облака, солнце, вода, песок, земля, ветер ,воздух.

А почему? Потому что они не растут. не дышат, не питаются.

        Ребята, в коробке у меня «спрятались» приборы, которые помогут нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.

Вы знаете, что такое «природные явления»? (Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми, мы можем увидеть их в разные времена года. Это: снег, дождь, радуга).

Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Какие слова вам помогли отгадать загадку?  Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем.

 Каким может быть ветер?

 - сильным,

- слабым.  

- холодный,

- теплый и т.д.

Мы с вами находимся в помещении. А как нам узнать, есть ли на улице ветер?
Ответы детей: Можно посмотреть в окно на деревья, если веточки гнутся, шевелятся листочки, то значит, на улице есть ветер.
Воспитатель: Давайте подойдем к окну и понаблюдаем за ветром.

Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода.

 Но сначала подумаем: хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

1. Игра «Хорошо – плохо»

-Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности, а если ветер – это хорошо, то зеленый).

(Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления «ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки:

1. картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)

2.  Картинка «лыжи» (Поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)

3. Ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью) слайд. опыт с ватой

4. Последствия бури

5. Переносит пыльцу и семена растений.

6. Помогает перемалывать зерно на ветряной мельнице.

7. Последствия урагана

ВоспитательСильные и опасные ветры называются как?

Дети. (Бури, ураганы, торнадо, смерч.)

Воспитатель. Они угрожают людям во всём мире, так как появляются внезапно. Ветер, бывает таким ​​сильным, что несёт разрушение: срывает крыши на домах, вырывает с корнем деревья и швыряет их на большие расстояния. Но учёные следят, как и куда движутся ураганы. Информацию об этом они получают со спутников и передают людям.

  Вывод: оказывается, иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.

Физминутка.

   Упражнение «ВЕТЕРОК»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, и подуть у-у)

Хочу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, выдох у-у)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, спокойный выдох через рот)

Ну, а сейчас затихну я пока.

Опыт №1.

-Чтобы узнать, откуда ветер берется в природе, нам и понадобится свеча.

- Если свечу зажечь она…будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда горит свеча? (трогать пламя руками, наклонятся низко над свечой, и т.п)

   А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка. Приступаем к разгадке «тайны». А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? (Происхождения ветра). Теперь давайте представим, что свеча - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае свечой). Я беру вот такую помощницу – змейку, держу ее над «землей» ( свеча не горит!). Что-нибудь происходит? (Нет.)

   Теперь я зажигаю свечку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?

   Вывод: Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.

   Ветер - это движение воздуха.

Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».

C:\Users\User\Desktop\работа\ДОП ЭКОЛ ТРОПА\НОД к экологич тропе\№3 Ветер\наглядность А4.jpg

   Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший, с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Опыт №2.

(Из коробки достаю свечки, спички, подсвечники.)

 - Ребята, напомните мне, а можно ли детям самостоятельно, без взрослого брать спички? Зажигать свечку? Почему нельзя? (Ответы детей.)

 - Да, вы правильно ответили на мои вопросы, опыт со свечкой проведу я. Приоткроем дверь, зажжем свечи. Одну свечу поставим вниз, на пол, а другую держим вверх, около приоткрытой двери. Куда наклоняется пламя свечей? (Пламя нижней свечи направлена внутрь помещения, верхней наружу из помещения.)

 - Почему так происходит? У нас в зале тёплый воздух, он легкий, любит путешествовать и летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверх. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому любит находиться у земли, внизу.

   Вывод: получается, что один воздух - теплый, движется вверх, а навстречу ему, внизу, ползет другой- холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.

   Опыт №3.

   (Достаю из коробки разноцветные воздушные шарики.)

-Какие шарики вы видите? (Воздушные.)

-Какого цвета они? (Разноцветные.)

- А теперь на бутылочку наденем шарик и поставим ее в емкость с горячей водой. (Обратить внимание на безопасность опыта с горячей водой.)

-Что мы видим? (Шарик надувается.)

-А теперь поставим бутылочку в емкость с холодной водой.

-Что теперь мы видим? (Шарик сдувается.)

   Вывод:

-Почему шарик надулся? (Воздух нагрелся и поднялся вверх, шарик надулся.)

-А почему шарик сдулся? (Воздух остыл, стал тяжелым и опустился вниз, шарик сдулся.)

Опыт № 4. «Имеет ли воздух вес?»

Воспитатель. Попробуем создать легкий ветерок.

Воспитатель. На столе, у каждого из вас стоит ёмкость с водой. Это ваше «маленькое море». Какое сейчас море?

Дети: Спокойное, на море нет волн, вода не движется.

Воспитатель. Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?

Дети: Надо подуть на воду.

Воспитатель. Правильно, подуйте на воду. Вот видите, образуются «маленькие волны».

Воспитатель. Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.

Воспитатель. Я предлагаю вам спустить на воду маленький игрушечный кораблик. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.

Воспитатель. Почему же наш кораблик не плывет?

Дети. Потому что нет ветра.

Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?

Возьмём кусочек резинки и бросим в воду. Что произошло? (Резинка утонула.) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? (Ответы детей.) Что у игрушки внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух легче воды. А где это свойство воздуха часто используется? (Спасательные круги, надувные лодки.)

   Итог.

-Ребята, мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.

Молодцы, ребята. Спасибо вам за работу. Дома вместе с родителями вы можете повторить эксперименты.  Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».   Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Высказывать предп...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе ознакомления их с экспозицией музея, посвященной героическим страницам истории родного города и боевым традиция...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Маленьким детям - большие права"

В данном конспекте представлен опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Права и обязанности детей"....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»Цель: закрепление знаний пожарной безопасности.Задачи:Закрепить знания детей об оп...