Программа "Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа разработана для детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по самообразованию. | 157.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский «Чебурашка» п. Алябьевский»
ПРОГРАММА
"Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard"
Программу составил воспитатель: Бахарева Оксана Петровна
Срок реализации: два года
Возраст детей: 5-7 лет
п. Алябьевский, 2019 г.
Структура программы
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Принципы к формированию Программы | 5 |
1.3. | Характеристика особенностей развития старших дошкольников в приобщении к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard" | 5 |
1.4. | Особенности осуществления образовательного процесса | 7 |
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 7 |
1.6. | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. | 8 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 10 |
2.1. | Этапы и сроки реализации | 10 |
2.2. | Структура развития приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard" | 10 |
2.3. | 11 | |
2.3.1. | Календарно - тематическое планирование первый год обучения | 11 |
2.3.2. | Календарно - тематическое планирование второй год обучения | 13 |
2.4. | Формы взаимодействия с семьями воспитанников | 16 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 17 |
3.1. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 17 |
3.2. | Ресурсное обеспечение | 18 |
3.3. | Глоссарий | 18 |
3.4. | Список использованной литературы | 19 |
Приложения |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь».
Китайская народная мудрость
В современном мире всестороннее развитие детей дошкольного возраста невозможно без использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Информационно – коммуникативные технологии прочно закрепились в современном обществе, стали неотъемлемой частью жизнедеятельности взрослого человека, а также средством обучения детей.
Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний.
Интерактивная доска предоставляет широкие возможности для проведения образовательной деятельности, позволяет сделать занятия с детьми старшего дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.
Актуальность.
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать изобразительную деятельность, тем самым приобщая его к истокам русской народной культуры. Именно в изобразительной деятельности ребенок может проявить себя наиболее полно.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщена мудрость народа, которая передаётся из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки.
Поддерживая интерес детей к русскому народному искусству, мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской народной культуры.
Поэтому я взяла тему самообразования "Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard.
У старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают. Занятия с интерактивной доской, в программе Whiteboard, помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (дети учатся слушать задание, внимательно смотреть как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки). Использование программы Whiteboard позволяет расширить творческие возможности старших дошкольников и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития. Таким образом, программа Whiteboard является универсальным средством в приобщении старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством рисования.
Новизна Стимулирование когнитивных аспектов обучения (усвоение новой информации), таких как восприятие и осознание информации за счет яркости и привлекательности объектов через разнообразные функции программы Whiteboard для детей старшего дошкольного возраста.
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Гипотеза. Если систематически использовать в воспитательно – образовательном процессе дошкольных образовательных организаций программу Whiteboard, то это эффективно расширит творческие возможности старших дошкольников.
.
Воспитательный потенциал опыта заключается в том, что дети заинтересованы в выполнении творческого задания. В процессе работы с программой Whiteboard они научились слушать задание, внимательно смотреть как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки.
Ценностный потенциал (практическая значимость) опыта в том, что рисование в программе Whiteboard позволяет включить абсолютно всех старших дошкольников в процесс работы по приобщению к истокам русской народной культуры.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard.
Задачи:
1.Научить детей владеть приемами работы с интерактивной доской в программе Whiteboard.
2.Развивать познавательный интерес к истокам русской народной культуры.
3.Воспитывать у старших дошкольников, при работе с программой Whiteboard, самостоятельность и творчество.
1.2. Принципы к формированию Программы
Деятельность по реализации данной программы строится на основании следующих принципов:
1.Принцип систематичности и последовательности.
Этот принцип предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенным.
2.Принцип доступности.
Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности воспитанников;
3.Принцип активного обучения.
Предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
4.Принцип сотрудничества.
Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
5.Принцип исследовательской (творческой) позиции.
Этот принцип предполагает, что дети осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, а также свои личные ресурсы, возможности, особенности. Создается когнитивная среда (усвоение новой информации), основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность.
1.3. Характеристика особенностей развития старших дошкольников в приобщении к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творческой личности. Именно в это время происходят большие изменения в развитии ребёнка, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление). Особенностью старшего дошкольника является то, что он восприимчив к новому.
Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Нравственно-эмоциональное развитие ребёнка является важнейшим условием нравственной отзывчивости человека, а, следовательно, его нравственной воспитанности. Такое развитие, по мнению А.А.Данилова и А.Д.Кошелевой, побуждает старших дошкольников к конкретному поступку, стимулирует практические действия.
В 5-6 лет для дошкольника наиболее значима внешняя среда. В 6-7 лет происходит структурная перестройка мышления. Оно стимулирует у ребенка творческую деятельность. У старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, с русским бытом, формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
В этом возрасте продолжает развиваться декоративное творчество детей, углубляются и закрепляются приобретённые ранее знания. Детям предлагается создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомиться с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.
Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности старших дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Основная установка при организации процесса приобщения ребёнка к истокам культуры заключается в том, что это приобщение должно быть активным. Для этого целесообразно использовать программу Whiteboard. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Интерактивные технологии способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
1.4. Особенности осуществления образовательного процесса
Вся работа строится по направлениям: работа с детьми, родителями (законными представителями).
Использование ИКТ в приобщении к истокам русской народной культуры позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard будет успешным при следующих условиях:
• способствовать тому, чтобы знания преподносились непроизвольно;
• поощрять самостоятельные действия ребенка во время создания своего
декоративного рисунка;
• не мешать ребенку выбрать желаемую функцию и изобразить рисунок по-
своему;
• предлагать детям изображать свои декоративные образы в ходе занятия;
• не применять систему оценок рисунков детей, не сравнивать с другими
детьми, а только с ним же самим, с его опытом;
• не смеяться над необычными образами, так как это может вызвать обиду,
страх ошибиться и подавить в дальнейшем желание заниматься
изобразительной деятельностью;
• творить народное искусство вместе с детьми;
• не навязывать манеру изображения, а наоборот, пытаться понять логику
воображения ребенка и вникнуть в нее;
• больше внимания уделять организации процесса рисования, созданию
желаемого рисунка, поддержанию этого процесса, а не результатам;
• развивать чувство меры в отношении детей к творческой деятельности,
предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия физические
разминки, это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и
переутомление;
• поддерживать положительный эмоциональный тон у себя и у детей,
спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности
каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.
- Планируемые результаты освоения Программы
1. Дети научились владеть приемами работы с интерактивной доской в программе Whiteboard.
2. У детей развит познавательный интерес к истокам русской народной культуры.
3. При работе с программой Whiteboard дети самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
1.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей.
Цель мониторинга - выявление знаний детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре через рисование в программе Whiteboard.
Вопросы диагностики:
1.С помощью электронного карандаша нарисуй элемент любого узора и назови его.
2.Выбери ластик и сотри ненужный элемент.
3.Нарисуй круг, квадрат, треугольник. В какой декоративной росписи используется фигура?
4.Закрась шаблон цветом.
5.Выбери функцию «Следующая страница» и возвращается к предыдущей странице.
6.Выбери функцию «Ширина линий», и нужной шириной нарисуй элемент любой росписи.
7.Что произойдёт если выбрать функцию «Отменить».
8.Выбери функцию «2Д фигура» и составь узор.
9.Найди и назови знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства.
10. Сравни предметы знакомых видов искусств, найди их сходство и различие.
11.Создай любую декоративную композицию, выбирая необходимые функции.
Карта оценки динамики развития детей ________________________группы
№ п\п | Ф.И. ребёнка | за 201__ 201__ учебный год
| |||||||||||||||||||||||||||||
С помощью электронного карандаша рисует элемент узора и называет его | Выбирает электронный ластик и удаляет ненужный элемент | Рисует круг, квадрат, треугольник и знает в какой декоративной росписи используется фигура | Выбирает нужный цвет и раскрашивает шаблон | Выбирает функцию «Следующая страница» и может вернуться к предыдущей | Выбирает функцию «Ширина линий», берёт нужную ширину и рисует элемент любой росписи | Знает смысл функции «Отменить» | Выбирает функцию «2Д фигура» и составляет узор | Узнаёт и называет знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства | Сравнивает предметы знакомых видов искусств, находит их сходство и различие | Самостоятельно выбирает необходимую функцию и создаёт декоративную композицию |
Начало года | Конец года | |||||||||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | с | м | |||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество баллов 3,8 и выше – высокий (В), 3,7 – 2,3 - средний (С), 2,2 и ниже - низкий (Н)
Выводы (сентябрь)
«высокий» кол –во, %
«средний» кол –во, %
«низкий» ___кол –во, ___%
Выводы (май)
«высокий» кол –во, ___%
«средний» кол –во, ___%
«низкий» кол –во, ___%
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Этапы и сроки реализации
Этапы | Сроки | Мероприятия |
I.Организационный (первый год обучения) | Сентябрь – октябрь | С детьми: - Мониторинг детского развития |
II. Практический (1 и 2 год обучения) | Октябрь – апрель | С детьми: Во время непосредственно образовательной деятельности: старшая группа (первый год обучения) «Распиши блюдце дымковским узором» «Гжельская чашка» «Голубая сказка Гжели» «Филимоновские игрушки» «Городецкие узоры» «Гжельские узоры» «Роспись петуха» «Раскрась русскую матрешку» «Нарисуй какой хочешь узор» подготовительная группа (второй год обучения) Во время непосредственно образовательной деятельности: «Какой цвет нужен?» «Весёлая матрёшка» «Хохломская роспись» «Зимние узоры» «Сказочная птица» «Дымковский конь» «Узоры на окне» «Городецкие цветы» «Фартук для Бабы Яги» С родителями: Консультации Мастер-класс Памятки, ширмы |
III. Итоговый (1и2 год обучения) | Май | С детьми: - Мониторинг детского развития |
2.2. Структура развития приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard:
Приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard характеризуется следующими особенностями:
- быстрота – способность активно включать мыслительные процессы;
- гибкость - способность свободно ориентироваться в программе
Whiteboard;
- оригинальность - способность создавать на экране интерактивной доски
свой шедевр народного творчества, применяя разнообразные функции
программы;
- устойчивость интереса
- законченность - способность придавать электронному рисунку
законченный вид.
Принципы построения работы по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard:
1. Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества.
2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
4. Уважение мнения ребенка, его личностной позиции.
2.3. Планирование деятельности детей старшего дошкольного возраста по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard
- Календарно - тематическое планирование в старшей группе
(первый год обучения)
Месяц | Неделя | Тема | Задачи | Количество часов | |
теория | практика | ||||
Сентябрь | I | Мониторинг | Выявить уровень развития детей | 0,5 | 0,5 |
II | Беседа «Русские росписи» | Знакомить с росписями нашего народа. | 0,5 | 0,5 | |
III | «Распиши блюдце дымковским узором». | Учить детей с помощью функций: «2D фигуры» изображать блюдце и с помощью функций «ручка», «кисть», «цвет», «линии», «тип линии» составлять узор из знакомых дымковских элементов. | 0,5 | 0,5 | |
Октябрь | I | Интерактивной игра «Русское народное творчество» | Знакомить детей с подробностями русской культуры через интерактивную игру. | 0,5 | 0,5 |
Рисование «Гжельская чашка» | Познакомить детей с гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи, украшать бордюр чашки простыми элементами росписи (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками) с помощью функций: «3D фигуры», «ручка», «кисть», «цвет». Воспитывать интерес к народному творчеству. | 0,5 | 0,5 | ||
Ноябрь | I | Интерактивная викторина «Народные промыслы России» | Формировать умение отличать народные росписи друг от друга. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Голубая сказка Гжели» | Расширить представление детей о многообразии изделий гжельских мастеров. Учить составлять узор на основе простых гжельских орнаментов, используя функции Whiteboard. | 0,5 | 0,5 | |
Декабрь | I | Презентация «Филимоновская игрушка» | Показать детям поэтапное раскрашивание филимоновской птички. Формировать эстетическое чувство. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Филимоновские игрушки» | Совершенствовать умение детей украшать узором силуэт птички, используя цветовую гамму и элементы филимоновских узоров с помощью функций Whiteboard: «кисть», «маркер», «ручка», «ластик», «цвет», «ширина линии», «следующая страница». Развивать уважение и интерес к народному творчеству. | 0,5 | 0,5 | |
Январь | I | Интерактивная игра «Народные промыслы» | С помощью игры вспомнить знакомые росписи и познакомить с новым народным искусством. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Городецкие узоры» | Учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды, с помощью функций Whiteboard. | 0,5 | 0,5 | |
Февраль | I | Знакомство с альбомом «Художественное слово о Гжели» | Познакомить со стихами, частушками , загадками о Гжели. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Гжельские узоры» | Учить рисовать голубой бутон «купавку», используя нужные функции Whiteboard: «текстурная ручка № 2», «маркер», «заливка», «ручка», «цвет». | 0,5 | 0,5 | |
Март | I | Презентация «Народные художественные промыслы» | Познакомить детей с традициями народных промыслов; формирование умений различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской и городецкой; развитие понимания характерных особенностей изделий различных народных промыслов. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Роспись петуха» | Учить расписывать шаблон петуха, используя нужные функции Whiteboard , по мотивам дымковского (или другого народного) орнамента. Развивать эстетические чувства (ритма, цвета, композиции), эстетическое восприятие, творчество. Вызывать положительный эмоциональный отклик, чувство восхищения произведениями народных мастеров. | 0,5 | 0,5 | |
Апрель | I | Интерактивная игра-викторина «Народная игрушка»
| Развивать понимание характерных особенностей изделий различных народных промыслов. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Раскрась русскую матрешку» | Продолжать учить детей по образцу, выбирая нужные функции Whiteboard, раскрашивать силуэт русской матрёшки. | 0,5 | 0,5 | |
Май | I | Презентация «Вот что мы умеем» | Показать родителям труды детей за год. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Нарисуй какой хочешь узор» | Учить детей, используя известные функции Whiteboard: «оборудование», «2D, 3D фигуры» «текстурная ручка № 2», «маркер», «заливка», «ручка», «цвет», «новая страница» задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (хохломской, дымковской, городецкой), передавая её колорит, элементы. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку, творчество. | 0,5 | 0,5 | |
III | Мониторинг | Выявить уровень развития | 1 | 1 |
2.3.2. Календарно - тематическое планирование в подготовительной группе (второй год обучения)
Месяц | Неделя | Тема | Задачи | Количество часов | |
теория | практика | ||||
Сентябрь | I | Мониторинг | Выявить уровень развития детей | 0,5 | 0,5 |
II | «Русские росписи» | Продолжить знакомить с росписями русского народа. | 0,5 | 0,5 | |
III | Рисование «Какой цвет нужен?» | Продолжать учить детей выбирать цвет к определённой росписи; учить детей с помощью функций: «2D фигуры», с помощью функций «ручка», «кисть», «цвет», «линии», «тип линии» составлять узор из знакомых элементов. | 0,5 | 0,5 | |
Октябрь | I | Интерактивная игра «Русское народное творчество» | Знакомить детей с подробностями русской культуры через интерактивную игру. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование ««Весёлая матрёшка» | Продолжать учить детей выбирать необходимый элемент для определённой росписи, выбирать цвет и изображать на силуэте матрёшки. Учить выделять характерные особенности простыми элементами росписи (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками) с помощью функций: «3D фигуры», «ручка», «кисть», «цвет». Воспитывать интерес к народному творчеству. | 0,5 | 0,5 | |
Ноябрь | I | Интерактивная вкторина «Народные промыслы России» | Формировать умение отличать народные росписи друг от друга. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Хохломская роспись» | Учить рисовать на интерактивной доске, используя функции Whiteboard, волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать умение передавать колорит. | 0,5 | 0,5 | |
Декабрь | I | Презентация «Филимоновская игрушка» | Показать детям поэтапное раскрашивание филимоновской птички. Формировать эстетическое чувство. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Зимние узоры» | Продолжать знакомить с функциями программы. Совершенствовать умение детей рисовать, используя цветовую гамму с помощью функций Whiteboard: «кисть», «маркер», «ручка», «ластик», «цвет», «ширина линии», «следующая страница». Развивать уважение и интерес к народному творчеству. | 0,5 | 0,5 | |
Январь | I | Интерактивная игра «Народные промыслы» | С помощью игры вспомнить знакомые росписи и познакомить с новым народным искусством. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Сказочная птица» | Продолжать знакомить детей с функциями Waitboard, развивать умение создавать сказочные образы, учить подбирать необходимый элемент росписи, развивать чувство композиции. | 0,5 | 0,5 | |
Февраль | I | Альбом «Художественно е слово о Гжели» | Познакомить со стихами, частушками, загадками о Гжели. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование Рисование «Дымковский конь» | Учить передавать характерные особенности дымковских животных, их позы, рисовать ноги и туловище, голову и шею. Закрепить знание об особенностях творчества дымковских мастеров. Воспитывать интерес к народному творчеству. Продолжать знакомить детей с функциями Waitboard, учить подбирать необходимый элемент росписи. | 0,5 | 0,5 | |
Март | I | Презентация «Декоративная живопись» | Познакомить детей с традициями народных промыслов; формирование умений различать стили известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской и городецкой; развитие понимания характерных особенностей изделий различных народных промыслов. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Узоры на окне» | Продолжать знакомить детей функциями интерактивной доски. Развивать умение рисовать узоры гжели, используя нужные функции Whiteboard . Развивать эстетические чувства (ритма, цвета, композиции), эстетическое восприятие, творчество. | 0,5 | 0,5 | |
Апрель | I | Игра-викторина «Завитки» | Продолжать знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своём рисунке. Закреплять умение свободно ориентироваться в функциях программы Whitebjard. . | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Городецкие цветы» | Продолжать знакомить детей с функциями интерактивной доски. Развивать умение рисовать городецкие цветы в вазе по образцу, предложенному из «галереи». | 0,5 | 0,5 | |
Май | I | Фото-слайды «Интерактивные умельцы» | Показать труды детей за год. | 0,5 | 0,5 |
II | Рисование «Фартук для Бабы Яги» | Продолжать использовать разнообразные функции в рисовании на интерактивной доске(«галерея», «2D, 3D фигуры» «текстурная ручка», «маркер», «заливка», «ручка», «цвет», «новая страница», «предыдущая страница и т.д.), самостоятельно подбирать и отображать в работе особенности и характерные черты задуманного. Развивать творчество, фантазию, чувство композиции. | 0,5 | 0,5 | |
III | Мониторинг | Выявить уровень развития | 1 | 1 |
- Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Ни одна работа не принесет высоких результатов без тесной взаимосвязи с родителями.
Для решения поставленных задач по теме: «Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard» для родителей подготовила и провела:
- Памятка «Как приобщить ребёнка к народной культуре и традициям», в которой предложила родителям научиться у детей пользоваться функциями Whiteboard, предварительно установив программу на компьютер.
- Мастер-класс «Талантливый родитель», где предложила родителям научиться у детей пользоваться функциями Whiteboard, учить раскрашивать раскраски по мотивам русского народного творчества.
Консультации:
- «Декоративно-прикладное искусство в саду и дома», где родители познакомились с необходимостью приобщения детей к русской народной культуре;
- «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно- прикладным искусством», где донесла до родителей то, что знакомство с мастерством народных умельцев позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
- «Применение интерактивной доски в работе с дошкольниками», в процессе которой познакомила родителей со значением интерактивной доски в детском саду.
- «В гостях у городецких мастеров», где развивала интерес к русскому народному творчеству; продолжала знакомить с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями.
- «Декоративно - прикладное искусство в саду и дома», где прошло знакомство родителей с необходимостью приобщения детей к русской народной
культуре.
- «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно- прикладным искусством», где донесла до родителей то, что знакомство с мастерством народных умельцев позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
- «Рекомендации по работе с интерактивной доской», где представила вниманию родителей информацию по работе с интерактивной доской.
- «Значение цвета в жизни ребёнка» Представить родителям знание о том, сто жизнь ребёнка без гармонии невозможна.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
В группе создана необходимая развивающая предметно – пространственная среда для приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard, которая стимулирует мышление и воображение, практические навыки ребёнка, создаёт оптимальные условия для саморазвития и познавательных способностей детей. Дети могут самостоятельно пользоваться различными пособиями, работать на интерактивной доске определённое количество времени, обсуждать результаты с другими детьми и воспитателем.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе соответствует требованиям ФГОС ДО:
- среда содержательно насыщенна;
- обеспечивает познавательную активность всех воспитанников;
- среда даёт возможность выбора детьми игр и материалов;
- безопасность предметно-пространственной среды.
- Дидактический компонент: игра «Укрась посуду», «Найди пару», «Выложи орнамент», набор изделий «Хохлома», игра «Гжельская синева», «Найди 10 отличий», «Четвёртый лишний», «Найди законченную работу», «Сложи картинку», «Дымковская ярмарка», «Укрась игрушки», «Укрась матрёшку».
- Папка: «Материал для индивидуальной работы» (картинки с разными росписями)
- Материал для детского творчества: «Выбирай коня любого» (рисование, раскрашивание 5-6 лет), «Золотая хохлома»(раскрашивание), «Вырежи и наклей» (Дымка подг.гр), «Вырежи и наклей» (хохлома), «Росписи хохломы» (раскрашивание), «Росиночка» (раскрашивание дымки), «Дымковская лошадка», «Индюк».
- Альбом для рассматривания: «Народное искусство», «Дымковская игрушка», «Изобразительное искусство», «Народно-прикладное искусство», «Истории о народных росписях», «Истории промыслов», «Стихи и загадки о дымке».
- Папка шаблонов и трафаретов.
- Рабочие тетради по основам русского народного искусства.
- Литература: «Геометрические узоры», «Игрушечные человечки», «Яркие узоры», «Ванька-Встанька», «Игрушка», «Играй гармошка».
- Ширмы: Богородская игрушка, Гжель, «Каргопольская роспись» ширма «Жостовская роспись», игра «Городецкие узоры», ширма «Богородская игрушка»
- Образцы детских работ: по аппликации и рисованию для рассматривания
- Презентации: «Городец», «Городецкая роспись», «Роспись по дереву», «Дымка», «Дымковская игрушка», «Дымковская барыня», «Дымковская сказочная страна», «Дымковский генерал», «Дымковский петушок», «Изготовление дымковской игрушки», «Свистулька филимоновская», «Филимоновская игрушка», «Символика филимоновской игрушки», музыкальные презентации «Волшебный мир цвета», «Дымка», «Мензенская роспись – живая нить из глубины веков», «Богородская игрушка» и др.
- Интерактивные игры по декоративно-прикладному искусству.
- Простые, цветные, восковые карандаши, акварельные краски, разнообразный материал для изо - деятельности, доска для рисования цветным мелом, интерактивная доска.
3.2. Ресурсное обеспечение
- Кадровые ресурсы: воспитатели, заместитель заведующего.
- Организационные ресурсы: регламент непосредственно-образовательной деятельности, календарно-тематическое планирование.
- Материально-технические ресурсы: средства ИКТ, магнитофон.
- Информационные ресурсы: интернет сайты, методические журналы, банк разработок.
- Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», годовой план работы группы.
3.4. Глоссарий
Приобщение - процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы.
Познавательные способности - свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем.
Истоки – начало, зарождение чего-либо. (Т.Ф. Ефремова Новый толково –
словообразовательный словарь русского языка).
Способность – природное дарование, склонность к усвоению чего-нибудь, к занятиям чем-нибудь. Возможность, умение что-нибудь делать (по словарю Ушакова).
Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами.
Интерес - особое внимание к чему-либо, желание вникнуть в суть, узнать, понять (из словаря С.И. Ожегова).
Whiteboard (дословно — рисование на белой доске) — размещение совместно используемых файлов на экранной «совместной записной книжке» или «белой доске». Программное обеспечение, включает средства, позволяющие пользователю делать отметки на электронной доске примерно так, как он сделал бы это на обычной настенной доске.
Способность – состояние, качество, свойство, дающее возможность производить те или иные действия, исполнять ту или иную работу (По толковому словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой).
Список литературы
1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой;
2. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
3. А.Н. Чусовская «Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ»;
4. Т.С. Комарова «Знакомим дошкольников с искусством»;
5. Е.С. Рогалёва «Декоративные виды изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада»;
6. Ю.В. Максимов «Русское народное декоративно-прикладное искусство»;
7. Б.М. Маршак «Декоративное рисование в детском саду»
8.Апполонова Н. М. «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»;
9. Перова Е. Н. «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».
10.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. ,1991.
11.Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия интерактивного обучения. - М.: Просвещение. - 2011. - с. 13-14.
12. Тихомирова, Л.Ф. Логика дети 5-7 лет/ Л.Ф Тихомирова. Ярославль, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Мониторинг
Особенности диагностики:
*Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.
*Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.
*Иные методы: через наблюдение в естественных условиях рисования на интерактивной доске.
*Работа на интерактивной доске в программе Whiteboard является основным методом.
*Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.
Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.
Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard" проверяется через восприятие выразительности формы, используя функции программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Диаграмма уровня развития по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard
Старшая группа «Пчёлки» (2017-2018 у.г.)
Диаграмма уровня развития по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard
Подготовительная группа «Пчёлки» (2018-2019 у.г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Консультация для родителей.
Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
Уважаемые мамы и папы!
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.
У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Из истории…
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.
Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет!На занятиях лепкой у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Предлагаем дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!
1. Чтобы слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.
2. Начинаем работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части. Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову . Гриву и хвостик получим из тонкой « колбаски», свернутой «косичкой»
3. Последним этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим основу, затем прорисовываем элементы черного цвета,и , напоследок, наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
У вас вместе все обязательно получится!
Желаем успеха и хорошего настроения!
Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Консультация
«Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством»
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, то, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.
И именно в народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.
По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.
В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь – могущества и пробуждения природы, баран или корова – изобилия и плодородия, козел – добра, олень – удачного брака.
Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.
Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками – землю и зерна; капли, наклонные линии – дождь; спираль – ход солнца; ромб – плодородие, крест – веру.
Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный – дом.
Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами. В русской “избе” дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства. Во время образовательной деятельности в кружках педагог имеет возможность познакомить детей с народнымитрадициями и ремеслами.
При разработке циклов непосредственно образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.
При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя – научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства.
Например, в начале учебного года старшие дошкольникирассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.
Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.
А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета)гуашевыми красками.
Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа “ткани” (полосатая, клетчатая, свободное расположение элементов (по мере убывания размера, а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).
Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге, изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.
Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т. д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.
Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народнымипромыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народногохудожественного промысла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
ПАМЯТКА
Как приобщить ребенка к народным культуре и традициям
Уважаемые родители!
1. Расскажите детям о традициях русского народа: а) как жили наши предки, б) какими занимались ремёслами, в) как сеяли хлеб, г) какую на Руси носили одежду.
2. Расскажите о русских народных праздниках.
3. Расскажите об интересных и доступных для детей обрядах и обычаях.
4. Покажите и расскажите о предметах старины, о бережном к ним отношении.
5. Почитайте детям народные сказки, былины. Познакомьте с пословицами, поговорками, загадками. 6. Покажите старинные вещи бабушек и дедушек. Придумайте вместе с детьми интересные истории про эти вещи.
7. Играйте с детьми в народные игры.
8. Сходите с детьми в краеведческий музей. Дети получат много интересной и полезной информации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
Интерактивная доска - это сенсерный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь.
Преимущества работы с интерактивной доской.
Обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей:
· Развитие внимания
· Мышления
· Речи
· Личности
· Навыки учебной деятельности
Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Комната для интерактивных занятий в детском саду выполняет следующие задачи:
обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;
· служить развлекательным и игровым центром;
· в ней может выполняться максимально широкий круг образовательных и развлекательных задач;
· обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для преподавателей;
· знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных технологий.
Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах.
Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.
Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски педагогом - демонстрация готовых презентаций.
Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски:
· Начальные знания устройства компьютера
· Работа в программах: Word, PowerPoint
· Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).
Работа с детьми.
Работа с детьми включает деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.
Интерактивная доска позволяет сохранить заметки в виде файлов на персональном компьютере для последующей раздачи отпечатанных копий каждому из педагогов или рассылки. Все рисунки, сделанные маркером на доске, можно также распечатать с помощью принтера. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, в ней применены ультразвуковая и инфракрасная технологии для точного определения местоположения отметки маркера на доске.
Доска используется в работе с детьми: в совместной деятельности и как часть непосредственно образовательной деятельности, используются формы образовательной деятельности: « Образовательная ситуация», развивающие игры, игры-задания.
Данное средство используется в реализации содержания образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация».
Желаю удачи!
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
«Рекомендации для родителей при работе с интерактивной доской»
Одной из основных целей современной высшей школы является подготовка профессионально компетентного специалиста. Исследования показали, что работа с интерактивными досками действительно помогает в учебе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала.
Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика.
Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски разработаем алгоритм, следуя которому может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.
1. Определить тему, цель и тип занятия.
2. Составить временную структуру, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
3. Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски, отобрать наиболее эффективные средства.
Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала.
4. Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.
Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации.
Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учеников, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной ученикам логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным. Следует избегать больших текстовых фрагментов. Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.
Проведения лекций с использованием интерактивной доски.
Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения урока, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации.
Учитель в мультимедиа аудитории получает вместо доски и мела мощный инструментарий для представления информации в разнородной форме. Изображения (слайды) представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы. В таких системах учитель сам определяет последовательность и формы изложения материала.
Мультимедиа лекции можно использовать для преподавания любой темы курса математики. Качество и степень освоения учебного материала, как показывает практика, существенно возрастают.
Компьютерная лекция, разработанная средствами MS Power Point, - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на интерактивной доске. Основная задача такой лекции - объяснение нового материала. Но в отличие от традиционной лекции такая лекция имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому лекцию с использованием интерактивной доски надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.
Проведения семинаров и практических занятий с использованием интерактивной доски.
Следует отметить, что для проведения семинарских и практических занятий информационные технологии используются не столь часто. Однако как показали современные исследования в области образовательных технологий, именно здесь лежат огромные резервы в повышении эффективности обучения.
Программное обеспечение интерактивной доски позволяет вовлечь всех учеников в активную работу на семинаре, позволяет учащимся активно выполнять индивидуальные и групповые упражнения, а учителю, наряду с возможностью контроля и управления, предоставляются средства записи и протоколирования действий учащихся для последующего анализа и комментирования.
Заключение.
Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой ученикам в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании точных наук. С помощью интерактивных досок вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решения на базе подобного оборудования помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения любого предмета в школе. Применение интерактивных досок в сфере образования открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски на уроках - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через подвижные игры"
Методические рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре через народные подвижные игры....
семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через элементарное музицирование»
Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры должно быть многогранным. Дети должны в полной мере знать: малые формы фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.). Уже до...
Рабочая программа по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры
Патриотическое воспитание...
Сценарий итогового мероприятия с детьми старшей группы по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор"
Сценарий музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки "Репка"смотреть видео - http://nsportal.ru/user/419941/video...
Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"
Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...
Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"
Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)
Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель, р...