Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"
проект (старшая группа) на тему
Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_priobshchenie_detey_k_narodnoy_kulture.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники.
Тип проекта: Информационный, творческий, практико- ореинтированный.
Участники проекта: Дети старшей группы , воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 год
Актуальность:
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, которая связывает нас с прошлым. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.
Конечно, не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали, о чём мечтали. Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.
Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви и красоте.
Все это помогло разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре через народные праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и др. Они составляются на доступном детям материале с использованием устного народного фольклора, народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря. В праздниках активными участниками могут стать не только дети, но и их родители, воспитанники других детских садов.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остаётся актуальной, что обуславливает выбор темы настоящего проекта:
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные фольклорные праздники»
Таким образом, исходя из вышесказанного, сформулирована цель, задачи, предполагаемый результат проекта.
Цель проекта:
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными праздниками и их значимостью в жизни народа.
- Формировать представления о традициях народных праздников.
- Развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к народным традициям, праздникам.
- Воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта.
При разработке педагогического проекта использованы следующие принципы:
- Принцип историзма – сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гумманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
- Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
- Принцип интегративности – реализуется этот принцип в сотрудничестве дошкольной организации с семьёй, сотрудничество между родителями и педагогами.
- Принцип личностно- ориентированного общения – дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип наглядности – наличие наглядного материала для детей.
- Принцип последовательности – предполагает планирование познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
- Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, он формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды знаний, стремиться к достижению результата.
- Принцип развивающего обучения – использование в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.
- Принцип тематического планирования материала – предполагает выделение основных направлений работы с детьми по приобщению их к народной культуре, а именно: «Бытовая культура и традиции», «Малые формы фольклора», «Народные праздники».
Прогнозируемый результат:
- Устойчивый интерес к культуре народа.
- Формирование чувств национального достоинства.
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Компетентность родителей в вопросах национальной культуры.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ореинтированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Проблематика данного проекта требует повседневного взаимодействия с детьми, что доступно воспитателю. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка.
Календарно- тематическое планирование
Календарный период | Тема | Педагогическая цель | Программное содержание |
Сентябрь | 1.Гости дорогие в гости к нам пришли. | Приобщить детей к истокам русской народной культуры; развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с внутренним убранством избы, с предметами быта. Изготовление макета избы. | Первое посещение детьми русской избы. Знакомство с Хозяйкой. Разучивание русской народной песни «Горенка». |
2.Сентябрь - летопроводец | Познакомить с народными приметами и обычаями; вызвать эмоциональную отзывчивость. | Рассказ о первом осеннем месяце, о потешном обряде «мушиных похорон» изготовление «балаболок»- для старинной забавы. | |
3.Русский народный костюм | Познакомить с русским нар. костюмом, с новыми словами: рубаха, кушак, понева(юбка), кокошник, лапти, запон (передник) венец, валенки, тулупы ,кафтан и зипуны(зимняя одежда). | Рассматривание иллюстраций мужского и женского костюмов. Творческая работа «Народный костюм»(рисование) | |
Октябрь | 1.Покров, натопи нашу избу без дров! | Познакомить детей с праздником Покрова, народными приметами и обычаями, с песнями, играми этого периода. | Рассказ о празднике Покрова. Разучивание русской народной игры «Кружева». |
«Капустные посиделки» | Приобщить детей к истокам русской народной культуры, развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с русскими народными обычаями(посиделками). | Пословицы, загадки, поговорки, частушки про капусту; хоровод «Завивание капустки». Чаепитие. | |
Ноябрь | 1.Кузьма и Демьян | Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить с праздником «Кузьминки» | Рассказ о празднике Кузьминке. Разыгрывание русских народных игр «Кузнецы», «Подушечка». |
2.Экологический праздник «Синичкин день» (проводится 12.11) | Воспитывать любовь к окружающему миру, вызывать сопереживание животным и чувство ответственности за их безопасность. | 12.11 в народе этот день называют Синичкиным, пословицы, разыгрывание сценки «Разговор на лесной полянке». Игра «Перелёт птиц». | |
Декабрь | 1.Декабрь- год кончает | Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с пословицами, поговорками, загадками и народными играми, посвященными первому зимнему месяцу. | Беседа об особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок, загадок, закличек и игр. Игра «Ты, Мороз…», русская народная песня «Как на тоненький ледок». |
2. Зимние забавы | Продолжать знакомить детей с поговорками, зимними русскими народными играми. | Русские народные игры: «Снежная баба», «Кривой петух», «Дедушка Мазай», «В углы». | |
Январь | Рождественские святки | Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Святки. Народными обычаями, обрядами, приметами, поговорками, колядками. | Праздник- развлечение. Разыгрывание сценок колядования , русских народных игр, обряда гадания. Русская народная игра «Шёл козёл по лесу…», «Бабка Ёжка». |
Февраль | Госпожа честная Масленица | Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Масленица, с народными приметами, обычаями, связанными с ним. Разучить хороводные игры, масленичные песни. Изготовить из соломы и шерстяных ниток солнце – символ Масленицы. | Рассказ о празднике Масленица, о народных приметах, обычаях. Разучивание заклички «Солнышко»,р.н.песни «Блины», русской народной игры «Гори, гори, ясно…».Праздник-развлечение на открытом воздухе с Хозяйкой, Бабой Ягой, скоморохами. Чаепитие с блинами. |
Март | Летит Кулик из-за моря, ведет весну из неволи. | Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Сороки, с народными приметами, обычаями, связанными с этим праздником. | Знакомство с праздником Сороки, новыми закличками: «Жаворонушки», «Весна, весна красная», «Грачи-киричи», «Чувиль». Разучивание русских народных игр «Чиж», «Тетера». Изготовление «птичек» из соломы и цветных нитей. |
Встреча весны | Продолжить знакомить с праздником с праздником Сороки и с весенними закличками. | Праздник- развлечение «Сороки». Чаепитие с домашним печеньем в виде птичек «жаворонки». | |
Апрель | Алексей – кувшин пролей. | Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с народным праздником «Алексей – с гор потоки». Разучить народные игры, песенки, связанные с ним. | Знакомство с народным праздником «Алексей – с гор потоки». Познакомить с русскими народными играми «Кораблики», «Ручеёк»; изготовление корабликов из бумаги в технике оригами. Развлечение «Весенние кораблики». |
Вербное воскресенье | Познакомить детей с праздником Вербное воскресенье. Изготовить веточки вербочки из цветной бумаги. | Знакомство с народным праздником Вербное воскресенье. Хоровод «Верба, вербочка»; русская народная игра «Мосток». Рассматривание репродукции картины Т.В. Глытнеева «Ожидание пасхи». | |
Май | Святая Пасха | Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Познакомить детей с праздником Пасхи, с народными приметами и обычаями, связанными с этим праздником. Разучить весенние хороводы и пасхальные игры. | Рассказ детям о празднике Пасха. Рассматривание репродукции картин Н.Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца». Разучить пасхальные игры «Катание яиц с горки», «Бег наперегонки», «Чьё яйцо дольше крутится». Провести праздник- развлечение с приглашением героев сказки «Колобок». Чаепитие. |
Июнь | Берёза моя, берёзонька… | Приобщить детей к истокам русской народной культуры; развивать эмоциональную отзывчивость; познакомить с праздником Троица, обрядом завивания берёзы на Троицу, с обрядом кумления. Изготовить макеты деревьев, веточки берёзы для праздника. | Познакомить детей праздником Троица, с обрядом завивания берёзы на Троицу. Праздник «Зеленные святки» |
Подарки из сундучка | Обобщить раннее полученные знания детей. Приготовить сундучок с веточкой вербы из цветной бумаги, «жаворонки» из соломки, расписное деревянное яйцо, кораблик подвижный… | Прощание с русской избой. Музыкально-дидактическая игра «Чудесный сундучок». Чай из самовара с баранками; исполнение частушек. |
С целью определения уровня развития у детей представлений о народной культуре используется индивидуальная беседа по вопросам:
1.Какие народные игры ты знаешь? В какие любишь играть?
2.Какие знаешь народные праздники? Какие праздники тебе особенно нравятся? Чем?
3.Любишь ли ты заниматься рукоделием? Чему бы хотел научить своих друзей?
4.Как ты понимаешь пословицу « Труд – кормит, а лень – портит»?
5.Что значит « Много снега – много хлеба»?
6. Какую народную песню ты бы хотел исполнить?
Критерии к диагностической карте:
Высокий уровень.
1.Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
2.Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
3.Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4.Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
5.Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
6. Проявляет интерес к народной культуре.
Средний уровень.
1.Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, использует их в речи.
2.Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
3. Знает былинных и сказочных героев не всегда узнаёт их в произведениях изобразительного искусства.
4.Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
5.Знает русские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них.
6. Проявляет интерес к отдельным элементам народной культуры.
Низкий уровень.
1.Знает фольклор и иногда использует его компоненты в речи.
2.Знает народные приметы.
3.Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.
4.Знает сказочных и былинных героев, не всегда узнает их в произведениях изобразительного искусства.
4.Знает 2-3 народные игры и умеет объяснить правила к ним.
5.Не проявляет интереса к народной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Работа по формированию духовных общечеловеческих ценностей ведётся на протяжении многих лет и реализуется через приобщение детей к истокам русской народной культуры. Народное искусство стимулирует раз...
ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Актуальность: для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художест...
ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности...
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....
Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ
Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)
Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)
Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель, р...