Рабочая программа по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка Детский сад №3 «Светлячок» г. о. Троицк г. Москва
Составила: воспитатель Жукова Т.Н.
Программа
«Приобщение детей к истокам народной культуры»
для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки патриотических чувств.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.
Цель – пробудить интерес и любовь к Отечеству через понимание истории и культуры народа.
Задачи.
Обучающие:
- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
- Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формировать представления о России как о родной стране, о городах России, о Москве как о столице России, о г.о. Троицке, в котором мы живём.
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к русским традициям и промыслам.
- Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), творческие способности и фантазию.
Воспитывающие:
- Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, к культурному прошлому России и его на роду.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства и нравственные нормы поведения.
- Прививать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
Программа рассчитана на два года обучения.
Возраст детей 5-7 лет.
1 год обучения
Темы | Количество НОД |
малые фольклорные формы | 7 |
русские народные сказки | 6 |
Народные промыслы | 3 |
Русская изба | 4 |
Костюм, одежда | 3 |
Земледельческий народный, крестьянский календарь | 13 |
Праздники, народные и христианские | 10 |
Народные игры | 4 |
ВСЕГО | 50 |
2 год обучения
ТЕМЫ | Количество НОД |
Малые фольклорные формы | 6 |
Народные сказки | 4 |
Былины | 2 |
Русская изба | 7 |
Наша Родина Россия, город Москва город Троицк. | 5 |
Костюм, одежда, ее оберег | 2 |
Земледельческий народный календарь | 5 |
Праздники, народные и христианские | 8 |
Русская народная игрушка, игры | 4 |
Всего | 43 |
Методы НОД.
- беседы,
- прослушивание литературно-музыкальных композиций,
- чтение художественной литературы,
- экскурсии,
- рассматривание иллюстраций, картин, репродукций,
- подготовки тематических выставок.
Техническое оснащение:
- дидактические и наглядные пособия;
- DVD проигрыватель, методическая литература;
- Репродукции картин;
- фотоальбомы «Моя семья»; «Мой город»; «Моя страна»;
- художественная литература;
- аудиозаписи русскими народными песнями и с песнями военных лет.
1 год обучения
№ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ |
Октябрь | ||
1 | «Милости просим, гости дорогие» | Встреча с Митрошей. Рассказы детей о лете, отдыхе на море, на даче. |
2 | «Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра «Что растёт в саду и в огороде». Загадывание загадок об овощах и фруктах. Разучивание потешки «Наш Козёл» |
3 | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Продолжать знакомить детей с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. Угостить детей картошкой в мундире из чугунка. |
4 | «Октябрь-листобой» | Знакомство с народными приметами. Семь погод: сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт, и с низу метёт, гнетёт |
5 | «Пословица - всем делам помощница» | Знакомство с пословицами и поговорками. «Сентябрь-лето кончает, осень начинает. |
6 | «Знаменитый Покров» | Знакомство с народными праздниками, приметами. На Покров до обеда осень- после обеда зимушка-зима. Подвижная игра «Гуси и волк». |
7 | «Кукла – Забава» | Знакомства с куклой- забавой, сделанной из ниток. Предложить детям сделать куклу. |
№ | ТЕМА Ноябрь | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «Ноябрь – листогной, ледень, ледовый кузнец, зазимник» | Расширять знания о приметах осени. Народные приметы. «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается» |
2 | «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской одеждой: сарафаном, рубашкой, алой лентой. |
3 | «Забавы вокруг печки» | Продолжать знакомство с главной частью избы – печкой. Игры. Загадки. Чай с сушками. |
4 | « Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметами обихода- скалкой. Рассказывание сказки. |
5 | « Синичкин – праздник. Зинкин день» | 12 ноября. « Не велика птичка синичка, и та свой праздник помнит. Подготовка к холодам- развешивание кормушек. |
6 | « Петушок-золотой гребешок» | Упражнять в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка» Знакомство со сказкой « Петушок и бобово е зернышко». |
7 | « Вечер загадок» | Посиделки у Митроши. |
№ | ТЕМА Декабрь | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «Здравствуй зимушка – зима» | Загадки о зиме. Заучивание русской народной песенки « Как на тоненький ледок» |
2 | «Зимовье Зверей» | Беседа «как звери встретили зиму». Знакомство со сказкой «Зимовье зверей» |
3 | «Декабрь-Студенец» | Зима в народном календаре. «Декабрь и замостит, и загвоздит. И саням ход даст». |
4 | «Едет Ваня в новой шапке да на дымковской лошадке» | Продолжать работать по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек о дымковских игрушках. |
5 | «25 декабря- солнцеворот» | Медведь в берлоге переворачивается. Солнце на лето,зимана мороз. Ровно на куриную ступню прибывает день. |
6 | «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка». |
№ | ТЕМА Январь | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Развивать сообразительность, смекалку при разгадывании загадок. Вызвать интерес к русской народной сказки «Два Мороза». |
2 | «Январь - просинец» | Продолжать знакомить детей с народными приметами. «Новый год – к весне поворот. Крыша Зимы», Дым из печной трубы столбом – крепкий мороз за окном» |
3 | «Зимние Святки. Рождество». | Пение «Коляда пришла». Вызывать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок. Рассказ о традиции русских людей угощать всех гостей и колядовщиков. «Сею-сею, поспеваю, с Новым годом поздравляю!» |
4 | «Уж как я свою коровушку люблю» | Вызвать интерес к русской народной сказке «Хаврошечка». Дать понятие о добре, зле; о том, что зло наказывается, за добро добром платят. Беседа о пользе коровы. |
5 | «Из-за леса, из-за гор…» | Обыгрывание потешки. Рассказ о художнике Ю. Васнецове. Рассматривание иллюстраций. |
№ | ТЕМА Февраль | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «Февраль –бокогрей» | Народные приметы. Февраль – месяц лютый. Крутит зима в феврале. «Вьюги и метели под февраль полетели». |
2 | «В гости к нам пришли матрёшки» | Хозяйка в русском народном костюме встречает детей в горнице. Рассказ об истории возникновения русской матрёшки. Игра с матрёшкой (сочинение ей «стихотворения»). |
3 | «Именины Домового» | 10 февраля. Рассказ о Домовом. Поздравления с именинами. Хоровод «Каравай», игры. |
4 | «Солдатушки, бравы ребятушки!» | Дать понятие детям о традиции охраны русской земли. Беседа о Родине. Чтение стихотворения В. Орлова «Родное». Рассматривание иллюстраций с изображением древнего снаряжения воина Руси. |
5 | «Едет Масленица дорогая» | Рассматривание чучела Масленицы. Рассказ воспитателя о народном празднике, о том, как устраивали игры, катание с гор и потехи. Чаепитие с блинами в горнице. |
№ | ТЕМА Март | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «март – протальник» | Март не весна, а предвесенье. Протальник ломает зиму. Знакомство с народными приметами. Заучивание заклички о весне. |
2 | «Сердце матери лучше солнца греет» | Развивать у детей, чуткость души, действенную любовь к маме. Объяснение пословиц «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка». Рассказы детей « Какая моя мама». Игра «Назови ласково (мама- мамуля, мамочка, матушка, маменька). Слушание песни Ю.Чичкова « Наши мамы самые красивые». |
3 | «Водичка –водичка» | Познакомить с предметами обихода (корыто, стиральная доска, рукомойник). Сказка « У страха глаза велики*. |
4 | «По щучьему велению». | Познакомить детей с небылицами, с русской народной сказкой «По щучьему велению» |
5 | « Сказки русского народа» | Мини-викторина. Отгадывание названия сказки по иллюстрациям, беседа по краткому содержанию ( «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Заяц-хваста»). Рисование: «Мой любимый сказочный герой. |
6 | «Сороки» | Познакомить детей с праздником прилёта птиц Сороки, картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Слушание произведение П. Чайковского «Март. Песня жаворонка» |
7 | «Ох, лапти, да лапти, да лапти мои». | Расширять представления детей о жизни русского народа в старину. Рассказ о лаптях. Чтение русской народной сказки « Пузырь, соломинка и лапоть». |
№ | ТЕМА Апрель | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «Шутки шутить – людей смешить» 1 апреля – никому не верим. | Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками. Дать детям понятие о дне шуток и розыгрышей. |
2 | «Апрель – снегогон» | Познакомить детей названием нового месяца. Вспомнить приметы весны, подмеченные в марте. «Снегогон отмыкает ключи и воды». |
3 | Земля поспела. «Хлеб – всему голова» | Беседа о том, как хлеб пришел к нам на стол. Пословицы и поговорки о хлебе. |
4 | «Козонька рогатая, козонька бодатая» | Развивать интерес к устному народному творчеству. Чтение сказки «Два козлика», Обыгрывание стихотворения «Козлик», сказки « Две козочки», беседа по содержанию. |
5 | «Светлая Пасха» | Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Игра «Чьё яйцо дольше прокрутится» . Игра «Карусель». |
6 | «Яйцо, символ жизни, плодородия, святого воскрешения» | Расписывание яиц (Бумага-трафарет) |
7 | «День Победы» | Познакомить детей с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, частушками. Песнями «Катюша», «День Победы». Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества. |
№ | ТЕМА Май | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «Май - травень» | Расширять знания о приметах весны. Народные приметы. «Май холодный да мокрый делает год добрым». |
2 | Русские народные игры | Продолжать знакомить с русскими народными играми. |
3 | «Раскудрявая берёза» | Познакомить с праздником Троицы, обычаем украшать жилища веточками берёзы. Рассматривание иллюстрации с изображением березы. Хоровод. |
4 | «Прощание с Митрошей» | Игры. Загадки. Чай с сушками. |
2 год обучения
№ | ТЕМА Октябрь | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «Митроша в гостях у детей» | Беседа о лете. Обмен впечатлениями. |
2 | Осенины. Рождество Пресвятой Богородицы | Рассказ о празднике урожая. Загадки об овощах. |
3 | «Древняя Русь. Откуда пошло название. Знакомство с древнерусской архитектурой. | Рассказ о древней Руси, рассматривание иллюстраций. |
4 | Русские богатыри. | Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри». Чтение былин. Показать красоту, мудрость русского народа, народных героев. |
5 | «Русский народный календарь. Октябрь-грязник ». | Приметы осени, октября. Пословицы, поговорки. «Орина - журавлиный отлет» |
6 | «Русская изба. В гости к Митроше» | Познакомить с оберегами дома. Конек на крыше – оберег. |
7 | «Нянюшка – оберег» | Работа с тканью без иголки |
№ | ТЕМА НОЯБРЬ | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | « В деревенской избе, светлой горенке» | Закрепить название предметов старинного быта. Пение колыбельных песен. |
2 | «Печь и «красный угол» | Догадлив крестьянин на печи избу поставил. Беседа о русской деревне. |
3 | «Без чего крестьянин не мог обойтись?» | Беседа об орудиях труда. Продолжать знакомство с крестьянским трудом. |
4 | «Россия – наша Родина. Столица России – Москва» | Познакомить с флагом, гербом. Беседа о Родине. |
5 | « Город Москва город Троицк» | Знакомство с достопримечательностями города Троицка. |
6 | «Русские народные потешки и небывальщины. Именины». | Определение понятия Именины. Рассказывание потешек. |
7 | «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» | Знакомство с прялкой. |
№ | ТЕМА Декабрь | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «Здравствуй, зимушка зима!» | Народные приметы, пословицы, поговорки и загадки о зиме. Народная игра «Два Мороза» |
2 | Русская народная сказка «Каша из топора» | Обратить внимание на характерные особенности зачина и концовки. Показать мудрость русского народа, его остроумие, красоту слова. Подвижная игра «Огородник». |
3 | Русские народные пословицы и поговорки о труде. | Пословицы и поговорки о труде. Народная игра «У Дядюшки Трифона», «Золотые ворота» |
4 | «Новый год на Руси. Русский Никола и Санта-Клаус. | Познакомить с празднованием Нового года на Руси. Сказка «Ермилка и лесной боров» |
5 | Традиции рождественских праздников. | Разучивание колядок, игр к празднику. |
6 | «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. |
№ | ТЕМА ЯНВАРЬ | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «Зимние «Святки» | Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок. |
2 | «Ряженные и колядовщики» | Рассказ об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Народные игры: «Прялица», «Скакалка» |
3 | «Новый год по-старому календарю» | Посиделки. Стихи, поговорки, приметы, загадки. |
4 | Крещенский праздник. | Знакомим детей с народным праздником, с традициями и народными приметами. Рассказ о главном обычае т- освещение воды. |
№ | ТЕМА Февраль | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «О нашем городе мы свой ведём рассказ. Город Москва» | Знакомство с памятными местами столицы нашей Родины. |
2 | «Русские народные частушки» | Знакомим детей с русскими народными частушками. Вызвать желание самим исполнить их. |
3 | «День Защитников Отечества». | Формировать у детей представление об армии, о родах войск; воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. |
4 | «Масленица Блиноеда». | Рассказ о масленице. Подвижные игры – Горелки» и «Гори-гори ясно» |
5 | «Русские народные былины и сказы. «Вольга и Микула Селянович». | Продолжаем знакомить детей с героями, подвиги которых сохранились в памяти народа. |
№ | ТЕМА Март | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «Март – протальник» | Народный календарь. Приметы, пословицы. Чтение сказки «Как весна зиму поборола» |
2 | «Онисим – Овчарник» | Беседа об овцах, о том, какую пользу они приносят человеку. Рассматривание шерсти и пряжи. Загадки. Вязание на спицах. |
3 | По страницам русских народных сказок (в которых упоминается печь). | Загадки о печи. Чтение небольших отрывков из сказок, где речь идет о печке. Пословицы и поговорки о печи. |
4 | «Моя мама - лучше всех». | Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. Рассказы о своей маме.
|
5 | «Наша Родина – Россия». | Формировать у детей представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей родной стране.
|
№ | ТЕМА АПРЕЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | «Где живет перо Жар – птицы» | Продолжаем знакомить детей с хохломской росписью. Рассказ о традициях хохломской росписи. |
2 | «Апрель – берёзодол. Апрель - снегогон. Благовещенье – птиц на волю. | Народный календарь. Приметы, пословицы, поговорки и загадки. Изготовление птиц из бумаги (оригами). |
3 | «Великая Пасха». | Расширять представления о русских христианских праздниках, закреплять знания о народных традициях, воспитывать духовно-нравственные качества у детей. |
4 | «Русская матрёшка». | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрёшкой. |
5 | «Этих дней не смолкнет слава!» | Расширять представления детей об армии; формировать у детей представление о Защитниках ВОВ; воспитывать чувство гордости за наших воинов, уважения к ветеранам фронта. Рассматривание фотографий из семейных альбомов.
|
№ | ТЕМА МАЙ | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | Май - травень. Не бывать на Руси весны без Егория» | Знакомим с днем Егория. |
2 | Завивание берёзки. | Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах завивания березки. Народная игра – «Венок» , хоровод – «Во поле берёзка стояла». |
3 | «Дымковские игрушки». | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковскими игрушками.
|
4 | «Пришёл Федот. Прощай Весна! Здравствуй, лето красное! Летние забавы. | Загадывание загадок о лете, березе. Подвижные игры, хороводы. |
Предполагаемые результаты.
К концу обучения дети должны:
- владеть знаниями о семейном быте, традициях, с удовольствием рассказывать о семье.
- Иметь четкое представление о нашем городе Троицке, рассказывать о некоторых достопримечательностях города.
- Иметь зачатки гражданско-патриотических чувств и нравственных норм поведения.
- Иметь представление о народных праздниках и их значении,
- Называть предметы декоративно-прикладного искусства, русские сказки, былины, пословицы и поговорки, народные игры и игрушки.
- Иметь представление о земледельческом народном календаре и народном костюме, одежде и её обереге.
Литература.
1.Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуы.- СПб.: Акцидент, 1997.
2.Будартина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна А.С., Маркеева О.А.. «Знакомство детей с русским народным творчеством».- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.
3.Гаврилова И.Г.. «Истоки русской нордной культуры в детском саду»-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008.
4.Николаева С.Р., Катышева И.Б., Хомченко В.А., Комбарова Г.Н. и др. «Народный календарь».–СПб.«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.
5.Рожнова П.К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Травы; Обережные слова; Древо жизни – М.; «Дружба народов»,1997.
6. « История России». Серия выпускается с 1998г. Издательства «Белый город».
7. Семенова М. «Мы - славяне! Популярная энциклопедия. Издательство «Азбука-классика!».
8. Панкеев И.А. Русские праздники и игры.- М.; ООО издательства «Яуза», ЗАО Издательство «ЭКСМО - ПРЕСС», 1999.
9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» \ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Конспект открытого занятия по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры
Заключительное занятие с детьми, по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры...
Рабочая программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Родничок"
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края является одной из важных в современном обществе проблемой.Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать ...
Программа "Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard"
Программа разработана для детей старшего возраста....
ПРОГРАММА по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством ознакомления с традициями крестьянского быта и труда»
Распространение передового педагогического опыта в формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста в практику работ...
Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русская изба» (3 – 7 лет)
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в с...
Проект "Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры"
Проект разработан в рамках регионального компонента "Наш дом - Южный Урал"...