Рабочая программа по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры
рабочая программа на тему

Патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx53.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение Центр развития ребёнка Детский сад №3 «Светлячок» г. о. Троицк г. Москва

Составила: воспитатель Жукова Т.Н.

Программа

«Приобщение детей к истокам народной культуры»

для детей  старшего дошкольного возраста

 

        

Актуальность. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

        Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.  

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки патриотических чувств.

        Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.                        

         Цель –  пробудить интерес и любовь к Отечеству через понимание истории и культуры народа.

Задачи.

Обучающие:

  • Формировать чувства        привязанности        к        своему дому, детскому саду, своим близким.
  • Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  • Формировать представления о России как о родной стране, о городах России, о Москве как о столице России, о г.о. Троицке,  в котором мы живём.

Развивающие:

  • Развивать  у детей интерес к русским традициям и промыслам.
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), творческие способности и фантазию.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, к культурному прошлому России и его на роду.
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства и нравственные нормы поведения.
  • Прививать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

Программа рассчитана на два года обучения.  

Возраст  детей 5-7 лет.

1 год обучения

Темы

Количество НОД

малые фольклорные формы

7

русские народные сказки

6

Народные промыслы

3

Русская изба

4

Костюм, одежда

3

Земледельческий народный, крестьянский календарь

13

Праздники, народные и христианские

10

Народные игры

4

ВСЕГО

50

2 год обучения

ТЕМЫ

Количество НОД

Малые фольклорные формы

6

Народные сказки

4

Былины

2

Русская изба

7

Наша Родина Россия, город Москва город Троицк.

5

Костюм, одежда, ее оберег

2

Земледельческий народный календарь

5

Праздники, народные и христианские

8

Русская народная игрушка, игры

4

Всего

43

 

 Методы НОД.

  • беседы,
  • прослушивание литературно-музыкальных композиций,
  • чтение художественной литературы,
  • экскурсии,
  • рассматривание  иллюстраций, картин, репродукций,
  • подготовки тематических выставок.

 

Техническое оснащение:

  • дидактические и  наглядные пособия;
  • DVD проигрыватель,  методическая  литература;
  • Репродукции картин;
  • фотоальбомы «Моя семья»; «Мой город»; «Моя страна»;
  • художественная литература;
  • аудиозаписи русскими народными песнями и с песнями военных лет.

                                                         1 год обучения

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

Октябрь

1

«Милости просим, гости дорогие»

Встреча с Митрошей. Рассказы детей о лете, отдыхе на море, на даче.

2

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растёт в саду и в огороде». Загадывание загадок об овощах и фруктах. Разучивание потешки «Наш Козёл»

3

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Продолжать знакомить детей с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. Угостить детей картошкой  в мундире из чугунка.

4

«Октябрь-листобой»

Знакомство с народными приметами. Семь погод: сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт,  и с низу метёт, гнетёт

5

«Пословица -  всем делам помощница»

Знакомство с пословицами и поговорками. «Сентябрь-лето кончает, осень начинает.

6

«Знаменитый Покров»

Знакомство с народными праздниками,  приметами. На Покров до обеда осень- после обеда зимушка-зима. Подвижная игра «Гуси и волк».

7

«Кукла – Забава»

Знакомства с куклой- забавой, сделанной из ниток. Предложить детям сделать куклу.

ТЕМА

Ноябрь

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Ноябрь – листогной, ледень, ледовый кузнец, зазимник»

Расширять знания о приметах осени. Народные приметы. «В ноябре рассвет с сумерками  среди дня встречается»

2

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской одеждой: сарафаном, рубашкой, алой лентой.

3

«Забавы вокруг печки»

Продолжать знакомство с главной частью избы – печкой. Игры. Загадки. Чай с сушками.

4

« Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметами обихода- скалкой. Рассказывание сказки.

5

« Синичкин – праздник. Зинкин день»

12 ноября.  « Не велика птичка синичка, и та свой праздник помнит. Подготовка к холодам- развешивание кормушек.

6

« Петушок-золотой гребешок»

Упражнять в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка» Знакомство со сказкой « Петушок и бобово

е зернышко».

7

« Вечер загадок»

Посиделки у Митроши.

ТЕМА

Декабрь

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Здравствуй зимушка – зима»

Загадки о зиме. Заучивание русской народной песенки « Как на тоненький ледок»

2

«Зимовье Зверей»

Беседа  «как звери встретили зиму». Знакомство со сказкой «Зимовье зверей»

3

«Декабрь-Студенец»

Зима в народном календаре. «Декабрь и замостит, и загвоздит. И саням ход  даст».

4

«Едет Ваня в новой шапке да на дымковской лошадке»

Продолжать работать по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек о дымковских игрушках.

5

«25 декабря- солнцеворот»

Медведь в берлоге переворачивается. Солнце на лето,зимана мороз. Ровно на куриную ступню прибывает день.

6

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом  поздравляю»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка».

ТЕМА

Январь

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза». Развивать сообразительность, смекалку при разгадывании  загадок. Вызвать интерес к русской народной сказки «Два Мороза».

2

«Январь - просинец»

Продолжать знакомить детей с народными приметами. «Новый год – к весне поворот. Крыша  Зимы», Дым из печной трубы столбом – крепкий мороз за окном»

3

«Зимние Святки. Рождество».

Пение «Коляда пришла». Вызывать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок. Рассказ о традиции русских людей угощать всех гостей и колядовщиков. «Сею-сею, поспеваю, с  Новым годом поздравляю!»

4

«Уж как я свою коровушку люблю»

Вызвать интерес к русской народной сказке «Хаврошечка». Дать понятие о добре, зле; о том, что зло наказывается, за добро добром платят. Беседа о пользе коровы.

5

«Из-за леса, из-за гор…»

Обыгрывание потешки. Рассказ о художнике Ю. Васнецове. Рассматривание иллюстраций.

ТЕМА

Февраль

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Февраль –бокогрей»

Народные приметы. Февраль – месяц лютый. Крутит зима в  феврале. «Вьюги и метели под февраль полетели».

2

«В гости к нам пришли матрёшки»

Хозяйка в русском народном костюме встречает детей в горнице. Рассказ об истории возникновения русской матрёшки.  Игра с матрёшкой (сочинение  ей  «стихотворения»).

3

«Именины Домового»

10 февраля. Рассказ о Домовом. Поздравления с именинами. Хоровод «Каравай», игры.

4

«Солдатушки, бравы ребятушки!»

Дать понятие  детям о традиции охраны русской земли. Беседа о Родине. Чтение стихотворения В. Орлова «Родное». Рассматривание иллюстраций с изображением древнего снаряжения воина Руси.

5

«Едет Масленица дорогая»

Рассматривание чучела Масленицы. Рассказ воспитателя о народном празднике, о том, как устраивали игры, катание с гор и потехи. Чаепитие с блинами в горнице.

ТЕМА

Март

СОДЕРЖАНИЕ

1

«март – протальник»

Март не весна, а предвесенье. Протальник ломает зиму. Знакомство с народными приметами. Заучивание заклички о весне.

2

«Сердце матери лучше солнца греет»

Развивать у детей, чуткость души, действенную любовь к маме. Объяснение пословиц «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка». Рассказы детей « Какая моя мама». Игра «Назови ласково (мама- мамуля, мамочка, матушка, маменька). Слушание песни Ю.Чичкова « Наши мамы самые красивые».

3

«Водичка –водичка»

Познакомить с предметами обихода (корыто, стиральная доска, рукомойник). Сказка « У страха глаза велики*.

4

«По щучьему велению».

Познакомить детей с небылицами, с русской народной сказкой «По щучьему велению»

5

« Сказки русского народа»

Мини-викторина. Отгадывание названия сказки по иллюстрациям, беседа по краткому содержанию ( «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Заяц-хваста»). Рисование:  «Мой любимый сказочный герой.

6

«Сороки»

Познакомить детей с праздником прилёта птиц Сороки, картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Слушание произведение П. Чайковского «Март.  Песня  жаворонка»

7

«Ох, лапти, да лапти, да лапти мои».

Расширять представления детей о жизни русского народа в старину. Рассказ о лаптях. Чтение русской народной сказки « Пузырь, соломинка и лапоть».

ТЕМА

Апрель

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Шутки шутить – людей смешить» 1 апреля – никому не верим.

Знакомство с потешным  фольклором – дразнилками, скороговорками. Дать детям понятие о дне шуток и розыгрышей.

2

«Апрель – снегогон»

Познакомить детей названием нового месяца. Вспомнить приметы весны, подмеченные в марте. «Снегогон отмыкает ключи и воды».

3

Земля поспела.

«Хлеб – всему голова»

Беседа о том,  как хлеб пришел к нам на стол. Пословицы и поговорки о хлебе.

4

«Козонька рогатая, козонька бодатая»

Развивать интерес к устному народному творчеству. Чтение сказки «Два козлика», Обыгрывание стихотворения «Козлик», сказки « Две козочки», беседа по содержанию.

5

«Светлая Пасха»

Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Игра  «Чьё яйцо дольше прокрутится» . Игра «Карусель».

6

«Яйцо, символ жизни, плодородия, святого воскрешения»

Расписывание яиц (Бумага-трафарет)

7

«День Победы»

Познакомить детей с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, частушками. Песнями «Катюша», «День Победы». Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества.

ТЕМА

Май

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Май  - травень»

Расширять знания о приметах весны. Народные приметы. «Май холодный да мокрый делает год добрым».

2

Русские народные игры

Продолжать знакомить с русскими народными играми.

3

«Раскудрявая берёза»

Познакомить с праздником Троицы, обычаем украшать жилища веточками берёзы. Рассматривание иллюстрации с изображением березы. Хоровод.

4

«Прощание с Митрошей»

Игры. Загадки. Чай с сушками.

2 год обучения

ТЕМА

Октябрь

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Митроша  в гостях у детей»

Беседа о лете. Обмен впечатлениями.

2

Осенины. Рождество Пресвятой Богородицы

Рассказ о празднике урожая. Загадки об овощах.

3

«Древняя  Русь. Откуда пошло название. Знакомство с древнерусской архитектурой.

Рассказ о древней Руси, рассматривание иллюстраций.

4

Русские богатыри.

Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри». Чтение былин. Показать красоту, мудрость русского народа, народных героев.

5

«Русский народный календарь. Октябрь-грязник ».

Приметы осени, октября. Пословицы, поговорки. «Орина - журавлиный отлет»

6

«Русская изба. В гости к Митроше»

Познакомить с оберегами дома. Конек на крыше – оберег.

7

«Нянюшка – оберег»

Работа с  тканью без иголки

ТЕМА

НОЯБРЬ

СОДЕРЖАНИЕ

1

« В деревенской избе, светлой горенке»

Закрепить название предметов старинного быта. Пение колыбельных песен.

2

«Печь и  «красный угол»

Догадлив крестьянин на печи избу поставил.  Беседа о русской деревне.

3

«Без чего крестьянин не мог обойтись?»

Беседа об орудиях труда. Продолжать знакомство с крестьянским трудом.  

4

«Россия – наша Родина. Столица России – Москва»

Познакомить с флагом, гербом. Беседа о Родине.

5

« Город Москва город Троицк»

Знакомство с достопримечательностями города Троицка.

6

«Русские народные потешки и небывальщины.  Именины».

Определение понятия Именины. Рассказывание  потешек.

7

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком»

Знакомство с прялкой.

ТЕМА

Декабрь

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Здравствуй, зимушка зима!»

Народные приметы, пословицы, поговорки  и загадки о зиме. Народная игра  «Два Мороза»

2

Русская народная сказка «Каша из топора»

Обратить внимание на характерные особенности зачина и концовки. Показать мудрость русского народа, его остроумие, красоту слова. Подвижная игра «Огородник».

3

Русские народные пословицы и поговорки о труде.

Пословицы и поговорки о труде. Народная игра «У Дядюшки Трифона», «Золотые ворота»

4

«Новый год на Руси. Русский Никола и Санта-Клаус.

Познакомить с празднованием Нового года на Руси. Сказка «Ермилка и лесной боров»

5

Традиции рождественских праздников.

Разучивание колядок, игр к празднику.

6

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения.

ТЕМА

ЯНВАРЬ

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Зимние «Святки»

Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок.

2

«Ряженные и колядовщики»

Рассказ об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Народные игры: «Прялица», «Скакалка»

3

«Новый год по-старому календарю»

Посиделки. Стихи, поговорки, приметы, загадки.

4

Крещенский праздник.

Знакомим детей с народным праздником, с традициями и народными приметами. Рассказ о главном обычае т- освещение воды.

ТЕМА

Февраль

СОДЕРЖАНИЕ

1

«О нашем городе мы свой ведём рассказ. Город Москва»

Знакомство с памятными местами столицы нашей Родины.

2

«Русские народные частушки»

Знакомим детей с русскими народными частушками. Вызвать желание самим исполнить их.

3

«День Защитников Отечества».

Формировать у детей представление об армии, о родах войск; воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. 

4

«Масленица Блиноеда».

Рассказ о масленице. Подвижные игры – Горелки» и «Гори-гори ясно»

5

«Русские народные былины и сказы. «Вольга и Микула Селянович».

Продолжаем знакомить детей с героями, подвиги которых сохранились в памяти народа.

ТЕМА

Март

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Март – протальник»

Народный календарь. Приметы, пословицы. Чтение сказки «Как весна зиму поборола»

2

«Онисим – Овчарник»

Беседа об овцах, о том, какую пользу они приносят человеку. Рассматривание шерсти и пряжи. Загадки. Вязание на спицах.

3

По  страницам русских народных сказок (в которых упоминается печь).

Загадки о печи. Чтение небольших отрывков из сказок, где речь идет о печке. Пословицы и поговорки о печи.

4

 «Моя мама - лучше всех».

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. Рассказы о своей маме. 

 

5

«Наша Родина – Россия».

Формировать у детей представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей родной стране.

 

ТЕМА

АПРЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ

1

«Где живет перо Жар – птицы»

Продолжаем знакомить детей с хохломской росписью. Рассказ о традициях хохломской росписи.

2

«Апрель – берёзодол.  Апрель - снегогон. Благовещенье – птиц на волю.

Народный календарь. Приметы, пословицы, поговорки и загадки. Изготовление птиц из бумаги (оригами).

3

«Великая Пасха».

Расширять представления о русских христианских праздниках, закреплять знания о народных традициях, воспитывать духовно-нравственные качества у детей.

4

«Русская матрёшка».

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрёшкой.

5

 «Этих дней не смолкнет слава!»

Расширять представления детей об армии; формировать у детей представление о Защитниках ВОВ; воспитывать чувство гордости за наших воинов, уважения к ветеранам фронта. Рассматривание фотографий из семейных альбомов.

 

ТЕМА

МАЙ

СОДЕРЖАНИЕ

1

Май - травень. Не бывать на Руси весны без Егория»

Знакомим с днем Егория.

2

Завивание берёзки.

Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах завивания березки. Народная игра – «Венок» , хоровод – «Во поле берёзка стояла».

3

«Дымковские игрушки».

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковскими игрушками.

 

4

«Пришёл Федот. Прощай Весна! Здравствуй, лето красное! Летние забавы.

Загадывание загадок о лете, березе. Подвижные игры, хороводы.

 

Предполагаемые результаты.

 

К концу  обучения дети должны:

  • владеть знаниями о семейном быте, традициях, с удовольствием рассказывать о семье.

  • Иметь четкое представление о нашем городе Троицке, рассказывать о некоторых достопримечательностях города.

  • Иметь зачатки гражданско-патриотических чувств и нравственных норм поведения.

  • Иметь представление о народных праздниках и их значении,

  • Называть предметы декоративно-прикладного искусства, русские сказки, былины,  пословицы и поговорки, народные игры и игрушки.

  • Иметь представление  о земледельческом народном календаре и народном костюме, одежде и её обереге.

Литература.

1.Князева О.Л., Маханеева М.Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуы.- СПб.: Акцидент, 1997.

2.Будартина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна А.С., Маркеева О.А.. «Знакомство детей с русским народным творчеством».- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.

3.Гаврилова И.Г.. «Истоки русской нордной культуры в детском саду»-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008.

4.Николаева С.Р., Катышева И.Б., Хомченко В.А., Комбарова Г.Н. и др. «Народный календарь».–СПб.«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.

5.Рожнова П.К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Травы; Обережные слова; Древо жизни – М.; «Дружба народов»,1997.

6. « История России». Серия выпускается с 1998г. Издательства «Белый город».

7. Семенова М. «Мы - славяне! Популярная энциклопедия. Издательство «Азбука-классика!».

8. Панкеев И.А. Русские праздники и игры.- М.; ООО издательства «Яуза», ЗАО Издательство «ЭКСМО - ПРЕСС», 1999.

9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» \ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.- 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры

Заключительное занятие с детьми,  по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры...

Рабочая программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Родничок"

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края является одной из важных в современном обществе проблемой.Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать ...

ПРОГРАММА по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством ознакомления с традициями крестьянского быта и труда»

Распространение передового педагогического опыта в формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества, как условие успешной социализации детей дошкольного возраста в практику работ...

Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русская изба» (3 – 7 лет)

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в с...

Проект "Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры"

Проект разработан в рамках регионального компонента "Наш дом - Южный Урал"...