Организация познавательно – исследовательской деятельности детей – современный подход в образовании .
учебно-методический материал

Егорова Надежда Геннадьевна

Организация условий для познавательно - исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksp.issled._deyatelnost.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

  Организация познавательно – исследовательской деятельности детей – современный подход в образовании .

Выполнила : Егорова Н.Г.,

старший воспитатель МБДОУ БГО

Детского сада №16

  комбинированного вида.

Познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере, должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из дошкольного образовательного учреждения, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.

Организация познавательно-исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи:

- Расширять кругозор детей через поисково – исследовательскую деятельность.

- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные  связи.

- Формировать способность анализировать результаты экспериментов и наблюдений.

- Воспитывать стремление и желание – самостоятельно приобретать знания; эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Рассмотрим это на примере организации познавательно-исследовательская деятельность по изучению свойства чернил.

Материалы и оборудование:

Мультимедийная  система,  минилаборатория, бумага, банки для жидкости, молоко, вода лимонный сок, палочки, утюг, разрезные картинки, видеозапись.

Ход занятия.

В.: Ребята, я предлагаю превратить группу в лабораторию юных исследователей .Скажите, кто такие исследователи? (ответы детей)

- Я согласна,  исследователи – это люди, которые занимаются научными исследованиями. Они с помощью наблюдений и экспериментов узнают что – то новое и интересное. Один исследователь прислал вам видеописьмо. Давайте посмотрим.

( Дети смотрят видео, где « исследователь» демонстрирует работу симпатических (невидимых) чернил и задаёт детям задание – узнать: из чего сделаны эти чернила? Работу предлагает провести в мини – лаборатории.)

В.: Про какие чернила говорил исследователь? Как они называются? (  симпатические, т.е. невидимые).

- Какое задание мы получили? ( ответы детей).

- Мы должны найти ответы на все вопросы в мини – лаборатории. А как же она выглядит? Может быть она упакована в ящик? ( ищут). Нажодят « загадочный ящик).

- Давайте посмотрим _ что это.( рассматривают содержимое ящика, где содержится всё необходимое для экспериментов).

В.: Как вы думаете, зачем исследователь прислал нам это прислал? Зачем нам нужна бумага? А  чем мы будем на ней писать? ( подводит летей к тому, что писать надо палочками). А для чего мы будем писать и чем? ( Ответы детей).

При помощи разрезных картинок, играя в игру « Найди себе пару», дети разбиваются на пары для дальнейшей работы.

В.: А теперь каждая пара берёт по  одной баночке. Занимайте места за рабочим столом.(дети садятся за столы). У вас есть баночки с жидкостью. Как узнать, что там за жидкость? ( Дети предлагают варианты).

В.: Я хочу вас предупредить – жидкость вам незнакома, это значит, что её нельзя пробовать на язык, трогать руками. Можно только внимательно посмотреть и осторожно, на расстоянии , понюхать. Давайте попробуем определить, какая жидкость кому досталась. ( Дети определяют содержимое банок: молоко, вода, лимонный сок).

В.: Начнём наше исследование!( Дети, используя палочки и имеющуюся жидкость в баночках, пишут свои имена).

- Что сделал исследователь после того, как нанёс рисунок?( Ответы детей.)

( Пока бумага сохнет, проводится музыкальная пауза , затем дети рассматривают слайды, которые содержат информацию о том, чем писали люди в разные времена :1 – рисунки первобытных людей на листьях, дереве, камнях.2- рисунки древних людей мягкой глине, 3- История возникновения папируса, 4- использование пергамента, 5- Использование предками бересты,6- рассказ о палочках из бронзы-писало, 7- рассказ об изобретении первой бумаге и пере, 8- изобретение металлического пера, 9 – появление шариковой ручки.

- Скажите, а чем ещё можно писать? ( ответы детей.)

- А теперь проверим, подсохли ли ваши листочки. Вы видите свою надпись? Что делал исследователь, чтобы проявился рисунок? Давайте прогладим наши листочки утюгом.( Воспитатель, по очереди гладит листочки утюгом, последним- тот . на котором написано водой. На всех, кроме последнего, проявляется надпись. Вместе выясняют, чем там писали.

- Вот наш эксперимент закончился, и мы теперь знаем, из чего можно сделать симпатические ( невидимые) чернила? ( Ответы детей.)

- А из какой жидкости не получится сделать невидимые чернила?( из воды)

- Вам понравилось быть исследователями? Что нового вы узнали? Мне тоже сегодня было очень интересно ! Но, ребята, запомните: проводить такие опыты можно только в присутствии взрослых, потому, что мы использовали нагревательные приборы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...

Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ

повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавател...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»

Повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавател...