Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ
учебно-методический материал
повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tabashnikova_n.a._master_klass.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
ФИО: Табашникова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Заринск 2024
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи мастер-класса:
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
- Продемонстрировать опыты с бумагой, водой, которые можно использовать в экспериментальной деятельности детей.
- Заинтересовать педагогов в применении данной методики. Оборудование: Катя (кукла, емкости для воды, пресная вода, минеральная вода, подносы, 2 мандарина, цветная бумага, сахар, гуашь.
Ход МАСТЕР-КЛАССА
Свое выступление я хочу начать с пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. Дидактический смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. Опыт работы показывает: элементарная экспериментально – исследовательская деятельность доступна детям уже с раннего дошкольного возраста. Дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; растения на участке, птиц, насекомых; ловят ветерок, запускают самолетики; превращают снег в воду, а прозрачную воду – в разноцветную. Тематика и содержание экспериментов могут быть очень разнообразными. В младших группах эксперименты короткие, простые. Их рассказывает и показывает воспитатель. Например, «Автобус». В течение дня мы с малышами в игре обследовали части автобуса, назначение этого вида транспорта, назначение колес. Проводили опыт: поедет ли автобус без одного колеса? и т. д.
В средней и старшей группе воспитатель уже может привлекать к опытам детей. В старших группах эксперименты сложнее. В подготовительной – уже дети сами могут экспериментировать. Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Сказка называется «Путешествие Кати в мир чудес». Жила была девочка, Катя. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Катя услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Катя
отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже всходило, и Катя увидела, как распускаются эти прекрасные цветы. Давайте вернёмся к китайской пословице, о которой я говорила в начале: Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Сейчас я рассказала, как провести с детьми опыт №1. Было ли вам интересно? Захотелось ли Вам, чтобы я его показала? Или, может быть, Вы сами захотели поэкспериментировать? Так вот, здесь было задействовано только образное мышление. И это ошибка многих, когда мы рассказываем детям, а не показываем и не даём самим попробовать.
Опыт № 1 «Цветы лотоса». Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт №2 Дерево- металл. Катя захотела поближе рассмотреть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как она не умела плавать, ей надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, она увидела кусок коры дерева, камень. С трудом опустив камень в воду, она с ужасом заметила, что она утонула. Следующую попытку она проделала с корой дерева и с удовлетворением отметила, что она плавает. Плывя на коре дерева, она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Вывод: камень тяжелее дерева.
Опыт № 3 «Танцующий виноград». Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее виноград. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки воздуха, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноград всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и отяжелевший виноград вновь опустится на дно. Здесь он снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноград.
Но тут подул ветер, появились тучи и пошел дождь. Катя от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Катя решила идти дальше. Тут она увидела радугу.
Опыт № 4 «Радуга в стакане». 1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л. 2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет. 3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей. 4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без
иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана. 5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Вывод: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу. Катеньке так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Вывод: Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае не устраивать фронтальный опрос, а предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия. Экспериментирование подталкивает детей выдвигать гипотезы, задавать проблемные вопросы, учит увидеть проблему.
Это только малая часть всех форм, которые можно применять в своей работе по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.
Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...
Текст доклада "Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО...
Презентация мастер - класса "Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников "
Распространение опыта по проблеме организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с учётом принципов ФГОС...
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...
Мастер-класс для педагогов "Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности в доу"
Повышение профессиональногомастерства участников мастер-класса в процессе педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интер...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
Повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавател...
Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
laquo;Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»...