Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
План работы по позновательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_kanafeevoy_z.s.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Самарской области
«Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации ИОЧ
«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей
в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
на тему:
«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности
с детьми дошкольного возраста»
время обучения: 24-28 октября 2016 года
Выполнила:
Канафеева Зейтуна Сайфуловна,
музыкальный руководитель
СП ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка детский сад «Звёздочка»
м.р. Кинель-Черкасский
Самара, 2017
Возрастная группа: старшая
Тема недели | НОД тема, задачи, материалы и оборудование | Место в режимных моментах | Средства для самостоятельной деятельности | Ожидаемый результат | Вовлечение родителей в образовательную деятельность | |
1 неделя | Воздуш-ная неделя | «Этот удивительный воздух» (экспериментирова-ние) Задачи: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; подвести к пониманию, что воздух является основной составляющей частью условий для жизни живых организмов. Оборудование и материалы: ИКТ, слайдовая презентация, стакан с водой, трубочки для коктейля, воздушные шарики, насос для воздушных шаров. | Утро Беседа «Как я дышу» (органы дыхания человека, принцип дыхания). Экспериментирование: «Мы дышим воздухом», «Вдох и выдох». Индивидуальная работа: дид. игра "Куда дует ветер?"- закреплять у Маши К., Оли Л., Миши К. умение ориентироваться в пространстве. I прогулка - Наблюдение за птицами. Цель: определить, с помощь чего птицы передвигаются по воздуху. - Установка флюгера. Цель: учить определять наличие и направление ветра. Вечер «Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним свойством воздуха – движение; движение воздуха – это ветер. Показ мультфильма «Путешествие муравьишки» Анализ сюжета мультфильма: способность воздуха – ветра отнести любой предмет, даже насекомое на дальние расстояния. Индивидуальная работа: игра «Летает – не летает» - закрепить умение Ксюши П., Леши Ч., Дианы К. классифицировать виды транспорта. II прогулка Наблюдение за движением автомобилей. Цель: обратить внимание детей на выхлопы газа при движении машины. Объяснить, что данные выхлопы загрязняют воздух. Д/и «Какой ветер?» Подставить лицо ветру, вспомнить каким он бывает в разное время года (зимой, весной, летом, осенью). | Вывешивание схемы: «Свойства воздуха» (не имеет формы, запаха, вкуса, цвета). Оборудование для уголка экспериментирования «Весы с надутым шариком», «Воздух в стакане», «Вертушки и султанчики». Организация выставки иллюстраций воздушного транспорта.
Внесение конструктора ЛЕГО для развития конструктивных способностей. Внесение атрибутов для организации сюжетно-ролевой игры «Мы - пилоты». | Дети имеют представления: о свойствах воздуха (способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, от времени, в течение которого человек может находиться без него, о том, что в воде тоже есть воздух, которым дышат рыбы); – о том, что он может быть чистым и грязным; – о том, как соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента. Знают об источниках загрязнения воздуха, сформировано желание заботиться о чистоте воздуха. | Рекомендовать в ветреную погоду пронаблюдать, как движутся облака, как качаются ветки деревьев, определить силу ветра по качанию веток, сделать вывод: чем сильнее дует ветер, тем сильнее качаются ветки. |
2 неделя | Транспорт | «Виды транспорта» (классификация) Задачи: развивать умение сравнивать различные виды транспорта, выявляя сходства, различия, признаки для классификации (по среде передвижения, по наличию двигателя). Оборудование и материалы: сюжетные и предметные картинки из серий «Транспорт»; разрезные картинки с изображением разных видов транспорта; музыкальный центр и записи звуков транспорта; наложенные друг на друга изображения транспорта, незаконченные изображения транспорта. | Утро Рассматривание иллюстраций о транспорте – вводная беседа в тему недели, расширение кругозора. Настольно-печатные игры «Лото» и «Пазлы» по теме «Транспорт». Музыкально-дидактическая игра «Поезд» Цель: развивать умение детей двигаться в определенном темпе и ритме, согласуя движения со словами песни, звукоподражать гудкам и движениям поезда. Индивидуальная работа: с Сергеем А., Машей К., Никитой У.: дидактическое упражнение «На перекрестке» - упражнение в ориентировке в пространстве. I прогулка Наблюдение: за объектами окружающей действительности – транспорт. Предложить детям понаблюдать за передвижением транспорта, вспомнить, какие группы транспортных средств им известны. Предложить детям составить рассказы о заинтересовавших их машинах. Вечер Общение «Правила поведения в транспорте». Цель: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в общественном транспорте. Беседа о профессии водителя, различие грузового и легкового транспорта. Сюжетно – ролевая игра «Шофёры». Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа - милиционер». Анализ сюжета мультфильма: необходимость соблюдать ПДД. Индивидуальная работа в уголке сенсорного воспитания (работа с моделями различного транспорта) с Олей М., Машей Т., Сашей П.. Цель: закреплять навыки обследования предметов при помощи зрения и осязания, совершенствовать восприятие детей, формировать умение передавать в речи результаты обследования предметов; активизировать в речи детей понятия, обозначающие действия с предметами и качества предметов. II прогулка Наблюдение за работой светофора. Подвижная игра «Красный, жёлтый, зелёный» | Размещение выставки «Виды транспорта». Игры с конструктором ЛЕГО (конструирование различных транспортных средств). Внести игрушки – рули для сюжетно-ролевой игры «Шофёры». Размещение книг в книжном уголке для чтения и рассматривания по теме недели. Размещение в уголке сенсорного воспитания моделей транспорта из различного материала (металл, пластик, дерево и др.) Уголок строительно-конструктивных игр: создание мини-выставки «Дорога»; создание схем, чертежей построек; строительный материал, модули, конструкторы. Уголок продуктивных видов деятельности: подборка иллюстраций; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, художественного труда. | Дети знакомы с понятием транспорт, умеют классифицировать транспорт: наземный, воздушный, водный. Правильно называют виды транспорта и умеют составлять небольшой описательный рассказ. Имеют представление о труде людей, работающих на разных видах транспорта. Знают правила поведения в общественном транспорте, а также правила безопасного поведения на улице, ПДД. | Посоветовать родителям, по дороге из детского сада, обратить внимание дошкольников на то, как пешеходы и автомобилисты подчиняются правилам дорожного движения. |
3 неделя | Дом, в котором мы живем | «История жилища» (путешествие по «реке времени») Задачи: познакомить с историей жилища людей, побуждать устанавливать связи между образом жизни людей и жилищами, в которых они жили. Оборудование и материалы: ИКТ, слайдовая презентация, панно «Река времени» иллюстрации жилищ: древности - пещеры, землянки, шалаши, хижины; старины - деревянные избы и каменные города-крепости, современности - современные городские и сельские здания; «метки», цветные карандаши; клей, кисть для клея. | Утро Чтение стихотворения Маршака «Дом, который построил Джек». Решение проблемной ситуации: «Что делать, если потерялся». Д/игра «Найди отличия». Показать и рассказать, чем отличается древние, старинные жилища от современных. Индивидуальная работа: дидактическая игра «Чей дом?» - учить Дашу Б., Киру П., Максима С. правильно называть и классифицировать виды жилищ. I прогулка Наблюдение: за домами, стоящими вокруг территории детского сада. Рассматривание окон, заборов, нахождение сходств и различий. Вечер Экспериментирование: «Как построить прочный дом» (испытание прочности материалов: солома, ветки, камни). Сюжетно – ролевая игра «Строим дом». Просмотр мультфильма «Дом, который построили все», обсуждение сюжета. Индивидуальная работа: упражнять Сашу П., Ваню П., Артура Н., Рому Б. в назывании домашнего адреса, развитие умения составлять план-схему дома, ориентироваться в пространстве. II прогулка Наблюдение: Предложить детям посмотреть в окошки домов, находящихся рядом и придумать рассказ на тему «Кто бы там мог жить» | Разместить в группе иллюстрации и макетов различных видов домов: одноэтажных, многоэтажных, каменных, соломенных, из снега, деревянных и др. Внесение схем построек, Лего, крупного конструктора для свободного конструирования. Выставить настольно – печатные игры по теме недели. Внесение в группу мелких игрушек для режиссерской игры (обыгрывание постройки). Уголок продуктивных видов деятельности: подборка иллюстраций; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, художественного труда. Размещение в уголке сенсорного воспитания различного материала (солома, ветки, камни, пластик, дерево и др.) | У детей сформировано представление о различных видах архитектурных сооружений, они называют различные виды жилищ, умеют их классифицировать (древние, старинные, современные). Знают и называют составные части дома. | Предложить родителям подготовить вырезки из журналов на тему «Такие разные дома». Попросить родителей выучить с детьми домашний адрес. Попросить родителей, дома побеседовать с детьми о том, где они живут, научить ребенка описывать свой дом, нарисовать свой дом. |
4 неделя | Моё село | «Наше родное село» (путешествие по карте) Задачи: познакомить детей с планом села. Учить ориентироваться по нему и составлять свой план. Развивать способность ориентироваться в пространстве. Оборудование и материалы: иллюстрации объектов родного села, физическая карта села, цветные карандаши; клей, кисть для клея. | Утро Беседа «Чем отличаются город и село» (Самара и Кротовка) - формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия. Д/игра «Найди знакомые места». Рассматривание картинок, фотографий посёлка, пейзажей. Предложить детям выбрать те из них, на которых изображено наше село, объяснить, как они догадались. Индивидуальная работа: упражнять Ваню П., Лешу П., Сашу К. в назывании улиц и учреждений села. I прогулка Беседа-наблюдение за красотой поселка «Улицы нашего села». Вечер Сюжетно – ролевая игра «Встречаем гостей» - в игровой форме закрепить знания детей о родном селе. Логика игры: предупредить детей, что к нам в село приедут гости, которые ничего не знает о нашем селе Кротовка. Дети должны встретить гостей и познакомить их с селом. Организация встреч с известными людьми села. Воспитывать уважение к людям, живущим в родном селе. Индивидуальная работа: дид. игра «Угадай, где я нахожусь?» - упражнять Олю Н., Катю Ч., Илью Ш, Данила С. в умении ориентироваться по плану. II прогулка Экскурсия (автобусная) по селу (поликлиника, ветлечебница, почта, парикмахерская, церковь и др.)– расширять представления детей о своём родном селе. Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. | Внесение картинок, фотографий села, пейзажей. Внести кубики, конструктор, мелкие игрушки для строительной игры «Здания моего села». Внесение в группу мелких игрушек для режиссерской игры (обыгрывание постройки). Уголок продуктивных видов деятельности: подборка иллюстраций; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, художественного труда. Организация в книжном уголке выставки «Поэты с. Кротовки». | У детей сформированы представления о родном селе (названия улиц, учреждений, достопримечательностей); умения ориентироваться на улицах села; знания гимна и герба села Кротовки, элементарные понятия о большой и малой Родине; развиты интерес к прошлому села, а также чувства гордости и любви к своему селу. | Посоветовать родителям, по дороге из детского сада, обратить внимание дошкольников на расположение улиц, различных учреждений села, рассказать детям о достопримечательностях Кротовки. Попросить родителей оказать помощь в оформлении стенда о родном селе – принести фотографии с изображением улиц, учреждений, достопримечательностей села. |
Приложение
Проведение опытов по теме ««Этот удивительный воздух»
Опыт «Воздух в стакане»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).
Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).
Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт «Движение воздуха»
Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
Опыт «Имеет ли воздух вес?»
Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).
Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.
Проткните зубочисткой один из надутых шаров.
Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).
Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
Проткните зубочисткой второй шарик.
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: Воздух имеет вес.
Конспект «Беседа о воздухе»
Цель: познакомить с «воздухом» как фактором, влияющим на здоровье человека.
Задачи: познакомить со свойством воздуха, рассказать, какую роль он играет для человека, как можно использовать его для закаливания; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать любознательность.
- Ребята, в последнее время мы много говорим о таких наших друзьях, как «солнце», «воздух» и «вода». Давайте побеседуем о воздухе! Как вы думаете, зачем он нам нужен?. (воздух- это кислород. Мы им дышим.) Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда?
- Где же находится этот свежий, чистый воздух?. Что помогает очищать воздух?. (растения) Значит, самый чистый воздух – в лесах и садах, так как там много растений. А в городе что загрязняет воздух?. (транспорт, заводы…)
- Друзья мои, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом?. что следует делать, чтобы воздух был свежее?. (проветривать) Верно! Только проветривать помещения следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете, почему?. (может продуть)
- Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещения и стараться хотя бы иногда бывать в лесу или саду, парке…где много растений. И подальше стараться находиться от дорог, где много транспорта.
- Ребята, а вы знаете, что мы дышим не только носиками, но и кожей?. если присмотреться к нашей коже, мы увидим маленькие отверстия. Это – поры. Через них кожа дышит. Мы должны помнить об этом и давать ей возможность каждый день дышать. Что это значит? Например, перед тем, как вы ложитесь вечером спать, не спешите кофточки с рукавами и штанишки или колготочки поменять на плотную пижаму с рукавами и длинными штанинами. Можно несколько минут, или даже час побыть в легкой одежде, например, маечке на лямочках и шортиках, босиком. Это тоже закаливание. Кожа открыта и ей легко дышать.
- Вот, оказывается, как важен для всего организма воздух! Давайте еще раз повторим, чем он полезен для организма….) Что нового вы сейчас узнали о воздухе….) Молодцы, ребята!
Тема: «История жилища и бытоустройства»
Для введения в тему предварительно почитаем сказку Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе».
Предложим детям рассмотреть панно «река времени», поясним, что это такое, и отправимся в воображаемое путешествие по «реке времени» — от настоящего в прошлое.
Обсудим, как живет человек сейчас, в наше время; рассмотрим большие иллюстрации и выберем подходящие маленькие карточки-«метки» — современные городские и сельские здания, расположим их в конце «реки времени». Поговорим о том, что люди не сразу научились строить такие дома (заполним «метками» промежуточную остановку на «реке времени» — избы, деревянные и каменные города-крепости). Опираясь на прочитанную сказку Р. Киплинга и иллюстрации, уточним, как жил человек в древности (пещеры, землянки, шалаши, хижины и пр.). Выберем и прикрепим соответствующие «метки»-символы древности в начале «реки времени».
Аналогичным образом обсудим, как одеваются люди сейчас и как одевались в старину, какая у них была посуда, инструменты, оружие (выберем подходящие «метки» для каждой остановки). Можно завершить занятие практическим исследованием: рассмотреть лапти, домотканый коврик, необожженный глиняный горшок и т. п.; сравнить эти вещи с нашей обувью, одеждой и посудой.
Исследовательская тема может быть продолжена на занятии продуктивной деятельностью: предложим детям объединиться в подгруппы по 4—5 человек и сделать макеты старинных городов-крепостей из бумаги, картона, пластилина, бросового материала (с опорой на разные иллюстрации — по выбору). Масштабы макетов можно задать наборами фигурок средневековых рыцарей, русских богатырей, которые станут обитателями построенных крепостей.
Предложим поискать дома и рассмотреть старинные вещи; если возможно, что-то принести в группу для нашего музея старинных вещей.
Список произведений художественной литературы
«Воздух»
- Н. Коростелев «Свежий воздух».
- Отрывок из сказки А.Пушкина "Сказка о Мертвой Царевне и о Семи Богатырях"- «Ветер, ветер, ты могуч».
- С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках».
- Р. н. с. «Мороз, Солнце и Ветер».
«Транспорт»
- С. Я. Маршак «Багаж».
- Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
- С. Сахарнов «Самый лучший пароход».
- Н. Саконская «Песенка о метро».
- М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице».
- Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
- Лермонтов «Воздушный корабль»
- Пантелеев Л. «Чесное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый трамвай»
«Дом, в котором мы живем»
- В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
- Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».
- А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (первая глава).
- Р.н.с. «Зимовье зверей», «Теремок».
- С. Михалков «Три поросенка».
- Демыкина Г. «Дом на сосне»
- Эмден Эсфирь «Дом с волшебными окнами»
- С. Баруздин «Кто построил этот дом?»
«Моё село»
- З. Александрова «Родина».
- С. Михалков «Моя улица».
- Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация образовательного процесса по физической культуре в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Виды двигательной деятельности в ДОУ:-Утренняя гимнастика;- Физкультурные занятия;- Физкультурные минутки;- Динамические паузы;- Прогулка;-Подвижные игры с правилами, с элементами спортивных игр;- Спо...
«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...